Путь в ближайшую глубинку римской провинции был очень приятен. Мы радовались, что наконец-то вырвались из этой архитектурно прекрасной, но погодно несносной столицы, можем нормально дышать и почти до эйфории любоваться растительным великолепием. Как будто снова увидели и всеми своими фибрами ощутили Тоскану. Мы наслаждались удивительными видами местности, свежим ветром и чувством невероятной свободы. Казалось, после руин античных памятников автократии, мрачной брусчатки из порфира и статичных изваяний, всё вокруг словно заиграло многоцветьем, наполнилось движением, потянулось к жизни и первозданности. Правда, было неведомо, что нам готовит будущее, какое оно - хорошее или так себе. Что мы увидим? Вдруг там, куда едем, нас ждёт разочарование? Вполне может случиться, что предстоящее приключение будет заурядным и нудным, как рассказы старой девы о былой красоте и популярности.
Восхищение рукотворными жемчужинами у меня всегда сочеталось с благоговением перед природным зодчим, который неизменно креативен, нескучен и талантлив. Поэтому, разглядывая окружающий пейзаж, верила, что в этот раз «архитекторы» преподнесут нам незабываемый сюрприз.
Если все дороги, как говорят, ведут в Рим, то начиная с древности, восточная часть их, стремясь в столицу, щедро исчертила Тиволи. И не удивительно: не поскупился Господь на свои дары - ландшафт настолько живописен, настолько рельефны и красивы Сабинские горы, что ещё на стыке времён город был признан украшением Апеннинского полуострова.
Кроме расстилающегося на холмах полотна виноградников, Тиволи может похвастать всемирно известными виллами. Но рассмотрим только одну - виллу кардинала Ипполито II Д'Эсте. Именно с ней в темпе presto мы и ознакомились. К сожалению, сжатые сроки – наше всё, хотя там открывался непочатый край уникальных объектов. Многие утверждают, что для изучения этой территории достаточно трёх-четырёх часов. Видимо, кому что.
Как вилла досталась этому синьору, сыну Лукреции Борджиа, уже не помню. Да и неважно. Хотя почему-то в памяти гвоздём застряла инфа о посягательстве кардинала на папский престол. Ох, не в дедушку он характером и способностями)). Видимо, где-то не дотянул, не дожал – выслали в какой-то замухрышный и опустевший монастырь, сделав обитель его вотчиной. Кардинал не мог позволить себе, потомку знатного рода, проживать фактически в конюшне. Бенедиктинцы - аскетические монахи, для них серость и убогость нормальное явление, но для него – аут, верёвка и мыло. Серебряная ложка во рту, полученная при рождении, не давала ему покоя, била по зубам. Короче, срочно надо было всё менять. Как и в теперешнее время, связи решали очень многое. У кардинала был на примете один талантливый архитектор, временно служивший архивариусом при папском дворе – Пирро Лигорио. Именно к нему обратился Ипполито за помощью. И не пожалел – гениальный ум зодчего выдал потрясающий дворцово-парковый ансамбль, изобилующий фонтанами и ставший впоследствии памятником наследия ЮНЕСКО. А уже в этом тысячелетии вилла получила премию «Самый красивый парк Европы». К сожалению, дворец комиссией не рассматривался, не та, видно, номинация. А там столько интересного и незабываемого!
Начнём с того, что вилла находится на вершине холма - с балконов и окон дворца открывается великолепная панорама окрестностей. На фото не видно, насколько сложен здешний ландшафт - сплошные овраги, извилистые пещеры, шумные водопады и неутомимая борьба воды с камнем. Именно они предопределили террасную систему строительства и сделали усадьбу похожей на Висячие сады Семирамиды.
Внутри кардинальский палац тоже не подкачал, хотя имеет не совсем такой «моложавый» вид, как те же кипарисы за окном)). Люди значительно хуже и реже, чем природа, обновляют/восстанавливают свои творения.
