Маша не хотела подслушивать разговор родителей, это получилось случайно. За день до Нового года мать собрала её в садик, посадила перед подъездом в санки и вернулась в квартиру за мобильным телефоном. Андреевы жили на первом этаже, поэтому она не собиралась задерживаться. Девочка вспомнила, что забыла взять куклу, и побежала вслед за матерью.          – Что купим дочери на Новый год? – услышала она её голос из-за неприкрытой двери.          – Хватит ёлки и конфет, – раздражённо ответил спешивший на работу отец. – И так вся комната завалена игрушками, а ей на следующий год идти в школу.          Маша так на него обиделась, что забыла о кукле и, едва сдерживая слёзы, вернулась к санкам. Тут же к ней выбежала мать.          – Садись быстрее! – поторопила она. – Мы сильно задержались, и я могу опоздать на работу!          Девочка хотела спросить об игрушках, но матери из-за спешки было не до разговоров. Она отвезла Машу в садик и умчалась.          Когда малышка переоделась и пришла в группу, сразу же направилась к девочке, с которой дружила. Родители три месяца назад поменяли квартиру, а Маше пришлось менять садик. Она была здесь новенькой и пока не завела других подруг. С Катей они очень интересно играли Машиными куклами. Сегодня подруга в первый раз принесла свою, да такую хорошенькую!          – Дашь поиграть? – спросила Маша. – Я забыла свою.          – Мама не разрешает давать другим игрушки, – отказала Катя и спрятала куклу за спину. – Она говорит, что у вас на руках микробы.          – Жадина-говядина! – чуть не расплакалась и так расстроенная девочка. – Больше не буду с тобой дружить!          День был скучным и тянулся долго-долго. Когда после ужина пришла мать, у Маши уже не было желания с ней разговаривать.          – Что ты такая молчаливая? – удивилась Зоя. – Садись в санки. Ты, кажется, хотела что-то спросить?          – А какой подарок принесёт мне Дед Мороз?          – Какой Дед Мороз, доченька? Настоящего не бывает, а ряженного мы с папой не приглашали. Это для малышей, а ты уже большая. Подарок будет от нас.          – Подарите мне куклу?          – Никаких кукол больше не будет, их и так много. Папа считает, что тебя уже нужно готовить к школе, и я с ним согласна. Через полгода станешь школьницей, а на уме до сих пор одни игры.          Больше Маша с родителями не разговаривала, только отвечала на их вопросы, да или нет. Мать поняла причину её обиды, но не стала выяснять отношений, решив, что к утру всё забудется. Утром дочь действительно не смотрела букой, но и не была как обычно весёлой болтушкой. Отец провёл воспитательную беседу, но не преуспел.          – Не трогай её, – сказал он жене. – Эта блажь скоро пройдёт. Поест торт и посмотрит мультики, а утром будут конфеты – вполне достаточно для праздника. Нельзя потакать капризам ребёнка!          К вечеру настроение не улучшилось, и Маша, съев свой кусок торта, оставила родителей за праздничным столом и ушла в свою комнату. Здесь же стояла небольшая, но настоящая ёлка. В садике поставили искусственную, а эту отец принёс пять дней назад, уже набитую на крестовину, и поставил на стол, который купили дочери к будущей учёбе. Украшала её мама, а Маша подавала игрушки. Большинство из них были очень старыми и какими-то настоящими. Их два года назад подарил дед. Несколько игрушек разбилось, и вместо них купили новые. Они почему-то не радовали. Пахло хвоей и переливалась огнями гирлянда, но мать своими словами разрушила ощущение сказки. В прошлом году всё было по-другому. Неужели это из-за того, что она стала старше? Тогда зачем люди взрослеют?          Маша включила ночник и выключила люстру. Так ёлка выглядела красивее. Немного поигравшись с куклами, она разделась и легла спать.          – Заснула, – тихо сказала заглянувшая в детскую Зоя. – Дай коробку.          Она взяла у мужа конфеты, положила их под ёлку, выключила ночник и гирлянду и ушла. Единственным источником света остались часы с зелёной светодиодной матрицей. Когда они показали одни нули, под ёлкой кто-то завозился.          Маша никогда не просыпалась ночью, сейчас её разбудил звук разбившегося об пол шара. Девочка нащупала кнопку ночника и в его слабом свете увидела большую куклу.          – Купили! – радостно воскликнула она и соскочила с кровати.          – Что ты орёшь! – пропищало со стола. – Родители ещё не спят!          – Ты кто? – испугалась она.          – Кто может появиться в полночь у ёлки? – сказал ночной гость. – Я Дед Мороз!          Включившаяся сама гирлянда добавила света, и Маша смогла рассмотреть старичка ростом с трёхлетнего малыша. Одет он был в белый тулуп и такого же цвета шапку из овчины, а обуви она не увидела из-за длинной одежды.          – Ты на него не похож! – заявила девочка. – У тебя только белая борода, но совсем другие нос и одежда. И зачем ты взял мои конфеты?          – Нос как нос, – сказал старичок, пощупав свой. – А каким он должен быть?          – Красным. Так для чего тебе мои конфеты?          – Я не пьяница! – рассердился он. – Выдумываете обо мне всякие гадости! А конфеты… Давно не ел ничего сладкого. Неужели тебе жалко?          – Можешь взять, – разрешила Маша, – только сначала отдай мой подарок!          – А что тебе подарить? – спросил старичок. – Хочешь, сделаю умной?          – Я и так не дура. Подари мне куклу.          – А для чего тебе кукла? – не понял он. – Вон их у тебя сколько! Мне сейчас трудно заниматься материализацией. Видишь, какой я маленький?          – Вижу. А почему?          – Потому что магов создаёт вера людей. Как только она уменьшается, уменьшаемся и мы, и не только в размерах: слабеет и сила.          – А бог есть? – спросила Маша.          – Какой из них? – уточнил старичок. – Богов, как и магов, творите вы. Пока верите, есть и боги, потом они уменьшаются и исчезают.          – И ты исчезнешь?          – Мне уже больше двух тысяч лет. Сто лет назад я был большим и сильным. Белые медведи наперегонки таскали мясо, а сейчас у них не допросишься и рыбы. В меня почти никто не верит, поэтому так мало сил. Когда перестанут верить совсем, исчезну.          – Я буду в тебя верить, – пообещала Маша, – только сначала подари куклу.          – Ладно, возьми, – со вздохом сказал он. – Конфеты я забираю.          На руки девочке упала средних размеров кукла. Чтобы её рассмотреть, она включила верхний свет. Кукла была одета в белую шубку и обута в меховые сапожки. Красивое лицо было прямо как настоящее, а волосы…          – Ты почему не спишь? – спросила вошедшая в детскую Зоя.          – Мама, посмотри, какая кукла! – закричала Маша. – Это подарок Деда Мороза. Я обменяла её на ваши конфеты.          – Покажи, – мать взяла в руки куклу. – Это очень дорогая вещь. Где ты её взяла?          – Я же сказала, что это подарок!          – Не нужно мне врать! – рассердилась Зоя. – Ты могла принести её только из садика. У кого взяла? – Ни у кого я не брала! – У девочки от обиды на глаза навернулись слёзы. – Её подарил Дед Мороз, а взамен взял конфеты.          – Я её забираю, – сказала мать. – После праздников отнесу в садик и верну хозяйке. А тебя нужно теперь переводить в другой детский сад. Жаль, этот был самым близким. И учти, что будешь наказана. Больше не получишь ни одной игрушки!          Она выключила свет и вышла из детской, хлопнув дверью.          – Нервные пошли родители, – пропищал знакомый голос. – Не плачь, не в куклах счастье. Хочешь, я верну твои конфеты? Правда, уже съел половину.          – Дедушка? – всхлипнула девочка. – Почему она мне не верит?          – Потому что она не верит в Деда Мороза, – объяснил он, – а ты на меня сослалась.          – Подаришь ещё одну куклу?          – Чтобы забрали и её? К тому же у меня больше нет сил для материализации. Но я не оставлю тебя без подарка. Ты очень славная и вырастешь настоящей красавицей, только очень красивые люди обычно избалованы вниманием, глупы и эгоистичны, поэтому у них не бывает счастья.          – Ты подаришь мне счастье?          – Ну что ты, маленькая! Счастье нельзя подарить, за него приходится бороться самой. Я подарю тебе ум и силу. Ты не глупа, но станешь намного умней и сможешь за себя постоять. Только учти, что с силой нужно быть аккуратней. Будет плохо, если тебя дёрнут за волосы, а ты за это убьёшь обидчика. А сейчас спи!          