Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
*** (произведение скрыто от просмотра) Текст недоступен для просмотра
Эссе
Автор: Гладких
Загрузка...
Все комментарии:

Не каждая ошибка в стихотворении выглядит ошибкой. На то и стихи. Стихи - это вообще по сию пору неразгаданное явление, на мой взгляд.
Взять хотя бы:
Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Тут тебе и "Идут" с неправильным ударением, и неправильные "снеги", и несуществующее до недавнего времени (теперь-то, поди, и существует уже) "наверно" - а вот поди ж ты, всё-таки стихи.
Когда есть магия - некоторые неправильности воспринимаются, как часть этой магии. Но, простите, когда три километра всякой хрени с лексическими и синтаксическими ошибками, грамматическими и глагольными рифмами, кровь-любовью и морозо-грёзами, когда ни уму, как говорится, ни сердцу...
Елена_Лерак_Маркелова  (05/11/22 10:38)    


Именно об этом и сказано в эссе. smile Но в нем же сказано и том, что нет смысла выслушивать эканьте и нуканье весь вечер (нет смысла тратить время на «километры всякой хрени»: бороться, бороться и бороться с так называемой графоманией).
А в приведенном стихотворении, помимо «и́дут», «снеги» и «наверно», еще и нитка в единственном числе. Тоже ведь можно придраться. Но все эти «ошибки» не то что становятся частью магии, они ее по большей части и создают.
Думаю, одно из волшебных качеств поэзии – это способность недостатки превращать в достоинства. И эта еще одна из интереснейших тем для разговора.
Гладких  (05/11/22 11:20)    


Спасибо автор - добрый человек, что допустил 1-2 глагольные рифмы на 16 строк. А то я подумывал забросить это безнадёжное занятие - стихосложение. А тут, бац! - свет в конце тоннеля.
Ещё бы такую успокоительность про пунктуацию кто-нить написал бы... smile
Метаморф  (17/10/22 01:29)    


Кто-нить напишет. smile
Гладких  (17/10/22 01:40)    


Боюсь, что не дождусь. А в Сети программы по пунктуации очень своевольные. Ломают предложения по своему и запятые расставляют как хотят sad
Метаморф  (17/10/22 01:45)    


С запятыми обычно переизбыток, проще вообще их не ставить. smile
Гладких  (17/10/22 01:56)    


Это да. Кстати замечал за собой - когда читаю чьи-то стихи без запятых, то, вот прям сразу понимаю где и как они должны иметь место быть. Как говорится - в чужом глазу... biggrin
Метаморф  (17/10/22 01:58)    


Аналогично. smile
Гладких  (17/10/22 02:00)    


Понравилось эссе. И тоже «согласна не согласиться».
Чаще всего, читая стихотворение, формируется одно «да» или одно «нет». А потом уже начинаешь ковыряться, почему «да» или почему «нет».
В иных стихах никакие втычки и анаколуфы не испортят ощущение полёта, идею. А иные, идеальные в своей техничности, прочитал и забыл. Кроме всего прочего, реакция на «критику» много скажет о человеке. Вас вот, Владимир, интересно критиковать, вы такой … азартный борец biggrin
Talya_Na  (15/10/22 03:59)    


Бойцовый зайка. biggrin
«Да» или «нет» – как теперь говорят? – это химия!.. smile
Гладких  (15/10/22 12:22)    


+++ !
exclaim
Андрей_Яковлев  (14/10/22 21:27)    


smile
Гладких  (14/10/22 22:00)    


Если дотошно разбирать, наверное, в каждом стихотворении можно что-то найти такое... Включая классиков.
Для себя не вижу смысла разбирать по косточкам. Просто наслаждаюсь самим стихотворением. Конечно, если оно совсем "никак" написано, то оно просто "не действует". А к мелочам чего придираться, если - подействовало?
elenagromova  (14/10/22 12:37)    


Эссе против графоманоборчества. Если стишок плох – оставь его, напиши лучше. «Юпитер, ты сердишься – значит, ты не прав».
Анаколуфы (привет идущему сейчас конкурсу), втычки и т.п. – могут быть и приемами, расширяющими возможности письменной речи. Например, в этом эссе есть анаколуф. Не скажу, что он был намеренным, но если написать грамотно (без него), получится коряво, хоть и правильно. Чтобы не гадать, вот он: и «щавель» имеет два варианта ударений, а не одно. В разговорной речи мы часто упускаем отдельные слова, особенно когда они очевидны. Наверняка это свойство тоже имеет свой термин.
Возможно, к мелочам и не стоит придираться, но порой они убивают стихотворение. А самый неприятный и частый случай, когда именно правка отдельных мелочей ухудшает, а не улучшает ситуацию.

smile
Гладких  (14/10/22 13:09)    


Кстати, сколько раз читала стихотворение "Что в имени тебе моем" - даже в голову не приходила мысль прочитать как-то иначе.
elenagromova  (14/10/22 13:13)    


Цитата
А самый неприятный и частый случай, когда именно правка отдельных мелочей ухудшает, а не улучшает ситуацию.

Вот это в точку, кучу раз с этим сталкивалась.
Поэтому всегда говорю, что критиков надо слушать, но вовсе не обязательно слушаться biggrin
Эризн  (14/10/22 13:18)    


smile
Гладких  (14/10/22 13:24)    


Цитата elenagromova ()
Кстати, сколько раз читала стихотворение "Что в имени тебе моем" - даже в голову не приходила мысль прочитать как-то иначе.

