Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Лирика [8585]
Философская поэзия [3926]
Любовная поэзия [4016]
Психологическая поэзия [1858]
Городская поэзия [1489]
Пейзажная поэзия [1845]
Мистическая поэзия [1307]
Гражданская поэзия [1246]
Историческая поэзия [296]
Мифологическая поэзия [208]
Медитативная поэзия [208]
Религиозная поэзия [161]
Альбомная поэзия [121]
Твердые формы (запад) [264]
Твердые формы (восток) [104]
Экспериментальная поэзия [258]
Юмористические стихи [2046]
Иронические стихи [2248]
Сатирические стихи [143]
Пародии [1139]
Травести [65]
Подражания и экспромты [507]
Стихи для детей [871]
Белые стихи [86]
Вольные стихи [149]
Верлибры [294]
Стихотворения в прозе [21]
Одностишия и двустишия [132]
Частушки и гарики [38]
Басни [89]
Сказки в стихах [75]
Эпиграммы [23]
Эпитафии [40]
Авторские песни [474]
Переделки песен [59]
Стихи на иностранных языках [85]
Поэтические переводы [304]
Циклы стихов [295]
Поэмы [49]
Декламации [470]
Подборки стихов [126]
Белиберда [745]
Поэзия без рубрики [7753]
Стихи пользователей [1142]
Декламации пользователей [24]
Старая церковь
Философская поэзия
Автор: Марина_Славина
Помню: сбежалась толпа с топорами и тёслами -
и полетела щепа, шелестя под откосами;
лес волочили по полю упряжками-цугами,
клиньями брёвна кололи, ровняли их стругами,
сруб от земли до небес возвели без фундамента,
сделан тесовый навес - крепок дуб, словно камень, там;
на восьмигранном подклете – высокие ярусы,
купол на жёстком «скелете» вздувается парусом,
сбоку – прируб алтаря и крыльцо со ступеньками,
стёкла в закате горят и отрывисто тенькают,
если коснётся их веткой берёза плакучая…
Эти картины нередко тревожат и мучают:
всё-таки я шесть веков простояла над озером,
здесь до брусков-позвонков меня зимы морозили,
ветер гремел лемехами побитого купола,
стены, покрытые мхами, метелица щупала…
Только я всё же ни дня не страдала болезнями,
веру людскую храня за крестами железными;
дремлют в киотах иконы – источники святости…
Церковь я. Божьи законы – в моей угловатости.
Опубликовано: 26/08/13, 13:59 | Просмотров: 2543 | Комментариев: 16
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Очень хорошо, Марина! Образная убедительная философия! Окунулся
при прочтении в дух того времени и как-будто сам состарился)

Удачи! smile
Воскресенский  (28/11/21 13:35)    


Ну надо же - я только недавно вспоминала об этом стише))) У меня же с ними все конкретно типа "следствие окончено - забудьте")) Ты, Вить, просто телепатнул))) Спасибо))
Марина_Славина  (28/11/21 21:20)    


Никогда не понимал, зачем летописцы тратят столько бумаги на
титрометрические зарисовки о нравах того или иного поколения)
Лучше, чем архитектура, с подобной задачей всё равно никто не справится.
И яркое подтверждение тому – угловатость любой видавшей виды церкви.
Дальновидная и непреходящая.
Глянешь на такую – и можно поставить диагноз сразу целому этносу)))
Виталий_Брот  (04/02/15 12:29)    


Ты прав. Что может быть более показательным в развитии этноса, чем архитектура. Как пишет известный американский архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт в своём очерке “Некоторые вопросы прошлого и настоящего архитектуры": "Архитектура в большей степени является частью человека, чем раковина улитки является ее частью. Человеческий дух придает форму инертной материи. Неустанная энергия человека извлекла эту материю из земли и возвела из нее здание под солнцем. Это было с самого начала сознательное творчество человека, высшее выражение его личности. Его здания, становившиеся архитектурой, выявляли его истинный дух, в то время как улитка, образуя свою раковину, не имеет никакого духа". У Льва Гумилёва тоже есть статья "Искусство и этнос", где он говорит об уникальности архитектуры для каждого этноса.
А знаешь, старые деревянные церкви мне очень нравятся. Есть в них что-то первобытное, как будто прикасаешься к истории, к предкам. А вот готика вызывает совершенно другие ощущения - просто растворяешься в её великолепии. Взять, к примеру, Миланский или Кёльнский соборы. Другой масштаб, в том числе и мастерства. Но тем не менее, повторюсь - старые церкви тоже хороши какой-то своей непосредственностью, близостью природе.
Спасибо, Виталь)
Марина_Славина  (04/02/15 13:24)    


smile
Александр_Старших  (26/08/13 21:43)    



Пошла читать)))
Марина_Славина  (26/08/13 23:31)    


Ну я бы закончил архитектурную тему:))) (следуя своей тяге к простоте) стишком своего земляка Евгения Курдакова:

Баллада о цветочном киоске

На площаде этой стояли дома:
Лечебница, школа, театр и тюрьма,

Чиновничий дом, разукрашенный в лоск
И маленький, старый цветочный киоск.

Усталая школа учила детей,
Театр лицедейсвовал не без затей,

Трудился высокий чиновничий дом
На поприще важном бумажном своем,

Лечила больница, карала тюрьма
До пота работали эти дома.

И только цветочный киоск среди них
Был празднично ветрен, беспечен и тих

Один он не звал, не карал, не учил,
Не ведал, не значил -он просто любил.

