Недавно у одного своего друга прочла в Instagram горькую статью о том, что он разводится с женой. Статья меня зацепила цитатой из "Мастера и Маргариты" Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит." К слову сказать, этот мой друг очень долго не женился, тщательно выбирал себе супругу, выбирал на всю жизнь. В итоге сделал выбор, остепенился, потом в семье родился ребёнок. Спустя нескольких лет брака в момент сложного жизненного периода жена вместо поддержки "вставила ему нож в спину." Там же, в статье, он рассуждает о смысле другой цитаты из этого романа: "Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!" (с) Друг уверен, что его душа полна желания любить, он считает, что способен на любовь. Он много говорил об этом. Также привёл ещё и такой довод - любовь есть зло, потому что она затуманивает рассудок и за неё человек иногда даже готов продать душу дьяволу.
Я подумала, что иногда люди просто прикрывают эгоизм, ведя игру - ты не делаешь, как я хочу, значит ты меня не любишь. Много ли действительно смельчаков, которые могут переступить через своё эго и любить вопреки разногласиям и конфликтам? Прощать ошибки и беречь чувства. В общем, на какие жертвы мы способны ради любви или не способны. И нужны ли эти жертвы.
Изучая историю написания книги Булгакова, я посмотрела передачу "Игра в бисер. Мастер и Маргарита", где литературоведы и священник спорили о том, есть ли в романе между главными героями любовь. Да, интересно, что многие утверждают, что в этом романе нет любви и близко. Для других - это Библия любви.
И мне захотелось поговорить на эту тему.
Мне кажется, что Маргарита была не просто музой Мастера, не только вдохновляла его (комплекс Маргариты сейчас популярен у многих девушек, но вдохновлять - это ещё не всё), она ещё и понимала, что его книги - это его жизнь, его душа. Поэтому она хотела спасти рукописи любой ценой. Она понимала, что для него это смысл жизни. Она разделила его участь. А если ещё вспомнить, что Булгаков жил во времена Сталина, то можно предположить, что участь эта не простая.
Считаете ли вы роман Булгакова гениальным, любите ли его и за что? Как воспринимаете то, что в нём есть как сцены откровений Иешуа, так и великий бал у сатаны, и есть ли в этом романе всё-таки любовь, по вашему мнению. Как вы относитесь к тому, что ради любви иногда нужно что-то ценное приносить в жертву? Какие для вас самые интересные и любимые отрывки или цитаты в романе, поделитесь, пожалуйста.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
О, да... Любимейшее мое произведение. Цитаты приводить не стану, как по мне - там, в диалогах, сплошь выдающиеся цитаты. Подумалось почему-то об Э.М. Ремарке с его книгами-цитатами. Это же он сказал, что любить - это разговаривать с каждым пальчиком отдельно. Но любовь бесконечно многолика, и один из её ликов явлен нам в отношениях между Мастером и Маргаритой. Это не просто любовь, это невероятной высоты любовь. Вообще, эта книга, и, как ни странно, и фильм Владимира Бортко - явления вневременные, на все отпущенные человечеству века.
Большое спасибо за комментарий! Да, книга уникальна. В ней столько смыслов и трактовок - каждый находит что-то своё. Но нашей писательской среде она особенно близка и понятна. И дорога. Слог у Булгакова - божественный, да.
Варенуха разрыдался и зашептал дрожащим голосом и озираясь, что он врет исключительно из страха, опасаясь мести Воландовской шайки, в руках которой он уже побывал, и что он просит, молит, жаждет быть запертым в бронированную камеру. — Тьфу ты черт! Вот далась им эта бронированная камера, — проворчал один из ведущих следствие.
-- Граждане! -- вибрирующим тонким голосом прокричал он, -- что же это делается? Ась? Позвольте вас об этом спросить! Бедный человек, -- Коровьев подпустил дрожи в свой голос и указал на Бегемота, немедленно скроившего плаксивую физиономию, -- бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда же ему взять валюту? Откуда? -- задаю я всем вопрос! Он истомлен голодом и жаждой! Ему жарко. Ну, взял на пробу горемыка мандарин. И вся-то цена этому мандарину три копейки. И вот они уж свистят, как соловьи весной в лесу, тревожат милицию, отрывают ее от дела. А ему можно? А? -- и тут Коровьев указал на сиреневого толстяка, отчего у того на лице выразилась сильнейшая тревога, -- кто он такой? А? Откуда он приехал? Зачем? Скучали мы, что ли, без него? Приглашали мы его, что ли? Конечно, -- саркастически кривя рот, во весь голос орал бывший регент, -- он, видите ли, в парадном сиреневом костюме, от лососины весь распух, он весь набит валютой, а нашему-то, нашему-то?! Горько мне! Горько! Горько! -- завыл Коровьев, как шафер на старинной свадьбе.
— Я извиняюсь, — заговорил он подозрительно, — вы кто такой будете? Вы — лицо официальное? — Эх, Никанор Иванович! — задушевно воскликнул неизвестный. — Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет, все это, Никанор Иванович, условно и зыбко. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот, Никанор Иванович. И еще как бывает! Рассуждение это ни в какой степени не удовлетворило председателя домоуправления. Будучи по природе вообще подозрительным человеком, он заключил, что разглагольствующий перед ним гражданин — лицо именно неофициальное, а пожалуй, и праздное.
