Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
На краю времён
Эссе
Автор: Ptitzelov


«Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Над фонтаном надпись сия: «Неравное всем равенство».
Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вкруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный. И что глупее, как равное равенство, которое глупцы в мир ввести зря покушаются? Куда глупое все то, что противно блаженной натуре?..»
…......................... Григорий Сковорода. «Алфавит, или Букварь мира»


В том, что мораль современного мира не совпадает с нравственностью от Бога, а иногда и противоречит ей — не секрет. Творчество, как и другие сферы человеческой культуры, не может быть официально признанным, пока между творцом и миром имеется ряд неразрешимых противоречий, нерешённых вопросов. А дальше вступает в права закон рынка — конкуренция. Кто-то назовёт её «свободной». Но конкурируют тут не произведения, а скорее авторы. И мерилом таланта является не Бог, а «социальный заказ», исходящий откуда-то сверху, издалека, из-за кулис, но никак не от тех, кто, собственно, и является этим самым социумом. Социум давно уже не субъект, а объект манипулирования извне. А что, когда-то было иначе? Возможно. Я об этом ничего не знаю.

Искажение и распад художественных образов, опошление и уплощение культурных смыслов ведёт к деградации и распаду социума. Это закон социальной психологии. И цель глобального мира.

Чтобы превратить человеческую жизнь в скотскую, достаточно кормить людей низкопробным культурным (а вернее, антикультурным) информационным продуктом. Чтобы оскотинить общество — нужно внедрить в головы античеловеческие, скотские смыслы. Показать, растиражировать, сделать эстетически приемлемым и востребованным скотский «образ жизни».

Стремление стать востребованным, попасть в истеблишмент, заставляющее идти на компромиссы разного рода, всегда в ущерб творчеству. Уходит искренность и глубина, её подменяет упрощённость, доходчивость и ангажированность содержания. В истеблишменте свободы нет.

Конкуренция «на выживание» в творчестве (а равно и в науке) заканчивается деградацией и уничтожением творчества, превращает сферу человеческой культуры в уродливый торгашеский междусобойчик.

Ранимые, впечатлительные, самолюбивые творческие натуры в «богемной», официально признанной среде неизбежно начинают лицемерить и ненавидеть друг друга, толпясь у кормушки, доступ к которой можно оплатить талантом или хотя бы способностями к имитации искусства.
Тут невозможно продать ни единой картины или песни, не торгуя собой, не продавая себя самого, как приложение к собственному творчеству. Иначе не купят. Заветный чек здесь выписывают только после согласия обслуживать механизм дегуманизации, который направлен на социокультурный распад общества и расчеловечивание человека в распадающемся мире. На расщепление и уничтожение общества как единого целого, человечества. И после — на уничтожение человека.

В такой удушливой атмосфере не выжить, сохранив дар, не искалечив подарок Бога и себя самого, свою душу. Люди с искалеченной или убитой душой — импотенты реального творчества. Хотя по инерции, как зомби, могут ещё конкурировать друг с другом, оригинальничая, вырабатывая относительные новшества в способах фиксации знаков, из которых уходит естественный смысл.

Это не творцы — а «креаклы», соревнующиеся друг с другом в изобретении методик и технологий, позволяющих «вписаться» в художественный процесс, тенденцию, моду. Творческий инстинкт в этой цепочке подмен неотвратимо перерождается в условный рефлекс. К творчеству эта рефлекторная мимикрия «под творческую среду» не относится. Чистый бизнес… Ничего личного.

В мире, где статус «произведения искусства» определяет не объективная художественная ценность, а вкусовщина и конъюнктура на ярмарке концептов — политически ангажированных, искусственно внедряемых информационными технологиями — прекрасное выхолащивается изнутри, теряет живое дыхание жизни. Превращается в гламурную глянцевую имитацию красоты. На место целебной гармонии приходит расчетливая «продуманность». Живое человеческое чувство подменяется нажатием на «реперные точки», давлением на нужные «кнопки» для возбуждения необходимых эмоций. Как в торговле, где главное — выгодно продать товар, втюхать дешёвку задорого. Место искусства занимает чувственно-эстетическая манипуляция человеческой психикой. Иногда это называют «магией искусства», но «магия» часто не дотягивает даже до эстетически убедительного фокуса.

