Оказывается, первое впечатление формируется непроизвольно и зачастую в дальнейшем сильно влияет на объективную оценку того же предмета. К чему это? К тому - я много раз говорила, что этот город не в топе моих любимцев, что мне значительно ближе Краков, Вена или Лондон. Неужели первое впечатление было таким негативным? Точно, нет. Помню свой восторг от базилики святой Анны, её беломраморного интерьера, от какого-то правильного и чрезвычайно культурного поведения жителей в транспорте и в магазинах, от здравомыслия собеседников, их гостеприимства и щедрости. И в то же время… Странно, правда?
В этот приезд, хоть и краткосрочный, решила проверить, насколько стабильны мои подростковые впечатления, и заодно разобраться в их правомерности.
Варшава Путешествовать автомобилем, безусловно, классно – сам себе хозяин. Но когда ты бессменно, в течение долгого времени находишься за рулём, такой вояж всё же накладывает определённые ограничения, во всяком случае, не отличается ни беззаботностью, ни весельем, ни панорамнной наблюдательностью (это, по-моему, называется пространственным зрением). Но что поделаешь – таковы реалии. Чтобы прийти хоть немного в себя от дороги и что-нибудь поесть, пришлось на несколько часов задержаться в Люблине. А дальше всё по двойному Максу Фраю: «Достаточно приехать в пять утра в незнакомый город. Это всё». Согласна)). На этом можно закончить)). Можно, но не хочется – до лондонского рейса ещё сутки. Так что продолжу. Вообще, предрассветные часы везде и почти всегда это нечто чарующее - музыка города ещё не заглушена шумом, сигналами, разговорами. К тому же «жабрами» улавливаешь чистый воздух, не испоганенный выхлопами. Прекрасная пора уединённо-свежей романтики. Ну, может, я просто люблю серебристую завесу наступающего дня.
Итак, начнём с названия города. Легенда гласит, что рыбак по имени Wars влюбился в русалку по имени Sawa, отсюда и появилось название Warsawa. Варшава – огромный разрастающийся мегаполис.Он разделён на две части рекой Висла, причём эти части разного размера - Старый город меньше. Собственно, обе во время Второй мировой войны почти полностью были стёрты с лица земли. Потом город скрупулёзно десятилетиями восстанавливали, используя архивные материалы, фрески, литографии и картины. Это был на самом деле титанический труд, достойный восхищения. Поляки с огромным пиететом относятся к своей истории.
В этот раз поселилась в четырёхзвёздочном отеле Barceló Warsaw Powiśle. Что можно сказать о нём? Внешне, определённо, не мой пирожок – достаточно скромный, индустриальный какой-то, а я не фанат промышленного лофта. Да, многократно останавливалась в исторических зданиях, но это первый случай такого заселения - в помещение бывшей электростанции.
Когда заходишь внутрь, то сразу приятно «разочаровываешься»: стерильная чистота, идеальное обслуживание и совсем не видно досадных деталей - кирпичной кладки и выведенных наружу средств коммуникации (проводов, труб, каркасов). С достоинствами отеля типа фитнес-центра или бассейна мне не удалось познакомится, но парковкой, естественно, воспользовалась.
Фото из инета, окна моего номера выходили на другую сторону, не такую привлекательную. Все номера однотипные, но из этих виден знаменитый стадион «Птичье гнездо». Он был построен для чемпионата Европы по футболу 2012 года, который совместно проводили Польша и Украина.
После бессонной ночи широченная кровать в номере меня сразу прельстила. Плюс ещё шведский стол - захотелось вздремнуть и только потом пройтись, не заглядывая в магазины одежды)). Что для меня необычно, но час вылета грубо и бесчеловечно ограничил мои предпочтения)).
Историческим символом города является русалка с мечом. Так её изображают с 1622 года. Что интересно, их две – первая на Рыночной площади (копия старинной, кстати), а вторая (современная) - на набережной напротив улицы Тамка, где зона отдыха. Именно про последнюю сиренку (или Саву) туристы знают значительно меньше и, естественно, увидев её, поражаются.
Вот она, русалка №2:
Кстати, сиренку (не путать с польской маркой авто!) хотели установить на каком-нибудь островке посреди реки, но почему-то передумали. Может, посчитали, что на самой Висле достаточно сооружений? Не сказала бы. Хотя если говорить о мостах, то их, конечно, немало. Но, вроде, все к месту)). Правда, сфотографировала два – у меня был небольшой разлёт по времени и пространству: мост Понятовского и Лазенковский мост.
Мост Понятовского. Старый и очень красивый. Назван в честь польского князя, генерала, маршала Франции, участника восстания Костюшко Юзефа Понятовского. Мост находится рядом с вышеописанным стадионом.
Лазенковский мост – пятипролётный стальной автомобильный, тоже через Вислу. Внешне он мне не зашёл, как и отель. Эстетически слишком простой и в данном случае это не айс, как мне кажется. Такую простоту можно сравнить с простотой топорища. Хотя, конечно, все перечисленные сооружения/предметы вполне функциональны.
В самом центре города возвышается огромная пятнадцатиметровая пальма. Сначала мне показалось, что арт-инсталляция выглядит неестественной в городе, который вряд ли можно назвать южным. Оказалось, что это дань еврейской общине, когда-то проживавшей в этом районе. Художница Йоанна Райковская, вдохновлённая посещением Израиля, захотела привезти в польскую столицу немного тепла и солнечной атмосферы.
А вот часто обговариваемая достопримечательность, что поделила поляков на тех, кому она не нравится, и тех, кто за сохранение исторических памяток, к какой бы эпохе они ни относились. Процентное соотношение этих групп обсуждать не хочу – сами догадаетесь. Речь о Дворце культуры и науки. Его «подарил» Польше Сталин, что вызывает у поляков вполне определённые чувства, хотя здание, по мнению некоторых, нормально вписывается в городской пейзаж. Мне лично дворец не нравится, потому что в нём вижу многократное повторение известных форм. То есть он, на мой взгляд, не такой уж уникальный, чтобы им дорожить. Но опять-таки это дело поляков.