Сделали еще одну попытку добыть кота. Был брошен аркан, он зацепился за одну из свечей, люстра сорвалась. Удар ее потряс, казалось, весь корпус дома, но толку от этого не получилось. Присутствующих окатило осколками, а кот перелетел по воздуху и уселся высоко под потолком на верхней части золоченой рамы каминного зеркала. Он никуда не собирался удирать и даже, наоборот, сидя в сравнительной безопасности, завел еще одну речь. – Я совершенно не понимаю, – говорил он сверху, – причин такого резкого обращения со мной...
Подкараулил этого кота гражданин в тот момент, когда животное с вороватым видом (что же поделаешь, что у котов такой вид? Это не оттого, что они порочны, а оттого, что они боятся, чтобы кто-либо из существ более сильных, чем они, — собаки и люди, — не причинили им какой-нибудь вред или обиду. И то и другое очень нетрудно, но чести в этом, уверяю, нет никакой. Да, нет никакой!), да, так с вороватым видом кот собирался устремиться зачем-то в лопухи.
Степа старался что-то припомнить, но припоминалось только одно — что, кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно в полдень, придет к ней в гости. Дама от этого отказывалась, говоря: "Нет, нет, меня не будет дома!" — а Степа упорно настаивал на своем: "А я вот возьму да и приду!"
О) моя любимая книга ))) читала раза 4, надо ещё прочитать, опять что-то новое найду)))
Цитат там уйма. Я часто цитирую в жизни : Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт! Ну, медики))) Чего с них взять?))
А про любовь, есть или нет - у каждого она своя. Мне Маргарита очень близка своим безумием, поэтому я склонна ей верить) А ещё - из того, что вечно, самый короткий срок у любви (с) Януш Леон Вишневский, "Одиночество в сети". Вот эта книга мне нравилась, когда мне было слегка за 20. А потом как-то попробовала её ещё раз почитать- ужс тихий, на мой вкус) Но цитата хорошая) А ещё цитата Маркеса: "Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.“ Вот и у меня всегда так. Я люблю себя, которая довольная как слон в присутствии человека. Я не знаю, как там у него в этот момент, но себя я тааак люблю))))) И ради этого "люблю себя" все горы и двигаю, эгоистка))) А нож в спину, когда финансовые или другие проблемы в семье, или даже непереживание из-за проблем близкого человека - это уже не про любовь. Если человек делает тебя счастливым, ты априори сделаешь все для него - и патроны подавать будешь, и ножи из его спины чужие вытаскивать... потому что он счастлив - я счастлива. Все ради себя ))) и именно поэтому любовь проходит быстро, если решать не совместные (или даже его) проблемы, а, скажем, создавать проблемы новые... как только я буду себе не нравиться рядом с человеком, я и делать для него ничего не буду.
Виктория, спасибо за подробный комментарий. Я эту книгу тоже много раз перечитывала, она для меня как откровение, сделана шикарно. Мне интересно её изучать. Было интересно узнать, что многие фразы в ней - это перестроенные цитаты из библии. По типу - "Просите, и вам воздастся; ищите, и найдёте. Стучите, и дверь отворится перед вами. Кто просит — получит; кто ищет — найдёт; и откроется дверь ..." (с) "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!" (с) Хочу теперь перечитать в поисках таких фраз, переосмыслить текст. По поводу "Одиночества в сети" - сама идея книги классная, но где-то со средины читать скучно, я еле дочитала и была разочарована. :)
И по поводу любви согласна. Это может называться разными словами, но мы так устроены, что всё пропускаем, в первую очередь, через призму эгоизма, и это в общем нормально и естественно. Даже на уровне энергий, если чел подходит - с ним хорошо без всяких усилий, просто даже дышать легче. Другое дело, что при любых отношениях бывают проблемы и трудности, и вот этот нож в спину - это как раз или моральная слабость (инфантильность по жизни самого человека) или его неспособность любить (жить интересами другого)
Да это трындец, а не книга)))) на самом деле. Тягомотина. Второй раз взяла читать, потому что на глаза попалась, бросила и удивилась, как я её первый раз прочла)))))))
И мне роман кажется гениальным) В нем есть все - и юмор, и поэзия, и философия. И поднимаются вечные темы, и остаются вопросы, на которые автор не дает ответы и предоставляет читателю сделать свои выводы. Вечные темы - добро и зло, истина, творчество, преданность, милосердие, предательство, справедливость... И исторический антураж не так важен, потому что "люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…" И когда автор пишет о любви - я ему верю, он пишет о своей истории, поэтому получилось не надуманно и очень естественно. В жизни люди именно такие - неидеальные, со своими недостатками, поэтому Маргарита иногда слишком жесткая, а Мастер слишком нерешительный и пытающийся спрятаться от мира. А на цитаты там можно разобрать любую главу, мне кажется)
А "любить вопреки разногласиям и конфликтам? Прощать ошибки и беречь чувства" - смотря о каких разногласиях и ошибках идет речь, наверное) могут быть принципиальные разногласия, говорящие о том, что люди - вообще разные и по-разному смотрят на многие вещи, а могут быть мелкие несовпадения, недоразумения, разные привычки, и то же самое с ошибками. Прощать некоторые вещи - себя не уважать) Например, если "любимый" человек периодически унижает или морально издевается. Или бьет - вообще не понимаю, как можно такое терпеть и прощать. Очень полезно не отключать разум и не жить в мире иллюзий) Да, Маргарита как раз понимала мастера и они во всем были единомышленниками)
Спасибо за отзыв, да, о своей истории, и хоть трактовок у романа тысячи, и чего только там уже не напридумали в смысле подтекста их отношений, между героями есть настоящие чувства, это любовь двух душ, которым необходимо было встретиться и познать друг друга. Единственное, что меня напрягает в плане исторического времени, это то, что события начинаются и заканчиваются в дни страстной седмицы. И бал у сатаны начинается в страстную пятницу. Ещё интересная деталь: у Булгакова были сильные головные боли, мучительные, жуткие. Такие же боли испытывает Понтий Пилат, который судит, решает, кого казнить, а кого помиловать, в общем, много интересных деталей в романе.
