Вечный образ — это когда ты можешь сказать «о мире и о себе» устами персонажа, которому несколько веков, а может, и несколько тысяч лет. И не важно, кто он — библейский герой или злодей, действующее лицо какой-нибудь легенды, мифа, книги или исторической эпохи.
В чём секрет того, что мы возвращаемся к ним? Примеряем их на себя, сличаем себя с ними? Эти персонажи сами по себе воплощают некий универсальный сверхсюжет, скрытый сценарий которого мы можем обнаружить в своей жизни, в судьбах наших современников. Жизнь вечного образа имеет внутри себя некие ключевые точки, объединяющие нас с ним. Точки, благодаря которым мы можем поставить перед собой какие-то очень важные вопросы. И попытаться найти ответы. Вечный образ — всегда современный, идёт со временем в ногу. Время над ним не властно — на то он и вечный образ.
Эти персонажи обретают бессмертие благодаря нам, живущим временно, и помещающим их как бы внутрь себя. И пребывают в бессмертии, пока произведение, в котором они родились и живут, смыслы, заложенные в нём, актуальны, то есть востребованы нами, людьми. Как часть важного человеческого цивилизационного кода, благодаря которому мы и образуем все вместе — цивилизацию людей.
Это важно: иначе как мы сможем понять друг друга в информационном поле, которое является нашей культурой?
Вечные образы — область тонких смыслов. Иногда их невозможно пересказать, растолковать до конца, расшифровать, но всегда можно сопоставить с животрепещущими смыслами современности. И получить новую грань бытия в мире, отражённом и в нашем разуме, и в коллективном сознании.
Сегодня, в эпоху «культуры отмены», а по сути — в эпоху отмены культуры, когда насаждается агрессивное невежество в области знаний, вульгаризация и примитивизм в области смыслов, уплощение мышления — вечные образы как будто уходят от нас. Покидают информационное поле.
Причины разные. Люди перестали читать толстые книги, а краткие пересказы содержания литературной классики, которыми переполнены нынче видеоблоги и сетевые справочники, не в состоянии заменить полноценного чтения и переживания тех смыслов, которые заложены в первоисточниках. Многие книги ныне уходят из обихода из-за идеологических запретов, изъятия из образовательных программ, а то и вымарывания из информационного поля даже имён некоторых писателей. Привычка к "короткому" чтению не позволяет усваивать тексты, превосходящие по объёму лимит знаков, умещающихся в сетевых сообщениях - мышление людей становится фрагментарным... Причин не так мало. И все они более-менее объективны.
Иногда сталкиваешься с тем, что люди, казалось бы, ещё успевшие получить более-менее качественное образование — уже не помнят, не понимают смысла, не испытывают потребности диалога с вечными образами — даже в рамках художественного текста, и шире — творчества. Как будто вдруг разучились мыслить объёмно, вместо этого помещая себя в унылую плоскость вялых, дряблых умственных конструкций, где интеллектуального начала становится всё меньше, а чувственная сторона упрощена до уровня «приятных ощущений». Как будто людей отключили от системы жизнеобеспечения, и они ещё продолжают трепыхаться по инерции... Фильм ужасов.
Когда видишь это, кажется, мировая культура ветшает на глазах, как руины полуразрушенных античных сооружений. А на смену ей приходит весёленький такой позитив, суррогат, похожий на разноцветную жвачку в разукрашенных фантиках. «Рафаэль», «Микеланджело», «Донателло», «Данте» статистически сегодня больше известны больше как ниндзя-черепашки из дурацкого мультика или персонажи компьютерных игр. Зато Кармен, например, повезло больше: о ней, по крайней мере, помнят, автоматически проецируя её литературную судьбу на массовый образ любви как таковой. Без вариантов! Любовь по-другому, вне губительных страстей и эйфории, уже и не воспринимается как любовь. Скукотища же...
Странная штука человеческая память: человек помнит лучше то, что связано с болью, с грехом, с жестокостью, с пороком. То же и в социуме: человеческие сообщества лучше помнят то, что с ними происходило плохого. И даже то, чего с ними не происходило никогда — а так, нынешние «переделыватели истории» придумали. А хорошее не помнят. Зло имеет длинную память, добро — короткую. Просто — наблюдение.
Не удивлюсь если завтра люди не смогут читать ни Достоевского, ни Борхеса, ни Павича, ни Бродского, и будут в состоянии воспринимать только чувствительные куплеты, комиксы и инструкции по варке пельменей. Чтоб не забыть, как варить пельмени.
В общем, всё это большая печаль. Если так будет и дальше, скоро мы, люди, деградируем и отупеем окончательно. С нами перестанут говорить картины, замолчат литературные произведения, а музыка станет лишь импульсом к ритмическим движениям. Внешние эстетические раздражители будут действовать на наше сознание, как условные рефлексы...
Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. Вот так. Списком. Как внеклассное чтение. Я не шучу. А то ведь память потеряем совсем. Вечные образы покинут наш человеческий мир навсегда. И как обходиться без них? Как проверить, что у нас внутри там, в глубине, человеческого? Сличая себя с образами, из которых состоит культура цивилизации, мы получаем возможность обличить в себе слабости, увидеть, где мы удаляемся от правды, в какой точке сходим с истинного пути, и понять причины наших ошибок. С кем мы будем себя сличать? С покемонами, что ли? Такие дела...
П. Фрагорийский Из книги «Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника»
P.S.
Недавно сделал маленький фильм на стихи Бориса Бергина "Суламита".
И тут одна сетевая литераторша сморозила: у Куприна Суламифь же была, при чём тут какая-то Суламита? И вообще она была «нежным большеглазым созданием», девочкой-подростком… Такой я её, мол, запомнила. А это кто? Узкоглазая какая-то. Казахи какие-то… Я, говорит, не призываю оголённую грудь показывать в видео, но при чём тут это всё — ну кроме виноградников, это я ещё понимаю. В довесок эстетически переразвитая дама изрекла многозначительную фразу:
В общем, художественная ценность «стиха и кина» — у стихотворения Б.Бергина никакая, если исходить из глубин личного «эмоционального, чувственного и духовного восприятия» этой отдельно взятой ценительницы прекрасного. Прекрасного — в её понимании. Поскольку объективных критериев оценки художественных произведений, по её убеждению — просто не существует.
Судя по диалогу, ветхозаветную книгу о Суламифь она не читала никогда. А зачем? Ведь «духовное восприятие не подчиняется правилам и рассуждениям», не нуждается в каких-то там знаниях, первоисточниках. Иногда и книжку незачем читать, достаточно кино посмотреть.
То есть, оказывается, такого рода «духовного восприятия» для оценки художественного произведения должно хватать с головой, причём оно, это загадочное «духовное восприятие», согласно словам эстетствующей дамы, у каждого — своё. Вот так… Как в палате душевнобольных: у каждого «свой отдельный духовный мир». Но каждый — пытается «рулить Вселенной, пока не видят санитары».
В процессе диалога очень хотелось посоветовать ей в качестве «духовной пищи» употребить глянцевые журналы сорта «гламур». Там, где рекламируются куклы Барби и «большеглазые нежные создания».
Но ответил, что стихотворение связано с библейским первоисточником — Песнью Песней Соломона, а не с повестью Куприна. Что Суламита (популярное цыганское, армянское и шире — древнее восточное имя) и Суламифь — это одно и то же. Что в фильме не казахи, а современные цыгане, и девушка просто похожа на метиску… Да и какая разница — все мы на этой войне индейцы. И стихи, и фильм — не краткое изложение содержания повести Куприна, и не описание внешнего облика «большеглазого нежного создания», а совсем, совсем о другом... Не помогло… Увы.
Хотелось бы, чтобы меня поняли правильно. Дело же не в отдельной даме, и не в том, что стих безусловно хорош, а в том, что мы утрачиваем способность воспринимать универсальные культурные смыслы. Теряем код-доступ к культуре как таковой. Дело в тенденции. В крайне неприятной тенденции, которая грозит стать всеобщей…
Ну и по фильму, где тема "вечного образа" - на первый план выходит. Давно хотел эту вещь Бориса Бергина экранизировать. Песни пока нет — зато есть великолепная декламация. Очень люблю книгу царя Соломона из Ветхого Завета. Удивительный текст, и он продолжает завораживать, читателя спустя тысячи лет... И очень люблю это стихотворение у Бориса Бергина. Оно так современно звучит — любовь и смерть, жизнь и война... И мы опять под прицелом — цыгане мы, или славяне, или кто-то другой. Индейцы... Очередные индейцы мы сегодня. Текст стиха удивительный. Соткан из библейских реминисценций — но звучит так лично и современно. Перечитал на днях «Песнь Песней» в Ветхом Завете. Все семь стихов Соломона. Так искусно вплетены эти строки сюда. Вплоть до прямого цитирования. Талантливо. И никогда не устареет, потому что это длится тысячи лет.
Борис Бергин — поэт, стихи которого можно смело рекомендовать читать, время зря потеряно точно не будет. Мощный поэт, великолепный переводчик... Жил на Донбассе, потом дом был разрушен там, теперь он в России. Бергин — один из лучших современных поэтов.
Вообще, как это ни странно — но хороших поэтов, настоящих, не так уж и мало сегодня, если учесть что творится в сфере культуры, образования, и вообще — в геополитике. Вот Борис один из тех авторов, которых читаешь и понимаешь: классика возникает сегодня. То, что мы считаем само собой разумеющимся — лет через 50 будет бесценным.
Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её.
(Песнь Песней Царя Соломона. Ветхий Завет)
Суламита
Оглянись, оглянись, Суламита, хочу увидеть, Как прекрасна ты в жарких лучах июньского солнца. Дольче, дольче, сладкая, и сама ты вита - Только жизнь так сверкает очами и так смеётся.
И когда проходишь долиною смертной тени, Видишь кровь и руины, и боли вместить не можешь... Что останется после - не памятники, не стены, Только блеск этот солнечный на загорелой коже.
Только теплое, только живое, сбегают кудри, Словно стадо коз с горы Галаадской, вечной. И глупеешь от счастья...а разве и был ты мудрым? И весь мир золотым и зеленым светло расцвечен.
Виноградник цветет, и возлюбленная прекрасна, Половинки граната - вспомнишь древнее слово ланиты. Золотая пыльца, виноградник, как старые распри, Как старинная битва, курчавые всадники биты...
Там, где кровь глубоко пропитала черную землю, Виноградник цветет, и вино будет жарким, алым, Обнимай меня, милая, крыльями сразу всеми - Мне любви не хватает, любимая, мне так мало.
Чем заполнить мне эту темень, пустоты, дыры, На каких волнах, чем отчаянье укачает. На груди твоей лечь, как пишут там, веткой мирры, В винограднике у тебя кистью кипера, иван-чая.
Два сосца твоих, словно серны, что между лилий, Виноградными гроздьями груди твои так дразнят.
Убивать к нам приходят те, кого не любили. Кто ни разу не видел, что милая их прекрасна.
Твоя шея как столп Давидов - щиты всех сильных Украшали её, и есть ли сильнее сила, Чем биение жизни в пульсации венок синих, Ожерельем из ягод сухих ты меня пленила.
Положи как печать на сердце, на руку перстень, Хоть лежать мне придется, может, одно мгновенье, Потому, что любовь крепка, даже если смертен, Её сладкий огонь негасимо течёт по венам.
Пусть проходит война и боль, и беда стороною. Только знаю я, что написано там иначе. Сосчитаешь губами родинки...всё родное? Чем заплатишь ты, Соломон, за возможность счастья?
Очи карие, ожерелье или намисто, Молодильного яблока свежесть, вино с корицей. Суламита, конечно, не хоровод Манаимский, Но мелькнет вот так же и больше не повторится.
Я всё знаю, проходит всё, но кольцо запрячу. Пусть голубка, девочка, чудо сквозных симметрий. Здесь в степи бывает только шальная удача. Оглянешься...и смерть не заметит.
2019 Борис Бергин
Борис Бергин. Суламита. Видеопоэзия
Стихи - Борис Бергин Текст читает - Рустем Галич Видеомонтаж - П. Фрагорийский
Музыка
Дживан Гаспарян «Золотой дудук»
Эдуард Артемьев «Любовь на берегу Красного моря»
Графика
Стасис Красаускас иллюстрации к книге «Песнь Песней Соломона»
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Прочла сразу, но теперь вот только пришла поговорить.) Мне кажется, что вечные образы отменить не удастся, т.к. они вечные, а те, кто пытается отменить - к вечности никакого отношения не имеет. Как сказал классик: " Есть две вещи достойные удивления: звёздное небо над головой и нравственные законы внутри нас". Например, сказки, даже в том обрубленном виде, в котором они до нас дошли - не менее ценны. Они будто код к той информации, которая изначально заложена в наше подсознание. Это неистребимо. А безграмотность, переходящая в безнравственность - штука цикличная. И тоже неистребимая. И она тоже есть среди вечных образов. Но всё будет хорошо. ) Мы выживем. Стремление к добру и богу - неистребимо. Мне так кажется. ))
Маруся, согласен с каждым словом. Главное не спать. А оскотинивать человека всегда им удавалось до определенной черты - дальше человек не давался им, включался какой-то инстинкт самосохранения. Я в этом смысле тоже оптимист, говорить об этом надо, и показывать как работают эти механизмы - зачем они нам, собственно нужны и почему - необходимы.
Я пока не вижу его среди "вечных образов". При чем он к ним? Он всего лишь фигурка на шахматной доске, функционер глобальной повестки. Ничего интересного - Король Лир, Остап Бендер, доктор Менгеле или доктор Лектер гораздо интереснее и глубже. О чем вы.
Поживем-увидим. Я не вижу оснований. Ни злодей - ни с герой, ни праведник, непонятно, короче, кто - просто исполнитель неких распоряжений неких личностей тёмных. Ничего в нём нет в художественном смысле - просто функционер. Мы же об искусстве. Оставьте. Пусть смыслами обрастёт - а вдруг. Хотя вряд ли.
