«Чтоб эту горечь в речь облечь, Учу пространственную Азбуку. Не ту что начертал Митурич, А ту, что удалось сберечь, Восстановив Азы по звуку Ещё шумящего Азова...» ........................................Юджин Велос
В этом коротком стихотворении – квинтэссенция отношения поэта Юджина Велоса к поэзии и – шире - к языку: пытливое, бережное, проникающее вглубь, в многослойную толщу и многомерность смыслов, оттенков слова.
О себе Юджин Велос говорит так: «Направление, в котором пишу – «Велосамелос». Стремительный напев. Устная музыка».
Слово поэта неразрывно связано корнями не только с речью, говорением, но и с жизнью, с основами существования человека. Осмысленная речь – в поэтической парадигме Юджина Велоса – божественный дар, необходимое условие, без которого человек теряет связь с Богом и Родом, а значит – утрачивает человечность как главный видовой признак.
Слово письменное и устное в стихах Велоса сливается воедино: отсюда скрупулёзное внимание к графической стороне текста, топонимике и звучанию, где – согласно авторской доктрине – совершается великое таинство слияния звука, знака, смысла и музыки. В этом синтезе – фокус, в котором преломляется история и культура, эпоха времени и географическое пространство, актуальность и вечность. В напряжённом, плотном поэтическом языке поэта сконцентрированы смыслы, связывающие речь с русской культурой на уровне корневой системы. И в то же время – смысловые нити стихосотворения пронизывают материю поэзии, связывая её с культурой Европы и Азии. Православные «колокольные» ноты и магия природных стихий переплетаются с ведическими архетипами, буддийскими воззрениями и образами, приходящими из глубины языческой древности.
Его стихи многослойны: внешний слой – событийный – подобен художественному полотну с неброским, но всегда точным и изящным рисунком, с внятным, взаимообусловленным сюжетом. Внутренние слои раскрывают глубинные смыслы, буквально прорастающие из каждой завершённой фразы.
При комфортности чтения текста, кажущейся лёгкости считывания его «верхнего слоя», более глубокие содержательные слои насыщены общекультурными, «цивилизационными» смыслами, с одной стороны – и мифологическими и фольклорными мотивами, с другой. Содержание текстов полнится образами, символами, архетипами, аллюзиями и реминисценциями. Художественные образы теплы и человечны, и в то же время восходят к сакральным, фундаментальным понятиям человеческого бытия – жизни, смерти, судьбы, веры, любви – как созидающего, связывающего все элементы мира, первоначала. В поэзии Велоса ощущается мистическое отношение к языку, особая благоговейность, когда каждое слово – весомо, а каждое поэтическое высказывание становится подобным молитве.
Персонажи произведений, как и авторский голос от первого лица – отличаются цельностью, монолитностью. В поэзии Юджина нет раздвоенности, фрагментарности бытия, его рефлексия в отношение языка лишена эмоциональной агрессивности, это - любование языком и его элементами, сосредоточенное исследование природы человеческой речи, имён и свойств внутреннего и окружающего мира.
Генеалогия поэзии Велоса связана, в первую очередь, с такими столпами русской словесности, как Хлебников и Мандельштам, Волошин и Заболоцкий. Переплетаясь между собой, эти поэтические традиции питают собой авторскую речь и формируют особенное «смысловое облако», которое становится для поэта отправной точкой в создании слово-звуковой материи и лабораторией собственных смыслов.
Стихи Велоса – для гурманов, для вдумчивого чтения. К их чистому, родниковому языку, наполненному энергией особого рода, спокойной, внутренне цельной и мощной – хочется возвращаться.
О, Слово — смолистая суть языка! В неё окунаешься снова и снова, покуда в нём камедью стынут века, пока не слежится до камня основа. (Юджин Велос)
Евгений Чупров родился 30 октября 1963 года в Красноярске-26 (Железногорске). С 2010 жил в Азове (Ростов-на-Дону), с 2014 обитает в Крыму. Участник поэтической группы «Мост» в конце 80-х (Железногорск). Стихи представлены в Интернете (под псевдонимом Юджин Велос), были опубликованы в таких изданиях, как «Журнал ПОэтов», литературно-художественное издание «Ковчег» (ХХХI), литературный журнал «День и Ночь», литературный альманах «Серебряный стрелец: Поэзия» (2008, 2009) , в газетах и журналах Красноярского края, в ряде коллективных поэтических сборников. Дипломант (2008 г.) и Лауреат международной литературной премии «Серебряный Стрелец» 2009 г. Победитель в номинации «Серебряный голос» (Лос-Анджелес, Калифорния, США) В 2011 году в некоммерческой ознакомительной серии Ростовского регионального отделения Союза российских писателей «32 полосы» вышел авторский сборник стихов «АммонитЪ».