Да, некоторые трактовки помню, иногда самые нелепые) Но читала у Булгакова почти все, включая письма, и мне понятно, что он писал действительно о себе. Да, сам он, как и Мастер, был не борец... гениальный, остроумный, но у него не было сил и желания бороться с системой, хотя он лучше многих видел и понимал все, что происходит вокруг. Бороться он мог только словом, очень точно и иронично описывая происходящее. Пытался уехать - не позволили. И по театрам за него ходила решала разные вопросы Елена Сергеевна, и в последние годы он порой даже боялся выходить без неё на улицу. Он сам описывал это состояние как нервное расстройство – "неврастения, страх одиночества". А потом и физически тяжело заболел. Мне кажется, вполне логично, что автор отдал какому-то герою свою черту или болезнь. Всегда лучше описывать то, о чем хорошо знаешь. А то, что "что события начинаются и заканчиваются в дни страстной седмицы." - мне кажется, не случайно, для автора все это имело значение. В романе много такого скрытого символизма.
да, читаешь и расшифровываешь новые смыслы. Если ещё вспомнить, что отец у Булгакова был профессором духовной академии, а описывает в книге автор бал у сатаны, то в общем, можно представить духовный диапазон человека. Хотя для меня вопрос спорный. Всё-таки убийство у Достоевского выглядит круче всех этих оргий и приключений с Воландом. Сатира скорее.
роман гениальный, да... и любимый лет с 11. И читанный-перечитанный мною много раз. А вот отношение к героям меняется. И вопросов становится всё больше, а однозначных ответов всё меньше. Сперва думала, что любовь. Чистая, вечная, верная. А сейчас что-то сомнения берут. И насчёт награды тоже сомнения берут. Но это разговор долгий.
Спасибо, Елена, я первый раз прочитала роман в 16 лет. Помню, чёрная такая обложка была, лаконичная. Роман во все времена же окутан тайной, запретами. Было очень интересно его читать, хотя, конечно, многое ускользало от моего понимания, думаю, процентов 60. Мне тогда понравилась именно история любви, тёмные все эти сцены я вообще не догнала, и в фильмах я никогда их не смотрю, просто не моё. Второй раз читала уже осознавая историческую эпоху. А третий - начитавшись биографии Булгакова и всяческих трактовок романа.
"А сейчас что-то сомнения берут..." Я думаю, что всё-таки любовь, если рассматривать любовь как рост двух душ, как постижение света или тьмы (смотря куда тянет) в другом человеке и в себе.
я когда-то имела неосторожность прочесть черновые варианты романа и с тех пор не могу относится к некоторым героям, как раньше. Например Маргарита. Любовь ли к Мастеру двигала ею? Или он - спасение от депрессии. Почему Маргарита бездетна? Почему именно убийство Фридой ребёнка так её задело? Перестала я верить в её любовь. И мне всё чаще кажется, что если бы у неё был выбор - уйти с Мастером в "покой" или остаться ведьмой в свите Воланда, она выбрала бы второе. Но такого ей никто не предложил. По сути, ей предложили только то, зачем она пришла, о чём сказала тогда Азазелло на скамейке. Тогда ей казалось, что именно Мастер ей и нужен. Но потом... "... Маргарита хохотала, целовалась, что-то обещала, пила еще шампанское и, опьянев, повалилась на диван и осмотрелась. Она сразу поняла, что вокруг нее непринужденное веселье и, кроме того, общество смешанное и толчея ужасающая. В комнате - бывшем кабинете Берлиоза - все было вверх дном. На каминной полке сидела сова. Груды льда лежали в серебряных лоханях, а между сверкающими глыбами торчали горлышки бутылок. Письменный стол исчез, вместо него была навалена груда подушек, и на подушках, раскинувшись, лежал голый кудрявый мальчик, а на нем сидела верхом, нежилась ведьма с болтающимися в ушах серьгами и забавлялась тем, что, наклонив семисвечие, капала мальчику стеарином на живот. Тот вскрикивал и щипал ведьму, оба хохотали как исступленные. У горящего камина что-то шипело и щелкало - Фиелло жарил миндаль, и двое в багровом столбе пламени пили водку. Один был в безукоризненном фрачном одеянии, а другой в одних подштанниках и в носках. Через минуту к пьющим присоединился боров, но голая девчонка украла у него из-под мышки портфель, и боров, недопив стопки, взревев, кинулся отнимать. В раскрытые двери виднелись скачущие в яростной польке пары. Там полыхало светом, как на пожаре. Горели люстры, на стенах пылали кенкеты со свечами, кроме того, столбами ходил красный свет из камина. От грохота труб тряслись стекла за шторами. Гроздья винограду появились перед Маргаритой на столике, и она расхохоталась - ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в ее руке. Заливаясь хохотом и отплевываясь, Маргарита отдернула руку. Тут подсели с двух сторон. Один мохнатый с горящими глазами прильнул к левому уху и зашептал обольстительные непристойности, другой - фрачник - привалился к правому боку и стал нежно обнимать за талию. Девчонка