Самые красивые залы расположены на нижнем этаже – каждый из них оформлен в определённой тематике. Вообще-то, я не большой фанат проводить время в музеях. По мне, это скучно. Лучше порыться в интернете, почитать. Но тут другое дело: для меня вилла была и навсегда останется чьим-то личным пространством, домом, где хозяин проводил время, отдыхал, строил планы, принимал гостей и мечтал. Мне кажется, по внутреннему убранству можно многое сказать о владельце. По крайней мере, о его вкусе, детстве и приоритетах.
Что-то я отвлеклась)).
Потолки дворца прекрасны. Сюжетно и по исполнению очень напоминают некоторые росписи Ватикана – много, очень много мифологических и библейских сцен.
Однако вилла Д’Эсте — это прежде всего шедевр итальянского садово-паркового, а не дворцового искусства. Поэтому выйдем в сад и насладимся аллеями, ландшафтными террасами, фонтанными комплексами и увитыми зеленью гротами.
Самая привлекательная часть двора - фонтан Венеры. Его ещё называют фонтаном Спящей в гроте нимфы:
В центре его - богиня в окружении белых геральдических орлов рода д’Эсте, они будто оберегают её.
Но надо признать, в этом раю не всё так благополучно, как хотелось бы – кое-какие архитектурные памятники нельзя даже с натяжкой назвать облезлыми или ветхими - они просто дышат на ладан, разваливаются на глазах, что очень обидно. Хотя тот же римский форум давно почил и ничего – большинство посетителей из-за этого не потеряли к нему интерес. Наоборот, вопреки здравому смыслу, он им симпатичен именно в таком виде.
Теперь перейдём к главной достопримечательности виллы – фонтанам, чьи гидравлические и музыкальные устройства послужили примером/прообразом для создания Версаля и Петергофа. Ни в первом, ни во втором я не была, поэтому сравнить не могу. Да и зачем? Речь идёт всего лишь о «первородстве».
Фонтанов насчитывается приблизительно полтысячи. Многие из них не работают и ждут своего звёздного ремонтного часа)).
Начну с Аллеи Ста фонтанов – они произвели на меня самое сильное впечатление. Фото придётся взять из инета – мои кривые ручонки засняли их в таком ракурсе, что даже люди, технически продвинутые и с хорошим пространственным воображением, потерпели фиаско, пытаясь понять, где в Аллее верх, а где низ)).
Не буду подробно останавливаться на каждом фонтане, о них можно узнать, обратившись к любой поисковой системе. Хочу лишь слегка обозначить свои впечатления.
Аллея Ста фонтанов Аллея Ста фонтанов иллюстрирует «Метаморфозы» Овидия. Где-то на втором курсе института пробовала читать, но хоть убейте – не помню, о чём это. Как говорится, «с тех пор забыл и чувствую себя намного лучше©)) Признаюсь, Кафка и Сартр зашли значительно успешней)).
Фонтан когда-то был очень красив, но следы времени уже хорошо заметны. Конечно, по каким-то полувытертым контурам ещё можно отличить лодку от орла, правда, с трудом – только при недюжинной наблюдательности и рентгеновском зрении)). Всё равно чувствуется размах и креативность – веерообразные струи воды чередуются с её каскадными потоками, а мшистое обрамление придаёт Аллее, если так можно выразиться, предельную естественность.
Фонтан Нептуна
Это самый поздний фонтан. Построенный в начале ХХ века он сумел вписаться в общую композицию парка. На этом месте до него тоже было сооружение для подачи воды, кстати, работы Бернини, но, к сожалению, разрушилось. У нижнего основания нового сооружения - прямоугольные рыбные пруды. Что интересно, там действительно плавают стайки разной мелкоты. Видимо, у них очень голодный вид, раз все стремятся их покормить)). Некоторые посетители кормят булочками, а мы тоже не оплошали - предусмотрительно захватили с собой сухой гаммарус. Чесслово, рыбки прямо выпрыгивали из воды, видимо, так выражая свой восторг и благодарность.
Овальный фонтан Глядя на него, кажется, что он нерукотворный: струи, похожие на нити речного жемчуга, спадают в небольшое озеро. Всё вокруг естественным образом зелено-зелено, а вода прозрачна. Это один из первых фонтанов паркового комплекса. Назван Овальным из-за формы. Хотя у меня сложилось впечатление, что не только он, там почти всё овальное – даже бассейн, в который стремится вода, даже гора с гротами)). Первозданное чудо. И только украшающие фонтан статуи выдают тайну создания.
