Я люблю допоздна бродить по городу. Вечером он похож на сказку, только уже рассказанную и почти забытую. Такой же холодный и пустой. Леденцовые домики с мансардами и покатыми крышами, еще зеленые деревья, с редкой золотой проседью в кронах, мягкий сумеречный свет. Дождь накрапывает, но совсем не мешает. Он пахнет морем и ранней осенью. Я хожу вдоль трамвайных путей и смотрю по сторонам. Одни люди, гуляя, любуются машинами, другие — палисадниками, домами, старыми платанами. Третьи — лодками в порту. Кто-то с любопытством вглядывается в лица случайных прохожих, гадая о судьбах этих незнакомцев. А я обожаю наблюдать за кошками. Днем почти незаметные, к вечеру они покидают теплые лежанки, потягиваются и чистят шубки, готовясь к ночной охоте. Приветствуют друг друга или угрожающе ворчат, распушив длинные хвосты. Ночью город принадлежит им. Я так долго изучал кошек, что начал понимать их язык. Не позы и не подергивания хвоста, а картинки, мысли, образы. Миную перекресток и замечаю большую тигровую мурлыку. Она растянулась на парапете и моет шершавым языком лапку. Вид у нее довольный и сытый, а шубка блестит от влаги. - Добрый вечер, госпожа кошка, - здороваюсь почтительно. Тигра презрительно щурит зеленые глаза. - Оставь церемонии, - говорит. - Присаживайся лучше, поболтаем. Польщенный, я опускаюсь рядом с ней на парапет. - Ты чья? - спрашиваю. - Сама по себе, - вздыхает она и хвастливо, как мне кажется, добавляет. - Я — кошка-баюн. Улыбаюсь, вспоминая русские сказки. - Я думал, баюн — это кот. - Бывает и кот, - легко соглашается тигра. - А я кошка. В нашем роду все баюны. Мы посылаем людям сны — кому какие нужны. - Да? Расскажи, - прошу, неожиданно заинтересовавшись. По рельсам, сверкнув желтым глазом, проносится трамвай. Похожий на мифического циклопа, он безлюден в этот поздний час, но полон изнутри теплым золотым сиянием. Мы оба провожаем его взглядами. - Видишь этот дом? - спрашивает кошка-баюн и кончиком хвоста кивает на огромное строение с двумя блекло-желтыми фонарями у входа. Оно темное и тихое, словно окутанное осенней грустью. - Его хозяйку зовут Хельга. Одинокая вдова. Раньше она была известным врачом — чинила людям сердца. Вообще-то, мы, кошки, занимаемся тем же самым, верно? - Да, - соглашаюсь я, - вы это умеете. Закончив вылизывать лапу, тигра принимается за вторую. Быстрыми движениями моет уши и мордочку. На меня она как будто не обращает внимания, но при этом продолжает рассказывать. - В полумраке комнат Хельга стоит у окна, обняв себя за плечи. В углах ее дома скопилась пыль. На этой неделе она не поменяла постельное белье, а сегодня утром забыла причесаться. - Откуда ты знаешь? - удивляюсь я. - Что тут знать? - снисходительно щурится тигра. - Вы, люди, для нас как открытые книги. Много лет назад, таким же сентябрьским дождливым вечером, Хельга потеряла нерожденного сына. Побежала за трамваем и поскользнулась на мокром асфальте. - Какая беда! - восклицаю. - Но ведь потом у нее были дети? - Нет, - чуть заметно качает головой кошка. - Но тот, кого любили, не может исчезнуть совсем. Он остался рядом с ней — не живой и не мертвый, не заметный для окружающих. Хельга видела его как бы на краю зрения. Из младенца он превратился в хрупкого мальчика с волосами, как солнце. Потом в красивого парня, в молодого мужчину. Но как Хельга ни пыталась, никак не могла как следует разглядеть его, потому что он исчезал вместе со взмахом ресниц. - Как знакомо, - тихо вздыхаю я, и мы долго смотрим вслед второму трамваю. Последний, отмечаю про себя. - Сейчас ей снится сон. Ее сын, десятилетний мальчишка - именно таким ей нравилось его представлять. Но сегодня они впервые встретились глаза в глаза. «Мама, завтра я приду к тебе и мы опять будем вместе». - «Но как?» - улыбается она сквозь слезы. - «Я буду выглядеть по-другому, но ты меня узнаешь. Твое сердце узнает». - А завтра? - спрашиваю, затаив дыхание. Завтра порог ее дома переступит маленький рыжий котенок. И Хельга примет его, как родного. Несколько минут я ошеломленно молчу. - Но это, - наконец, выдавливаю из себя, - нехорошо. - Хорошо, - возражает кошка. - Он крохотный, и ему нужна забота человека, еда и крыша над головой. - Но ты обманула Хельгу! - С чего ты взял, что обманула? Сны — не ложь и не правда, это просто сны. Котенок из нашего племени баюнов, он заговорит ее боль. В дом вернется радость. И после долгих лет темноты в окнах вспыхнет свет, потому что в душе воцарится любовь. Закончив свой вечерний туалет, она спрыгивает с парапета и начинает тереться о мои ноги. Я решаюсь. - Кошка-баюн, - прошу, - нашепчи мне сон — такой, чтобы захотелось жить. Чтобы прошлое стало настоящим, а осень расцвела весенними красками. - Мррр, - кокетливо мурлычет кошка. - А что я получу взамен? Благодарно глажу ее темную спинку, а тигра пытается лизнуть мою руку. Ее узкие глаза мерцают во мраке таинственным изумрудным светом. - Мой дом станет твоим домом. В нем есть мягкий диван, а в холодильнике — вкусное мясо. После ужина я задремлю у телевизора, а ты — у меня на коленях. Нас ждут уютные вечера, тепло и ласка. А по ночам — голова к голове — мы будем вместе смотреть счастливые сны. - Мррр... Договорились!
