В православии изображения святых называют образами. Хранят их отражения на иконах, на образках. В них — напоминание, повторение событий, связанных с подвижниками, изменившими этот мир, сделавшими его светлее, чище, добрее. Пригоднее для жизни. Долговечнее.
Образа на иконах хранят образы святых, коснувшихся нашей человеческой жизни на земле. Люди, чьи образы воплощены и размножены на иконах, стяжали за время их земного пути столько любви к нам, что свет их душ продолжает воздействовать на наши души, умы, представления о жизни — даже после того, как они покинули телесные оболочки. Они освящают наше существование веками. Придают жизни священный смысл. Показывают нам всей жизнью своей, что такое человечность. Они сами по себе мощнейший концентрат человечности в высшем значении этого слова - когда особенно ясно, что такое быть созданным по образу и подобию Творца. Это и есть святость, которую мы способны увидеть, ощутить чувственно. Как свидетельство бессмертия и образ спасённой души. И как надежду на спасение души собственной.
С образами связано много чудесных легенд, преданий о том, как они являлись людям. Иногда их находили в воде, иногда - обнаруживали нетронутыми огнём после пожара. Отдельная тема - мироточение икон. Феномен выделения органических испарений, спонтанно возникающих на иконах, на стёклах, предохраняющих поверхность икон от разрушительного воздействия солнечного света, сырости. Вещество, появляющееся на поверхности ликов, не раз подвергали изучению, но дальше описания биохимического состава дело как-то не пошло. И всякий раз объяснение было только одно: неизвестный процесс, пока ещё не поддающийся исчерпывающему изучению. Верующие объясняют просто: Господне чудо, явленное людям для укрепления веры. Кто-то назовёт это сказками, кто-то - пока ещё не изученными естественными процессами. Разве это настолько важно? И что это изменило бы по сути? Люди верят в чудеса. Возможно потому, что так легче выжить, сохранив веру - связь с Богом, без которой человек не чувствует себя наполненным в неуютном, подчас, внешнем мире.
За каждым образом святого человека — трагическая судьба. За плечами каждого из них — тяжёлая жизнь, порой страшная смерть. Их деяния растворены во времени. Они отдавали себя нам, тем, кто пришёл после них, без остатка, в кредит, который никогда не будет оплачен сполна — ещё до нашего рождения. Отдавали, а не брали. Искали истинных себя, в мире горнем, а не удобной и сытой жизни на земле. Искали небесных блаженств, а не земных благ. В этом суть любви — отдавать, не торгуясь, ничего не требуя взамен. Жить, отказываясь от преференций, собственной выгоды, награды при жизни. У них не было земных наград. Кроме самой бесценной, главной: Преображения.
Преображение — плод святости, результат всей жизни святого человека. Высший синтез всего, что происходило с этим человеком во время его земного пути: его падений и ошибок, его поступков и страданий, его радости и веры. В этом синтезе - каждый шаг, совершённый святым, видится наполненным смыслом, символичным и бесценным. Потому и обрастает со временем легендами, слухами, а порой и фантазиями людей, которым святые люди когда-то подарили надежду на исцеление, спасение, облегчение земной участи.
Уподобление человека Богу в Преображении — тайна тайн. Что происходит с телом человека, какие процессы изменяют структуру телесной материи на клеточном уровне, преображая плоть силой духа, так, что она становится нетленной? Этому посвящены научные фолианты, горы бумаги с отчётами о наблюдениях, с описанием этих биохимических процессов, в попытке объяснить таинственный механизм трансформации человеческого организма. Но причина остаётся тайной за семью печатями. Да и какую пользу принесло бы это научное откровение, жалкая попытка объяснить чудо, которое непостижимо до сих пор? Для нас, живущих на земле, преображённая личность человека становится, прежде всего, образом, эталоном духовного подвига.
Преображение - это значит стать прообразом. Уникальным образом в мире людей. Уподобиться Образу Бога, а значит стать проявлением Бога на земле.