Возможно. Кто-то сказал НЕТ и сохранил себя. Кто-то поднял лапки вверх и позволил себя отменить. Об этом много чего интересного можно прочесть в истории древних государств и цивилизаций. А так-то ничего нового под солнцем нет. Просто когда человек заболевает - ему надо лечиться, иначе он умрёт, и если его пытается кто-то убить - ему есть смысл сопротивляться. Не так ли?
Главный мой враг по жизни утверждение - "ничего нового нет, все уже придумано до нас". Современный средний школьник более развит интеллектуально, чем его ровесник середины 70-х.
Это ваши "враги", согласитесь, ваш сон, или ваш сценарий... Как вам удобнее. У истории свои объективные законы, и ей совершенно все равно, чем кто страдает. Хотя, кто знает, может быть в Вашей стране действительно школьники намного умнее школьников 70х))) Видимо, им дают нечто "особенное" в школьных программах. Забористое.
"ничего нового нет, все уже придумано до нас". Я этого не говорил. Я процитировал Экклезиаста, там другие слова и другой смысл. Вам нравится идея т.н. "культуры отмены"?
Talya_Na, Вряд ли в этом диалоге есть реальный смысл. Комментатор не сообщил, с чем не согласен или что его в этом материале не устроило. Но материал вызывает раздражение, видимо. Самой постановкой вопроса.
Очень красивый, глубокий по смыслу клип и потрясающие стихи. Получила настоящее удовольствие и, самое главное, задумалась… Грустно все это. Вечные образы действительно уходят из нашей жизни. У меня племянницы не понимают ни метафоричность, ни символичность речи, у них другое мышление и восприятие, не хуже и не лучше, просто другое. Мы здесь, наверное, почти последние «мамонты» уходящего века.
А Святослав, видимо, имеет в виду, что и предыдущие поколения брюзжали на подрастающие, что «сундук со сказками украли», что «все пропало» и скоро «Земля налетит на небесную ось», но я согласна с автором статьи, близкие нам «взрослеющим/стареющим» образы, действительно, уходят. А насколько они были вечными, это другой вопрос.
Не знаю. Видимо, он читал что-то другое. У меня вполне конкретно указано, где и что. Статья не о "брюзжании на подрастающее поколение". А о конкретном явлении, официально анонсированном и активно внедряемом давно - "культура отмены".
Но кто знает, может, и правда нравится людям некоторым когда запрещают книги, вымарывают писателей, совершают подмену толстых книг комиксами, и вообще - костры из книг некоторые люди считают нормальным явлением. И не только.
Что касается вечных образов: я конкретно описал, как это работает. Без метафор и фантазий.
"Эти персонажи обретают бессмертие благодаря нам, живущим временно, и помещающим их как бы внутрь себя. И пребывают в бессмертии, пока произведение, в котором они родились и живут, смыслы, заложенные в нём, актуальны, то есть востребованы нами, людьми. Как часть важного человеческого цивилизационного кода, благодаря которому мы и образуем все вместе — цивилизацию людей."
Эти образы вечными называют потому что известны огромному сообществу людей. И они живут, пока мы читаем книги о них, оперируем этими образами как комплексом смыслов.
А что происходит, когда "они уходят" - я описал под спойлером - случай смешной, но почему-то не смешно мне. Люди становятся тупыми и не способны понимать смыслы - цивилизационные смыслы, уточняю. Вот и всё)
Это происходило уже - помните Эллочку Людоедку? Но потом произошла резкая реформа образования - и народу подарили дворянское образование. С литературой, соответствующими дисциплинами. И народ перестал деградировать умственно. И даже наоборот. Хотя пришлось возвращать, конечно, в состояние человеческого сознания - многие тогда потеряли его. Я как-то "плач по Мейерхольду" решил изучить, и увидел - что это вообще было. Такое же омерзительное явление как и все эти нынешние серебренниковы и прочие "новаторы". Один к одному. Такое же скотство творилось - в театрах, такие же пакости творили в детской среде.
Очередная попытка уничтожить человеческое в человеке - предпринимается не впервые.
Антоний Великий говорил: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы». Эти больные уже рядом с нами. И они очень недовольны, что здоровые пытаются сопротивляться. Всё просто: нас пытаются расчеловечить. И разобщить. И довести до конца сатанизацию общества.
На современных детей выливается информационный поток, куда более мощный, чем в прошлом веке. Что усиливает интеллект. Он больше тренируется. Его уже не заманишь многими "вечными" образами, они сочтут их фальшивыми.А насчет обескультуривания, то это в отдельно взятой стране, или группе стран, где всеобщий упадок. На весь мир экстраполировать не правильно будет. Вот у нас жгут книги, это да. Но вот кто, что и где сжигает - это уже будет переход в политику.