Обида сразу забылась, глаза сами закрылись, и Маша уплыла в сон. Проснулась, когда начало светать. Родители допоздна смотрели телевизор и сейчас спали. Она сразу вспомнила события вчерашней ночи, но смутно, как будто это был сон. Девочка оделась, сходила умыться и почистить зубы и подошла к углу комнаты, где были сложены игрушки. Странно, но их вид не вызвал ничего, кроме скуки. Забравшись в одёжный шкаф, она быстро нашла школьный ранец. В нём не было ничего, кроме букваря. В садике говорили, что после праздников с ними займутся буквами, да и родители хотели того же. Делать было нечего, и Маша решила разобраться сама. Мать уже говорила ей, как пользоваться букварём, поэтому все буквы были выучены за полчаса. Когда Зоя заглянула в детскую, дочь читала по слогам взятый с книжной полки роман «Война и мир».          – Чем это ты занимаешься? – спросила мать. – В этой книге нет картинок.          – Читаю, – отозвалась Маша. – Только здесь непонятно написано.          – И что же ты читаешь? – засмеялась Зоя. – Прочитай вслух.          Дочь послушно прочитала ей о страданиях Пьера Безухова.          – Вас научили чтению в садике, – поняла мать. – Что же ты раньше не хвасталась? А эта книга не будет тебе интересной, она написана для взрослых. Сегодня возьму для тебя книги у соседей, а после праздников что-нибудь купим. Не хочешь сказать, у кого взяла куклу?          – Не знаю, – соврала Маша. – Кто-то оставил в раздевалке.          Она поняла, что правде всё равно не поверят, поэтому не стала ничего доказывать. Куклу не вернут, а её ещё раз обзовут вруньей и накажут. И кому это нужно?          Через час ей дали «Незнайку в Солнечном городе», а вечером с трудом отобрали книгу и уложили спать. На следующий день, до обеда, история Носова была прочитана, и матери пришлось идти к соседке за другой книгой.          – Ещё вчера читала по слогам, а сегодня уже нормально! – поражалась она. – Нужно было заняться чтением раньше, тогда не случилось бы этой истории с куклой и не пришлось бы переводить её в другой садик.          – А для чего переводить? – спросила Маша, оторвавшись от чтения. – Я обещаю вам, что никогда не возьму без спроса чужих вещей, а куклу отдадим воспитательнице. Скажем, что нашли в раздевалке, возле нашего шкафчика. Пусть Вера ищет того, кто её оставил.          – Так и сделаем, – с удивлением посмотрев на дочь, согласился отец. – Может, пока есть время, мне заняться с тобой арифметикой?          – Займёмся, когда дочитаю книгу.          Вечером книга была дочитана, и Николай взялся объяснять дочери арифметические действия. К его удивлению, она сразу поняла объяснения и стала решать простые примеры, а утром продемонстрировала знание таблицы умножения.          – Может, обойдёмся без первого класса? – задумалась Зоя. – С её способностями… Посмотрю, чем там занимаются, и пробежимся по всей программе. Время ещё есть. А потом пройдёт экстерном аттестацию и поступит сразу во второй класс.          – Я скачаю с интернета, – подключился отец, – а после праздников купите учебники. По ним удобней заниматься. Может даже брать в садик и учиться, пока ты на работе. Главное – не перестараться и делать перерывы для отдыха.          Праздничные дни прошли для Маши в чтении. Когда закончились детские книги у одной соседки, их взяли у другой. Нравилось не всё, но пока не было возможности выбирать. Родители не вспоминали об «украденной» кукле, а она вообще забыла об игрушках. На свою беду, отец допустил дочь к компьютеру. Она на удивление быстро освоилась в интернете. Сложности вызвал английский язык. Николай показал, как пользоваться словарём, и объяснил разные формы глаголов, а потом рассказал о транскрипции. Через час Маша его позвала.          – Ты неправильно произносишь слова, – сказала она. – Я скачала и установила другой словарь. Он не только переводит, но и говорит слова. Слушай…          – Может, пойдёшь в свою комнату и поиграешь? – предложил отец. – А я хоть немного посижу за компьютером. По-моему, ты за все эти дни ни разу не брала в руки игрушек.          – Я больше не хочу играть, – отказалась дочь. – Нужно отдать игрушки в садик. Там мало общих. Не все, две куклы хочу сохранить как память о детстве.          – Какая память?.. – пролепетала побледневшая мать. – Доченька, тебе же только шесть лет! Коля, с ней явно что-то творится! Язык стал совсем как у взрослой! Может, вернуть ей ту куклу?          – Я оговорилась, – смутилась Маша. – Успокойтесь, буду я играть. Только игрушек много, зачем мне столько? Сначала отдадим чужую куклу, а потом отнесём моих.          