Современное искусство забито муляжами — от слезливых сериалов до литературно-художественного «гламурятника» и технологий, «взрывающей шаблоны» и сводящей человека с ума — часто в прямом, буквальном, смысле.

Отвращение к мертвечине заставляет художников отворачиваться от естественной красоты и эстетизировать безобразное в пику гламурной подделке. И то, и другое — искусственный, выморочный путь, ведущий в тупик, подменяющий искусство бездушной сувенирной культурно-массовой продукцией, а иногда и откровенной кустарщиной. Пустышка остаётся пустышкой, соской для инфантилов, жаждущих зрелищ, сколько бы философских концепций ни оправдывало эти «зияющие гламурные пустоты» или карикатурные, гротескные подобия отражений реального мира в художественной культуре, а значит — в человеческом сознании.

Порой это похоже на глупое шоу, вызывающее неловкость. Глумление над здравым смыслом, живыми чувствами и эстетической природой возвращается к авторам потерей дара. Круг замыкается. Снижение вкуса выливается в растление нравов, в опустошение чувств. Такое псевдоискусство убивает души, так сказать, в промышленных объёмах. По сути это массовое духовное убийство…

Может быть, поэтому, творческий человек со здоровым нутром — «блаженная натура» — старается дистанцироваться от безумия и пошлости «всеобщего мейнстрима». Но выжить в полном одиночестве тоже почти невозможно. Даже физически. Дар требует полного посвящения, самоотказа от комфорта — или отказа от творчества. Редким счастливчикам, гениям и авантюристам, дано совмещать творчество с рутинной работой или отсутствием официальных доходов. Но если такой выстоит, выживет в агрессивной для таланта среде — случается чудо творчества. Не магия, не фокус — а чудотворение, исцеляющее если не весь рехнувшийся мир, то хотя бы малую часть его обитателей.

Совместное творчество, со-творчество — единственное, что можно противопоставить глобальному распаду мира. И его глобальному диктату.
Коллективное творчество не является обязательным условием сотворчества. А иногда наоборот, отсекает возможность творить нечто, выходящее за пределы прикладного ремесленнического искусства. Нет. Речь не идёт о творчестве коллективном, безымянном, как в эпоху раннего средневековья.

Разговор о том, что конкуренция убивает живую культуру. Вражда превращает искусство в фикцию, девальвирует индивидуальный талант, обесценивает творчество как необходимое слагаемое социального человеческого существования.

Мы должны стать садовниками, а не продавцами цветов. Заниматься селекцией творческого начала, а не истреблением потенциальных конкурентов. Осознать, что мы разные. Сильные, слабые. Мастера и подмастерья. Гении и ремесленники. И у каждого есть и задача, и работа в «саду божественных песен». Так всегда было, когда человечество спохватывалось — на краю последних времён.
Это скорее разговор о любви…

P.S.

«… Хочешь ли жить в сласти? Не завидь нигде.
Будь сыт малой части, не убойся везде.
Плюнь на гробные прахи и на детские страхи;
Покой — смерть, не вред...»
… Григорий Сковорода. «Сад божественных песен»