Наличие более мощного информационного потока (с этим не поспоришь) ещё не говорит о его качестве и способности впитываться. Они не знают подчас совсем элементарных вещей, но зато могут просветить любого взрослого по массе глупых бесполезностей. Они быстрее схватывают, да, но что и как долго хранится эта информация в памяти - большой вопрос. Большая оперативная память - это ещё на залог наличия мощного интеллекта.
Профессор математики наверняка не сможет запрячь лошадь. Оперативка по определению не для длительного хранения. Емкость постоянной памяти не безгранична. Увы и ах - придется таки часть старых классиков выкидывать из программы, заменяя новыми. Но это не значит, что их надо сжигать. Да мы и так знаем, что любую музыкальную группу, любого композитора, писателя, поэта, помним навскидку только по нескольким вещам, максимум по пальцам одной руки. Вот совершенно не понятно, зачем так неистово цепляться за прошлое?
Вот совершенно не понятно, зачем так неистово цепляться за прошлое? Слова "неистово цепляться" здесь, мягко говоря, не точные. Неуместные. Неистовости в статье не нахожу. Цепляться ни за что никто в ней не призывает. Механизмы передачи смыслов - вот главная тема статьи. Морализаторство тут ни к чему - это не сюда. Здесь о других вещах. В статье четко написано об этом. Может, стоит перечитать? Никто никого не неволит. Желающие могут смело переходить к классификации покемонов, чтению комиксов, а также инструкций по запряганию лошадей, использованию предметов и кредитов. ___________________________________ Увы и ах - придется таки часть старых классиков выкидывать из программы, заменяя новыми.
Уточните: кого именно, из каких программ, в какой стране. И с какой целью. Речь ведь идет о цивилизационных символах, образах и понятиях.
Но это не значит, что их надо сжигать. Ну слава Богу, хоть не жечь. Хотя уже сжигают - и книги, и людей. Не будем о грустном.
Да мы и так знаем, что любую музыкальную группу, любого композитора, писателя, поэта, помним навскидку только по нескольким вещам, максимум по пальцам одной руки.
Об этом и речь! Под спойлером - смешная история про даму, которая Суламифь знала только по Куприну (причем, видимо, даже не по книге - а по какой-то видеоверсии, где были нарисованы "нежные большеглазые создания"). Но некоторые люди предпочитают изучать первоисточники, а также историю и этимологию символов, образов. Потребителю это не нужно - а тем кто создаёт, так сказать, контент - необходимо. Надо же кому-то хранить знания, чтобы потребителям было что помнить - хотя бы в таком вот усеченном минимуме. А то ведь мычать начнут. А еще хуже, когда такие себя вдруг начинают мнить "экспертами" в оценке "художественной ценности" тех или иных арт-объектов. А вот это уже - реальная, опасная деградация вкуса и мышления в социуме в целом.
информационный поток, куда более мощный, чем в прошлом веке. Что усиливает интеллект.
Вываливается, но нет необходимости в запоминании. Существует версия, что когда информационных источников было мало, мозг человека работал лучше, потому что была необходимость, кроме прочего, использовать его и как хранилище.
Света, вот вы преподаете. Дети учат наизусть стихи, отрывки текстов из прозы? Или "хранилище" уже совсем не задействовано у них? Я спрашиваю, потому что не знаю. Но знаю, что навыки запоминания текстов наизусть - отличная тренировка мозга.
Нынешние 11-летние взапой читают Оруэлла, Маклина, Райнова. А колобка с Карлсоном и курочкой рябой откладывают в сторону. Чехов с Достоевским написаны для "медленного времени". Насколько знаю, их никто не запрещает.
Ну видимо на Украине там интеллектуальный бум среди 11-летних подростков. Уникальная, видимо, страна. Волшебная) и там все сплошные волшебники, причем добрые и светлые, светлолицые эльфы. И все взапой читают Оруэлла, и еще целый список... вплоть до Эйнштейна. Да что там того Эйнштейна! Юнга и Фрёйда глотают прям. Легко! Просто райские кущи и всё)
Святослав... Мы всё понимаем) Никто ничего не запрещает - без сомнения! И даже поощряют! От Пушкина до Чехова и Достоевского - но кому нужна эта старая рухлядь? И все поголовно танцуют великий национальный украинский балет "Лебединое озеро". Эта свободная, демократическая во всех отношениях, независимая страна проигнорировала "культуру отмены". Мы поняли вас. Спасибо, достаточно.
Света, вот вы преподаете. Дети учат наизусть стихи, отрывки текстов из прозы? Или "хранилище" уже совсем не задействовано у них? Я спрашиваю, потому что не знаю. Но знаю, что навыки запоминания текстов наизусть - отличная тренировка мозга.