Девочка оставила растерянных родителей и ушла в детскую. Интересных книг не было, поэтому легла на кровать, заложила руки за голову и задумалась. Она стремительно набиралась знаний, и мир на глазах расширялся и становился таким сложным и интересным, что захватывало дух. Дед Мороз не обманул с умом. Память впитывала в себя всё, как губка, а то, что объясняли родители, не вызывало затруднений. В книгах встречались непонятные места, но это было вызвано недостатком знаний. Стоило отцу объяснить… Он только один раз отказался это делать с книгой «Странный генерал».          – Эта книга не для твоего возраста. Ты слишком многого не знаешь, чтобы понять мои объяснения. Возьми читать что-нибудь другое.          Вот с силой было непонятно. Дед Мороз обещал, что Маша станет очень сильной и сможет за себя постоять, но она не чувствовала в себе силы. Такая же, какой была. Возможность убедиться, что он не обманул и в этом, появилась в первый же день пребывания в садике. Утром вышла пораньше, чтобы обойтись без спешки. В гардеробе не было воспитателей, только родители, которые помогали раздеваться своим детям. Маша занялась этим сама, а мама взяла куклу и пошла её отдавать.          – Нашлась хозяйка, – вернувшись, сообщила она дочери. – Готова? Ну и молодец, иди в группу. Сегодня постараемся купить тебе книги и учебники.          Маша поцеловала её в щёку и пошла в игровую комнату, гадая, кто мог забрать куклу. Как оказалось, хозяйкой назвалась Катя, у которой сейчас в каждой руке было по кукле. Видимо, девочка скучала дома в праздники, потому что заулыбалась, увидев бывшую подругу, и устремилась к ней навстречу.          – Хочешь поиграть моей куклой? – предложила она, протягивая ту куклу, которую отказывалась давать перед Новым годом.          – А как же микробы? – ехидно спросила Маша. – Я уже говорила, что не играю с жадинами!          Ей не хотелось играть, но было жаль подарка Деда Мороза и того, что он достался этой девчонке.          – Дети, подождите с играми! – громко сказала воспитательница. – Мы сегодня займёмся буквами.          – Вера Николаевна, – обратилась к ней Маша, – здесь есть детские книги? Я умею читать, и будет не интересно слушать ваши объяснения.          Веру смутило не заявление Андреевой о грамотности, а то, как оно было сказано.          – Детских книг здесь нет, – ответила она. – В нашей комнате, на полке, лежит «Звезда КЭЦ» Беляева. Её забыл кто-то из родителей. Если ты такая грамотная, что обойдёшься без моих объяснений, можешь за ней сходить.          Так Маша в первый раз взяла в руки фантастику. Многое было непонятно, но чтение неожиданно увлекло. Этим воспользовался один из мальчишек, который подошёл сзади и больно дёрнул за волосы. Занятие буквами окончилось и до обеда все могли играть.          – Ты дурак? – спросила девочка, у которой от боли выступили слёзы. – Иди отсюда, пока не получил!          – Сама сейчас получишь! – пообещал он, оглянулся и, не увидев воспитательницы, замахнулся кулаком.          Правая рука Маши легко отбила неловкий удар. Она не пихнула гадёныша, хоть и очень хотелось, но ему хватило и её блока. Девочка не почувствовала боли в предплечье, а вот мальчишке было больно. На его рёв примчалась Вера.          – Что с тобой, Мишенька? – закудахтала она. – Упал?          – Она ударила! – показал он здоровой рукой.          – Врёт, – ответила Маша на вопросительный взгляд воспитательницы. – Он дёрнул меня за волосы, а потом хотел ударить. Я только отбила удар. Полезет ещё раз и получит вторично.          – Мы скажем её родителям, – обещала Вера, вытирая мальчишке слёзы платком. – Пойдём, я дам тебе конфету.          Он был внуком крупного чиновника, поэтому у неё были основания опасаться неприятностей.          Остаток дня прошёл без происшествий. Когда всех отправили на тихий час, книгу не забрали и она читала в кровати.          – Можно взять домой? – спросила Маша после ужина у другой воспитательницы. – Я не успела дочитать.          – Возьми, грамотейка, – улыбнулась та. – Ты хоть что-нибудь в ней поняла?          – Есть непонятное, – призналась она. – Дома отец объяснит.          Когда пришла мать, Вера рассказала ей, что Маша отлупила одного из мальчишек.          – Мы разберёмся и накажем, – ответила расстроенная Зоя.          Понятно, что после домашнего разбирательства не последовало никаких наказаний.
