Говорят, каждый католик мечтает побывать в двух местах: Ватикане и Иерусалиме. Так… Каждый католик желает, знач…И я туда же)).
Ватикан – резиденция Папы римского, главы Католической Церкви – не что иное, как анклав в Риме. Давным-давно, во времена этруссков, это был просто холм, который почитался всякими вещунами. Собственно, от латинского vaticinatio (предсказание, пророчество) и произошло его название. Историю города-государства (как и историю папства) пересказывать не буду: кого интересует – в интернете полно инфы. Хотя, признаюсь, иногда сильно тянет поболтать на эту тему)) Но сейчас постараюсь сразу перейти к тому, что особенно впечатлило.
1. Площадь святого Петра Сверху площадь и аллеи напоминают ключ, потому иногда их называют «ключом святого Петра». Он как бы открывает Ватикан, подготавливает к уникальности самого собора. Иначе неизвестно, как повлияет на туриста такое количество артефактов, мастерства и масштабного великолепия. Говорят, бывали случаи… «Если это был человек сильный духом – дело ограничивалось обмороком, но люди с заурядным интеллектом, как правило, сходили с ума»©
Колоннада окружает площадь святого Петра по периметру. В ней почти 300 дорических колонн в четыре ряда, и сверху - 140 статуй святых и мучеников Церкви. Эти фигуры не менее 3м в высоту. В центре площади есть порфировые диски. Если на них встать, то колонны, как по мановению волшебной палочки, начинают выстраиваться одна за другой. Нда, шикарно. Браво, Джованни Бернини, хорошая задумка - полусферы как символ того, что Католическая Церковь защищает всех от суетности мира, принимая их в объятия веры. Короче, Бернини – круть невообразимая).
2. Собор святого Петра Главная церковь всех католиков мира. Собор огромен. «Его высота и площадь равнялись бы двум вашингтонским Капитолиям, поставленным друг на друга, если бы Капитолий был пошире; или двум-трем кварталам обыкновенных домов, поставленных друг на друга» - так пишет Марк Твен в своих путевых заметках. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65м статуи Иисуса Христа, Предтечи и одиннадцати апостолов (без апостола Петра). А где же сам Пётр? Он в глубине центрального нефа – принимает почести народа). Такие почести – аж правую ступню стёрли)).
Именно с этого (среднего) балкона Папа провозглашает перед верующими, собравшимися на площади, Urbi et orbi (городу и миру) во время церемонии своей интронизации, на Рождество и Пасху. Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) произносил его на 60 языках. Не знаю, как теперь обращается к мирянам и клиру Франциск I. Давно не слежу.
Теперь рассмотрим центральный неф собора.
Роскошь базилики, её безмерность просто ошеломляют. Наверное, именно такой цели – видимого торжества христианства – создатели и добивались. Длина нефа 211м.
Для проведения Папой месс над алтарём в подкупольном пространстве установлен балдахин. Его тоже создал Бернини. По преданию, алтарь сооружён на месте погребения апостола Петра. Как и первый алтарь первой базилики 313 года.
Лучше, чем Марк Твен, киворий не опишу. Поэтому снова вернёмся к его «Простакам за границей»: «В дальнем конце собора (я был совершенно уверен, что это дальний конец, но оказалось, что это центральная его часть под самым куполом) стоит сооружение, которое здесь называют baldacchino, — большая решётчатая рама из бронзы, вроде тех, на которые натягивают москитную сетку. Больше всего она напоминала сильно увеличенную раму кровати, только и всего. Однако я знал, что высотой она в половину Ниагарского водопада. Но она не производила впечатления большой — слишком велик был купол, уходивший над ней ввысь».
Купол, шедевр Микеланджело, имеет внутри высоту 119м и диаметр 42м. Опирается на четыре мощных столба. Он на один метр меньше в диаметре купола Пантеона. И это не случайно: Микеланджело поклонялся античным зодчим и не хотел умалять их мастерства.
Справа от входа в собор (правый неф) стоит знаменитая Пьета (Пиета). Творение 24-летнего Микеланджело. Удивительная работа. Кстати, единственная, подписанная автором. Пусть не очень грамотно, но мы ж знаем, что он не на филолога учился)).
Сейчас скульптура находится за пуленепробиваемым стеклом из-за фаната, возомнившего себя Спасителем и отколовшего 50 кусков мрамора. Фигуры выполнены в натуральную величину. По местной легенде, Микеланджело так был сражён результатом своей работы, что пал на колени и молился настолько отчаянно, как будто сам присутствовал при смерти Христа и видел своими глазами горе Матери.