Учат. Но стихотворения, да и таблица умножения - это не пять иностранных языков, легенды античности или знание местности при отсутствии карт. Тем более сейчас дитачек особенно перегружать низзя - они же маленькие.
Вот плохая установка, не перегружать деточек интересным для них. При том, что педагоги прекрасно знают, детский мозг сам себя защитит от информационной перегрузки. Так что кому лапти натягивать на колобка, а кому Оруэлл. В начале 20 века отсекли напрочь вечные ценности пролеткультом. Что из того вышло, сколькими жизнями заплачено, известно. Теперь это возрождается на новом витке.
Хватит мифов, Святослав. Пролеткульт - была такая же попытка как и "культура отмены". Впоследствии эта троцкистская левацкая дурость была ликвидирована: была проведена реформа образования. Образование стало - дворянским. Планировалось ввести после войны еще кроме психологии - логику и т.д. Но с приходом Хрущова и его шайки таких же - началось активное оболванивание на уровне образовательных программ. О других "пэрэмогах" этого деятеля я промолчу.
Люди такие : они восстанавливаются. Как сад, за которым надо ухаживать и заботиться - так и социум. В 90х удар по сознанию был нанесен всеми этими мерзостями типа "Голубого сала" Сорокина, все эти "!ЯЭдички" - а уж что творилось в нэньке даже говорить не хочется. . И результат - некоторые особо одаренные до сих пор роют черное море. Короче, давайте без этих провокаций, которые Вам, очевидно, кажутся "тонкими", а для меня они - шиты белыми нитками. Не надо нарываться. А то я расскажу кому "Оруэлл", кому балалайка с матрешкой, а кому вышиванка с натуральным отоплением в виде утилизации отходов жизнедеятельности свидомых организмов.
Вы надеетесь узнать что-то новое? Боюсь, вряд ли я открою Америку для Вас. Я предложил закончить провокационные разговоры. Надеюсь на правильное понимание этого предложения. В чем провокации состоят - думаю, догадаетесь сами. Здесь есть тема. Давайте её придерживаться. Оффтоп не нужен здесь никому. И не интересен.
Я не настолько пессимист. А ты считаешь что - всё? Можно даже не надеяться - и кроме колобка с курочкой рябой люди уже не способны удерживать ничего в сознании? Не, я пока поборюсь.
Да нет, просто "Курочка Ряба" и "Колобок " - одни из древнейших сказок. Все остальные исторические персонажи намного моложе. Может, в этом есть сакральный смысл?
И что? Я в статье об этом и пишу. Что вообще-то кроме колобков целая цивилизационная культура существует. И если мы уже отступаем - то древнейшие сказки это уже наш последний рубеж. дальше - неандертальский период и наскальные рисунки.
О нет, конечно, приближаемся к истокам, оставить колобков, вычеркнуть "безнравственную античность", и еще более "безнравственную" всю остальную литературу, эстетику а заодно и историю. Осталось только научиться лапти плести и и сшивать звериные шкуры для набедренных повязок. И будет все сакральное и прекрасное. Природа! Жучки, паучки, веночки на башку, и жвачка из дикорастущих одуванчиков. Согласен! А еще выкинуть все эти безнравственные словари с позорной латынью.
И кстати: нужно будет возродить праславянский язык, и заставить всех на нем говорить. Кто научится - тот арий, кто не научится - в расход. А кто не хочет - в стойло, пусть мычат. Это даже покруче "духовность", чем у той дамы под спойлером))) Куда ей с глянцевыми "нежными большеглазыми созданиями" до праславянских "духовных исканий" и "находок". Во где настоящая "духовная глубина"! Чем больше сталкиваюсь с добровольной деградацией смыслов - тем больше черного юмора все это во мне вызывает.
Короче, всё правильно. Культура отмены начинает свой разбег для "высокого полета" и у нас в России. Да здравствует архаика, и ничего кроме архаики. Отменить нафиг всю безнравственность. Правильно, Светлана. Об этом я и думал когда писал статью - что найдутся и у нас адепты "нравственности" и "духовности" по-новому.
Стоило пройти столь длинный цивилизационный путь, чтобы прийти к такому примитивному выходу из ситуации: отменить всё и делать вид, что это не мы этот путь прошли, а какие-то порочные карлики. А мы - огого... Мы - арии! Мы уж точно не то что какие-то там безнравственные греки.
Конечно. Нужно все знать, и за все отвечать. Понимать, что нравственно и что безнравственно, в общем - просто. А вот понять почему и как "докатился Дионис до жизни такой") Это труд. И без вечных образов тут никак.
Отвергать тут нечего. Не отвергать же руки или ноги за то что они там че-то не то делали и не туда шли.
