Давно это было. Теперь уже никто и не помнит те стародавние времена, когда на Земле, вместе с людьми, жили боги. А дело было так. Отдыхал как-то осенью, на берегу Ра, бог огня Семаргл. Тогда это была еще большая, полноводная река. Теперь она стала намного меньше, но всё равно очень большая, и зовут её люди Волгой-рекой. Так вот, лежит, стало быть, Семаргл на берегу Ра и видит, как из воды выходит ослепительно красивая девушка. Настолько красивая, что аж в глазах у него потемнело. Стан стройный, кожа белоснежная, под косой месяц блестит, а во лбу горит звезда. Сразу видно – богиня. Вскочил Семаргл на ноги, как ужаленный, и говорит ей:
— Кто ты, красна девица? Как звать-то тебя? — А так Купальницей и зови. Меня все так кличут. — Ты красива, как богиня – продолжает Семаргл – Но что ты тут делаешь? — А я и есть богиня – отвечает – Богиня ночи и любви, покровительница рек и озёр, повелительница русалок. И река эта моя. А ты кто таков? — Сварожичи мы. Семарглом меня зовут. Бог огня я – говорит он и от смущения краснеет так, что аж искры сыпятся вокруг. — Так ты, значит, сын самого Сварога? – удивилась Купальница. — Сын – отвечает он, потупив глаза, а потом, набравших храбрости, говорит – Выходи за меня, красавица. Полюбил я тебя с первого взгляда, и теперь без тебя жизни мне не будет. — Да где ж это видано, чтобы вода за огонь замуж выходила? Разные мы с тобой. — Выходи! Что хочешь для тебя сделаю. Хочешь, отдам огонь людям? — Ой, беда будет! – засомневалась Купальница. — Не будет, слово даю. Только выходи за меня.
В общем, слово за слово, да и поженились они, аккурат на осеннее равноденствие. А ровно через девять месяцев, в летнее солнцестояние, родила Купальница Семарглу двух близнецов – мальчика и девочку. Оба на маму похожи, такие же красивые. Мальчика Купалой назвали, а девочку Костромой. Время шло, росли дети весёлыми и здоровыми, на радость маме и папе. Но однажды прилетела на берег Ра птица смерти Сирин. Она пела чудесные песни, но кто слушал их, забывал обо всём на свете и шёл за ней в мир Нави. Купальница строго-настрого запретила своим детям слушать птицу Сирин, но они не послушали её, и убежали тайком к реке, посмотреть на чудо-птицу. А когда только Сирин увидела их, то сразу запела свою самую красивую песню. Кострома испугалась, вспомнив наказ матери, а Купала заслушался, да и остановился, как вкопанный. Звала его Кострома, звала, да всё бесполезно. Не слышал он её уже. Побежала Кострома к матери и отцу за помощью, а в это время налетели гуси-лебеди, подхватили Купалу и унесли его за тридевять земель. Так вот и случилось несчастье – разлучила близнецов коварная птица Сирин.
Время шло, выросла Кострома и превратилась в красивую девушку. Еще красивее, чем её мать. Женихов к ней приходило свататься видимо-невидимо, но никто ей не нравился. Однажды, гуляя по берегу реки, Кострома сплела себе венок из цветов, надела на голову и в отчаянии крикнула, что даже ветер никогда не сорвёт его с её головы. А это значит, что она никогда не выйдет замуж. Услышал это Стрибог, бог ветра, и очень разозлился на Кострому. Решил он проучить дерзкую девчонку – надул сильный ветер, сорвал с её головы венок и бросил на воду. И теперь Костроме придётся выйти замуж за любого, кто первым подберёт её венок. Даже, если это окажется не бог, а человек. Села Кострома на берегу реки и горько заплакала о своей несчастной доле. Слёзы её текли и текли, пока не превратились в широкую реку. Теперь эту реку так Костромой и зовут. И на том месте, где она впадает в Волгу, люди построили целый город Кострому.
А Купала, тем временем, тоже вырос в прекрасного юношу. Вырос и вспомнил о родных местах. Решил он вернуться туда, где родился, где жили его отец, мать и сестра. Соорудил Купала большую ладью, нагрузил её гостинцами заморскими и отправился в путь. Долго ли, коротко ли плыл он по морям-океанам, пока не увидел устье большой реки. Узнал он, что река эта называется Ра и поплыл по ней к родным местам. Вдруг видит: по воде плывет красивый венок из цветов. Подобрал его Купала и смотрит по берегам, ищет ту, что бросила в воду свой венок. Долго ещё плыл, пока не увидел красавицу, что сидела на берегу и горько плакала. Причалил тогда он свою ладью и подошёл к девушке.
— О чём печалишься, красавица – спрашивает. — Боги меня наказали – отвечает – Теперь мне придётся выйти за первого встречного, кто найдёт мой венок – и ещё горше рыдает. — Не это ли твой венок? – спрашивает Купала.
Увидела венок Кострома, и от сердца у неё отлегло. Юноша красив лицом, одет с иголочки да ещё и на знатной ладье приехал. В общем, приглянулся он ей с первого взгляда. Да и она ему приглянулась. Сколько ни странствовал, а таких красавиц нигде не встречал. Так и сыграли свадьбу. После свадьбы, повела Кострома Купалу в родительский дом, а Семаргл и Купальница узнали в нём своего пропавшего сына. Обрадовались они сперва. А потом Кострома сказала им, что это её муж. Тогда они опечалились и сказали Костроме, что она вышла замуж за своего единокровного брата. А такой позор, в те времена, можно было смыть только смертью.