Вот именно! А придирка Маяковского к стихам «Довольно, стыдно мне / Пред гордою полячкой унижаться», когда он объяснял свою «лесенку»? Из той же серии.
Гладких  (14/10/22 13:27)    


С одной стороны - категорически да. С другой - категорически нет.
Маруся  (14/10/22 11:26)    


Для того и написано. ) dry smile
Гладких  (14/10/22 11:59)    


Но вот ещё какая штука - много рек и речушек погибли просто из-за того, что прекратились работы по мелиорации. И ключи их не спасли.((
Я против фанатизма.)
Маруся  (14/10/22 12:16)    


А сколько рек и речушек (а то и морей) погибло из-за мелиорации?
Мы все против фанатизма. Об этом и речь.
Гладких  (14/10/22 12:31)    


Тоже верно...
Маруся  (14/10/22 12:32)    


smile
Гладких  (14/10/22 12:33)    


Для меня стих - это как виноградная гроздь. Она может быть огромной или совсем небольшой. Терпкой, сладкой, кислой, водянистой. Виноградины тоже: и поменьше, и побольше, и послаще... Ешь и наслаждаешься вкусом. Но попадаются и гнилые виноградинки. Если чуть-чуть с гнильцой, то можно и съесть (ну очень маленькое пятнышко). А если сильно, то уже в рот это не потянешь. И как бы виноградарь не сваливал проблему на сырое лето и особенности сорта, а гнилое есть всё равно не хочется.
Поэтому гнильё надо отрывать и выкидывать, не ища оправданий.
Именно гнильё, а не всю гроздь.
Маруся  (14/10/22 14:19)    


Нет вопросов, гнильё надо отрывать и выкидывать, но вовсе не обязательно это громко, пафосно и публично демонстрировать. Мы же не зовем в свидетели (а еще хуже – в участники) родных, соседей, гостей и прохожих, чтобы продемонстрировать, как мы отрываем и выкидываем гнильё? Просто в следующий раз не берем виноград у той тетки, что нам его продала. Графоманоборчество – война с ветряными мельницами. Я сам такая мельница – зачем со мной бороться?.. biggrin
Гладких  (14/10/22 14:45)    


Ну, если эта тётка - ваша соседка по даче (родственница/давняя приятельница/подруга мамы и т.д.), то будете вы у неё брать гнилой виноград, за милую душу, да ещё и нахваливать. Это была шутка юмора.
А если серьёзно, то всё здесь зависит от воспитания, комплексов и самооценки. Каждый пытается что-то доказать себе, оппонету, миру... Так почему бы и нет? Писать стихи, чтобы на них реагировали только те, у кого "откликнулось"? Скукотень и фигня. Писать "для себя"? Ой, не верю! Писать под диктовку голосов свыше - часто просто клиника, иногда талантливая клиника. Писать для того, чтобы "время расставило всё по своим местам"? Ваще клиника!
Пародии - хорошая штука. Но стрёмная, т.к. и здесь всё зависит от воспитания, комплексов и самооценки. С обеих сторон.
Поэзия - это одна из форм общения. Общаясь, мы познаём себя и мир вокруг. И если я допускаю ляпы - я хочу о них знать. Да, хотелось бы, чтобы о них мне сообщали вежливо и тактично, без насмешек и хамства. Но опять-таки мы упираемся во что? В воспитание, комплексы и самооценку.
wacko
Маруся  (15/10/22 12:56)    


Плюсую Марусю cool
Но!
Чисто как контраргумент:
Время! Время - это самое дорогое что у нас есть и чем мы можем пожертвовать/поделиться. Тратить его на неадекватов с возрастом становиться все сложнее и жальче. В 90% случаев мы (ты, я, он, она) представляем довольно точный сценарий развития любых «отношений» (когда не врем себе). Да, порой цинизм, да, иногда троллинг, зато сколько сэкономленного и не (!) потраченного впустую времени. cool
Talya_Na  (15/10/22 13:50)    


Время - больная тема.(( Жизнь идёт в таком сумасшедшем ритме, что маманегорюй!
И соглашусь, иногда действительно просто посылаешь оппонента по нужному адресу, чтобы прекратить ненужную дискуссию. Но это редко! Очень редко!
Маруся  (15/10/22 14:30)    


Про виноград два дня назад написал. Про время вчера-сегодня пишу. Интересно, какие еще совпадения ожидаются?.. Говорю же, мы в Матрице!

biggrin
Гладких  (15/10/22 15:21)    


Ни один нормальный критик не будет говорить: "А ну исправляй, ты позоришь наш русский язык!" Даже если он трижды филолог.
А вот отреагировать с позиций своего сформировавшегося видения языка - такое же неотъемлемое право читателя, как и право автора писать как хочется. Мне всё-таки кажется, что образ "коллективного гуру" у Вас несколько утрирован )

Хорошее эссе happy
Эризн  (14/10/22 09:41)    


Спасибо, Эризн! ) smile

Насчет «утрирован» не уверен, достаточно открыть названный в эссе сборник/альманах: что -надцать лет назад, что теперь – общий фон, безупречный с точки зрения специалистов.
Критики, конечно же, есть разные. Для меня важным качеством критика (как и пародиста), кроме обязательного профессионализма и ясности/простоты/краткости изложения, является бережное отношение к критикуемому. Бережное отношение.
Гладких  (14/10/22 11:58)    


Бережное отношение к критикуемому произведению или критикуемому автору? )
Эризн  (14/10/22 13:19)    


Да и к тому и к тому. smile
Гладких  (14/10/22 13:25)