Его отец был дровосеком. И дед его был дровосеком. И сам Эрих, хоть и закончил с отличием школу, так ничему другому, кроме как валить деревья, в жизни не научился. Семейные традиции – это, говорят, святое. И хотя по планете уже маршировал двадцать какой-то век, в маленькой деревушке на краю леса время словно остановилось. Ее жители по-прежнему топили печки дровами и знать не хотели ни о чем ином. Разве может сравниться тепло сгорающего дерева, говорили они, его мягкий, приятный запах и солнечный свет камина с самым расчудесным центральным отоплением? Так что Эрих трудился, не покладая рук. Вот только уродился он не в отца и не в деда – простых людей, не привыкших слишком много думать. А Эрих, вышагивая с топором по светлой просеке, размышлял о том, о сем. О своей семье – жене и маленькой дочке, которые хоть и не едят древесину, кормятся от лесных щедрот. Зеленый простор кудрявится пестрыми кронами и кажется бескрайним. Океан не вычерпать по капле. Так и лес – неиссякаемый родник с живой водой. Он думал и о том, почему солнце, как челнок, вышивает колдовские узоры – золотыми нитками по синей глади. Все новые и новые. И не кончается ни золото, ни лазурь, ни волшебство. И почему у дерева душа легкая и прозрачная, как изумрудное облачко. Она соткана из света, нежности и печали, из крупинок дождя и многоцветья радуги. Она – само совершенство. Эрих знал, что срубленные деревья снова вырастают в раю. И все равно ему было страшно, и больно, и стыдно лишать их жизни. Поэтому каждый раз перед тем, как поднять топор, он подолгу разговаривал с ними. Обняв мудрую осину, или крепкий дуб, или легкомысленную березу, или гордую сосну, стройную, точно корабельная мачта, он рассказывал им о долгой зиме, о мужчинах, женщинах и детях, сидящих перед горячими печками, о силе и милости огня... Он выбирал еще не дряхлые, но пожилые деревья, в которых угас молодой задор. Усталые и грустные, со множеством зарубин на крепких стволах. С проеденным жучками сердцем. Те, чьи корни еще цеплялись за каменистую почву, но ветви уже тосковали по другому солнцу. Эрих просил их о даре, и они соглашались. Жертва во имя любви – что может быть лучезарнее? И долго еще над свежим пеньком дрожало тонкое белое сияние. Неземной, загадочный свет. Только одна старая рябина не хотела умирать. Хоть и была она кривой и наполовину высохшей. Так, что с левой стороны торчали голые, слепые сучья, а с правой – красные ягоды горели рубинами. Она росла на поляне, в окружении сосен – хоть и отдельно от них. Поэтому никто ей не мешал расправлять ветви и тянуться к солнцу, радоваться и жить. Она хотела мечтать и цвести, и качать птенцов на своих плечах. Любила утренний воздух с ароматом смолы и хвои, и чистые, акварельные переливы заката. Вы скажете, что деревья не ощущают запахов, не видят красок. Но эта рябина была не совсем деревом – а скорее, человеком. Пусть и в древесном обличии. Она рассказывала Эриху удивительные истории, те, что нашуршал ей дождь, наиграл на золотой арфе шаловливый ветер-менестрель, напели перелетные птицы. Она поила его горьковатым напитком – рябиновой росой. Горечь врачует сердце. И понемногу Эрих заметил, что думает о ней уже не как о дереве, которое можно или нельзя срубить, а как о друге. Он думал о ней, как о близком, дорогом существе. И так получилось, что Эрих любил женщину и заботился о ребенке. Он познал и страсть, и нежность. Но только в этом лесу он впервые ощутил, как соприкасаются две души без участия тела. Рябина согревала и утешала. А он поливал ее в знойные дни водой из маленького, заболоченного озера. А когда вокруг полыхали лесные пожары, он лежал в постели без сна и душными грозовыми ночами молился за подругу. Чтобы хранили ее ангелы от молний и гнева небесного. Он даже отдал ей свою ладонку-оберег, подаренную мамой. Просто повесил серебряный кулон на ветку и заслонил листвой, чтобы не блестел ярко на солнце, смущая вороватых птиц. А