А если "отвергать", то можно начать отменять и древнегреческую мифологию, и вообще всю культуру за последние лет 500-600, а то и больше! Библию, например, запретить и отменить. Ну а чо. Что мы, хуже этих, которые Достоевского с Чеховым отменяют? Писали не про святых и праведников. Прям понаписывали ей Богу, про всяких там безнравственных людишек - один Ветхий Завет чего стоит! Итак. Отвергаем Достоевского или нет? Оправдываем поступок Раскольникова?! Признавайтесь. Я всё вижу. Шучу, Света)
Мне кажется, что вечные образы отменить не удастся, т.к. они вечные, а те, кто пытается отменить - к вечности никакого отношения не имеет. Как сказал классик: " Есть две вещи достойные удивления: звёздное небо над головой и нравственные законы внутри нас". Например, сказки, даже в том обрубленном виде, в котором они до нас дошли - не менее ценны. Они будто код к той информации, которая изначально заложена в наше подсознание. Это неистребимо.
А безграмотность, переходящая в безнравственность - штука цикличная. И тоже неистребимая. И она тоже есть среди вечных образов.
Но всё будет хорошо. ) Мы выживем. Стремление к добру и богу - неистребимо. Мне так кажется. ))
Я в этом смысле тоже оптимист, говорить об этом надо, и показывать как работают эти механизмы - зачем они нам, собственно нужны и почему - необходимы.
О чем вы.
Мы же об искусстве.
Оставьте.
Пусть смыслами обрастёт - а вдруг.
Хотя вряд ли.
А так-то ничего нового под солнцем нет. Просто когда человек заболевает - ему надо лечиться, иначе он умрёт, и если его пытается кто-то убить - ему есть смысл сопротивляться. Не так ли?
Современный средний школьник более развит интеллектуально, чем его ровесник середины 70-х.
Не согласна абсолютно
У истории свои объективные законы, и ей совершенно все равно, чем кто страдает.
Хотя, кто знает, может быть в Вашей стране действительно школьники намного умнее школьников 70х))) Видимо, им дают нечто "особенное" в школьных программах. Забористое.
Я этого не говорил. Я процитировал Экклезиаста, там другие слова и другой смысл.
Вам нравится идея т.н. "культуры отмены"?
У меня племянницы не понимают ни метафоричность, ни символичность речи, у них другое мышление и восприятие, не хуже и не лучше, просто другое. Мы здесь, наверное, почти последние «мамонты» уходящего века.
Статья - отличная.
Но кто знает, может, и правда нравится людям некоторым когда запрещают книги, вымарывают писателей, совершают подмену толстых книг комиксами, и вообще - костры из книг некоторые люди считают нормальным явлением. И не только.
Что касается вечных образов: я конкретно описал, как это работает. Без метафор и фантазий.
"Эти персонажи обретают бессмертие благодаря нам, живущим временно, и помещающим их как бы внутрь себя. И пребывают в бессмертии, пока произведение, в котором они родились и живут, смыслы, заложенные в нём, актуальны, то есть востребованы нами, людьми. Как часть важного человеческого цивилизационного кода, благодаря которому мы и образуем все вместе — цивилизацию людей."
Эти образы вечными называют потому что известны огромному сообществу людей. И они живут, пока мы читаем книги о них, оперируем этими образами как комплексом смыслов.
А что происходит, когда "они уходят" - я описал под спойлером - случай смешной, но почему-то не смешно мне. Люди становятся тупыми и не способны понимать смыслы - цивилизационные смыслы, уточняю. Вот и всё)
Я как-то "плач по Мейерхольду" решил изучить, и увидел - что это вообще было. Такое же омерзительное явление как и все эти нынешние серебренниковы и прочие "новаторы". Один к одному. Такое же скотство творилось - в театрах, такие же пакости творили в детской среде.
Очередная попытка уничтожить человеческое в человеке - предпринимается не впервые.
Антоний Великий говорил: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы». Эти больные уже рядом с нами. И они очень недовольны, что здоровые пытаются сопротивляться.
Всё просто: нас пытаются расчеловечить. И разобщить.
И довести до конца сатанизацию общества.
Вот у нас жгут книги, это да. Но вот кто, что и где сжигает - это уже будет переход в политику.
Оперативка по определению не для длительного хранения.
Емкость постоянной памяти не безгранична. Увы и ах - придется таки часть старых классиков выкидывать из программы, заменяя новыми.
Но это не значит, что их надо сжигать.
Да мы и так знаем, что любую музыкальную группу, любого композитора, писателя, поэта, помним навскидку только по нескольким вещам, максимум по пальцам одной руки.
Вот совершенно не понятно, зачем так неистово цепляться за прошлое?
Слова "неистово цепляться" здесь, мягко говоря, не точные. Неуместные. Неистовости в статье не нахожу. Цепляться ни за что никто в ней не призывает. Механизмы передачи смыслов - вот главная тема статьи. Морализаторство тут ни к чему - это не сюда. Здесь о других вещах.
