Когда мне кажется, что разъедающая душу усталость постепенно превращает меня в циника, когда жизнь преподносит неприятные сюрпризы или когда мне просто грустно, я забираюсь под пушистый плед, достаю с полки потёртую серую книгу с топорщащимися закладками – и погружаюсь в удивительный и целительный мир яркой поэзии и совсем не прозаичной прозы. В мир, очищающий мысли от суетной шелухи, в мир, дающий мне силы любить жизнь. 
 По странной иронии судьбы этот врачующий мир создан неизлечимо больным человеком.  
Александр Попов – не только прекрасный поэт, писатель и кинодраматург, но и воистину удивительная Личность – именно с большой буквы. Помню, при первом знакомстве с Сашиными стихотворениями мне подумалось: «Ну надо же! На какой планете вырастают вот такие взрослые, умеющие сберечь в себе ребёнка?» Это спонтанное тёплое удивление переросло со временем в глубочайшее уважение, когда я узнала о многолетней болезни Саши и о том, что «взрослый ребёнок», оказывается, не только сам в состоянии успешно противопоставить недугу потрясающее жизнелюбие и силу духа, но ещё и помогает сделать это другим людям! Саша – автор концепции творческого самосозидания, описанной в изданной Российским Фондом Культуры книге «Один на один с болезнью». Несколько лет он являлся председателем Фонда поддержки больных рассеянным склерозом «Остров спасения», работал заместителем главного редактора газеты «Спасатель» МЧС России. Творчество Саши неотделимо от его жизни и столь же светло и потрясающе искренно, как и сам автор. Помните, у Высоцкого была такая фраза: «Ни единою буквой не лгу»? На мой взгляд, эти слова идеально подходят для описания произведений Саши – настоящих от первой и до последней буквы... 
 А теперь, по традиции, о своём творчестве немного расскажет сам автор… 
    