Нельзя забывать, что Польша – это родина композитора Фридерика Шопена. Знаю, знаю, что для большинства привычней написание имени «Фредерик». Но чтобы сохранить имя таким, каким композитора нарекли родители, следует писать - Fryderik.
Музей был основан в 30-е годы прошлого века и после реконструкции стал одним из самых современных в Польше. Фотографии, ноты, рукописи, скульптуры, письма – многое хранит музей. В здании проводят фортепианные конкурсы и концерты. А в Королевском парке Лазенки возле знаменитого памятника великому композитору с мая по сентябрь проходят бесплатные Шопеновские концерты. Зато вход в парк очень даже платный)).
Обратила внимание на удивительное здание, которое называется Домом под королями.
На стенах установлены бюсты 40 польских правителей. Именно им дом обязан своим названием, хотя изначально зодчие и устроители об этом не помышляли. Здание достаточно старое (17 век), задумывалось как библиотека. В результате войн, оккупаций и разных пертурбаций эти бюсты прятали, выставляли, реконструировали и наконец ими украсили фасад дома. Сейчас там Союз композиторов.
Вот ещё интересный домик. На нём написано Krajowa Rada Spoldzielcza, то есть Национальный совет коопераций. Чем он занимается, могу только догадываться, одним словом, очередные чиновники, но название самого здания мне нравится – Дом с орлами. Его историю в гугле не нашла. Видимо, ничего выдающегося и запоминающегося.
Что касается улиц, то они разные. Разные настолько, что к ним в архитектурном смысле, должно быть, применимо слово «эклектика». Ну, не так всё просто)). Мне кажется, что эклектика – это нечто задуманное, а не «так получилось»©, то есть не наставленное куда и как попало. Мешанине старых зданий, панелек 50-х годов прошлого столетия и современных высоток больше подходит слово «компот». Ну, это моё мнение, может, специалисты думают совершенно иначе.
Гуляя по городу, заметила, что схема дорог очень похожа на разветвлённое дерево: в центре они широкие, многополосные, с тоннелями, развязками, стоянками, с низкопольными трамваями, но чем дальше от центра, так сказать, в «кроне», тем больше появляется зелени, что естественно, и даже слышно пение птиц, нет трамвайной колеи и «ёлочек» для машин. Но это ближе к окраинам, а так улицы, почти как в Кракове – узкие, но с приличным тротуаром, удобные. Много велосипедных дорожек. Думаете для молодёжи? Отнюдь – наблюдается просто разнообразие возрастов. В Польше велосипеды всегда были достаточно популярным способом передвижения.
По пути мне попалась бывшая фабрика Norblina – предприятие металлоконструкций. Оно просуществовало до Второй мировой войны, а потом поляки его национализировали и осовременили. Сейчас там ТРЦ, музеи, бары, кафе и т.д. Правда, сохранились колеи для вагонеток, как-то по-особенному оформленные. Здания приведены в порядок и на каждом красуется памятная табличка. Всё выглядит здорово, хоть я и не люблю промышленных переделок.
Теперь вернёмся к первому впечатлению. Изменилось ли оно? Один неполный день мало что привнёс в мою давнишнюю оценку. Но кое в чём точно определилась: Варшава всё же не попадает в мой топ любимых городов и вызывает достаточно неоднозначные чувства. С одной стороны, в нём вполне комфортно, нет языкового барьера, легко общаться, люди приветливы и вежливы, много старинных зданий, что я люблю. И, несмотря на мои придирки, величественна, как и полагается столице. Но с другой стороны – эта каша стилей, нет какой-то правильно выстроенной линии, будто архитекторы работали в манере Джексона Поллока с его дриппингом – качая проколотое ведро краски над горизонтальным холстом земли. Понимаю, наверное, было нелегко восстанавливать город с нуля, но всё же… Кроме того, взгляд постоянно цепляется за валяющийся мусор и обилие граффити – на стенах зданий, на скамейках, везде. Неужели это часть «изюминки» города? Иначе можно же было их оттереть, закрасить, убрать. Конечно, не совсем чисто и в Париже, но я видела мусор там только поздним вечером или ранним утром, пока не вышли на работу дворники.
Отвечая на незаданный вопрос: почему символом Варшавы является русалка, если у города нет выхода к морю. Вообще, легенд много. И одна из них говорит, что варшавская сиренка - сестра копенгагенской. Видимо, кому-то из них была больше по вкусу пресная вода)). Ага, варшавская пресноводная)). Почти тот же вид, что и в «Особенностях национальной рыбалки». Помните, когда Серёжа лезет в трансформаторную будку с цветами для такой же омутницы?)) Ну и впридачу аргумент Кузьмича достаточно весом, если кто сомневается в существовании русалок: «Ты материалист? Я-то им давно не являюсь, потому что постоянное общение с природой, с прекрасным позволяет иначе взглянуть на вещи» ©.
Вот и вы взгляните, если не до конца урбанизированы)).
Опубликовано: 21/06/24, 16:52 | Последнее редактирование: Марина_Славина 10/10/24, 11:06
| Просмотров: 671 | Комментариев: 6
В общем, почаще выкладывай рассказы о своем авто-и авиатуризме
Не, на рассвете я Варшаву не фотала, хотелось спать))
А если серьезно, то из машины часто фотографирую, но тогда за рулем муж. Вена как раз входит в список таких городов).
Любви и мира!
Вить, спасибо за неизменную поддержку не только публикаций, но и...