В статье четко написано об этом. Может, стоит перечитать? Никто никого не неволит. Желающие могут смело переходить к классификации покемонов, чтению комиксов, а также инструкций по запряганию лошадей, использованию предметов и кредитов.
___________________________________
Увы и ах - придется таки часть старых классиков выкидывать из программы, заменяя новыми.
Уточните: кого именно, из каких программ, в какой стране. И с какой целью. Речь ведь идет о цивилизационных символах, образах и понятиях.
Но это не значит, что их надо сжигать.
Ну слава Богу, хоть не жечь. Хотя уже сжигают - и книги, и людей. Не будем о грустном.
Об этом и речь! Под спойлером - смешная история про даму, которая Суламифь знала только по Куприну (причем, видимо, даже не по книге - а по какой-то видеоверсии, где были нарисованы "нежные большеглазые создания"). Но некоторые люди предпочитают изучать первоисточники, а также историю и этимологию символов, образов. Потребителю это не нужно - а тем кто создаёт, так сказать, контент - необходимо.
Надо же кому-то хранить знания, чтобы потребителям было что помнить - хотя бы в таком вот усеченном минимуме. А то ведь мычать начнут. А еще хуже, когда такие себя вдруг начинают мнить "экспертами" в оценке "художественной ценности" тех или иных арт-объектов. А вот это уже - реальная, опасная деградация вкуса и мышления в социуме в целом.
Вываливается, но нет необходимости в запоминании. Существует версия, что когда информационных источников было мало, мозг человека работал лучше, потому что была необходимость, кроме прочего, использовать его и как хранилище.
Чехов с Достоевским написаны для "медленного времени".
Насколько знаю, их никто не запрещает.
Учат. Но стихотворения, да и таблица умножения - это не пять иностранных языков, легенды античности или знание местности при отсутствии карт. Тем более сейчас дитачек особенно перегружать низзя - они же маленькие.
Так что кому лапти натягивать на колобка, а кому Оруэлл.
В начале 20 века отсекли напрочь вечные ценности пролеткультом. Что из того вышло, сколькими жизнями заплачено, известно. Теперь это возрождается на новом витке.
Люди такие : они восстанавливаются. Как сад, за которым надо ухаживать и заботиться - так и социум.
В 90х удар по сознанию был нанесен всеми этими мерзостями типа "Голубого сала" Сорокина, все эти "!ЯЭдички" - а уж что творилось в нэньке даже говорить не хочется. . И результат - некоторые особо одаренные до сих пор роют черное море.
Короче, давайте без этих провокаций, которые Вам, очевидно, кажутся "тонкими", а для меня они - шиты белыми нитками.
Не надо нарываться. А то я расскажу кому "Оруэлл", кому балалайка с матрешкой, а кому вышиванка с натуральным отоплением в виде утилизации отходов жизнедеятельности свидомых организмов.
Не здесь, так в другом, более подходящем месте.
Я предложил закончить провокационные разговоры. Надеюсь на правильное понимание этого предложения.
В чем провокации состоят - думаю, догадаетесь сами.
Здесь есть тема.
Давайте её придерживаться. Оффтоп не нужен здесь никому. И не интересен.
Не, я пока поборюсь.
А еще выкинуть все эти безнравственные словари с позорной латынью.
Это даже покруче "духовность", чем у той дамы под спойлером))) Куда ей с глянцевыми "нежными большеглазыми созданиями" до праславянских "духовных исканий" и "находок".
Во где настоящая "духовная глубина"!
Чем больше сталкиваюсь с добровольной деградацией смыслов - тем больше черного юмора все это во мне вызывает.
Короче, всё правильно. Культура отмены начинает свой разбег для "высокого полета" и у нас в России. Да здравствует архаика, и ничего кроме архаики. Отменить нафиг всю безнравственность. Правильно, Светлана.
Об этом я и думал когда писал статью - что найдутся и у нас адепты "нравственности" и "духовности" по-новому.
То есть, Вы оправдываете их поступки?
И не поверхностно. Не адаптированные версии.
Так что в целом Вы правы.
А если "отвергать", то можно начать отменять и древнегреческую мифологию, и вообще всю культуру за последние лет 500-600, а то и больше!
Библию, например, запретить и отменить.
Ну а чо. Что мы, хуже этих, которые Достоевского с Чеховым отменяют? Писали не про святых и праведников. Прям понаписывали ей Богу, про всяких там безнравственных людишек - один Ветхий Завет чего стоит!
Итак. Отвергаем Достоевского или нет?
Оправдываем поступок Раскольникова?! Признавайтесь. Я всё вижу.
Шучу, Света)
Кстати, очень понравилась по этому поводу философия В. Кузьменко в книге "Древо жизни", 3 книга.