«Вкратце о себе рассказывать трудно. Любое положение, не успев прозвучать, требует оговорок и пояснений, а те, в свою очередь, – новых ремарок. 
 Первые свои «стихи» я написал ещё во втором классе во всех смыслах средней московской школы. Они были искренними по сути, но совершенно чудовищными – по форме и воплощению. Стихи были моей тайной, потому что я их до поры, до времени никому не показывал – стеснялся. 
 В старших классах я снова начал писать стихи. Они и теперь получались плохими. Я чувствовал это, но не писать уже не мог. Словесность властно манила меня, но на статус жизненного пути ещё не претендовала. В школьные годы я сильно разбрасывался: успехи в живописи, скульптуре и в биологии (ворох грамот за призовые места в олимпиадах районного, городского и университетского масштаба свидетельствовал о серьёзности моих притязаний) как будто показывали вектор моего дальнейшего пути. Но… На рубеже семнадцатилетия я тяжело и неизлечимо заболел. Это невесёлое событие привнесло в жизнь множество забот и трудностей, но именно оно помогло мне сделать окончательный выбор. Теперь поэзия сделалась не только потребностью души, но и опорой для неё. Позже я напишу об этом так: 
 От двух бортов – да в середину 
 Вгонял шары свои недуг, 
 И жизнь рвалась, как паутина 
 Меж пальцев непослушных рук. 
 Ещё белел мой слабый парус, 
 От брызг не прятал я лица, 
 Но жизни меньше оставалось, 
 Чем оставалось до конца. 
 Свою судьбу готовясь встретить, 
 Я жил, не веря, что живу, 
 Но слово – легкое, как ветер, 
 Меня держало на плаву. 
 Я клин пытался выбить клином, 
 Я запретил себе покой... 
 Лишь слово – мягкое, как глина, 
 Тогда имелось под рукой. 
 Плыла трясина под ногами, 
 Но, пробираясь по воде, 
 На слово – твердое, как камень, 
 Я опирался в пустоте. 
 Я выбрал поэзию, а она, надеюсь, выбрала меня. И – шире – я выбрал словесность в широком смысле этого слова. Кроме стихов, я писал и прозу, потом, несколько позже, занялся драматургией. Но стихи стояли – и стоят по сей день! – на первом месте в ряду моих творческих занятий и опытов. Большинство стихов, написанных мной в течение многих лет, оказались чересчур слабыми, чтобы остаться в нынешней антологии. Они были просто ступеньками, без которых не могло быть дальнейшего творчества. 
 Однажды, вслед за «взрослой» поэзией, я увлёкся поэзией для детей. А.А. Реформатский как-то сказал одному из своих оппонентов: «У нас с вами не разногласия, а – разноглазие!» Я думаю, и в отношениях детей и взрослых такое «разноглазие» встречается очень часто. Поэтому в стихах я стараюсь его преодолеть. Впрочем, сугубо детские стихи у меня и не пишутся. Мне кажется, они должны быть интересны и ребёнку, и взрослому, в душе которого ребёнок живёт до сих пор. Поэтому соответствующий цикл я и назвал «Стихи для бывших детей и будущих взрослых». 
 Наверное, было бы преувеличением сказать, что я знаю, как следует писать стихи. Наряду с необходимыми теоретическими знаниями и техническими навыками в поэзии существенную роль играют творческая интуиция и чувство гармонии. Я думаю, именно это – первично.»    
 От себя добавлю: стихи Саши светятся изнутри. Они негромки и изящны, им чужд наигранный пафос. И, самое главное, в них органично сочетается всё то, что делает стихи истинной поэзией: одухотворённость, глубина мысли и одновременно тонкость мироощущения, живой юмор, отчётливо слышимый авторский голос и тщательнейшая, воистину мáстерская работа со словом. Трепетное, ответственное отношение к слову наилучшим образом иллюстрируют строки одного из Сашиных стихотворений: 
 Мной растрачена ночь. Мне заплачено 
 несколько строчек. 
 Я слова тасовал, и со мной 
 тосковали слова, 
 И от их неземных, расширяющихся 
 оболочек 
 Сладко ныло в груди и кружилась 
 слегка голова. 
 Саша – драматург и в прозе, и в поэзии. Его произведения выверены до последнего слова, в них нет ничего лишнего. Саше одинаково хорошо удаются и лирика, и поэтические переводы, и «стихи для бывших детей и будущих взрослых», и юмор. Я могла бы написать здесь ещё много-много-много добрых слов – но, наверное, ничто не расскажет о Сашиных стихах красочнее и убедительнее, чем сами стихи... 
 _______________________________________________________________ 
    
Перед спектаклем  ...Шумок, как шелест ветерка, 
 Всё глуше, суше, монотонней. 
 И в отражении зеркал – 
 Движенья лёгкие ладоней. 
 Черты знакомых смутно лиц, 
 Зал, сотканный из полусвета, 
 И – неживые силуэты 
 Портьер, готовых 
 Рухнуть ниц. 
 Всё так медлительно и врозь 
 Течёт, томится и толчётся, 
 Ещё мгновенье – и начнётся. 
 И – яркой вспышкой: 
 – Началось! 
    
Logos  – Ты знаешь, я раньше 
 Представить не мог, 
 Что Слово – не отблеск клинка, 
 А – клинок! 
 Надёжная жизни 
 И смерти основа, 
 И – строгий хозяин 
 Хозяину слова! 
 «Кто прямо пойдёт…» 
 Выбор скуден и труден, 
 – А если и выбора, кажется, нет? 
 – Ну что ж ты: иди! Неприкрытою грудью 
 Придётся принять вожделенный ответ! 
 – Я раньше и думать 
 Такого не мог, 
 Что Слово – и ключ, 
 И – тяжёлый замок! 
 И вечная плата 
 За грех не-молчанья, 
 И – полный колчан 
 За худыми плечами, 
 И лекарь, 
 И знахарь, 
 Врачующий ядом, 
 И – сдавленным криком – 
 Нож в твёрдой руке, 
 И – голос, 
 И – Логос, 
 И – свет, 
 И – награда, 
 И лёгкость касания к нежной щеке. 
    