В отчаянии, убежала Кострома к тёмному лесному озеру и бросилась в него, превратившись в русалку. А Купала не смог жить без неё, бросился в костёр и превратился в белый дым. Долго оплакивали их Семаргл и Купальница, а потом Семаргл пошёл к отцу своему Сварогу, просить вернуть их к жизни. Сжалился Сварог и согласился оживить внуков. Но прежний облик придать им было уже нельзя. Тогда Семаргл попросил его сделать так, чтобы они всегда были неразлучны. Подумал Сварог и сделал их одним полевым цветком, у которого один лепесток ярко-жёлтый, как огонь Купалы, а второй тёмно-синий, как глубина лесного озера. Так и назвал он его Купала-да-Кострома.
С тех пор прошло много лет, но этот цветок и сегодня можно найти повсюду. Только теперь люди называют его Иван-да-Марья. Никто уже и не помнит, откуда взялся этот цветок, но все дарят его своим любимым, как символ верности и неразлучности. А в ночь летнего солнцестояния, когда родились Купала и Кострома, люди до сих пор устраивают праздник, который так и называется – Купала. И через костёр прыгают, как Купала, и в воде плавают, как Кострома, только обязательно взявшись за руки. Даже песенка о том с тех пор в народе сохранилась, и поют люди в купальную ночь:
«Вот трава-цветок – брат с сестрою, То Купала - да с Костромою. Братец - это желтый цвет, А сестрица - синий цвет».
Так и живут с тех пор на Земле Купала с Костромой неразлучно. И будут жить вечно, пока существует Земля, и пока люди будут помнить о них.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Будь я религиозен, то понимал бы, наверно, что любое национальное божество - форма проявление Божества Всеобщего, Абсолюта. И проявление это рассчитано на определенную ментальность, образ жизни, степень цивилизованности этноса... А потому бессмысленно составлять иерархию религий, подчеркивать превосходство монотеизма над язычеством. У эллинов классического периода античной истории монотеизм не мог прижиться, исходя из философии демократии. А в восточных деспотиях единобожие было воспринято вполне естественно. Разумеется, после насильственного крещения Руси в народе сохранились традиции прежней религии. Потому что они были частью народного мироощущения. Да и язычество проявилось в христианстве, приближая его к национальной почве. И культ Девы Марии, апостолов, святых и ангелов - чем не языческий пантеон? Но внешняя сторона любой религии - вещь вторичная. Вера - категория не ритуальная, но нравственная. И если адепт вызывает уважение и желание быть похожим на него, то совершенно без разницы, каким именем он своего бога называет.
Если быть точным, то у славян не было идеи политеизма, как утверждает церковь. Был единый Бог, начало всего сущего, а все остальные - его дети. В Велесовой книге так и написано: "Бог един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов". Единый Бог - это Всевышний. Он же Вышний, он же Вышень. Индусы зовут его Вишну. Остальные божества - это его дети и внуки. Это он создал Рода, отца Сварога.
То же самое мы можем прочитать и в Ветхом Завете: "Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык" Втор. 10:17
Правда похоже? Поэтому ты прав - все дело лишь в именах и определениях, а все мировые религии подразумевают одного и того же Бога-Творца. )
Да не были мы никогда язычниками (в церковном понимании этого слова), на самом деле. Это у друидов, шаманистов и им подобным язычество. А у славян было единобожие. )
Да какая разница? Это все спор о понятиях. Зевс, разумеется, отец богов, верховный владыка. Но остальные тоже могучие и бессмертные. Суть любого суеверия в том, что оно отражает менталитет определенного этноса в определенное время. И если сунверие переносится на другую почву, то оно не может не измениться. Потому в любой религии есть региональные ереси и прочее протестантство...)
Я бы не сваливал все только на суеверия. Когда ты анализируешь мифологию разных культур, то неизбежно приходишь к выводу, что все это многообразие сводится к описанию одних и тех же событий с одними и теми же героями. Поэтому мифы и легенды я рассматриваю, как летописи, но в сильно искаженном виде. И вполне допускаю, что многие мифические персонажи когда-то имели реальных прототипов.
И, кстати, Зевс - не самый главный бог. Того, кого мы подразумеваем под словом Всевышний, у греков назывался Хроносом. А Зевс - один из его сыновей. )
Спасибо, Гюль! Генетическая - да, а вот с обычной памятью дела обстоят куда хуже. Боюсь, далеко не каждый костромич вспомнит происхождение названия своего города. )))
Спасибо, Арсений! Дело тут вовсе не в соплях. Народ наш Купалу празднует исправно, а кого ни спросишь - историю праздника не знают. Церковь эту народную память уже тысячу лет пытается стереть. Вот и приходится восполнять пробелы. )
Разумеется, после насильственного крещения Руси в народе сохранились традиции прежней религии. Потому что они были частью народного мироощущения. Да и язычество проявилось в христианстве, приближая его к национальной почве. И культ Девы Марии, апостолов, святых и ангелов - чем не языческий пантеон?
Но внешняя сторона любой религии - вещь вторичная. Вера - категория не ритуальная, но нравственная. И если адепт вызывает уважение и желание быть похожим на него, то совершенно без разницы, каким именем он своего бога называет.
То же самое мы можем прочитать и в Ветхом Завете:
"Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык"
Втор. 10:17
Правда похоже? Поэтому ты прав - все дело лишь в именах и определениях, а все мировые религии подразумевают одного и того же Бога-Творца. )
Суть любого суеверия в том, что оно отражает менталитет определенного этноса в определенное время. И если сунверие переносится на другую почву, то оно не может не измениться. Потому в любой религии есть региональные ереси и прочее протестантство...)
И, кстати, Зевс - не самый главный бог. Того, кого мы подразумеваем под словом Всевышний, у греков назывался Хроносом. А Зевс - один из его сыновей. )
Спасибо тебе за сказку, Олег!