Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1177]
Миниатюры [1163]
Обзоры [1463]
Статьи [486]
Эссе [215]
Критика [100]
Сказки [267]
Байки [55]
Сатира [33]
Фельетоны [10]
Юмористическая проза [180]
Мемуары [56]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [64]
Подражания [9]
Афоризмы [27]
Фантастика [168]
Мистика [94]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [315]
Повести [212]
Романы [72]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [10]
Литературные игры [42]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2586]
Тесты [33]
Диспуты и опросы [119]
Анонсы и новости [110]
Объявления [107]
Литературные манифесты [260]
Проза без рубрики [524]
Проза пользователей [157]
Путевые заметки [43]
Прогулка в Старых Садах, нечистая сила и немного белиберды
Путевые заметки
Автор: Неон_дер_Талец
" Время стекало в глиняный кувшин и
застывало в нем гречишным медом".
Вл. Орлов "Альтист Данилов"

На "Седьмой пятнице" не так давно прошла заруба про нечистуют силу. Тема благодатная, было где развернуться и побелибердеть. Читая замечательные стихи, я не к ночи вспомнил, что есть, есть в моем не всеми любимом городе такие заповедные места, где этой чертовщины, как у собаки блох. И тут шальная мысль залетела в мою голову: "А почему бы и не пройтись тихим шагом по городу?" Итак, встречайте - Ивановская горка!
На самом деле, это один из холмов на котором стоит златоглавая. Название свое получила по расположенному здесь женскому Иоанно-Предтеченскому монастырю, в народе - Ивановскому. Много на горке церквей и других сооружений культа, а там, где святость и благолепие, там и нечисти хватает. Как сказал один древнегреческий дядька: "Единство и борьба противоположностей". Вот я и пошел проверять этот незыблемый веками закон. Чтобы не множить сущности, решил остановиться только на знаковых фигурах, а всяких домовых и прочую мелкую пакость вывести за скобки. Сразу хочу предупредить - часть фотографий честно натырена из Интернета по причине реконструкции некоторых объектов.
Метро вынесло меня в Китай-город и первое, что бросилось в глаза, это памятник Кириллу и Мефодию. Куда же мы без них.



И сразу началась чертовщина. На памятной доске было написано на старославянском:


Спотыкаясь о яти, феты и всякие омеги, дочитал до конца и подумал: "Разве в стародавние времена слово "Россия" писалось с двумя с?"


Это документ, между прочим! (с) И у греков оно пишется с одним "с", да и Вл. Даль бурчал на удвоение "с", называя это латинской причудой. Тут же Интернет угодливо подсунул такую ссылку.


Я ни разу не лингвист и утверждать не могу, но думаю, что авторов черти попутали. Но оставим это на совести чертей и филологов.
Пока в задумчивости морщил лоб, то чуть не пропустил интересное объявление. "А поворотись-ка, сынку",- услышал я внутренний голос, и поворотился.


Автор неизвестен
Здесь во всей красе предстает перед нами изумительная по архитектуре церковь Всех святых на Кулишках, исполненная в стиле московского барокко. Для справки: кулишки, или кулижки по Далю - это расчищенное место под пашню, прогалинка, полянка.
Свою историю церковь ведет еще от Дмитрия Донского. Много чего интересного можно о ней рассказать, но мы не будем отклоняться от заданной темы и вспомним о черте. Дело в том, что при этой церкви была богадельня, куда отправляли доживать свой век монашек на пенсии из близлежащего Ивановского монастыря. И вот в этой-то богадельне и завелся черт по имени Игнашка. Одни говорили, что он был мал и лицом отрок, другие утверждали, что это мужик, который зело страшен, космат и дышит перегаром. Но то, что бузил Игнашка по взрослому, никто не оспаривал: срывал иконы, приставал со всякими непотребствами к старушкам, а то и скидывал оных с кроватей. Ругался хуже товарища майора и бегал по стенам и потолку. Кошмарные дни наступили в тихой обители. И чтобы извести эту
нечисть, был приглашен преподобный старец Илларион. По одним данным семь, по другим десять недель(!) он молился денно и нощно, и, конечно, крест животворящий с молитвами сделали свое дело. Отстал Игнашка от бедных старушек, но напоследок залез на колокольню (сейчас на реконструкции), раскачал ее так, что она чуть не рухнула и дематериализовался. С тех пор стоит колоколенка накренившись на один метр. Неверующие люди говорят, что это брехня, мол, колокольня была пристроена позже этого происшествия, но факт кривизны не отрицают и к черту на кулички посылают умело. Когда кулишки превратились в кулички сказать не берусь, Даль предупреждал, что посылать к черту на кулички безграмотно, посылать надо на кулижки (вот же были времена, а то мы сейчас посылаем друг-друга в такие Ебеня (зачеркнуто) дали, что и представить трудно). Но я думаю, что это выверты старомосковского говора. Москвичи говорят на булочную - булошная, што вместо что, но понаехавшие в это место по приказу Ивана Грозного из северных уездов опричники не шокали, а чокали, вот и превратились кулишки в кулички. Но это не точно.
Дальше по курсу Иоанно-Предтеченский монастырь, но мы по пути на минуту отвлечемся и заглянем в сквер Мандельштама с его памятником.



Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны...
Этот стих трагическим образом повлиял на его судьбу.
Говорят, он смотрит на дом, где в квартире на втором этаже жил его брат, и где он гостил часто и подолгу.



А вот и женский монастырь с богатейшей историей.



Не раз строился, перестраивался, был разграблен французами в 812-ом. Царским двором использовался для заключения сюда неугодных жен и прочих сомнительных девиц. Одной из них была Августа Тараканова (Августа Доротея Дараган), по непроверенным данным дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, то есть прямая наследница престола. Маленькая ремарка: история запутанная, косвенные данные позволяют утверждать, что Августа не имела никакого отношения к авантюристке и самозванке, которая именовала себя принцессой Елизаветой Владимирской, изображенной на потрясающей по своей силе картине Флавицкого и погибшей не от наводнения в Петропавловке, а от чахотки. Говорят, что это один французский писатель перепутал все с пьяных глаз, от него и пошла неразбериха. Однако, продолжим. Одной из самых известнных сиделиц в монастыре считается Дарья Салтыкова из рода столбовых дворян, известная как Салтычиха. Заключена была в подземелье без света и общения, а так же приказано было "впредь именовать сие чудище мущиною" (ну ни фига себе закидоны были у Екатерины II). И вот призрак этого чудища бродит ночами по переулкам в черных лохмотьях и, пугая запоздалых одиноких прохожих, гремит кандалами. Почерпнуто из устных достоверных источников.
Монастырь в современном виде построен в стиле неоренессанса с элементами древнерусского зодчества архитектором М. Быковским. Обратите внимание на собор. Он очень похож на собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (не был, видел только на картинке). Архитектор, по уши влюбленный в Италию, соединил московский стиль с флорентийским. Так и хочется воскликнуть вслед за Чацким: "Смешенье французского с нижегородским!" Но получилось колоритно. Кстати, одна купчиха пожертвовала на строительство 600 тыс. рублей, по тем временам огромные деньги.
Недалеко от монастыря можно полюбоваться зданием в стиле классицизированной эклектики. Не я придумал, сам заикаюсь, произнося эту тарабарщину, по мне, так это эклектика с элементами неоклассицизма. Здание принадлежит хоральной синагоге.



После пожара 1812 года городу были нужны деньги на восстановление, а прихожанам - синагога, и стороны пришли к взаимовыгодному согласию. А так как "согласие есть продукт непротивления сторон" то строительство быстренько одобрили. На всякие разрешения и прочие бюрократические причуды ушло уйму времени, место постройки то утверждали, то переносили, но в конце концов все завертелось. Однако, когда стали устанавливать купол, то случился казус: проезжающего мимо генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича, видимо, сам черт толкнул под руку перекреститься на синагогу. Ему тут же сказали, что это не церковь, что он берега попутал и другие прэлэстные слова. Шуточки пошли про кресты и трусы. Разозлившись, он приказал разобрать почти готовый купол. Сто лет простояла синагога с "непокрытой головой" и только в 2001 году купол занял свое законное место.
Рядом находится Московская стена плача. И, таки да, записки несут, сам видел.


Дальше я дал маху. Идя к костелу короткой дорогой впал в глубокую задумчивость и свернул не в ту подворотню. Сделал агроменный крюк и оказался там, откуда пришел. Не иначе, черти водили за нос по кругу. Зато сфоткал интересную перспективу.


Стряхнув наваждение скоренько вышел к лютеранскому костелу в стиле неоготики.


В 1843 году здесь состоялся грандиозный органный концерт Ференца Листа. По воспоминаниям современников, некоторые экзальтированные дамы шлепались в обморок от его игры. Но, я думаю, что всему виной были тугие корсеты и духота. Даже и не знаю, стоит ли приплетать сюда нечистую силу. Продал ли Ференц свою душу дьяволу, чтобы получить талант силы неимоверной, или нет, москвичам доподлинно неизвестно. Одна моя знакомая хаживала сюда на органные концерты и советовала брать места спиной к инструменту. Говорила, что так волны музыки воспринимаются всеми фибрами души, проще говоря - музыка пробирает до мурашек. Не знаю, не ходил, но любителям и ценителям рекомендую попробовать, девушка знает толк в хорошей музыке.
Рядом с костелом, почти впритык, можно увидеть палаты гетмана Мазепы. Некоторые утверждают, что летописные источники неточны и Мазепой здесь не пахло, но я буду придерживаться официальной версии. Со стороны улицы ничего интересного нет, раньше там протекала топкая речка Рачка и смысла в украшательстве не было. А вот фасад палат незадачливого гетмана со стороны костела представляет определенный интерес. Обратите внимание, какой культурный слой накопился за прошедшие столетия.