УТРОЕ ДОБРО…
Утрое добро стихотворяне — Мудрые правнуки Велимира!
Утрое добро российского Слова — словяне — Ювелиры баяно языческой лиры.
Утрое добро силы утроит. Слово в устах свой почувствует вес.
И стихосквОрец заливистым свистом устроит Разоблачение тучных небес.
Отче Вечный, очисти от нечисти, честь по чести почисти в отечестве, — научи сволочей человечности. Отче, неужто наши возничие, волки, по сути, в овечьем обличии, алчут отчизну сделать добычею? О, Господи на исповедь сподобь, в беспамятстве чада не уподобь быть стадом, ведомым заведомо в топь. 2 Да не оставят нас силы небесные в дни, когда точно судьбы безвестные бездны под нами зияют беззвездные. Боже всевидящий и вездесущий, надежду вселяющий и несущий — мне Слово, что пищи паче насущной. Боже услышь меня в этой глуши, путь лучший заблудшему укажи, и в помощи немощным не откажи. 3
За всех невинно убиенных со дня постыдной казни пленных геенной огненной суди военных. Пусть ненависти пасть отныне ко всем изменникам святыни в нас станет ненасытнее пустыни. Но если в мыслях не остынет месть, помилуй нас, не дай нам днесь до сыновей сей суховей донесть.
ЗА ЧАЕМ
Борьба между тем, что любишь, и тем, что не любишь — это болезнь ума. Сосан (третий патриарх дзен). ……………………………………. Как победить эту болезнь? Просто засмейтесь и попросите чашку чая. Ошо (Син Син Мин)
Посиди со мной за чаем, день ли, ночь ли за окошком, хочешь, молча поскучаем? Посиди со мной немножко. На восточном небосклоне чуть видна полоска света — вот и небо в том же тоне молча ждёт от нас ответа. Ты же знаешь, я — везунчик, или некто в этом плане, вот увидишь — будет лучик пониманья между нами. …в ослепительном потоке унимаются печали… солнце всходит на Востоке… …значит, всё как намечали? Жизнь в уездном захолустье, удалённом от столицы, помогает мне, допустим, ото всех уединиться, потому как без финансов, без каких-либо вложений, не ахти, как много шансов для сближенья отношений. Жили-пили, спали-ели… а хотелось бы с годами, знать — кто МЫ на самом деле. И понять, — ЧТО движет нами. Лёд истаивает в воду, и собой питает землю, неизбежному исходу, я уже, как видишь, внемлю. Погоди, давай помедлим: путь по выжженной пустыне может стать для нас последним испытанием — отныне! Нам дано понять эскизы, всех путей в исходной точке… … чай с кислинкою мелиссы, настояв на кипяточке.
ОРФЕЙ ....................Видение Бори Бугаева, получившего солнечный удар в Коктебеле
О, вечно слепящий плазменный глаз, с деяний земных не спускающий взгляда. Кого до себя ты возвысишь из нас лучистым укусом змеиного яда?
Спекая во веки веков на века способность души соглашаться с душою, по ком же из нас твой огонь маяка на темные воды ложится межою?
По лиственным и по смолистым стволам, идёшь ты отвесно до бездны из выси, небесные своды деля пополам, извечным сияньем божественной мысли.
Не многими нами затеплить свечу. Волной ли, числом не избегнуть нам сети. Но, может, кому- то из нас по плечу не кануть беззвучно в текущем столетье?
Кому-то ж достанется дивный венец с винтами под конус слоями девятки? Не уж-то опять нисходящий певец не сможет уйти от любви без оглядки?
В союзе Небесных ведут испокон всё то, что исполнится нами до Она... Змеящимся знаком петляет закон, по людям катясь колесом Иксиона.*
О, Слово - смолистая суть языка! В неё окунаешься снова и снова, покуда в нём камедью стынут века, пока не слежится до камня основа.
Пусть толика в нём от описки писца, да тёплая лунка судебного иска, в надежде личину изъять у лица, - чтоб оттиск постигнуть небесного диска!
Не всем ли один уготован итог? Хвалу воздадим окаянным годинам, опишем не глядя последний виток, а там уж сочтемся - не хлебом единым...
О, Небо, едва белизной полоня, забвением нас поплывут асфодели, - мы весточку шлём: " Мол, поддайте огня!" Вели, что б в печах сушняком пошумели...
....................................................................................................................................... *Колесо Иксиона - огненное колесо, к которому за грехи привязан царь лапифов в Фессалии, сын Флегия, брат Корониды. Некоторые исследователи склонны возводить к представлению о перемещающемся по небосводу солнечному диску.
P.S. Эссе написано для электронного литературного альманаха ГРАЖДАНИНЪ №2 (в октябрьский номер)