Образ святого - это и есть наглядное проявление сверхчеловеческой божественной природы. Все остальные варианты «сверхчеловека» — лукавство, обман и притворство. Когда тварь, сотворённая субстанция — становится самозванцем и присваивает себе права и атрибуты Бога, не имея ни малейших оснований для этого, ничего не сделав светлого внутри себя и снаружи — это соблазн, дьявольщина. Может, именно потому люди создают себе тёмных богов, поддельных. Тёмным легче подражать. Соответствовать образу и подобию истинного Бога — трудная и неблагодарная, по земным меркам, подвижническая работа. Жизненный подвиг.
Недавно услышал, как один поборник «новой религиозности древней веры» (не хочу говорить какой), ярый противник православия, с пренебрежением говорил, что православные поклоняются деревянным чуркам с картинками, и что, мол, это дикость. Я заметил в ответ, что иконам не поклоняются. Поклоняются Богу, иконы почитают. Склоняют в знак почитания головы перед святыми, которые есть проявление Бога в человеке. Это называется — почитать святых, почитать всё, что с ними связано — места, в которых они обитали, одухотворяя их своих внутренним светом, события, с ними связанные, их слова и духовные подвиги. Почитать иконы — это абсолютно нормально, не дико, не удивительно. Жаль, что он не услышал меня. Такие люди редко кого-то способны услышать — только свой собственный голос.
Теперь я думаю: надо было сравнить иконы, образа — с фотографиями. Такой аргумент я как-то слышал от православного проповедника Ивана Алексеевича Осипова. Может, он бы понял? Ну не плюёт же нормальный человек на фотографии людей, которых любит. А что там на фотографиях? Что за картинки дурацкие, что там за людишки-то? Нет, возразит нам любой, для которого изображения на фото не какие-то там картинки, а образы людей, близких ему. Он скажет: вот фото, это — мои любимые люди. Эти фотографии напоминают мне о тех, с кем меня связывает любовь.
Особенно ценными становятся фотографии, когда их, любимых, уже с нами нет. Такие фотографии хранят, достают, с любовью показывают другим, рассматривают, размышляют, глядя на них. Это — память. И что-то ещё, чему трудно подобрать название. Какая-то невидимая связь между людьми, которая прочнее всего — ни разлука, ни смерть её не разрушит.
Вот так и со святыми мы связаны. Их жизнь, удивительная, парадоксальная, подвижническая — удивляет, подталкивает к размышлению о смысле жизни человека на земле. Вызывает уважение, трепет перед их духовной силой, перед бескорыстием. Их образы служат для нас примером подвига, подвижничества как образа жизни. Мы хотим быть похожими на этих людей, безотчётно. Потому спрашиваем себя: а я бы так смог? Это и есть — уподобление Богу по образу и подобию. Для них примером была жизнь Того, кто первым прошёл трудную дорогу от рождения в пути до точки главного испытания, поругания, распятия, до мученической смерти на Голгофе — ради того, чтобы подарить людям шанс на спасение души.
У святых образом для подражания стала жизнь, заповеданная свыше Логосом. Логос: воплощение Бога на земле. Судьба Христа. Слово, Действие и Образ. Даже читать мы учимся, находя взаимосвязь между знаком, буквой, словом и картинкой в букваре. Азбука жизни... Мы все дети Логоса — Логос пока что ещё фундамент нашей цивилизации. Не станет его — не будет нас.
Конечно, современный мир предлагает другие — ложные — образы, как соблазны для людей. Возможно кому-то нравится уподоблять себя образу зверя. И тогда человек татуирует себя, наряжается особенным образом. У человека по-настоящему нет ничего, чего нельзя отнять. Кроме этого выбора: кому уподобляться. Невозможно лишить человека этого выбора без его согласия. Без явного или не явного отречения от истинного источника. Каждый выбирает тот образ, который ближе его нутру, или утробе. Бывает по-разному, да...