уселась на корточки перед Маргаритой, начала целовать ее колени. - Ах, весело! Ах, весело! - кричала Маргарита. - И все забудешь. Молчите, болван! - говорила она тому, который шептал, и зажимала ему горячий рот, но в то же время сама подставляла ухо..." Похоть в чистом виде, которую не нужно больше скрывать. Кровь... И даже если взять последнюю версию романа, то я не верю, что Булгаков с его чувством языка не построил вот эту фразу иначе: - Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой... Не любимого, не возлюбленного, не даже просто Мастера, а любовника. Почему? Почему лицо исказилось судорогой? В романе нет ни одного лишнего, ничего не значащего слова, к чему именно эти? Настоящая жертвенная любовь, я считаю, у Мастера. Он знал на что идёт, он отказался от Света, выбрав сомнительный дьявольский покой,пожалев Маргариту, поняв, что если он откажется - Маргарита с её гордыней погибнет полностью. Во всех измерениях. Проще говоря, отказался от рая, выбрав ад во имя любви. Воланд, каким бы он не был симпатичным, всё-таки дьявол. И покой его... ох, лучше не надо. Вот такие у меня мысли. Их много, в общем. Говорю же - долгий разговор ))) Любимый роман. Я о нём могу мноооого разговаривать. Пальцы устанут )))
Спасибо большое за дополнение и интересные детали. Перечитывала, думала. Согласна с Вами. Кто-то писал, что партийная верхушка того времени любила эти вечеринки с творческой богемой и чего они там только не вытворяли. Была бы книга такой популярной и притягательной без всех этих сцен? Лично для меня они тоже обесценили Маргариту. Демонизация женщины, все эти игры с обнажением - это первый самый примитивный уровень падения. Есть более страшные вещи. И в общем, Воланд для меня не в этом, если брать именно образ зла, не персонаж книги.
Так она и страшна для меня тем, что не только сама не справилась со своими внутренними демонами, но и утянула за собой Мастера. Тот тоже не без грехов, но уйдя в лечебницу (читай - монастырь), он получил шанс на спасение. И не по глупости-наивности он отказался от этого шанса. Знал на что идёт. Это страшно. Спасён в романе только Иван Бездомный, мне кажется.
Очень нравится этот роман. Противоречивостью, какой-то внутренней справедливостью, антуражем. Воланд со своей свитой притягивает. Очень несимпатичен мне образ мастера внутренней беспомощностью, безответственностью. Маргарита? Сильная женщина, положившая жизнь на алтарь любви. Стоило ли? Стать мамочкой для того, кого любишь? Женщина, выполняющая мужскую функцию, у меня не находит понимания. С Кощеем Бессмертным сражаться бы Ивану-царевичу, а не Василисе Прекрасной.
Знаешь, Люба, ответить сейчас сложно. Я прочла роман в глубокой юности. Он меня потряс настолько сильно, что я долго ничего не могла читать. Преследовали образы по ночам. И я жалела Маргариту, и радовалась, и тосковала, и любила с ней. Мастер долго оставался для меня немного более замкнутой на своих переживаниях фигурой. Скучной что ли. Мне в то время не хватило страсти в нем. И мудрость его была мне понятна, но не прочувствована что ли. Даже Воланд был более глубок и ярок в своей страшной правде и мудрости. Все остальные образы показались комичными...Вот ведь странно. Иешуа слился в потоке сознания с Воландом тогда...Помню, показалось, что они оба страдают за нас всех...Парадокс. И в каждом автор, и в каждом я.. Перечитывала потом раз пять. И уже более спокойно. Находило прелесть в комичном, справедливость в мудром, грешность в страстной преданности и попытке противопоставить свое всем... А сейчас воспринимаю, как талантливое произведение, в котором главные герои продолжают жить своей жизнью и не все еще сказали читателям. Но продолжают говорить. Буду перечитывать...
Спасибо большое, Онега, очень интересный взгляд, да, во всём с тобой соглашусь. И главное, даже если убрать все эти разборки добра и зла, в романе очень много боли и жизненной правды. Он такой выстраданный. И человечный. Кто бы что о нём не говорил.
Понимаю, что "Мастер и Маргарита" - важное культурное явление в истории русской литературы. И чтобы не пасть в глазах тех, кто восхищался, прочла его. Правда, в три захода))) Я почему пишу "чтобы не пасть в глазах"? Потому что рассуждать/ критиковать произведение, не ознакомившись с ним, по-моему, нехорошо, непорядочно. Мне должно быть стыдно, что роман не зашел? Люблю другую литературу. Представляю: если сейчас скажу то же самое о Бродском, фанаты из меня сделают виртуальную котлету)) Тем не менее. Есть цитаты, которые мне нра: 1. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. 2. Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова. 3. Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится. Тем не менее-2. В романе прекрасная композиция и классно выписанные персонажи. И даже то, что фигурируют библейские герои, описанные апокрифически, не раздражает почему-то.