На втором этаже видна арка. Это не окно, а дверь, выходящая на крыльцо и парадную лестницу. Такие же палаты, только отреставрированные, есть в Варсоновьевском переулке на Рождественке. Кстати, там парадная лестница была восстановлена. Кому интересно - могу скинуть фотку. Господа жили на втором этаже, а первый был отведен для хозяйственных помещений. На первом этаже, ниже арки, видна заделанная дверь для челяди. Здание построено глаголем (буквой "Г") и разделено на мужскую и женскую половины.


Москвичи! Если кто-нибудь скажет вам, что поребрики бывают только в Питере - сделайте умное лицо и покажите вралю фигу. Вот они украшают фасад (кирпичи, поставленные ребром к зрителю).


В советское время здесь были коммуналки, сейчас здание расселяют. Старожилы говорили, а некоторые и видели, что в полнолуние в подвале бродит призрак Мазепы, что-то бормочет и трясет головой. Наташа (см. ниже) может это подтвердить. Но оставим неприкаянный дух продажного гетмана, пусть себе хоть поубивается апстену, и двинем дальше.
А дальше за углом нас поджидает Даниловская аллейка.


Именно так она обозначена на карте. Имя свое получила по фамилии полудемона на доверии Владимира Алексеевича Данилова из небесспорного романа Владимира Орлова "Альтист Данилов", в свое время наделавшего столько шума. Какие эпические битвы разворачивались здесь между фанатами романа и застройщиком офисного уродца! Силы света своей настойчивостью, ночными бдениями и дневными пикетами победили жадных буржуинов и теперь аллейка, с двух сторон зажатая заборами, как и прежде ведет в Хохловский переулок. Именно по этой тропинке Данилов гулял с Наташей, но давайте пройдем до конца, благо она всего-то метров сорок. А выводит она к церкви Троицы в Хохловке.


Классическое построение восьмериком на четверике с декором нарышкинского барокко. И под барабаном можно увидеть изразцы мастера Степана Полубеса. Если что, то это такая фамилия, ничего криминального по линии нечистой силы за ним не числилось. Чудом эти изразцы сохранились и были возвращены церкви, хоть и битые, но добротно склеенные. Один местный житель доставал их по кусочкам из груды мусора и завещал после своей смерти передать церкви.



Автор неизвестен
Если кого-то ненароком занесет в эти края, то обратите внимание на очень красивый ажурный крест, увенчанный царской короной, и необычный вход в церковь с тротуара, проходящего сквозь колокольню.


Дом, где жила героиня романа, оказался на ремонте и был закрыт зеленой сеткой, а ведь именно там, сидя на столетних ступенях у квартиры Наташи, растяпа Данилов понял, что потерял свой контрабас(зачеркнуто) альт, работы выдающегося мастера Альбани. Дальше Хохловский переулок кривыми коленами утекает вниз к Хитровке. Под горку идти легко и приятно, тем более зная, что впереди ждут знаковые места. Говорят, что и сейчас в темных подворотнях по ночам шастают целые банды призраков с Хитровки. Если вам случится их встретить, то киньте им мелочь. Пока они будут делить добычу, вы успеете смыться.
Вот справа от нас потянулась череда домов, объединенных по торцам в одно здание (и снова все завешано на реставрацию).
В архив Коллегии иностранных дел хаживал сам Александр Сергеевич, подбирал материал для своей "Истории Пугачева", а в "Евгении Онегине" пропечатал мажоров, просиживающих там штаны и косящих таким образом от армии (да, блин, "ничто не ново под луною"):
"Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее неблагосклонно
Между собою говорят".


Автор Москвич Маг
В нотопечатню Юргенсона Чайковский приносил "свои теплые еще листы".



Автор Евгений Чеснаков
Можно было бы дойти и до Хитровки, но дядя Гиляй с Акуниным там уже знатно оттянулись, да и Старые Сады Великого князя Василия III закончились, а по такой ноябрьской погоде так кушать захотелось, что внутри все застонало, и я свернул к Покровке. Пройти мимо церкви Трех Святителей на Кулишках во всей своей красе русского узорочья не было никакой возможности.



На Покровском бульваре откопали фрагмент основания стены Белого города. За этой стеной с правой стороны начинались Новые Сады.


Дальше мое внимание привлекло питейное заведение с интересным названием "Йорик Убил Хамлета". "Вот,- подумал я,- поэтическая тема, щаз оттянусь!" Но, немного поколебавшись, заходить не стал. Ниже тиснул фотку, но особо впечатлительным барышням настоятельно рекомендую ее пропустить.


Променяв Вильяма нашего Шекспира на папу Хема, я зашел в ресторанчик "Старик и море". Отведав каких-то морских гадов, слегка голодный, но довольный прогулкой под ноябрьской моросью, поехал восвояси. На этом разрешите откланяться, спасибо всем, кто смог со мной дойти до конца этой апупеи. Если где-то что-то напутал, то без стеснения ругайте, пишите и стучите в голову. Я открою.

П.С. Не взыщите, запятые и другие препинаки разбрасывал, как сеятель со знаменитой в узких кругах картины О. И. Бендера.
Опубликовано: 09/11/25, 16:24 | Последнее редактирование: Неон_дер_Талец 09/11/25, 16:48 | Просмотров: 18
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]