Безмолвие  Дождь, заблудившийся в ночи, 
 Ворчит, скучает. 
 Давай немного помолчим 
 За чашкой чая! 
 Мы попадём и в такт, и в тон – 
 Без слов 
 И жестов, 
 Под дробный капель перезвон 
 По ржавой жести. 
 Чуть тронет сквозняком свечу, 
 И тени – стаей. 
 И я безмолвно прошепчу: 
 – Ты знаешь… 
 – Знаю! 
 Дождь, заблудившийся в ночи, 
 Ворчит, скучает. 
 Давай с тобою помолчим 
 За чашкой чая… 
    
Трость  Да... Я как спутник 
 Нынче ненадёжен: 
 Иду с опаской, 
 Медленно бреду. 
 Красивой тростью 
 Скован и стреножен 
 И осторожен, 
 Как на первом льду. 
 Моя не слишком 
 Верная опора, 
 Но всё ж – поддержка, 
 Всё же на пути 
 Защита 
 От нелепого укора: 
 «С утра надрался, 
 Господи прости!» 
 Да, Он простит 
 Нечаянную грубость, 
 И мне она – 
 Совсем не в горле кость. 
 В своих правах 
 Уверенную глупость 
 Теперь смиряет 
 Лаковая трость. 
 Бреду себе 
 Ни шатко и ни валко, 
 Как будто вброд 
 По вздувшейся реке. 
 Смеясь в душе, 
 Как уважают палку 
 В моей до боли 
 Стиснутой руке! 
    
Моя Москва  Город мой! Средоточие вечной возни, 
 Символ пряника, плоти и плети. 
 Ты на руслах проспектов качаешь огни 
 В паутине троллейбусной сети. 
 Ты – оазис, пустыня и вечный вокзал, 
 Ты – богач и бродяга пропащий. 
 Здесь привычно не верят словам и слезам 
 Те, в чьи слёзы не верили раньше! 
 Пусть, Москва, этот мир не спасёт красота 
 Лимузинов и радуг витринных, 
 Ты во многом права. Но твоя правота 
 Не желает являться с повинной. 
 Город мой! Мы с тобой очень ладно живём: 
 Я – старею, ты – тянешься выше. 
 Хочешь, Герцена бывшей тихонько пройдём, 
 А потом – Метростроевской бывшей? 
 А своих "прокуроров" уж ты извини. 
 Что же делать: ты вечно в ответе! 
 Лишь бы так же ночами 
 Качались огни 
 В паутине троллейбусной сети… 
    
Вечер  В час, когда 
 светило катится в бездну, 
 Голоса 
 звучат теплее и глуше. 
 Выползает 
 влажный мрак из подъездов 
 И ложится 
 на промёрзшие лужи. 
 Он росою 
 оседает на спинах, 
 Серой солью 
 проступает на коже, 
 И, бредущие в его 
 паутине, 
 Люди делаются 
 старше и строже. 
 Рассыпаются 
 расчёты и сметы, 
 Всё худое 
 представляется хуже... 
 Лишь, укрытые 
 невидимым светом, 
 Засыпают дети 
 Тише и глубже. 
    
