Появились данные заметки не с бухты-барахты, не по нашёптыванию из иных сфер, не по заказу, не по… В принципе, не важно почему они появились. Скажем так, долгое время в моей голове бродили мысли о какой-то систематизации в применении полученных знаний и приобретённом опыте, в такой «неточной науке», как стихосложение. Понятно, что в стихосложении всё уже давно систематизировано на уровне размеров, рифм, форм, и т.д., и т.п. Множество учебников и статей, которые, при должном усердии и желании, можно изучить. И стать, по меньшей мере, грамотным версификатором. Речь в этом эссе пойдёт не об этом. Так вот… Бродили, бродили мои мысли; голова моя пухла, пухла. А так как с возрастом свободное «дисковое пространство» в нашей голове уменьшается, то необходимо периодически чистить его, перенося нужную информацию на свободные носители. Можно ещё прикупить «жёсткий диск» побольше, но я как-то не нашёл в продаже пустой головы нужного размера. Короче, решил я, что время «Ч» пришло. В силу того, что долгое время я работал логистиком, и привык, чтобы вся информация была «разложена по полочкам», складывать свои «измышлизмы» я буду в папки. Итак, с чего начнём? Логично начать именно с: ПАПКА №1 «Начало» Представим себе прекрасное весеннее, или осеннее утро. Вы проснулись, и – О! Чудо! – в вашей голове появились рифмованные строки. Вы ещё не знаете: а) какая стопа у данного «чуда»; б) что рифмы «любовь-кровь», «розы-морозы» и «ботинки-полуботинки» не для «чуда»; в) что «громкий гром» - это тавтология; г) и т.п. Не важно. Вы поняли главное: вы – поэт. С чем вас и поздравляю! Почему утро именно «весенне-осеннее»? Потому, что именно на эти времена года, по распространённому мнению, приходятся «сезонные обострения» у психически-неуравновешенных людей. Сейчас многие воскликнули: «Сдурел?! Я – не псих!». Псих, батенька, псих. Или, не псих… но тогда – не поэт. Лучше, соглашайтесь на поэта с признаками психа. Иначе, будете постоянно слышать: «графоман», «версификатор», «начинающий, подающий надежды автор». Последнее будет особенно обидно лет через «дцать» вашего психически-уравновешенного творчества. Да, в этом месте можно пожать недоумённо плечами и спросить: к чему это всё? А здесь я создаю папку с интересным названием: ПАПКА №2 «Самоирония» Со временем, вы понимаете, что в вашем мире становится «всё чудесатее, и чудесатее» (с). Т.е. «чуд» уже столько, что одному вам с ними не справиться. Необходимо выговориться, а не только разговаривать с самим собой. Приходит пора притопать в интернет и показать людям «всю свою подноготную». Почему «свою подноготную»? Всё просто. Даже если вы написали, что-нибудь типа: «прошу не считать ЛГ прототипом автора», читатель, всё равно, посчитает. И «припаяет» вам все «грехи», которые вы посмели описать в «чудах». Не суть. Вы приходите на какой-нибудь литературный портал. Публикуете свои «чуды». И здесь… …Будет полный спектр всех человеческих эмоций. И у вас, и у читателей. Если вы не включите «антивирус самоиронии», то, через некоторое время, психически-неуравновешенно «покончите жизнь самоубийством», т.е. отформатируете диск. Виртуально. Но, кстати, находятся и те, кто это делает реально. А ведь был такой себе обычный «психически-уравновешенный не поэт»… Но, не будем о грустном. Лучше откроем новую папку: ПАПКА №3 «Критика» Сразу говорю, что в данной папке выкладки, которые не претендуют на звание «истины в последней инстанции». Знакомо? Уверен, что «да». Моё видение критики – на литературных порталах – одно: критика должна указывать на ошибки. Остальное – не критика. «Тёплышки» - это «тёплышки». Критические обзоры «а-ля Белинский» я в расчёт не беру. Это отдельное направление творчества, которое тоже можно критиковать. Не критика в чистом виде. Точнее, моё видение критики, которая необходима на литературных порталах, отличается от энциклопедической трактовки. Просто статистические данные: несколько сотен положительных отзывов на одном из литературных порталов сподвигли меня только к тому, что я, в определённый момент, «словил звезду». Здесь ограничусь только одной формулировкой, дабы не создавать новую папку: «словить звезду – поверить в то, что ты гений, которому учиться ничему не надо». Хотя, сентенция, что «гению учиться не надо» – не выдерживает никакой критики. Слава богу, что «словил звезду» я на очень короткий промежуток времени – пара недель. Появился тот, кто расчихвостил моё «чудо» так, что я готов был встретиться с этим «товарищем» в реале, и поговорить по-мужски… Но, мы же культурные психи. Я вспомнил про «антивирус самоиронии», и пристал к человеку с конкретными вопросами в личку: «Дядь, расскажи… ». И «дядя» рассказал: ПАПКА №4 «Теория» Проверять алгеброй гармонию… Что может быть скучней? А надо. Здесь мы начинаем считать на пальчиках слоги. Здесь мы начинаем лазить по словарям, дабы понять каким-таким словом ругнулся критик. Здесь мы начинаем думать про то, какой образ создали. Здесь мы начинаем думать о людях, которые имели счастье/несчастье прочесть наше «чудо». Мы начинаем думать… Потому как, «сотворить чудо» может каждый, а вот «творит чудеса», только тот, кто осознаёт, что он делает. ПАПКА №5 «Опыт и знания» Итак, мы проштудировали все доступные нам материалы из интернета, прикупили пару книг в магазинах. Потренировались писать стихи различными стопами, в различных формах… «поигрались» с рифмами. Умудрились выиграть пару-тройку конкурсов, на тех же литературных порталах. И… Выдохлись… Пресытились… Наелись… Да назовите, как хотите… Суть одна – компьютер завис… А в определённый момент вы понимаете, что «чуды» кончились. Вы перестали быть психом. И вам это уже не кажется нормальным. Вы в растерянности. Вы понимаете, что так не должно быть. Вам некомфортно. Вы начинаете вымучивать из себя «чудо». А рождаются только «чудики». Грамотные, скучные «чудики». И вот здесь, самая пора загрузить последние файлы в последнюю папку: ПАПКА №6 «Главная» Я заметил, что всё наше творчество можно изобразить в качестве куска синусоиды. Мы начинаем с простого. Затем, идём вверх, добираясь до сложного. А потом, мы понимаем, что на этой высоте, до которой мы добрались, не все «могут дышать». И начинаем спуск. Ах, как же сложно даётся именно этот спуск. Это, как у Экзюпери: «Вы говорите – дети нас утомляют…».
Что, псих, стоишь и думаешь, как вместить в строфу мысль? И не важно какая рифма: простая, сложная… Главное, чтобы поняли… а то, что ты не умеешь выражать свои мысли «вне чуд» – не вина… Беда? Счастье? Не суть… Я с тобой, псих…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Леший, а вот если я проснулась летним утром и вдруг поняла, что НЕНАВИЖУ СТИХИ! - это к какой категории психов отнесть? Упреждая разубеждение в психозе - ты же со мной? А если я не псих, то - без меня? Нееее, я так не играю!
Эссе великолепно. Но не врубилась в одном месте, простите бабу глупую. А зачем спускаться? Как по мне, или ты растешь, а значит - жив, или прекращается рост и начинается необратимая деградация. В природе нет статичности, или вперед- или назад. Вот потому и ступор у меня мысленный, зачем назад?
Спасибо, Наталья! Хороший вопрос. Обязательно учту его в продолжении. Понимаете, это не деградация. Просто, находясь на поэтических сайтах, мы пишем в основном для таких же как мы "психов". А когда начинают читать люди далёкие от поэзии, то им становится многое непонятно. Т.е. мы применяем кучу инструментов там, где можно было обойтись обычным молотком...))) Я заметил, что главное мнение о творчестве гениев: "а вот он без всякой теории так пишет, что фиг напишешь..." И никто не задумывается, что там просто чёткое осознание того, каким именно инструментом надо воспользоваться. Где-то так...
Синусоида - это точно. Приходишь на новый сайт, начинаешь с нуля, появляются друзья, зарабатываешь очередную "цацку" на конкурсе и начинаешь сползать вниз. Друзья, по-старой памяти, еще лепят тебе плюсики и букетики цветочков из инета. Но тебе уже не интересно. По синусоиде вниз, проскакиваешь нулевую отметку и затихаешь. Читать "лютики-цветочки" и "я сгораю от любви" скучно, выбиваться из рамок неохота, сразу начинают обвинять в "выпендреже" даже не дочитав до конца. Появляется новый сайт и переползаешь туда, за новой порцией похвалы. Скучно аж до зевоты. В рамках, двухсотлетней давности мало кто написал что-то интересное в последнее время. В поэзии особенно. Сплошь, за редким исключением, стоячее болото.
В качестве пожелания, было бы интересно, если бы автор в продолжении осветил такие параметры, как количество полных циклов, период, амплитуду, гармонические-негармонические, затухающие-незатухающие... ну и без громоздких формул - желательно.))) Ибо по стопам автора тянется нескончаемая вереница собратьев по перу...)))
А мне эссе понравилось. Пара вопросов в качестве пояснения. Папка 6. Почему синусойда? Кажись, это больше похоже на "Жизненный цикл продукта", разве нет? А с продукктами чего-то там делают более-менее успешно. Не согласен, что на самом интересном месте оборвалось всё. Когда дочитал про критику, сразу забомбил в избранное. По-моему, очень коротко и ёмко самый-то главный вопрос тут и высказан: "для чего?" Последовавшие папки только и подчёкивают растерянность и этот самый вопрос. Ответы-то на него есть (в ленте уже засветились. Интересно, какой ответ выберет автор.