Марина, спасибо большое за отзыв и цитаты. Всё очень индивидуально, вы абсолютно правы. Меня тоже напрягает категоричность, я когда-то сравнила Джоан Роулинг с Булгаковым, так меня любители Булгакова распяли буквально :)) Потому что они считают "Гарри Поттера" примитивной литературой, а вот я так не считаю.
Да уж, вкусы настолько разнятся, что иногда просто дурно становится. Например, моя подруга, особа вполне начитанная, вдруг увлеклась серией книг Стефани Майер - "Рассвет", "Новолуние", "Сумерки" и т.д. Я тоже их прочла, раз такая волна популярности пошла(( О "Гарри Поттере" могу сказать одно - только в одной из книг - по-моему, "Дары смерти" - Джоан Роулинг вплела в сюжет около 15 европейских легенд. Это те, которые я знаю. Пусть они не явны, но вполне угадываются. И как искусно это сделано! Так что говорить о примитивизме - лишнее. Возвращаюсь к комменту Татьяны Деминой - я просто проглотила "Белую гвардию". Все в этом романе мне близко - и местоположение происходящего, и события, которые разрушают мир интеллигенции, и отношение Булгакова к героям.
Два дня назад почему-то вспомнился "Бег". Я вообще по пьесам, если честно)) Люблю его. А ещё люблю Александра Островского и Ингмара Бергмана. Но от фильма "Бег", помню, была просто в восторге. Молодцы Алов и Наумов)
Ну, о вкусах не спорят, да... А увлечение Стефани Майер мне напомнило похожую историю) У меня одна бывшая коллега искренне считала, что "50 оттенков серого" - прекрасное и высоколитературное произведение)) Как ни странно, некоторые её поддерживали) Кстати, книга как раз была написана как фанфик по "сумеркам". Ради интереса я тоже попробовала прочитать - хватило страниц на 10) а фильм вообще смотрела как комедию и периодически ржала)) А у Булгакова мне все нравится. "Бег" я сначала прочитала, а потом уже посмотрела фильм) и мне оригинал кажется интереснее и глубже фильма.
Не отношу себя ни к фанатам, ни к противникам романа. Мне нравится, как он написан, но сюжет, пожалуй, "не мой", кроме разве что сатирической части. Впрочем, кто-то говорил о "Мастере и Маргарите", что это роман, который надо читать несколько раз в разном возрасте. Я читала два раза, и оба уже давно, но охотно верю. Это философское произведение, многостороннее и многоликое, и в нём видишь именно то, на что настроен. Самая запомнившаяся цитата - "Он не заслужил света, он заслужил покой." А так их множество, конечно, и широко употребимых в современной речи и вне контекста романа...
Что касается истории любви - ну, любовь ведь настолько разная бывает... Если любишь не самого человека, а его талант - это тоже любовь. Если любишь не самого человека, а то, насколько он тебя вдохновляет - ну... почему бы и нет?
Эри, спасибо большое за отзыв. В этой книге так много правды жизни, но ты права, к ней нужно быть подготовленным, не каждому и не сразу она открывается. Я не всё принимаю в этой книге, некоторые главы даже боюсь читать - настолько они тёмные, фильм не смотрю, меня чаще всего травмируют фильмы по книгам, потому что я по-другому себе всё представляю. Но в книге есть совершенно потрясающие места, и мне приятно черпать и постигать их мудрость и красоту.
Нахожусь в стане тех, кто считает эту книгу гениальной. Несколько раз читала, слушала аудиокнигу, смотрела фильм — не надоедает, с каждым разом открываю новое. А вот "Дни Турбиных" не смогла осилить, хотя неоднократно принималась — совсем не моё. Любимые цитаты довольно простые 1. Самый страшный гнев — гнев бессилия. 2. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. 3. Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил? 4. — «Добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь? — Всех, злых людей нет на свете. 5. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. Хотя там на каждом шагу афоризмы.
И да, забыла написать — любовь в романе или нет, я судить не возьмусь, каждый под этим словом понимает разное. Есть ли инструкция или алгоритм по постановке диагноза "любовь"? Кому-то это — утопиться от того, что любимый бросил, кому-то — варить борщи и ждать с работы, а кому-то — уехать вместе в тайгу и нарожать семерых детей.
А вот "Дни Турбиных" не смогла осилить, хотя неоднократно принималась — совсем не моё.
Какие мы разные. У меня все с точностью наоборот. «Мастера и Маргариту» начинала сто раз, не могу, не пришло время, не надо мне оно, не знаю… Фильм смотрела неоднократно в разных экранизациях, книгу и аудио, и бумажную (у меня дома два разных издания остались от попыток прочтения) так и не смогла. А от «Дней Турбиных/Белой Гвардии» - в восторге.
Любимейшее мое произведение. Цитаты приводить не стану, как по мне - там, в диалогах, сплошь выдающиеся цитаты. Подумалось почему-то об Э.М. Ремарке с его книгами-цитатами. Это же он сказал, что любить - это разговаривать с каждым пальчиком отдельно.
Но любовь бесконечно многолика, и один из её ликов явлен нам в отношениях между Мастером и Маргаритой.
Это не просто любовь, это невероятной высоты любовь.
Вообще, эта книга, и, как ни странно, и фильм Владимира Бортко - явления вневременные, на все отпущенные человечеству века.