где-то в мире грохотала война, и подступая все ближе к маленькой лесной деревушке, ширилась и расползалась по планете, точно проказа. И деревья умирали, как солдаты, без слез и жалоб, и отправлялись в рай вслед за подстреленными на лету птицами и убитыми оленями, мертвыми зайцами и белками, и подорвавшимися на минах дельфинами, и замученными до смерти собаками. Только человеку в том раю не было места, потому что он предал свою Землю. А планета уже стала как спичечная головка, по которой стоит только чиркнуть другой спичкой – и она вспыхнет и сгорит дотла. Однажды усталый Эрих прилег на моховую подстилку и заснул, и увидел рябиновый сон. Ему приснилось, что все деревья умерли, и люди тоже, и звери лесные, и птицы, и рыбы в озерах. И только старая рябина, его верная подружка, стоит посреди обугленной равнины. - Что же вы наделали? - спросила она Эриха. А он и не знал, что ей сказать. - Вы чуть не погубили Землю, - качнула веткой рябина, и драгоценные ягоды блеснули на солнце, как серьги в ушах красавицы. - Ты знаешь, что без Земли не будет и рая. Не будет, вообще, ничего. И наоборот. Без рая нет Земли. Это как время и пространство. Как круговорот воды. Река зарождается в камнях, а впадает в море. Море испаряется и проливается дождем, и уходит в камни, давая начало рекам. Время, как змея, кусает себя за хвост. И все возвращается на круги своя. Земля и рай – вот две ипостаси вечного. - А как же ад? – удивился во сне Эрих. - Ад у вас в головах. Вернее, был. Но ты спас меня, а я спасу твой дом. Смотри. – Он взглянул и увидел, как из мертвой земли пробиваются робкие зеленые побеги. Не только рябиновые. Юные клены, березы, дубки и какие-то вовсе не известные растения пробивались между черными камнями и устремлялись ввысь, жадно глотая солнце. – Я выращу из своих корней новые деревья. И новое, мудрое человечество. Эрих проснулся, и вокруг шумел райский лес. Скакали белки и пели зимородки. И деревья словно парили над изумрудным мхом в призрачной голубой дымке. Только старая рябина куда-то исчезла. И все тропинки заросли густой золотистой травой.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Не знаю... Так много сюжетных деталей, что смысл ускользает. После прочтения остаётся смешанное чувство... О чём рассказ? Я не знаю. Он мозаичен, но элементы мозаики не сложились у меня в общий рисунок. Будто последняя страница газеты: продам-куплю, свадьбы-тризны, список потерь в бюро находок и тут же имена тех, кто готовил выпуск... Будто автор хочет сказать одно, но прикрывает это другим, а получается что-то третье... Но при этом чувствуется, что автор талантлив, и думаешь, может это я дурак (дура ), ни черта не понимаю, а на самом деле, всё здесь прекрасно-ясно.) Вобщем, подожду других рецензентов.
Маруся, спасибо тебе за отклик! Даже не знаю, что сказать. Мне не казалось, что рассказ мозаичен. А другие рецензенты... хорошо бы. Но здесь почти никто не читает.:(
Знаешь, Джон, сначала в рассказе про преемственность, потом про прогресс в мире и регресс, прикрываемый традициями в отдельно взятом месте. Потом, что можно не походить на своих предков, но при этом ничего не надо делать, чтобы изменить свою жизнь. Здесь же любовь к природе (вспомнился товарищ, который пропагандировал эко-любовь ) и уничтожение этой самой природы, но с элементами оправдания, мол, только те деревья убивал, что сами этого хотели.) Потом любовь к женщине и забота о ребёнке (кстати, настораживает, что только забота о дочери, но не отеческая любовь). Ой, ещё сравнение Земли со спичечной головкой вроде бы шикарное, а вроде бы так спички не вспыхивают - от чирканья другой спичкой. Нет? Тут же про масштабную войну, которая везде, кроме регрессивной деревни, но уже совсем близко... Тут же про рай и про ад... Концовка интересна своей неожиданностью - ничто "беды" не предвещало. Вспомнился Степан из "Хозяйки Медной горы", но там тоска его и тяга к ящерке понятна и т.д.))