Спасибо за мнение! На самом деле, Настя с Алексом правы - я разогнался и резко остановился...))) Я перечитал. Посмотрел со стороны. Есть уже намётки продолжения, которое будет этакими ремарками к некоторым папкам. Главная мысль осталась недораскрытой... Видите, у вас возникла мысль, что в эссе преследуется цель выяснить "для чего?". Но цель ставилась другая. "Для чего" - не столь важно. Ответ достаточно прост и банален. Есть несколько причин "для чего", но все они в рамках человеческих "хочется, нравится, не могу иначе"...))) Кстати, тоже можно интересное эссе написать...))) Но мне было интересно поговорить о другом... немножко не договорил...)))
дык..........умные люди пишут в специальных книжках, что надо тренироваться, тренироваться, и тренироваться........как в спорте. ))) Кто не выпадет из процесса ( будет хоть как-то, но писать, ежедневно (это образно говоря) и добросовестно нарабатывать навыки) - в итоге что-то всё же напишет (возможно), остальные останутся на обочине....спрыгнут с подножки уходящего поезда.
Ну, а своя-то голова зачем?))) Я повторю "стотыщраз", что теорию знать необходимо. И, если хочешь понять, то надо и попробовать написать (хоть раз) ямбом, хореем... сонет, триолет... (не обязательно шедевр, а чтобы разобраться). А писать "шедевры" надо именно тогда, когда "диктовка с небес" начинается...)))) Иначе, будешь обычным версификатором...
Весьма актуально.........и что дальше??? а вообще.........давно заметила, что самое счастливое время в любом виде творчества - начало, желательно быть полным дилетантом, но с некоторыми природными способностями..........тогда не чувствуешь никаких сковывающих рамок (полная свобода!) и получаешь от процесса исключительно удовольствие..........это потом придут всякие ограничители и игра превратится в преодоление сопротивления материала.......(
Дальше... допишу на днях... Действительно, не очень внятно закончил... Знаете, скажу такую вещь: когда ты свободен от различных рамок, потому, что не знаешь этих рамок - это одно... и совершенно другое, когда ты свободен, зная все эти рамки... Т.е. я бы назвал это "высшим пилотажем". Можно даже, утрируя, привести примеры гениальных преступников...)))
Упреждая разубеждение в психозе - ты же со мной? А если я не псих, то - без меня? Нееее, я так не играю!
Ты нормальный реальный псих...)))
Хороший вопрос. Обязательно учту его в продолжении.
Понимаете, это не деградация. Просто, находясь на поэтических сайтах, мы пишем в основном для таких же как мы "психов". А когда начинают читать люди далёкие от поэзии, то им становится многое непонятно. Т.е. мы применяем кучу инструментов там, где можно было обойтись обычным молотком...))) Я заметил, что главное мнение о творчестве гениев: "а вот он без всякой теории так пишет, что фиг напишешь..." И никто не задумывается, что там просто чёткое осознание того, каким именно инструментом надо воспользоваться. Где-то так...
Но я несколько о другом...
Напрашивается один вопрос: "обалдели"?))))))))
Пара вопросов в качестве пояснения.
Папка 6. Почему синусойда? Кажись, это больше похоже на "Жизненный цикл продукта", разве нет? А с продукктами чего-то там делают более-менее успешно.
Не согласен, что на самом интересном месте оборвалось всё. Когда дочитал про критику, сразу забомбил в избранное. По-моему, очень коротко и ёмко самый-то главный вопрос тут и высказан: "для чего?" Последовавшие папки только и подчёкивают растерянность и этот самый вопрос. Ответы-то на него есть (в ленте уже засветились.
Интересно, какой ответ выберет автор.
На самом деле, Настя с Алексом правы - я разогнался и резко остановился...))) Я перечитал. Посмотрел со стороны. Есть уже намётки продолжения, которое будет этакими ремарками к некоторым папкам. Главная мысль осталась недораскрытой... Видите, у вас возникла мысль, что в эссе преследуется цель выяснить "для чего?". Но цель ставилась другая. "Для чего" - не столь важно. Ответ достаточно прост и банален. Есть несколько причин "для чего", но все они в рамках человеческих "хочется, нравится, не могу иначе"...))) Кстати, тоже можно интересное эссе написать...))) Но мне было интересно поговорить о другом... немножко не договорил...)))
Я повторю "стотыщраз", что теорию знать необходимо. И, если хочешь понять, то надо и попробовать написать (хоть раз) ямбом, хореем... сонет, триолет... (не обязательно шедевр, а чтобы разобраться). А писать "шедевры" надо именно тогда, когда "диктовка с небес" начинается...)))) Иначе, будешь обычным версификатором...
Ой, а радости-то было - полные штаны. А потом - не радости
а вообще.........давно заметила, что самое счастливое время в любом виде творчества - начало, желательно быть полным дилетантом, но с некоторыми природными способностями..........тогда не чувствуешь никаких сковывающих рамок (полная свобода!) и получаешь от процесса исключительно удовольствие..........это потом придут всякие ограничители и игра превратится в преодоление сопротивления материала.......(
Знаете, скажу такую вещь: когда ты свободен от различных рамок, потому, что не знаешь этих рамок - это одно... и совершенно другое, когда ты свободен, зная все эти рамки... Т.е. я бы назвал это "высшим пилотажем". Можно даже, утрируя, привести примеры гениальных преступников...)))