Вся наша жизнь — это образы истинные и неистинные. Ложные образы — это соблазны, сбивающие с пути, уводящие от спасения души. Истинные — путь спасения, исполнение судьбы. Даже образование — при том, что оно нынче весьма уродливое — полнится образами, состоит из них. Потому и слово такое: «образование», воспитание личности на образах. Не просто накопление впечатлений и знаний. А формирование личности, совести, стержня внутри. Образ жизни. Мы стоим на слове и образе, как бы нас ни оцифровывали.
Нравится мне это прекрасное древнее слово — образа. Образа хранят образы людей, уподобивших себя Богу. Не внешние облики, не обличья. И даже не лица. Образы. Божественные лики. Лик — это Бог, проступающий в чертах наших лиц.
П. Фрагорийский Из книги "Триумф ремесленника. Культурный код" _____________________________________________
Песня «ОБРАЗА» из альбома «Китеж» группы «Гоша и Птицелов»
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Да, всё так и есть. ) По крайней мере, должно быть. ------- А что делать со старыми, самодельными иконами? Их у меня четыре. "Наследство" от предыдущих жильцов. А им от ещё более предыдущих и т.д. Громоздкие рамки, треснутые стёкла, выцветшие листочки и цветочки из цветной фольги, тёмные, почти чёрные лики...
Конечно, не выкину.) Протру, подправлю и снова куда-нибудь повешу. Знать бы ещё, куда.(
Но ведь в каждом доме такие иконы раньше были. Теперь нет. Где они? ---------- А фотографий у меня нет. Много переездов. Не сберегла. Любимые лица только в памяти.
У моей бабушки хранились с 18 века иконы в окладах, в сусальном золоте. Несколько было их. Но, по сообщениям, их вынесли (там, дома, выносили всё что только можно было унести, отвинтить, выдрать...). Захысныки. Хотя я не могу достоверно утверждать - родственники мои ухали, потерялись, умерли (в 1922) Фотографий у меня тоже не осталось. Да я и рукописи потерял. Восстанавливал - большую часть заново написал. Ну а что потерялось - тому уже возврата нет. Так что - это не самое страшное что можно потерять.
А ставить или вешать на стену их надо там, где тебе хочется. Именно тебе, а не чтобы гости видели. Бабушка привыкла иконы прятать. В 90е нам за них большие деньги предлагали) Не продали.
Лики, кстати, можно освежить олифой специальной. Но лучше посоветоваться в церкви - они знают, у них мастерские есть - и художники работают там. Не помешает просто вскрыть олифой. Темные лики это, может, еще строгановского письма быть работы. У меня не такие - там живопись, тонкая, масляная. Рассматривал столько раз - так изысканно написано, но они не древние. Старинные. Но не настолько. Спаситель - большая каноническая, с заповедью о любви. И несколько небольших, одна миниатюрная совсем, многофигурная (Вера, Надежда, Любовь и мать София) Как их бабушка сохранила - загадка. Три голодовки пережила, две тяжелые войны...
По крайней мере, должно быть.
-------
А что делать со старыми, самодельными иконами?
Их у меня четыре. "Наследство" от предыдущих жильцов. А им от ещё более предыдущих и т.д. Громоздкие рамки, треснутые стёкла, выцветшие листочки и цветочки из цветной фольги, тёмные, почти чёрные лики...
Конечно, не выкину.) Протру, подправлю и снова куда-нибудь повешу. Знать бы ещё, куда.(
Но ведь в каждом доме такие иконы раньше были. Теперь нет. Где они?
----------
А фотографий у меня нет. Много переездов. Не сберегла. Любимые лица только в памяти.
Так что - это не самое страшное что можно потерять.
А ставить или вешать на стену их надо там, где тебе хочется. Именно тебе, а не чтобы гости видели. Бабушка привыкла иконы прятать. В 90е нам за них большие деньги предлагали) Не продали.
Как их бабушка сохранила - загадка. Три голодовки пережила, две тяжелые войны...