         Прошло восемь месяцев. На школьную линейку Маша пошла вместе с матерью. Как они и планировали, она поступила сразу во второй класс. Аттестацию прошла без труда, удивив учителей своими знаниями и разговором.          – Не мёрзнешь? – спросила Зоя. – Сегодня холодный ветер. Быстрее бы уже начинали. Сейчас найдём твой класс и я уйду. Здесь родители только у первоклашек.          – Пока не мерзну, – ответила дочь. – У нас тёплая форма. Иди, я сама всё найду.          Спросив два раза, она нашла второй «А» и стала самой последней.          – Ты не туда стала, мелкая, – сказал ей полный мальчишка в очках. – Ваши вон там.          – Я во втором «А», – ответила Маша. – Уже начали, поговорим потом.          Поговорить тогда не получилось. Из-за холодной погоды линейку ужали, а после финального колокольчика все поспешили в классы. Маша задержалась и вошла самой последней, чтобы не париться с выбором места. Свободное было только одно, рядом с тем самым очкариком. Едва она села, как вошла учительница. Классной была молодая и красивая женщина, одетая в брючный костюм с эмблемой школы. Все встали и поздоровались.          – Здравствуйте, ребята, – отозвалась она. – Садитесь. В этом году у нас новая ученица. Меня зовут Елена Ивановна. А теперь встань, Андреева, и расскажи о себе.          – Я не училась в первом классе, – встав, начала Маша. – Экстерном сдала аттестацию и поступила во второй. Зовут Марией, но не обижусь на Машу. Давайте я расскажу о себе лет через пять? Сейчас это будет скучно. Только начала жить…          – Садись, юмористка, – под смех класса сказала Елена. – Я надеюсь, что тебя здесь никто не обидит. Сказано в первую очередь для мальчиков.          – Такую обидишь! – сказал один из мальчишек. – Мелкая и нахальная, как Машка из мультика!          Он говорил не вставая, и, когда отсмеялись, Маша ответила так же:          – Я хоть и мелкая, но могу за себя постоять. Обещаю, что не стану ломать рук и выбивать зубы, но будет больно. Поэтому со мной лучше дружить.          Её слова опять вызвали смех, и во время классного часа с лиц большинства не сходили улыбки. Когда ушла классная, никто не спешил бежать домой.          – И как ты будешь их бить? – спросила Машу одна из девочек. – Покажи, я тоже хочу научиться!          – Можно поступить проще, – сказала она. – Кто у вас самый сильный из мальчишек?          – Ну я, – выступил вперёд самый высокий мальчик. – Хочешь отлупить?          – Садись за мой стол и давай руку, – переждав общий смех, предложила Маша. – Не обязательно драться, силу можно показать и по-другому. Если я переломлю твою руку…          – Точно нахальная, – хмыкнул он. – Ломай!          Её рука была в три раза тоньше, поэтому лёгкой победы не получилось. Даже использовав все мышцы, она сломила сопротивление мальчишки после двухминутной борьбы. Смеха больше не было. Все поражённо смотрели на новенькую и красного от стыда здоровяка.          – А ты сильный, – сказала ему Маша. – Хочешь со мной дружить?          – Сорокин, – сказал он и протянул ей руку.          – А имя? Это для учителей мы числимся по фамилиям, им так удобней.          – Коля. Хочешь, провожу тебя до дома?
