Скоротечные мысли надо ловить и фиксировать, иначе можно так заплутать, что не будешь знать - где ты и кто. Исходные точки: мой возраст (не численное значение, а путевая веха); упражнение поэтическое по блек-аут; темы, цепляющие разные поколения; комментарии к конкурсным стихам на литературном сайте.
Упражнение – чудесная медитативная практика, поэтический акт. И, при всех достоинствах, есть что-то в этом действе из «тёмной» стороны, ведь это, по сути, разламывание, даже надругательство над чужим текстом. Насколько полученные в упражнении тексты будут жизнеспособны? Насколько они смогут оторваться от графики, от сиюминутности, от самолюбования автора? Насколько ты будешь автором этого текста, составленного из чужих слов? Насколько долго? Как джазовая композиция в записи. Есть в этом противоречие – сиюминутная импровизация и запись – для джаза это противоречие. И тем не менее, такие композиции живут, и спасибо, что записали. Или буддийская медитация – создание мандалы из цветного песка. Когда рисуется сложная, удивительно гармоничная картина, столько кропотливого труда, и с падением последней песчинки монах (или монахи) берут мётлы и сметают всё, очищая поверхность.
Насколько поэт готов отпустить от себя текст? Не прилипнуть к словесному зеркалу себя, уйти, не требуя признания и восхищения? Когда-то в образованном обществе искусство стихосложения было «всехным», стишки в альбом, по случаю, мадригалы, эпиграммы и т.п. были частью культуры. Уровень написания был, конечно, разным, но несколько шедевров мог написать любой. Это не было предметом всеобщего поклонения. Стихи писали многие, поэтами становились не все. Сейчас стихи опять пишут все – интернет нам в помощь, и большинство пишущих примеряют «тогу поэта». А понимание поэзии пока не дотягивает в массовости. Никого не хочу обидеть, каждый имеет право на ИМХО. Вот только почему столько копий ломается каждый раз – рифмуется-не рифмуется; банально-свежо; тоника-силлабика-верлибр… О, этот пресловутый верлибр! Проза, записанная в столбик, или поэзия?! «Верлибры не люблю и не воспринимаю!» При этом под «верлибр» попадают и другие, в том числе ритмические, формы поэтической записи. А ведь плохие стихи можно написать в любой форме. Верлибр даже в чём-то честнее, за плохим верлибром не стоит ничего - ни рифмы, ни точности ритмического рисунка. А ритмичное и рифмованное иной раз убаюкивает читателя, маскирует недостатки смысла техническими изысками. Но все эти вещи справедливы в обе стороны. Вкус к слову воспитуем, опыт чтения в помощь. А ещё - желание сделать шаг в сторону «белой области» своей поэтической карты, либо найти нехоженые тропки в хорошо изученной зоне.
За что люблю и ценю этот «рыженький» сайт – за возможность подумать, поговорить, проанализировать литературный процесс. Насколько увлекательно читать разные мнения судей по конкурсным произведениям. В этой разности так и хочется поискать общие закономерности. Плюс комментарии участников и болельщиков. Но там нужно делать скидку на эмоциональность, на то, что конкурсные тексты слишком свежи, авторы ещё не отпустили их от себя, не дозрели, чтобы самим критически прочитать для редактуры. У меня пока нет ответов на вопросы, даже не все вопросы удалось сформулировать, а ведь это половина дела для поиска ответа. Это просто направления раздумий о себе-любимой и об искусстве. В общем, о вечном. И результата не предвидится, истина непознаваема в принципе.
Опубликовано: 08/03/18, 15:21
| Просмотров: 864
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]