Очень и очень, Джон! Эта сказка перекликается с Вашим рассказом "То ли люди, то ли кошки". Кошки впускают в свой простой, но волшебный мир такое сложное существо - человека. И там он находит свет и тепло. Какая-то тайна нависает надо мной после прочтения этих вещей и не дает покоя.
Джон, это рецка к анонимному произведению из обзора (чтоб на память осталась) Этот рассказ мне нравится, пожалуй, больше, чем все остальные. В нем есть атмосфера полусказки-полуяви, которая возникает совершенно непроизвольно; главный герой, гуляя по приморскому городу, изображенному на картинке, двумя-тремя предложениями умело описывает пейзаж, затем совершенно естественно переходит к основному повествованию. Мне трудно найти и сформулировать какую-то одну главную тему, о которой идет речь: тут и одиночество, и умение пережить внезапную трагедию, и уважение к "братьям нашим меньшим", к их роли в нашей жизни... Героиня повествования - кошка, причем беседа с ней кажется чем-то вполне обычным и естественным. Либо герой рассказа и впрямь понимает язык животного, либо он сам "говорит" за нее, придумывая те картинки, которые якобы возникают в кошачьем сознании. Мне пришлась по душе и емкость неожиданных образов, которые как бы ненароком использует автор: "Раньше она была известным врачом — чинила людям сердца. Вообще-то, мы, кошки, занимаемся тем же самым, верно?"; "И после долгих лет темноты в окнах вспыхнет свет, потому что в душе воцарится любовь". Мне понравилось и то, как автор вплетает в повествование детали картинки-задания, которые становятся ключевыми элементами сюжета. Рассказ добр и сентиментален в лучшем значении этого слова; история Хельги, описанная несколькими скупыми штрихами, не может не растрогать правдоподобием и глубиной трагедии, которую пережила эта женщина. Единственное "но": желание рассказчика поселить у себя кошку-баюна кажется вполне закономерным и естественным в мире фантазии, но вызывает у меня некоторые сомнения, когда я возвращаюсь к реальному миру: сытая и довольная мурлыка, добродушно подпускающая к себе людей, скорее всего уже имеет хозяина.
Марара, спасибо огромное! Мне очень понравился Ваш обзор. Когда я писал сказку, то представлял себе испанских кошек из маленького курортного городка. Они выглядят довольными и сытыми - вероятно, их кормят при гостиницах, но это летом. А зимой отдыхающие разъезжаются, отели закрыты, и кисам, вероятно, приходится несладко. Разве что их кормит кто-то из местных. Так что большинство таких кошек не отказались бы иметь постоянного хозяина - и уверенность в завтрашнем дне.
Очень нравится, спасибо)
Этот рассказ мне нравится, пожалуй, больше, чем все остальные. В нем есть атмосфера полусказки-полуяви, которая возникает совершенно непроизвольно; главный герой, гуляя по приморскому городу, изображенному на картинке, двумя-тремя предложениями умело описывает пейзаж, затем совершенно естественно переходит к основному повествованию. Мне трудно найти и сформулировать какую-то одну главную тему, о которой идет речь: тут и одиночество, и умение пережить внезапную трагедию, и уважение к "братьям нашим меньшим", к их роли в нашей жизни... Героиня повествования - кошка, причем беседа с ней кажется чем-то вполне обычным и естественным. Либо герой рассказа и впрямь понимает язык животного, либо он сам "говорит" за нее, придумывая те картинки, которые якобы возникают в кошачьем сознании. Мне пришлась по душе и емкость неожиданных образов, которые как бы ненароком использует автор: "Раньше она была известным врачом — чинила людям сердца. Вообще-то, мы, кошки, занимаемся тем же самым, верно?"; "И после долгих лет темноты в окнах вспыхнет свет, потому что в душе воцарится любовь". Мне понравилось и то, как автор вплетает в повествование детали картинки-задания, которые становятся ключевыми элементами сюжета. Рассказ добр и сентиментален в лучшем значении этого слова; история Хельги, описанная несколькими скупыми штрихами, не может не растрогать правдоподобием и глубиной трагедии, которую пережила эта женщина. Единственное "но": желание рассказчика поселить у себя кошку-баюна кажется вполне закономерным и естественным в мире фантазии, но вызывает у меня некоторые сомнения, когда я возвращаюсь к реальному миру: сытая и довольная мурлыка, добродушно подпускающая к себе людей, скорее всего уже имеет хозяина.
Когда я писал сказку, то представлял себе испанских кошек из маленького курортного городка. Они выглядят довольными и сытыми - вероятно, их кормят при гостиницах, но это летом. А зимой отдыхающие разъезжаются, отели закрыты, и кисам, вероятно, приходится несладко. Разве что их кормит кто-то из местных. Так что большинство таких кошек не отказались бы иметь постоянного хозяина - и уверенность в завтрашнем дне.