Баю-баюшки-баю!  «Баю-баюшки-баю!» – 
 мама с бабушкой поют, 
 «Баю-баю, баю-баю» 
 спать кладут сестру мою. 
 Только Юлька спать не хочет, 
 Плачет – вот и я не сплю! 
 Я не сплю и слушаю 
 Сказку про Бычка, 
 Да ещё про злющего 
 Серого Волчка: 
 «Он придёт из зимней стужи, 
 За бочок зубами – хвать!» 
 (Это сказка, чтобы лучше 
 Дети стали засыпать!) 
 «Баю-баю, баю-баю, 
 Прилетела кошек стая, 
 Леший тенью притворился, 
 Под кроватью притаился, 
 Сел пиджак верхом на стуле, – 
 Засыпай скорее, Юля! 
 Придёт дядька с бородой, 
 Заберёт тебя с собой, 
 Вместе с милиционером, 
 Водяным и волком серым 
 В тёмный лес утащит свой!» 
 Наконец, уснула Юля, 
 Больше не боится, 
 Мама с бабушкой уснули, 
 Только мне не спится. 
 Нет, совсем не страшно мне: 
 Нечего бояться! 
 Просто тени на стене 
 Странно шевелятся… 
 Ветер стукнул на бегу 
 Вдруг в стекло оконное… 
 Лучше, лампу я зажгу: 
 Так ещё спокойнее! 
    
Тетрадь  Жил человек на тихой улице – 
 обычный, «среднестатистический». 
 Среди народонаселения 
 страны – ничтожное ничто. 
 Стоял в троллейбусе, ссутулившись 
 в бегучих бликах электричества, 
 и дочке к совершеннолетию 
 копил на новое пальто. 
 А с ним делила жизнь привычную 
 его стареющая женщина. 
 Счастливый (как когда-то верили) 
 лет сто назад их случай свёл. 
 Однажды, телевизор выключив, 
 он загрустил. И в кухню вечером 
 ушёл. Закрыл плотнее двери, и 
 с тетрадью сел за старый стол. 
 И написал он, что створоженный 
 закат навис тугими гроздьями, 
 что тучи по небу развешены 
 тяжёлым стираным бельём… 
 Что не должно быть чувств поношенных – 
 Висящих в кладовой на гвоздике, 
 и что в любви шальные трещины – 
 не отрицание её! 
 …Она спала. Сиянье лунное 
 ей сны начитывало шёпотом. 
 Скользнув сквозь стон паркета в комнату, 
 он положил на стол тетрадь. 
 С утра прочла она. Задумалась. 
 Но, потонув в домашних хлопотах, 
 его тетрадь уже не вспомнила. 
 …А он не стал напоминать. 
    
Свет лампады  Свет лампады ещё не померк, 
 Возвещая минуту ухода. 
 Я умру рано утром, в четверг, 
 В сентябре високосного года. 
 Дат моих понеслась круговерть. 
 Дат тяжелых, постыдных, заветных, 
 Только тихая, скромная смерть 
 В этом строе пока незаметна. 
 Боль слабее и радость бледней: 
 Время лечит 
 И временем – лечат! 
 Изо всех моих памятных дней 
 Он пока что 
 Ничем не отмечен. 
 Шаг уверенный: прямо и – вверх! 
 Под ажурные, легкие своды 
 Я уйду рано утром, 
 В четверг, 
 В сентябре високосного года. 
    
Вот и довольно  Самосожжение. Ночи оскал. 
 Ад – и весною набухшие почки. 
 Как самородки, ты в прахе искал 
 Строчку за строчкой, 
 Строчку за строчкой. 
 Слог становился ровней и верней, 
 Грубою кожей ладоней отточен. 
 Как хлебопашец в отборном зерне, 
 Видел ты всходы 
 В звёздных отточьях. 
 Верил ты: всё это было не зря, 
 Хоть и немногих ты тронул до боли. 
 Где-то уже о тебе говорят... 
 Вот и довольно, 
 Вот и довольно. 
 
 
  
 
  
 
  
  
 
 
 
 
 
Спасибо, Аня)
Отсутствие комментариев - моя вина. На моей страничке я вначале опубликовала бенефис закрытым от просмотра: одновременно он был продублирован на "Авто(р)портрете", и мне хотелось, чтобы читатели не распыляли внимание на две странички, а комментировали произведение там. Уже потом, когда "авто(р)портретный" бенефис ушёл с главной страницы, я открыла просмотр и у себя. И я очень благодарна тебе за то, что ты нашла его здесь))