А знаешь, перечитала и как-то стала оформляться в башке картинка.)) Он же (ЛГ) ничегошеньки не умеет. Ни любить по-настоящему, ни жить без оглядки на разрешения и запреты, ни воевать, ни противостоять войне... Полный инфантилизм. Вот и получил в итоге, что заслужил - рай, который придумали за него.) Как-то так.
А разве рай можно придумать самому? Ну, наверное, атеисты верят в рукотворный рай на земле. Но у меня речь была о другом. А откуда следует, что герой ничего не умеет? Откуда это считывается? Например, про жить без оглядки на разрешения и запреты? У меня в тексте, вроде, про запреты ни слова? И воевать ему зачем, если конкретно его страна в данный момент в войне не участвует. А противостоять войне... А легко сказать. Вот ты знаешь, как ей противостоять? Конкретно, сейчас? Я не знаю. Это только сказать легко.
"И так получилось, что Эрих любил женщину и заботился о ребенке" - как же это могло получиться?))
"Вот только уродился он не в отца и не в деда – простых людей, не привыкших слишком много думать. А Эрих, вышагивая с топором по светлой просеке, размышлял о том, о сем. О своей семье – жене и маленькой дочке, которые хоть и не едят древесину, кормятся от лесных щедрот", - мы не бобры, бобры не мы.)) Может, просто мысль как-то неправильно сформулированна, но звучит смешно.) Простые люди не думают, а Эрих думает, но как-то очень странно.) Но не в этом суть.) ЛГ не любит убивать деревья, но придумав отмазку, он всё равно это делает - занимается нелюбимым делом. А ведь двадцать какой-то век на дворе! Из деревни невозможно выбраться? И так получилось, что любит женщину.) Не его выбор - так получилось.) Не влюбился, не покорил, не что-либо ещё... Так получилось.) А на планете оказывается вовсю идёт война. Если ты ввёл в рассказ войну, значит, это не просто так, значит, это важно. А что в этом важного? На жизни ЛГ она вообще никак не сказывается. Уничтожение Земли? Для этого война введена? Как ЛГ должен противостоять войне, я не знаю, Джон. Это твой рассказ и твой персонаж. Но по концовке я понимаю, что Эрих отправлен в уютный мирок, который для него придумало дерево. За что? Может быть за душевную нежность? А как же мир? Там осталась рябина, которая восстановит/возродит жизнь. Жизнь без Эриха...
А рай, который придумали мы сами - это место, где воссоединяются любящие, где нет страданий и т.д.
У Эриха и не было особых страданий. Разве нет? Воссоединения тоже не будет, как я понимаю, ни с рябиной/другом, ни с семьёй... Он просто посажен в стерильную клетку, как человеческий экземпляр?
Наверное, сюжет недостаточно ясно прописан, поэтому и не понятно, что произошло. Подумаю, как яснее сделать. А про рай, действительно, не понимаю. Люди придумали рай, где воссоединяются любящие и нет страданий... Ну, и что? Придумать можно и не такое. Но какое это имеет отношение к реальному посмертию, к тому, что нас на самом деле ждёт? Это просто нечто объективно существующее, и нам не известное. Оно может оказаться чем угодно и совсем не тем, что мы себе придумываем.
