Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [11]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2465]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Тени русской литературы Серебряного века
Эссе
Автор: КЛП
Как КЛП и обещали немного интересного по теме недели "ТЕНЬ ПРЫЖКА НАД ПРОПАСТЬЮ"

Тени русской литературы мы изучаем с достопочтенным Armой, который передает привет Ксенону и старичкам, еще помнящим лихие конные атаки.

Художественная традиция Серебряного века отражала ощущение поэтами и художниками перелома, крушения прежнего мира, идеалов, гармонических принципов. Еще не было революции и гражданской войны, а в поэзия русского Серебряного века уже исполнена предчувствий, трагизма, ощущения тленности и бренности бытия.



"Высока луна Господня.
Тяжко мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.

Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно замирает
Все вокруг.

В ясных улицах так пусто,
Так мертво.
Не слыхать шагов, ни хруста.
Ничего.

Землю нюхая в тревоге
Жду я бед.
Слабо пахнет по дорог
Чей-то след.

Никого нигде не будит
Быстрый шаг.
Жданный путник, кто-ж он будет,
Друг иль враг?

Под холодною луною
Я одна.
Нет, не вмочь мне,- я завою
У окна.

Высока луна Господня,
Высока.
Грусть томит меня сегодня
И тоска.

Просыпайтесь, нарушайте
Тишину.
Сестры, сестры! войте, лайте
На луну!" (Ф.Сологуб)

Образы луны, теней, мрака и сумерек оказываются ключевыми для художественного мира большинства поэтов рубежа XIX-XX вв.

"В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная все длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.

Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем...
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.

С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя...
Только во мне-то зачем
Мытарь мятется, тоскуя?.." (И.Анненский)


(Парижский бульвар ночью" К.Коровин)

"А ты теперь тяжелый и унылый,
Отрекшийся от славы и мечты,
Но для меня непоправимо милый,
И чем темней, тем трогательней ты.

Ты пьешь вино, твои нечисты ночи,
Что наяву, не знаешь, что во сне,
Но зелены мучительные очи,-
Покоя, видно, не нашел в вине.

И сердце только скорой смерти просит,
Кляня медлительность судьбы.
Всё чаще ветер западный приносит
Твои упреки и твои мольбы.

Но разве я к тебе вернуться смею?
Под бледным небом родины моей
Я только петь и вспоминать умею,
А ты меня и вспоминать не смей.

Так дни идут, печали умножая.
Как за тебя мне Господа молить?
Ты угадал: моя любовь такая,
Что даже ты не смог ее убить." (А.Ахматова)

Даже в нарочито хулиганской поэзии И. Северянина - эпикурейца есть оттенок пира во время чумы

"
Чем эти самые живут,
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют -
И в этом жизни смысл находят...

Надуть, нажиться, обокрасть,
Растлить, унизить, сделать больно...
Какая ж им иная страсть?
Ведь им и этого довольно!

И эти-то, на паре ног,
Так называемые люди
"Живут себе"... И имя Блок
Для них, погрязших в мерзком блуде,-
Бессмысленный, нелепый слог..."(И.Северянин)



"Свете тихий пречистые славы негасимых сиянии Отца,
Свете тихий, сияй нам, сияй нам, Свете тихий, сияй
без конца.
Мы пришли до закатного Солнца, свет вечерний
увидели мы,
Свете тихий, сияй нам, сияй нам, над великим
разлитием тьмы,
Свет вечерний увидев, поем мы — Мать и Сына
и Духа-Отца,
Свете тихий, ты жизнь даровал нам. Свете тихий, сияй
без конца.
Ты во все времена есть достоин в преподобных
хвалениях быть,
Свете тихий, сияй нам, сияй нам научи нас
в сияньях любить.
Свете тихий, весь мир тебя славит, ты, сияя, нисходишь
в псалмы,
Ты спокойная радуга мира, над великим разлитием
тьмы.
Свете тихий, закатное Солнце, свет вечерний дневного
Отца,
Свете тихий, сияй нам чрез ночи, Свете тихий, сияй
без конца." (К.Бальмонт)

Напишет далеко не исполненный религиозного рвения К. Бальмонт


("Движение к свету")

Серебряный век русской классики завершил двухсотлетний период классической литературы XVIII-XIX вв, которая развивалась в русле западноевропейской литературы Франции,Германии и, в меньшей степени, Италии и ознаменовал переход к новой модели литературы ХХ века, которая огненной кометой прочертит небосклон 20-х годов ХХ - нулевых годов XXI века.

Опубликовано: 06/12/19, 12:50 | Просмотров: 649 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Хе... Тано Мрачнейшему тоже наш пламенный привет с кисточкой. smile
Как он там, в своих академиях? Не полысел ли от вековой книжной пыли? Наведывается ли в Ангбанд поностальгировать? smile
Верно, до революций 17-го и гражданской войны было ещё несколько лет. Но уже случились русско-японская война, Кровавое воскресенье и революция 1905-го. Первая мировая стояла на пороге с очевидной неизбежностью. Так что, пожалуй, это были уже не просто тревожные предчувствия. Старый мир разрушался буквально на глазах.
Ксенон  (11/12/19 14:44)    


Процитирую-ка я "далеко не исполненного религиозного рвения" Константина Бальмонта:

Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота
Одна есть в мире красота —
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.

Мировоззренческие поиски были одной из основ творчества поэта. Кроме христианства, он обращался и к индуизму, и к дзен-буддизму. В его лирике можно найти мотивы и зороастризма, и верований древних славян, и даже майя.
Сергей_Кодес  (09/12/19 07:31)    


Сергей, Бальмонта очень трудно назвать добрым христианином и верующим православным. Тут немного другие поиски. К религиозному мифу много кто обращался, особенно на рубеже века.
Berg  (09/12/19 11:26)    


Конечно, дорогой Берг, согласен с Вами, Бальмонта трудно назвать добрым христианином и верующим православным.
Но слова "далеко не исполненный религиозного рвения" как бы наводят читателя, не слишком хорошо знакомого с творчеством Бальмонта, на мысль, что поэт был равнодушен к религии - не к христианству, не к православию, а вообще к религиозной проблематике. А именно эта проблематика составляла значительную часть размышлений и творчества Бальмонта.
Сергей_Кодес  (09/12/19 21:38)    


Очень интересно. Очень!
Оксана_Кар  (06/12/19 14:14)