И ветер души его- запах цветов-
Витал между этих высоких домов.

Но время пришло, и под гомон ворон
Киоск этот был равнодушно снесен.

И с площади той в окруженье домов
Исчез освежающий запах цветов

Запахла тюрьма вдруг тяжелой бедой,
Больница бессильем, страданьем, тоской,

Халтурой театр откровенно запах,
А школа рутиной, скрывающей страх.

И даже высокий чиновничий дом
Вдруг выдал себя, засмердив сургучом.

И стоит ли здесь проповедовать вновь,
Как плохо, когда исчезает любовь...
Александр_Старших  (26/08/13 21:43)    


Надо полагать, Саша, что цветочный киоск ты причислил к архитектуре исключительно во французском толковании слова - "павильон, беседка") Хотя киоск и относится к малым архитектурным формам, но - по большому счету - те киоски, что мы видим на улицах наших городов даже с натяжкой нельзя назвать архитектурой. Если сравнить их с соборами, то это - формочки для песочных куличиков или примитивный конструктор "собери нас очень быстро))
Автор ст=ния мне неизвестен. Или забыла уже)))
Спасибки еще раз за визит, инфу и картинки))
Марина_Славина  (26/08/13 23:30)    


Гауди конечно Гений... И готика в целом впечатляет размахом и витиеватостью... У моей жены слёзы текут, если она видит подобные картинки:)))Говорит, что в прошлой жизни, наверное, жила в Праге...:)))
Вот снова стишок вспомнился:

Паденье — неизменный спутник страха,

И самый страх есть чувство пустоты.

Кто камни нам бросает с высоты,

И камень отрицает иго праха?



И деревянной поступью монаха

Мощеный двор когда-то мерил ты:

Булыжники и грубые мечты —

В них жажда смерти и тоска размаха!



Так проклят будь, готический приют,

Где потолком входящий обморочен

И в очаге веселых дров не жгут.



Немногие для вечности живут,

Но если ты мгновенным озабочен —

Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

Мандельштам

Что-то у меня функция "ответить" не работает приходится рецки писать...
Александр_Старших  (26/08/13 21:12)    


Известный английский теоретик искусства Дж.Рескин полагал, что "великие нации записывают свою автобиографию в трех книгах - в книге слов. в книге дел и в книге искусства", однако при этом указывал, что "только последняя заслуживает полного доверия"))))
Ну, молодец, хорошие примеры приводишь)) Спасибо))
Марина_Славина  (26/08/13 21:25)    



Над этой картиной Левитан начал работать под Вышним Волочком, близ озера Удомля, где он жил вместе с Кувшинниковой в 1893 году. Оканчивалась картина, очевидно, уже в Москве в декабре 1893 года и в самом начале 1894 года, который и проставлен автором на картине. Кувшинникова в своих воспоминаниях свидетельствовала, что в картине « Над вечным покоем » «местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры... Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плёса». Этюд этой плёсской церкви сохранился и нам известен.
Вот фото этой церкви...Вообще первый раз я увидел репродукцию этой картины лет в семь. И она меня заворожила. Что-то в душе зашевелилось...
Александр_Старших  (26/08/13 20:18)    


К сожалению, плохо знакома с русским зодчеством и живописью. Я все больше по западным мастерам и их творениям. Ты, должно быть, уже в курсе о моих архитектурных пристрастиях - готика, неоготика. Вот уж воистину "застывшая музыка" (с)
http://gidtravel.com/images/1_1271530341.jpg
http://www.peshera.org/khrono/Fotos-18/foto-119.jpg
http://static.diary.ru/userdir/1/0/8/0/1080412/40089746.jpg
Спасибо, Саш, что периодически меня просвещаешь)))
Марина_Славина  (26/08/13 20:47)    


Вот ещё вспомнился стих Александра Печёнкина (как говорится - вид с натуры):
Шиповник цвел у поворота
Поодаль съезда с большака.
Была окончена работа-
(мы крест поставили пока).
На месте будущей часовни
Деревня наша собралась...,
На джипе прикатила «власть»-
Префект был хорошо знаком мне…

В одеждах праздничных Андрей-
Его все «батюшкою» звали,
Хотя…,помимо постных дней,
Церковных праздников не знали-
Служил молебен. И в тиши
Слова красивые струились...,
И даже наши алкаши
Вслед за священником крестились…

А после… сделал я «проект»…,
И сруб поставили на камни…,
Резным причелинам «в ответ»
Узорно выпилили ставни…
И, завершением венцов,
Над тесом крест семиконечный
Сработал дед рукой увечной
Поверх бутона журавцов…

В деревне храм миниатюрный
Ждет отпеваний и крестин-
Маяк в судьбе ее не бурной,
Чуть-чуть похожий на овин…
………………………………...
А может… истово креститься,
Как прежде, станут на селе,
И перестанет материться
Сосед, когда «навеселе»?...
Александр_Старших  (26/08/13 18:30)    


Здравствуй, Саша) Это стихо написано под впечатление "Старого дома" Кати Ладных http://litset.ru/publ/1-1-0-402
Ее ст-ние меня так вдохновило, что и сама решила попробовать написать подобное)
Спасиб)
Марина_Славина  (26/08/13 18:51)    


Александр_Старших  (26/08/13 18:11)    


Мне кажется, что это церковь в Кижах? Вроде такая же, как на этом снимке http://content.foto.mail.ru/mail/bekborcem53/104/i-288.jpg Хотя не уверена - их много в России)
Спасибо)
Марина_Славина  (26/08/13 18:53)