— Тьфу ты черт! Вот далась им эта бронированная камера, — проворчал один из ведущих следствие.
-- Граждане! -- вибрирующим тонким голосом прокричал он, -- что же это делается? Ась? Позвольте вас об этом спросить! Бедный человек, -- Коровьев подпустил дрожи в свой голос и указал на Бегемота, немедленно скроившего плаксивую физиономию, -- бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда же ему взять валюту?
Откуда? -- задаю я всем вопрос! Он истомлен голодом и жаждой! Ему жарко. Ну, взял на пробу горемыка мандарин. И вся-то цена этому мандарину три копейки. И вот они уж свистят, как соловьи весной в лесу, тревожат милицию, отрывают ее от дела. А ему можно? А? -- и тут Коровьев указал на сиреневого толстяка, отчего у того на лице выразилась сильнейшая тревога, -- кто он такой? А? Откуда он приехал? Зачем? Скучали мы, что ли, без него? Приглашали мы его, что ли? Конечно, -- саркастически кривя рот, во весь голос орал бывший регент, -- он, видите ли, в парадном сиреневом костюме, от лососины весь распух, он весь набит валютой, а нашему-то, нашему-то?! Горько мне! Горько! Горько! -- завыл Коровьев, как шафер на старинной свадьбе.
— Я извиняюсь, — заговорил он подозрительно, — вы кто такой будете? Вы — лицо официальное?
— Эх, Никанор Иванович! — задушевно воскликнул неизвестный. — Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет, все это, Никанор Иванович, условно и зыбко. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот, Никанор Иванович. И еще как бывает!
Рассуждение это ни в какой степени не удовлетворило председателя домоуправления. Будучи по природе вообще подозрительным человеком, он заключил, что разглагольствующий перед ним гражданин — лицо именно неофициальное, а пожалуй, и праздное.
Сделали еще одну попытку добыть кота. Был брошен аркан, он зацепился за одну из свечей, люстра сорвалась. Удар ее потряс, казалось, весь корпус дома, но толку от этого не получилось. Присутствующих окатило осколками, а кот перелетел по воздуху и уселся высоко под потолком на верхней части золоченой рамы каминного зеркала. Он никуда не собирался удирать и даже, наоборот, сидя в сравнительной безопасности, завел еще одну речь.
– Я совершенно не понимаю, – говорил он сверху, – причин такого резкого обращения со мной...
Подкараулил этого кота гражданин в тот момент, когда животное с вороватым видом (что же поделаешь, что у котов такой вид? Это не оттого, что они порочны, а оттого, что они боятся, чтобы кто-либо из существ более сильных, чем они, — собаки и люди, — не причинили им какой-нибудь вред или обиду. И то и другое очень нетрудно, но чести в этом, уверяю, нет никакой. Да, нет никакой!), да, так с вороватым видом кот собирался устремиться зачем-то в лопухи.
Степа старался что-то припомнить, но припоминалось только одно — что, кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно в полдень, придет к ней в гости. Дама от этого отказывалась, говоря: "Нет, нет, меня не будет дома!" — а Степа упорно настаивал на своем: "А я вот возьму да и приду!"
Цитат там уйма. Я часто цитирую в жизни :
Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт! Ну, медики))) Чего с них взять?))
А про любовь, есть или нет - у каждого она своя. Мне Маргарита очень близка своим безумием, поэтому я склонна ей верить)
А ещё - из того, что вечно, самый короткий срок у любви (с) Януш Леон Вишневский, "Одиночество в сети". Вот эта книга мне нравилась, когда мне было слегка за 20. А потом как-то попробовала её ещё раз почитать- ужс тихий, на мой вкус) Но цитата хорошая)
А ещё цитата Маркеса: "Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.“ Вот и у меня всегда так. Я люблю себя, которая довольная как слон в присутствии человека. Я не знаю, как там у него в этот момент, но себя я тааак люблю))))) И ради этого "люблю себя" все горы и двигаю, эгоистка))) А нож в спину, когда финансовые или другие проблемы в семье, или даже непереживание из-за проблем близкого человека - это уже не про любовь. Если человек делает тебя счастливым, ты априори сделаешь все для него - и патроны подавать будешь, и ножи из его спины чужие вытаскивать... потому что он счастлив - я счастлива. Все ради себя ))) и именно поэтому любовь проходит быстро, если решать не совместные (или даже его) проблемы, а, скажем, создавать проблемы новые... как только я буду себе не нравиться рядом с человеком, я и делать для него ничего не буду.
Я эту книгу тоже много раз перечитывала, она для меня как откровение, сделана шикарно. Мне интересно её изучать.
Было интересно узнать, что многие фразы в ней - это перестроенные цитаты из библии. По типу - "Просите, и вам воздастся; ищите, и найдёте. Стучите, и дверь отворится перед вами. Кто просит — получит; кто ищет — найдёт; и откроется дверь ..." (с)
"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!" (с)
Хочу теперь перечитать в поисках таких фраз, переосмыслить текст.
По поводу "Одиночества в сети" - сама идея книги классная, но где-то со средины читать скучно, я еле дочитала и была разочарована. :)
И по поводу любви согласна. Это может называться разными словами, но мы так устроены, что всё пропускаем, в первую очередь, через призму эгоизма, и это в общем нормально и естественно.