По слухам, Пирро Лигорио, раздумывая на берегу спроектированного им «озера», досадовал, что вода не всегда кристально чистая. Ну да, прачки, случалось, там стирали бельё. Насколько всё-таки творческие люди бывают далеки от быта!
Фонтан Рометта Ла Рометта в переводе означает «Маленький Рим». Видимо, кардинал так скучал по столице, так сожалел об упущенных возможностях, что решил иметь его перед глазами, воссоздать свой Рим – с теми же арками и колоннами, с теми же элементами и аллюзиями. Центр экспозиции венчает статуя Победоносной Ромы. Рядом с ней видим капитолийскую волчицу и основателей Вечного города – Рема и Ромула. То есть в данном комплексе максимально использованы известные символы Рима. Например, овал из самшита – это Колизей, а развалины – римский форум. Мне этот фонтан показался надуманным и неестественным. Если бы существовал ТОП-10 самых популярных фонтанов Д'Эсте, этот, по моему мнению, занял бы последнее место.
Фонтан Орган Наверное, ни у кого не возникает сомнений, что к этому творению приобщился инженер. А как без него?! Это же шедевр не только архитектурного искусства, но и гидротехники – через систему органных труб заставить ниспадающую воду издавать звуки, причём мелодичные.
Представляю, какой фурор данное изобретение произвело в те времена, если и сейчас возле фонтана просто столбенеешь. Говорят, Папа римский, посетивший виллу при жизни кардинала Д'Эсте, услышал органный фонтан и не поверил своим ушам – служкам пришлось осмотреть внутренности сооружения и убедиться в наличии и функционировании труб. А он думал, что за стенами скрыты живые музыканты.
В настоящее время, после долгой и трудоёмкой реставрации, орган «играет» каждые два часа – это мелодии времён Возрождения. Очень красиво!
Да, вилла кардинала поражает. Конечно, есть какие-то недочёты, которые нам бросились в глаза, но о них я уже сказала ранее. Хотелось бы подчеркнуть, что при всей гениальности архитекторов, шедевры не состоялись бы, если бы их не одобрил владелец, а он, судя по историческим данным, активно участвовал в создании садово-паркового комплекса, в оформлении внутреннего убранства дворца. Человек с прекрасным, изысканным вкусом. Дизайн виллы далёк от китчевого украшательства, от того, что в народе называют цыганской свадьбой, - золотых побрякушек, показного блеска и вульгарной роскоши плебса. Обычно именно они отыгрывают отрицательную роль, называемую дешёвкой, независимо от количества вложенных средств. Безвкусица – это не про виллу Д'Эсте. Потому скажу «браво!» и архитекторам, и хозяину - всё в рамках приличия настоящей аристократии.
Опубликовано: 07/04/23, 11:03 | Последнее редактирование: Марина_Славина 24/06/24, 08:03
| Просмотров: 835 | Комментариев: 11
Детальный отзыв напишу тебе завтра, а пока возьму твой фоторепортаж в избранное.
Любви и мира!
Любви и мира!
Спасибо, что заглянул. И извини, что сразу не ответила, - уезжала.
Очень красивое небо Италии, удивительные пейзажи, особенно понравился вид на панорамном фото, роскошная вилла) Сохранившая главное - атмосферу, отпечаток своего времени. Фонтаны замечательны, и парк производит впечатление.
Твои размышления тоже интересно было читать)
Спасибо)
в естестве. И как здорово там гулять по тенистым аллеям, подставляя руки под струи воды
(если, канешна, это разрешено:))) Мне-то довелось посетить только виллу Боргезе в Риме, это тоже красиво, но здесь!
Флоренция была так удивительна и прекрасна, мы четыре дня гуляли по ней, на остальное и времени не хватило.
Не знаю, смогу ли когда-то снова поехать в Италию, но если только... обязательно на виллу Д'Эсте!
Спасибо, Марина!
Спасибо)
Спасибо, что читаешь и реагируешь комментами))