Я верю, что будет. Но от того, верю я или не верю, тоже объективно ничего не изменится... Спасибо, над рассказом ещё подумаю. Что-то в нем не сходится, сам вижу.:)
Но при этом чувствуется, что автор талантлив, и думаешь, может это я дурак (дура ), ни черта не понимаю, а на самом деле, всё здесь прекрасно-ясно.)
Вобщем, подожду других рецензентов.
К сожалению.
Знаешь, Джон, сначала в рассказе про преемственность, потом про прогресс в мире и регресс, прикрываемый традициями в отдельно взятом месте. Потом, что можно не походить на своих предков, но при этом ничего не надо делать, чтобы изменить свою жизнь. Здесь же любовь к природе (вспомнился товарищ, который пропагандировал эко-любовь ) и уничтожение этой самой природы, но с элементами оправдания, мол, только те деревья убивал, что сами этого хотели.)
Потом любовь к женщине и забота о ребёнке (кстати, настораживает, что только забота о дочери, но не отеческая любовь).
Ой, ещё сравнение Земли со спичечной головкой вроде бы шикарное, а вроде бы так спички не вспыхивают - от чирканья другой спичкой. Нет?
Тут же про масштабную войну, которая везде, кроме регрессивной деревни, но уже совсем близко...
Тут же про рай и про ад...
Концовка интересна своей неожиданностью - ничто "беды" не предвещало.
Вспомнился Степан из "Хозяйки Медной горы", но там тоска его и тяга к ящерке понятна и т.д.))
Он же (ЛГ) ничегошеньки не умеет. Ни любить по-настоящему, ни жить без оглядки на разрешения и запреты, ни воевать, ни противостоять войне... Полный инфантилизм. Вот и получил в итоге, что заслужил - рай, который придумали за него.)
Как-то так.
"Вот только уродился он не в отца и не в деда – простых людей, не привыкших слишком много думать. А Эрих, вышагивая с топором по светлой просеке, размышлял о том, о сем. О своей семье – жене и маленькой дочке, которые хоть и не едят древесину, кормятся от лесных щедрот", - мы не бобры, бобры не мы.)) Может, просто мысль как-то неправильно сформулированна, но звучит смешно.) Простые люди не думают, а Эрих думает, но как-то очень странно.) Но не в этом суть.) ЛГ не любит убивать деревья, но придумав отмазку, он всё равно это делает - занимается нелюбимым делом. А ведь двадцать какой-то век на дворе! Из деревни невозможно выбраться? И так получилось, что любит женщину.) Не его выбор - так получилось.) Не влюбился, не покорил, не что-либо ещё... Так получилось.)
А на планете оказывается вовсю идёт война. Если ты ввёл в рассказ войну, значит, это не просто так, значит, это важно. А что в этом важного? На жизни ЛГ она вообще никак не сказывается. Уничтожение Земли? Для этого война введена? Как ЛГ должен противостоять войне, я не знаю, Джон. Это твой рассказ и твой персонаж. Но по концовке я понимаю, что Эрих отправлен в уютный мирок, который для него придумало дерево. За что? Может быть за душевную нежность? А как же мир? Там осталась рябина, которая восстановит/возродит жизнь. Жизнь без Эриха...
А рай, который придумали мы сами - это место, где воссоединяются любящие, где нет страданий и т.д.
У Эриха и не было особых страданий. Разве нет? Воссоединения тоже не будет, как я понимаю, ни с рябиной/другом, ни с семьёй... Он просто посажен в стерильную клетку, как человеческий экземпляр?
А про рай, действительно, не понимаю. Люди придумали рай, где воссоединяются любящие и нет страданий... Ну, и что? Придумать можно и не такое. Но какое это имеет отношение к реальному посмертию, к тому, что нас на самом деле ждёт? Это просто нечто объективно существующее, и нам не известное. Оно может оказаться чем угодно и совсем не тем, что мы себе придумываем.
Но... рассказ классный.) Неожиданный. И классный.))