Левый неф. Здесь находится последняя из значительных работ Бернини. Изображает молящегося понтифика в окружении добродетелей. Одна из добродетелей стоит на земном шаре и стопой закрывает Англию. Так Бернини показал тогдашний антагонизм между католицизмом и англиканством.
3. Апостольский дворец Там живёт Папа римский. Ну не в базилике ж ему расположиться)) Папская резиденция официально называется «Дворец Сикста V».
Именно здесь находятся и папские апартаменты, и ватиканская библиотека, и залы аудиенций, и знаменитая Сикстинская капелла с фресками Микеланджело. В последней проводят конклавы. Фрески я посмотрела, но не сфотала – снова был период «нельзя»)).
4. Дворец Бельведер Его еще называют Двором Сосновой шишки из-за покрытой патиной гигантской бронзовой шишки (пинии) перед Бельведерским дворцом. Она высотой около 4м и венчает фонтан. Украшена барельефами римских атлетов. По обе стороны – скульптуры таких же, покрытых патиной, огромных павлинов. Самое интересное: оказывается, шишка – символ источника жизни во многих культурах. Этого я не знала.
Бронзовая инсталляция диаметром 4м олицетворяет нашу малость по сравнению со Вселенной. При этом показывает, какой огромной разрушительной силой мы обладаем и каковы последствия её применения для планеты. Инсталляция вращается, а туристы, которые отражаются в её глянцевой поверхности, как бы участвуют в том, что происходит в сферах.
Музей Пио-Клементино Зал построен Микеланджело, но не Буонаротти, а Симонетти. И значительно позже.
В центре – порфировая чаша (периметр 13м), которая когда-то находилась в доме Нерона, а в нишах - статуи римских и греческих богов и героев. Зал выглядит очень торжественно кругло)). Что подчёркивает его название. И цветовое оформление как раз по мне. Этот зал соединён аркой с залом муз.
Мозаичные полы в зале изображают битву греков с мифологическими существами.
Эту скульптуру помню ещё со школы. По-моему, с момента, как увидела в учебнике это изображение, стала, мягко говоря, сторониться змей)). Ага, сильно впечатлительная – боюсь получить за правду, как Лаокоон.)) Кстати, копия этой скульптуры находится перед одесским археологическим музеем.
И Лаокоон, и Аполлон, то есть скульптуры, видимо, пришлись по вкусу Наполеону Бонапарту. А может, хотел затмить экспонатами Лувра богатство Ватикана. Вот и отправил их во Францию. Эта экспроприация не понравилась французам, и они, после падения императора, вернули их Ватикану. В защиту Наполеона скажу: нынешние правители не были бы столь щепетильны – украсили бы статуями не музеи страны, а свои имения.
Зал муз Название, я так понимаю, условное. Потому что никто из искусствоведов точно не знает, кто изображён. Но Микеланджело от скульптуры был в восторге – от динамичности позы и фактуры мышц. По слухам, неоднократно к ней обращался. Особенно при работе над Сикстинской капеллой.
Зал животных Кого тут только нет! Это, конечно, не коллекция фотографий «Ковчег», а скульптуры, но их тоже немало – около 150. Я спокойно отношусь к таким произведениям искусства. Тем более, многие из них – копии. Восхищение ими – не 100%, а пополам и надвое)). Но вот статуя Мелеангра мне понравилась почти как Давид во Флоренции. Почти…
5. Швейцарская гвардия Судя по Википедии, Ватикан – самое милитаризированное государство. Ну да, на душу населения 18% военных, а в Северной Корее – всего 3%. Или 4% - не помню)).
А вот насчёт дресс-кода швейцарцев вышла небольшая неувязочка. Была уверена, что его дизайн принадлежит не то Рафаэлю, не то Микеланджело. И костюмы не меняются уже много веков. Гид сказал, что есть вот такая версия: только в 20 веке появился дизайн этой одежды, придуманный неким швейцарским командиром, которому надоело, что его гвардия не имеет постоянной формы. Какой вариант правдивый – не поняла, но привычная версия мне милей. При наборе швейцарских воинов руководствуются вероисповеданием (понятно каким), профессиональными данными, ростом (не менее 176см), знанием языков (не менее пяти), возрастом (от 21 до 25 лет) и даже внешностью (чтоб приятно было глянуть не только представителям клира, но и мирянам). И ясно из названия гвардии, что они должны быть швейцарцами.