Даже на уровне энергий, если чел подходит - с ним хорошо без всяких усилий, просто даже дышать легче.
Другое дело, что при любых отношениях бывают проблемы и трудности, и вот этот нож в спину - это как раз или моральная слабость (инфантильность по жизни самого человека) или его неспособность любить (жить интересами другого)
В нем есть все - и юмор, и поэзия, и философия. И поднимаются вечные темы, и остаются вопросы, на которые автор не дает ответы и предоставляет читателю сделать свои выводы.
Вечные темы - добро и зло, истина, творчество, преданность, милосердие, предательство, справедливость...
И исторический антураж не так важен, потому что "люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…"
И когда автор пишет о любви - я ему верю, он пишет о своей истории, поэтому получилось не надуманно и очень естественно. В жизни люди именно такие - неидеальные, со своими недостатками, поэтому Маргарита иногда слишком жесткая, а Мастер слишком нерешительный и пытающийся спрятаться от мира.
А на цитаты там можно разобрать любую главу, мне кажется)
А "любить вопреки разногласиям и конфликтам? Прощать ошибки и беречь чувства" - смотря о каких разногласиях и ошибках идет речь, наверное) могут быть принципиальные разногласия, говорящие о том, что люди - вообще разные и по-разному смотрят на многие вещи, а могут быть мелкие несовпадения, недоразумения, разные привычки, и то же самое с ошибками. Прощать некоторые вещи - себя не уважать) Например, если "любимый" человек периодически унижает или морально издевается. Или бьет - вообще не понимаю, как можно такое терпеть и прощать. Очень полезно не отключать разум и не жить в мире иллюзий)
Да, Маргарита как раз понимала мастера и они во всем были единомышленниками)
СерЖ (11/07/21 19:54) •
Единственное, что меня напрягает в плане исторического времени, это то, что события начинаются и заканчиваются в дни страстной седмицы. И бал у сатаны начинается в страстную пятницу.
Ещё интересная деталь: у Булгакова были сильные головные боли, мучительные, жуткие. Такие же боли испытывает Понтий Пилат, который судит, решает, кого казнить, а кого помиловать, в общем, много интересных деталей в романе.
Да, сам он, как и Мастер, был не борец... гениальный, остроумный, но у него не было сил и желания бороться с системой, хотя он лучше многих видел и понимал все, что происходит вокруг. Бороться он мог только словом, очень точно и иронично описывая происходящее. Пытался уехать - не позволили.
И по театрам за него ходила решала разные вопросы Елена Сергеевна, и в последние годы он порой даже боялся выходить без неё на улицу. Он сам описывал это состояние как нервное расстройство – "неврастения, страх одиночества". А потом и физически тяжело заболел.
Мне кажется, вполне логично, что автор отдал какому-то герою свою черту или болезнь.
Всегда лучше описывать то, о чем хорошо знаешь.
А то, что "что события начинаются и заканчиваются в дни страстной седмицы." - мне кажется, не случайно, для автора все это имело значение. В романе много такого скрытого символизма.
да, читаешь и расшифровываешь новые смыслы.
Если ещё вспомнить, что отец у Булгакова был профессором духовной академии, а описывает в книге автор бал у сатаны, то в общем, можно представить духовный диапазон человека.
Хотя для меня вопрос спорный. Всё-таки убийство у Достоевского выглядит круче всех этих оргий и приключений с Воландом. Сатира скорее.
А вот отношение к героям меняется. И вопросов становится всё больше, а однозначных ответов всё меньше.
Сперва думала, что любовь. Чистая, вечная, верная. А сейчас что-то сомнения берут.
И насчёт награды тоже сомнения берут. Но это разговор долгий.
Было очень интересно его читать, хотя, конечно, многое ускользало от моего понимания, думаю, процентов 60.
Мне тогда понравилась именно история любви, тёмные все эти сцены я вообще не догнала, и в фильмах я никогда их не смотрю, просто не моё.
Второй раз читала уже осознавая историческую эпоху.
А третий - начитавшись биографии Булгакова и всяческих трактовок романа.
"А сейчас что-то сомнения берут..."
Я думаю, что всё-таки любовь, если рассматривать любовь как рост двух душ, как постижение света или тьмы (смотря куда тянет) в другом человеке и в себе.
"... Маргарита хохотала, целовалась, что-то обещала, пила еще шампанское и,
опьянев, повалилась на диван и осмотрелась. Она сразу поняла, что вокруг нее
непринужденное веселье и, кроме того, общество смешанное и толчея ужасающая.
В комнате - бывшем кабинете Берлиоза - все было вверх дном. На каминной
полке сидела сова. Груды льда лежали в серебряных лоханях, а между
сверкающими глыбами торчали горлышки бутылок. Письменный стол исчез, вместо
него была навалена груда подушек, и на подушках, раскинувшись, лежал голый
кудрявый мальчик, а на нем сидела верхом, нежилась ведьма с болтающимися в
ушах серьгами и забавлялась тем, что, наклонив семисвечие, капала мальчику
стеарином на живот. Тот вскрикивал и щипал ведьму, оба хохотали как
исступленные. У горящего камина что-то шипело и щелкало - Фиелло жарил
миндаль, и двое в багровом столбе пламени пили водку. Один был в
безукоризненном фрачном одеянии, а другой в одних подштанниках и в носках.