П. Фрагорийский
из кн. Триумф ремесленника
Опубликовано: 09/07/21, 02:25 | Последнее редактирование: Ptitzelov 11/07/21, 00:00 | Просмотров: 596 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Интересно читать ваши рассуждения, Юрий, не со всеми доводами согласна, но такую точку зрения понимаю в целом.
Я вот тоже немного порассуждала после прочтения эссе.
Живого дыхания жизни мало в современном творчестве, разве?
В мире столько по-настоящему талантливых людей (и в литературе в том числе), другое дело, что и ширпотреб стал объёмнее, изобретательнее и разнообразнее.  В процентном соотношении ширпотреб всегда будет преобладать, очевидно же.
Информационная война – вечная война и никогда уже не закончится, так мне думается. Авторы будут также подстраиваться под читательские запросы, в основном, и раздавать информацию, удобную для своих фолловеров.
Информация любая (и ваше эссе) – огромные песочные часы (ну, это я так вижу), как не смотри, как не поверни, а струиться песок будет в одном направлении, заполняя собой пустое пространство, и что в текущем песке? Золотые крупинки или дорожная пыль, это самому Времени– неважно, оно идёт себе, а важно различие, к примеру, индивидууму или группе индивидуумов.
Чтобы любоваться только золотом, индивидуум должен разбить стекло (остановить время) и разобрать все крупинки на золотые и на не имеющие ценности, на что никогда не хватит даже нескольких жизней, не то что одной. Читатель – это тот же золотодобытчик, промывать и высеивать увиденное/услышанное – дело нелёгкое и не такое быстрое, можно себя самого положить на этих сетературных приисках. И кто-то скрупулёзно занимается фильтрацией себе в удовольствие, а другой, допустим, предпочитает пассивное прогуливание по песочку босиком (читает всё подряд) и просто наслаждается временем, жизнью, независимо от потока информации.

Справка из Вики:

Добытое за всю историю золото, собранное в одном месте, образовало бы куб с ребром, равным 20 м, то есть высотой с пятиэтажный дом; тогда как руда и песок, из которых это золото было извлечено, представили бы гору высотой более 2,5 км. 


Не, я не для дискуссии это пишу, просто такой вот комментарий, взгляд сквозь призму навеянных ассоциаций.

Да... и продавать цветы тоже кому-то нужно) И покупать!
Laura_Li  (10/07/21 16:16)    


Живого дыхания жизни мало в современном творчестве, разве?
Где? В официально признанной поэзии не встречал. В прозе - единицы.
В мире столько по-настоящему талантливых людей (и в литературе в том числе), другое дело, что и ширпотреб стал объёмнее, изобретательнее и разнообразнее. В процентном соотношении ширпотреб всегда будет преобладать, очевидно же.

Статья не об этом. Ширпотреб тоже бывает разным. Иногда - ядовитым, как цианистый калий. а иногда милым и трогательным.

Благодарен Вам за комментарий. biggrin
Ptitzelov  (10/07/21 19:52)    


Художник не должен продавать цветы. Он не может быть торгашом - именно поэтому как черти из табакерки выскакивают предприимчивые, но мягко говоря далекие от настоящего искусства люди) Соцзаказ.
Ptitzelov  (10/07/21 20:08)    


Ну, я предполагала ответ в таком духе)))

Не, не, художники продают свои работы и это нормально)
Laura_Li  (11/07/21 07:18)    


Конечно, нормально.
Ненормально что нет художественной школы. Ненормален индивидуализм.
И еще ненормально то, что настоящее не пользуется популярностью, потому что пиарят фальшивку.
И еще ненормально то, что с помощью искусства (псевдоискусства) навязывают нездоровые "идейки".
О качестве уличных скульптур я говорил.
Ненормально то, что наглый беспредел подменяет живое искусство мерзостью в духе "аленушек". Так бывает слишком часто, а в последние годы стало уже эстетическим законом.
Ptitzelov  (11/07/21 08:00)    


Я это говорю не только потому что я так считаю. Так считают многие из тех художников, которые считаются вполне себе успешными, даже выставки за границей у них. Так вот они плюются видя это всё. Ну, потому что не вывернута у них еще совесть наизнанку. Вернее... не до конца. Есть те кто пытается организовывать школы. Типа частные, безвозмездно. Готовы делиться тем что умеют, знают. И есть те кто готов учиться. Но это всё не организованный жалкий процесс, который особенно в последние годы встречает странные препятствия. Вернее - ничего странного - это вполне логично)
Ptitzelov  (11/07/21 08:03)    


Наверное, так всё и есть...
Эссе понравилось. Спасибо.
Маруся  (10/07/21 07:44)    


Капитализм, Маруся, это плохая система) biggrin
Ptitzelov  (10/07/21 09:05)    


Очень плохая!((
Маруся  (10/07/21 09:16)