Существует мнение, что «любовь к тому или иному городу обусловлена чувствами, которые в нём пришлось испытать, а не самим городом»© На мой взгляд, возможны варианты - чувства могут возникать совсем не к субъекту, а именно к городу.
Представьте, подросток из ранее закрытой страны впервые оказывается за границей. Его поражает всё, что там видит. А если город сам по себе какой-то нереально романтичный, уютный и к тому же овеян головокружительным рождественским чародейством? Тогда всё – это «праздник, который всегда с тобой» ©
Наверное, поэтому каждый сочельник мысленно возвращаюсь в тот год, с которого всё началось. И будто наяву, слышу ласковый голос сестры Агнешки, зовущей на рождественскую мессу.
Мне 13 лет, монастырь доминиканок на Миколайскей. В те годы мама работала в Польше переводчиком, и настоятельница пригласила её пожить в гостевом коттедже. Целыми днями я знакомилась с городом, разглядывала величественные соборы, ощущала пленительную магию парков, вслушивалась в звуки города. И влюблялась в него. А как не влюбиться?! В нём столько неповторимого обаяния старой Европы. Вот и теперь, по прошествии стольких лет, после посещения многих стран могу сказать: сюда хочется возвращаться снова и снова. И чем основательней знакомишься с другими городами, тем больше осознаёшь неповторимую поэзию Кракова. Он для меня один из самых родных городов мира. Здесь чувствую себя защищённой и счастливой.
Краков Конечно, Рождество – постоянная величина, а вот погода – сами понимаете)). В декабре она может раскачиваться от снежной до по-весеннему солнечной. Иногда этот «маятник» движется так быстро, что не успеваешь сориентироваться. Последний раз, когда приезжала сюда на Boże Narodzenie, погода была именно такой – не то чтобы капризной и непредсказуемой, но переменчивой точно. Приходилось убеждать себя, что «у природы нет плохой погоды»© И это удавалось - как только выглядывало солнышко)).
Правда, такие климатические шалости обычно не влияют на предпраздничную атмосферу, которая словно предвещает, что мы вот-вот растворимся в загадочной тишине приближающегося Рождества.
Но не будем торопить события. Итак, утро сочельника выдалось настолько погодно комфортным, что я решила прогуляться по улочкам древнего города, потешить себя ожившими воспоминаниями.
Визитной карточкой Кракова является Вавельский замок, точней - Королевский замок на Вавеле. Это название холма, на котором он стоит.
Раскопки показали, что уже в XI веке там находилось укрепление, которое потом висляне многократно усиливали. Пока наконец в 1340 году король Казимеж III не перестроил его в готическом стиле. Не стану лукавить, архитектурный комплекс включает в себя и разностилевые здания. То есть нельзя утверждать, что это сплошная готика.
Замок на протяжении многих столетий был резиденцией королей Польши и до сих пор остаётся символом польской державности.
На снимке Вавель кажется почти игрушечным, но в действительности он огромен, просто потрясает своими величием, мощью и роскошью. Понимаю, как к моему предложению отнесутся акрофобы, сама из таких, ну что поделаешь: при возможности всё же обязательно посмотрите на город с крепостной стены. Это стоит того, чтобы не обращать внимания на трясущиеся поджилки. Панорама завораживает не только великолепием ландшафта, но и архитектурным своеобразием.
В Государственном собрании произведений искусства на Вавеле есть картина 1845 года, передающая красоту строений и окружающего пейзажа (фото из инета):
Замок очень хорош и внутри, и снаружи. Лично я в диком восторге от гобеленов и вполне благоразумном - от саргофагов. Интересен Посольский зал, а вот к экспозициям Турнирного и зала Смотра войск достаточна безразлична. Набережная Вислы тоже достойна внимания – есть на что глянуть, чем очароваться, даже если это просто деревья: они очень старые, но неожиданно крепкие, могучие, стройные, не выглядят облезлыми трухлявыми окурками. Кроме того, там есть вход в шахту, где жил (по легенде) дракон. Что обидно, этой ящерице поставили памятник, а сапожника Скубу, который её приговорил, обошли вниманием. Ко всему ещё заметила нестыковку: легенда упоминает то работягу, то двух сыновей короля. Кто действительно убил смога, покрыто мраком столетий и разночтением сказания. Но если это был выходец из народа, то, историки, просветите меня: ему таки досталась обещанная принцесса или и тут парнишку обошли?)) Мне памятник не нравится – он выглядит как-то чрезмерно авангардистки по сравнению с древним замком. А ведь по идее, они должны быть артефактами одного исторического периода, раз единовременно упоминаются в легенде.