         Прошло шесть лет. Маша закончила десятый класс и подала заявление на сдачу экстерном программы одиннадцатого.          – Куда ты так спешишь, Андреева? – сказал ей директор школы. – Окончишь школу в тринадцать – и что дальше?          – Поступлю в институт, – ответила она. – Для чего терять время?          – Действительно, – смешался он. – Ладно, давай своё заявление, подпишу.          Когда Маша вышла из директорской, в коридоре ждал Сорокин.          – Подписал? – спросил он.          – Куда он денется, – засмеялась девочка. – Дай сумку.          – Я тебя провожу, – печально сказал Коля. – Ты прыгаешь из класса в класс, а у меня так не получится. Но то хоть училась в школе и мы могли дружить, а теперь…          – Я не уеду из города, поэтому нашей дружбе ничего не угрожает. В институте уже не буду так спешить. Это в учёбе не очень важен возраст, с работой так не получится.
         Прошло ещё десять лет.          – Мария Николаевна, – вызвала её по селектору секретарша, – звонили из Государственной Думы. У них какие-то сложности, поэтому ваша консультация переносится на завтра. Время они уточнят.          – Когда сообщат, посмотрите, что у нас запланировано на завтра на то же время, – ответила она. – А сейчас распорядитесь насчёт машины.          Маша вышла из министерства к поджидавшему «мерседесу» и, пока ехала домой, позвонила мужу:          – Коля, я сегодня раньше освободилась и побуду с Оленькой. Если сможешь…          – Постараюсь приехать раньше, но ничего не обещаю, – ответил Николай. – У меня на фирме очередной аврал. Но в пять точно буду дома. Целую.          Трёхлетнюю дочь пока не отдали в детский сад, и она игралась дома под присмотром няни. Появление матери вызвало взрыв радости.          – Вы можете уйти, Надя, – сказала Маша девушке. – Я больше никуда не уеду.          – Мама, а когда Новый год? – обхватив её ручонками, спросила дочь.          – Я же тебе говорила, что завтра.          – А подарок будет?          – Будет много подарков, – обещала Маша, – и от нас, и от Деда Мороза.          – А тётя Надя сказала, что Дедов Морозов не бывает.          – Бывает, золото моё! Я сама видела. Я каждую новогоднюю ночь кладу для него под ёлку коробку конфет, а утром её уже нет.          – А он дарит тебе подарки?          – Он сделал подарок один раз и на всю жизнь.          – И мне подарит?          – Очень на это надеюсь, – засмеялась Маша. – Знаешь что? Давай положим ему под ёлку две коробки конфет. У него на севере одна рыба, так что должен оценить. Главное – верить в чудо, и оно обязательно сбудется!
А что такое детство с точки зрения самого ребёнка? Сопливое время сплошных ограничений, из которого стремятся быстрее удрать во взрослую жизнь. Всё познаётся в сравнении, поэтому мы с ностальгией вспоминаем детство, как самый счастливый и беззаботный период в жизни, когда седина посеребрит волосы. Забыты детские огорчения, и помнится только хорошее: живые родители, сосны до неба, здоровое тело и острота ощущения жизни, которой нет конца. Но это субъективные ощущения тех, кому за 50. Мои дети, например, после школы совсем не интересовались тем, что осталось за плечами. Живут всё-таки в основном не в детстве, а героиня, благодаря подаркам, получила счастливую и долгую взрослую жизнь. Она с Вами не согласится.
Детство - пора беззаботности, а Вы нагрузили героиню взрослыми проблемами, лишили социализации. Как она может научиться дружить, если оторвана от сверстников? Ровесники неинтересны ей, тем, кто постарше, неинтересна она. Умный не по годам ребёнок чаще всего вызывает отчуждение у детей. Каждый год детства - огромный скачок в развитии, и не только в умственном.
Для развития не обязательно общаться со сверстниками. Есть дети, у которых основной круг общения - взрослые. Очень умных детей слишком мало, а мы все оцениваем жизнь по своему опыту. Главное всё-таки - это воспитание родителей. Если они умны и не дубы в педагогике, от детей будет толк. Кстати, далеко не всегда детская среда действует благотворно. У героини был друг на год старше, который позже стал её мужем. Ладно, это бесполезная дискуссия. Я считаю, что у героини более трудная и интересная жизнь. Возможно, что-то она потеряла, но приобрела несравненно больше.
Вы ошибаетесь.