Через минуту к пьющим присоединился боров, но голая девчонка украла у
него из-под мышки портфель, и боров, недопив стопки, взревев, кинулся
отнимать.
В раскрытые двери виднелись скачущие в яростной польке пары. Там
полыхало светом, как на пожаре. Горели люстры, на стенах пылали кенкеты со
свечами, кроме того, столбами ходил красный свет из камина. От грохота труб
тряслись стекла за шторами.
Гроздья винограду появились перед Маргаритой на столике, и она
расхохоталась - ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула
его, и он ожил в ее руке. Заливаясь хохотом и отплевываясь, Маргарита
отдернула руку. Тут подсели с двух сторон. Один мохнатый с горящими глазами
прильнул к левому уху и зашептал обольстительные непристойности, другой -
фрачник - привалился к правому боку и стал нежно обнимать за талию. Девчонка
уселась на корточки перед Маргаритой, начала целовать ее колени.
- Ах, весело! Ах, весело! - кричала Маргарита. - И все забудешь.
Молчите, болван! - говорила она тому, который шептал, и зажимала ему горячий
рот, но в то же время сама подставляла ухо..."
Похоть в чистом виде, которую не нужно больше скрывать. Кровь...
И даже если взять последнюю версию романа, то я не верю, что Булгаков с его чувством языка не построил вот эту фразу иначе:
- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой...
Не любимого, не возлюбленного, не даже просто Мастера, а любовника. Почему? Почему лицо исказилось судорогой? В романе нет ни одного лишнего, ничего не значащего слова, к чему именно эти?
Настоящая жертвенная любовь, я считаю, у Мастера. Он знал на что идёт, он отказался от Света, выбрав сомнительный дьявольский покой,пожалев Маргариту, поняв, что если он откажется - Маргарита с её гордыней погибнет полностью. Во всех измерениях. Проще говоря, отказался от рая, выбрав ад во имя любви. Воланд, каким бы он не был симпатичным, всё-таки дьявол. И покой его... ох, лучше не надо.
Вот такие у меня мысли. Их много, в общем. Говорю же - долгий разговор ))) Любимый роман. Я о нём могу мноооого разговаривать. Пальцы устанут )))
Была бы книга такой популярной и притягательной без всех этих сцен?
Лично для меня они тоже обесценили Маргариту. Демонизация женщины, все эти игры с обнажением - это первый самый примитивный уровень падения. Есть более страшные вещи.
И в общем, Воланд для меня не в этом, если брать именно образ зла, не персонаж книги.
Спасён в романе только Иван Бездомный, мне кажется.
Согласна, очень хорошая аналогия.
А сейчас воспринимаю, как талантливое произведение, в котором главные герои продолжают жить своей жизнью и не все еще сказали читателям. Но продолжают говорить. Буду перечитывать...
Тем не менее. Есть цитаты, которые мне нра:
1. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
2. Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
3. Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.
Тем не менее-2. В романе прекрасная композиция и классно выписанные персонажи. И даже то, что фигурируют библейские герои, описанные апокрифически, не раздражает почему-то.
Потому что они считают "Гарри Поттера" примитивной литературой, а вот я так не считаю.
Возвращаюсь к комменту Татьяны Деминой - я просто проглотила "Белую гвардию". Все в этом романе мне близко - и местоположение происходящего, и события, которые разрушают мир интеллигенции, и отношение Булгакова к героям.
Вот очень хотелось бы посмотреть, как тебе было бы стыдно
А увлечение Стефани Майер мне напомнило похожую историю)
У меня одна бывшая коллега искренне считала, что "50 оттенков серого" - прекрасное и высоколитературное произведение)) Как ни странно, некоторые её поддерживали)
Кстати, книга как раз была написана как фанфик по "сумеркам".
Ради интереса я тоже попробовала прочитать - хватило страниц на 10) а фильм вообще смотрела как комедию и периодически ржала))
А у Булгакова мне все нравится.
"Бег" я сначала прочитала, а потом уже посмотрела фильм) и мне оригинал кажется интереснее и глубже фильма.
Ну как-то так))
Самая запомнившаяся цитата - "Он не заслужил света, он заслужил покой." А так их множество, конечно, и широко употребимых в современной речи и вне контекста романа...
Что касается истории любви - ну, любовь ведь настолько разная бывает... Если любишь не самого человека, а его талант - это тоже любовь. Если любишь не самого человека, а то, насколько он тебя вдохновляет - ну... почему бы и нет?
Я не всё принимаю в этой книге, некоторые главы даже боюсь читать - настолько они тёмные, фильм не смотрю, меня чаще всего травмируют фильмы по книгам, потому что я по-другому себе всё представляю. Но в книге есть совершенно потрясающие места, и мне приятно черпать и постигать их мудрость и красоту.
Любимые цитаты довольно простые
1. Самый страшный гнев — гнев бессилия.
2. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
3. Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
4. — «Добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, злых людей нет на свете.
5. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Хотя там на каждом шагу афоризмы.
Какие мы разные. У меня все с точностью наоборот. «Мастера и Маргариту» начинала сто раз, не могу, не пришло время, не надо мне оно, не знаю… Фильм смотрела неоднократно в разных экранизациях, книгу и аудио, и бумажную (у меня дома два разных издания остались от попыток прочтения) так и не смогла. А от «Дней Турбиных/Белой Гвардии» - в восторге.