6. Потолки Ватикана На этом закончу свою экскурсию по Ватикану. Показанное - лишь малая толика шедевров, в том числе скрытых от праздных глаз. Ватикан – одно из самых богатых государств мира. Если не самое богатое. Тут сразу видно, что не зря в своё время так рьяно приветствовались и устраивались крестовые походы, не зря была индульгенция. Кстати, о ней. Она была только тогда, когда возводилась базилика. И облагались церковными податками лишь тогдашние олигархи. По мне – нормальный ход)). Остальное – гнусные сплетни)).
Опубликовано: 26/05/13, 12:48 | Последнее редактирование: Марина_Славина 24/06/24, 08:01
| Просмотров: 1825 | Комментариев: 15
Не видел я там никогда самурая.
Но выйдешь на берег - японская зайка!
опять семенит по песку самурайка.
Я себе кричу сама: «Ура!»
Шорты, взгляд, коротенькая майка,
На боку кастет и кобура.
Этим взглядом режу, словно бритвой,
Этим словом пропорю живот.
Пошучу с врагами перед битвой:
«Ничего, до свадьбы заживет!»
Доброй поручил мне быть Создатель,
Но в моем дипломе пара слов:
«Профессиональный отрезатель
Бестолковых вражеских голов.
Я свою профессию освою,
Буду резать головы шутя,
Иногда как хищный зверь завою,
Иногда заплачу, как дитя.
Про себя. Никто не будет слышать.
Красной струйкой потечет восход.
Тихо, даже воздух не колыша,
Смерть раскосоглазая идет.
Будь готов! Всегда готов! И помни:
Я мила по жизни и добра…
Самурайки доблестных японий
Умирают с возгласом «ура».
Я – добросердечней всех созданий.
Кто увидит – сразу же поймёт:
на спине крест-накрест две катаны -
для защиты моего даймё,
взгляд пронзительный - похлеще яри,
вряд ли увернёшься, хоть при том
под рукой всегда клинок из стали,
например, заточенный танто.
Пусть судачат, что бесцеремонно
обрываю чьей-то жизни нить,
что люблю в бою аттракционы,
развлекаюсь - прежде, чем убить.
Верный страж незыблемого кредо,
я - гуманна и щажу врагов.
Чья вина, что знаки напоследок.
так сложились: и закат багров,
и отцвёл трёхлепестковый ирис,
и на Фудзияме снег померк…
К ним подкралось время Ч - «четыре*»,
долгая мучительная смерть.
В честь поверженных слагая танка,
докажу, что я не мизантроп.
А потом исполню на останках
свой аутопсический хип-хоп.
*Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».
Не бросаю лишних слов в костёр,
Не пытаюсь вынуть меч из ножен,
Потому что твой язык остёр.
У меня есть выдержка и такт, но
Что-нибудь да ляпну не в струю;
В каждой нашей схватке бесконтактной
Ходим оба мы по острию.
Пыл мой испаряется минут за
Десять или двадцать, ну а ты
Шлёшь мне вслед с жестокостью якудза
Слов своих неласковых кнуты...
А потом ты входишь в образ гейши,
Чьи глаза невинны и пусты:
«Как смогла из искорки малейшей
Развести огонь и сжечь мосты?..»
:)))
Если под руками есть кардан...)))))
Мы с тобой - известная якудза,
Не какой-нибудь "борёкудан";
Лишних слов на ветер не бросай ты -
Наши схватки всё же не кэндо,
Хоть другим "противникам" на сайте
Был заказан путь в моё гнездо.))
Ты меня «накрыл» избытком пыла,
Словно нарушителя - радар...
Был ли случай, чтобы я забыла
Вовремя ответить на удар?
Не мосты, а целые границы
Между нами вроде пролегли,
Мне приятно быть в руках синицей -
Но в душе курлычут журавли.
Саш, спасиб))) Рада экспу, рада визиту))))
Вот те Юрьев день, япона мать...
Ни к чему катана, вакидзаси
Нам с тобою, надо понимать?
Можем мы, прищур состряпав узкий,
Пить сакэ в японском кимоно;
Но в бою с врагом характер русский
Мы сдержать не сможем всё равно.
:)))
Не видать давно - перевелись!
Помнишь - мы сражались на два фронта
С чередой нахалов и подлиз,
Что вставали в очередь с карданом,
А затем - с больничными к врачу...
Потому - тупить о них катану
Я, поверь, уже не захочу.)))
Саш, спасибо за очередную пикировку)))
Побывал - обоих меток глаз!
Право, лучше сделать харакири,
Чем обидеть словом, хоть бы раз.
:)))