Памятник изготовлен из бронзы. Казалось бы, кто-то неплохо придумал: окисление, называемое патиной, придаёт бронзе сине-зелёный оттенок - под цвет драконьей чешуи. К тому же дракон может дышать огнём и рычать.
Не… не убедили, всё равно выглядит ненатурально)). Такое впечатление, что на этого корявого комодо высыпали купорос)).
Улица Канонúча. Это спокойная историческая улица, ведущая к замку. Аккуратная и чистая, с разноцветными старыми домами. Рядом Архидиоцезальный музей имени кардинала Кароля Войтылы (понтифика Иоанна Павла II). Ну, к этому Папе я отношусь очень трепетно. Во-первых, человечество в неоплатном долгу перед его заслугами, а во-вторых - он, как две капли воды, похож на моего дедушку.
Центром Кракова считается Главная Рыночная площадь. С ней у меня связано море воспоминаний - как вкусовых (колбаски на гриле с польской пряной горчицей муштардой, первые в жизни хот-доги и горячий шоколад), так и эстетических: здесь, как будто специально, собраны архитектурные, исторические и культурные достопримечательности города.
На Рыночной площади проходят все знаковые события ещё с тех времён, когда Краков считался столицей Речи Посполитой, а это длилось ни много ни мало - около пяти веков. Где-то читала, что площадь – самая или одна из самых больших в Европе. Ну, ребята, насчёт самой большой – это перебор, она же меньше площади святого Петра. Может, Ватикан не европейское, а внеконтинентальное государство?)) Тогда допускаю)).
С Рыночной площади начинаются все путешествия по Кракову. В этом городе люблю всё и с интересом, как будто впервые, знакомлюсь со скверами, домами, костёлами… Да и люди не перестают удивлять своим радушием, искренностью и деликатностью. Как легко находятся общие интересы с ними, насколько непринуждёнными и задушевными бывают беседы! Видимо, тут не обошлось без общих корней.
При всей возвышенной мотивации вояжа магазины, само собой, не пропускаю. В сочельник они работают, а вот в Рождество и в день святого Стефана, 26 декабря, закрыты. В предпраздничные дни все торговые заведения очень нарядны:
На площади много кафе и баров. Есть на что посмотреть, где посидеть, просто пройтись. Еда - на разные вкусы, выглядит настолько аппетитно, что влёгкую отрывает от любых запретов и диет)).
А ещё к Рыночной площади ведёт улица святого Флориана. Некогда часть Королевского тракта, она стала достопримечательностью Кракова. Сейчас на ней ассорти из отелей, сувенирных магазинов и кафе. Улица очень старая, наверное, XII или XIII века. Таких давнишних элементов городской инфраструктуры в Кракове очень много. Безусловно, они за долгие века меняли не только облик (как дань стилевым течениям), но и содержание.
Например, под флорианской башней сначала проходила дорога для конки, потом ее сменили рельсы для трамваев. Когда их убрали, улица стала пешеходной.
Она небольшая и упирается прямо в Мариацкий костёл, который находится напротив Сукенниц.
По-моему, этот костёл обожают все – и туристы, и жители города. Но особенно он пришёлся гидам, потому что о храме Девы Марии сложено множество легенд и есть чем занять любознательных. Кроме того, каждый час с самой высокой башни костёла раздается игра трубача, как память о том дне, когда он увидел приближающуюся к городу дикую орду и отыграл тревогу. Стрела варвара прервала его жизнь, но краковчане были предупреждены...
Сукенницы (суконные ряды), наверное, даже древнее Королевского замка. Не буду утомлять читателя подробностями перестроек. Главное - сохранились арки и наружные стены с декоративным аттиком. В канун рождественских праздников внутри крытой галереи можно найти много приличных сувениров. Да там в любое время просто интересно побродить/посмотреть, в частности, народное творчество, познакомиться с этнокультурой.
Когда темнеет, площадь выглядит особенно ошеломляюще, почти мистически. Атмосфера – ни с чем не сравнить это единство в ожидании главного события года.
С первой звездой на небе заканчивается замкнутая в себе самой таинственность безмолвного Адвента.
Тихая ночь, святая ночь... Её торжественность невозможно постичь разумом - только чувством, приобретающим в момент праздника абсолютно новое звучание. Не громогласное и довлеющее, а упоительно насыщенное. Как будто божественный ореол Вифлеема, осветив бездну времени, наполняет пространство искрящимся светом, открывает непознанные глубины человеческого сердца. В эти особые мгновения, словно после глухой тьмы, тягот и утрат рождаешься вместе с Младенцем Иисусом в солнечный мир надежды, полный красоты, любви, захватывающего созидания. И душа вместе с ангельским хором восклицает:
Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних Богу...
*Впечатление
Опубликовано: 06/12/23, 09:40 | Последнее редактирование: Марина_Славина 24/06/24, 08:07
| Просмотров: 1041 | Комментариев: 18
Слава в вышних Богу, а на земле мир людям доброй воли!
твою Impression в избранное, чтобы народ послушал песню.
Не знаю, как назвать это произведение. В одних источниках его называют христианским гимном, в других - колядкой, В третьях просто песней. Но все это неважно. Главное, ее содержание, музыка и история создания. По-моему, в Википедии написано, что никто ее (эту историю) не знает. А я когда-то в иностранном журнале нашла. И очень часто рассказывала своей маленькой дочери. Позже, в школе она ее записала. А еще интересный факт, что долгое время эта песня была запрещена Католической церковью - автор музыки был атеистом. Смешно, когда люди цепляются к пустякам, будто им делать нечего, будто можно что-то по-серьезному запретить, будто запрет точно что-то решает. И вода не вырвется из-под камня.
Спасибо, что зашел.
Историю прикреплю.
В снежную и морозную ночь сочельника к священнику (а это был Йозеф Мор) пришел из деревни, расположенной у подножия Альп, горец. Он попросил о неотложной помощи: его жена должна родить, но ее состояние быстро ухудшается. Когда выходил из дома, уже понимал, что может не увидеть ее больше живой. К врачу не пошел – слишком далеко. Боялся не успеть.
Священник, не мешкая, пошел в церковь, взял необходимое для последнего причастия и вместе с горцем отправился в дорогу.
Глубокие сугробы, трескучий мороз, вьюга усложняли путь, каждый шаг давался с трудом, но они шли вперед.
Когда преодолели последний перевал и увидели освещенные окна знакомых домов, вздохнули с облегчением – почти пришли. Еще несколько шагов и замерзшие руки открыли двери дома. С волнением вошли, не зная, что увидят. И чудо! Комната была ярко освешена, а на кровати, прижимая к себе спящего младенца, лежала молодая женщина и улыбалась.
От увиденного пришедшие замерли на пороге. И вдруг ноги молодого горца
подогнулись сами по себе. Упал на колени, и по его обветренному лицу потекли слёзы.
И хоть за окнами бушевала метель, тут, в этой комнате, была тишина – торжественная тишина. А священник смотрел и смотрел, словно хотел навсегда запомнить эту картину – счастливую мать и спящего ребенка. Потому что именно так должно было быть там… в Вифлееме.
Позже, когда вернулся домой, написал:
Stille Nacht! Heilige Nacht!
Alles schläft; einsam wacht
Nur das traute heilige Paar.
и т.д.
не слыхал, а песню "Stille Nacht" знаю наизусть, как все немцы)
Хотелось бы заступиться за дракона. Согласен, что памятник выглядит чрезмерно авангардистки, но я к подобным памятникам привык. По сравнению с авангардисткими памятниками Германии этот выглядит шедеврально. Немецкие скульпторы не особенно заморачиваются, а просто сваривают друг с другом несколько рельсов - и памятник готов. Или вбивают в землю вереницу разновысоких раскрашенных столбиков, а рядом вкапывают табличку с именем "скульптора". Все эти современные скульптурные композиции смотрятся довольно странно на фоне старинных готических строений. Но ко всему привыкаешь) Кстати, в моём городе недавно открыли памятник на речушке Ремс (прошу не путать с Реймсом): на плавучем понтоне находится трёхметровый морской конёк, на котором восседает мужик странной внешности в белой помятой рубашке и брюках. Памятник так и называется "Мужчина на морском коньке". Бред? Возможно. Но немцы называют это искусством. И я тоже) Этот памятник стал аттракционом, который я показываю всем своим гостям, и мы вместе недоумеваем и смеёмся, глядя на него) Так что не обижай дракона)
Всегда искренне рад твоим фотоэкскурсиям. Любви и мира!
Я не против новых течений в искусстве, даже абсурдистских. Но тут Вавель легендой связан с драконом, потому тематически и стилистически они должны быть едиными. Ну так мне кажется.
А то, что заметки теплее прежних, наверное, "виноваты" детские воспоминания - они ярче, конкретней, выпуклей, чем впечатления взрослого. Потому их и назвала "Impression" - "Впечатление".
Спасибо) Всегда тебе рада).
Красивая архитектура, уютные улицы. Интересны традиции ("каждый час с самой высокой башни костёла раздается игра трубача, как память о том дне, когда он увидел приближающуюся к городу дикую орду и отыграл тревогу").
Забавно выглядит памятник дракону. Необычно то, что он может дышать огнём и рычать.
Немного сказочно смотрятся смотрятся старинная брусчатка, лошади и кареты.
Снега на фото не увидела, а зёленая трава на первом фото - это тоже в декабре?)
Вообще, в Кракове я бываю не менее четырех раз в год. И в Рождество (или просто в декабре) тоже достаточно часто, но ни разу не видела город снежным. Может, так попадаю, а может - снег лежит недолго и сразу тает. На фотографиях в инете видела, а в реальности - нет. В качестве примечания: все помещенные тут фотографии - холодного периода, даже улица с музеем кардинала или Рыночная площадь. Нет весенних или летних, только ноябрь и декабрь.
Дракон. Чтобы увидеть, как он извергает огонь, достаточно послать смс на определенный номер. Я такое зрелище не заказывала, там достаточно желающих это сделать, можно увидеть и так)). Да мне и неинтересно.
Спасиб, Кать)
У нас второй год уже городская ёлка в метро. Небольшая, в огоньках. Станция по-новогоднему украшена. Смотрю на нее, каждый день, минуя эту станцию по маршруту "на работу - с работы" и сердце каждый раз сжимается и так тоскливо. А хочется, чтобы на площади, большая такая. И каток. И глинтвейн. И народ веселится. Сегодня вот думала, думала, ставить ёлочку дома или нет? И не поставила, и не украсила. Знаете, девочки, даже желания не возникает. Завтра Праздник, но день рабочий, и мне с утра на работу идти, как в обычный будний день. Но когда смотрю на фотографии городов Европы, где люди празднуют Рождество, все-равно на душе теплее становится. И надежда, что уж в следующем году все будет, как раньше, или даже еще лучше. Дай Бог. С Рождеством, Мариш, Катюша.
Тая, Марина, с Рождеством!
Знаешь, Кать, глянула на елку в метро и подумала: наверное, все же интуитивно выбрала исполнителей Oh Holy Night. И не только потому, что симпатяги и классно поют, и не потому (как я написала Вите) они не настолько пафосны, как приведенные выше мастера... Представь, например, Селин Дион в вашем метро)). Невозможно, правда? А этих ребят можно. Когда закрываю глаза и слушаю их, то вижу вашу ялинку, метро, людей в верхней одежде. Это не концерт, это наша теперешняя жизнь.
А ребята классные, да)
Хочется надеяться, что через год они вырвутся на свободу.
С Рождеством, девушки!
С Рождеством, Витя! Пусть Господь нам дарует то, что больше всего необходимо. Ну, наши молитвы Он слышит.