Помню: сбежалась толпа с топорами и тёслами - и полетела щепа, шелестя под откосами; лес волочили по полю упряжками-цугами, клиньями брёвна кололи, ровняли их стругами, сруб от земли до небес возвели без фундамента, сделан тесовый навес - крепок дуб, словно камень, там; на восьмигранном подклете – высокие ярусы, купол на жёстком «скелете» вздувается парусом, сбоку – прируб алтаря и крыльцо со ступеньками, стёкла в закате горят и отрывисто тенькают, если коснётся их веткой берёза плакучая… Эти картины нередко тревожат и мучают: всё-таки я шесть веков простояла над озером, здесь до брусков-позвонков меня зимы морозили, ветер гремел лемехами побитого купола, стены, покрытые мхами, метелица щупала… Только я всё же ни дня не страдала болезнями, веру людскую храня за крестами железными; дремлют в киотах иконы – источники святости… Церковь я. Божьи законы – в моей угловатости.
Ну надо же - я только недавно вспоминала об этом стише))) У меня же с ними все конкретно типа "следствие окончено - забудьте")) Ты, Вить, просто телепатнул))) Спасибо))
Никогда не понимал, зачем летописцы тратят столько бумаги на титрометрические зарисовки о нравах того или иного поколения) Лучше, чем архитектура, с подобной задачей всё равно никто не справится. И яркое подтверждение тому – угловатость любой видавшей виды церкви. Дальновидная и непреходящая. Глянешь на такую – и можно поставить диагноз сразу целому этносу)))
Ты прав. Что может быть более показательным в развитии этноса, чем архитектура. Как пишет известный американский архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт в своём очерке “Некоторые вопросы прошлого и настоящего архитектуры": "Архитектура в большей степени является частью человека, чем раковина улитки является ее частью. Человеческий дух придает форму инертной материи. Неустанная энергия человека извлекла эту материю из земли и возвела из нее здание под солнцем. Это было с самого начала сознательное творчество человека, высшее выражение его личности. Его здания, становившиеся архитектурой, выявляли его истинный дух, в то время как улитка, образуя свою раковину, не имеет никакого духа". У Льва Гумилёва тоже есть статья "Искусство и этнос", где он говорит об уникальности архитектуры для каждого этноса. А знаешь, старые деревянные церкви мне очень нравятся. Есть в них что-то первобытное, как будто прикасаешься к истории, к предкам. А вот готика вызывает совершенно другие ощущения - просто растворяешься в её великолепии. Взять, к примеру, Миланский или Кёльнский соборы. Другой масштаб, в том числе и мастерства. Но тем не менее, повторюсь - старые церкви тоже хороши какой-то своей непосредственностью, близостью природе. Спасибо, Виталь)
Надо полагать, Саша, что цветочный киоск ты причислил к архитектуре исключительно во французском толковании слова - "павильон, беседка") Хотя киоск и относится к малым архитектурным формам, но - по большому счету - те киоски, что мы видим на улицах наших городов даже с натяжкой нельзя назвать архитектурой. Если сравнить их с соборами, то это - формочки для песочных куличиков или примитивный конструктор "собери нас очень быстро)) Автор ст=ния мне неизвестен. Или забыла уже))) Спасибки еще раз за визит, инфу и картинки))
Гауди конечно Гений... И готика в целом впечатляет размахом и витиеватостью... У моей жены слёзы текут, если она видит подобные картинки:)))Говорит, что в прошлой жизни, наверное, жила в Праге...:))) Вот снова стишок вспомнился:
Паденье — неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?
И деревянной поступью монаха
Мощеный двор когда-то мерил ты:
Булыжники и грубые мечты —
В них жажда смерти и тоска размаха!
Так проклят будь, готический приют,
Где потолком входящий обморочен
И в очаге веселых дров не жгут.
Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен —
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!
Мандельштам
Что-то у меня функция "ответить" не работает приходится рецки писать...
Известный английский теоретик искусства Дж.Рескин полагал, что "великие нации записывают свою автобиографию в трех книгах - в книге слов. в книге дел и в книге искусства", однако при этом указывал, что "только последняя заслуживает полного доверия")))) Ну, молодец, хорошие примеры приводишь)) Спасибо))
Над этой картиной Левитан начал работать под Вышним Волочком, близ озера Удомля, где он жил вместе с Кувшинниковой в 1893 году. Оканчивалась картина, очевидно, уже в Москве в декабре 1893 года и в самом начале 1894 года, который и проставлен автором на картине. Кувшинникова в своих воспоминаниях свидетельствовала, что в картине « Над вечным покоем » «местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры... Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плёса». Этюд этой плёсской церкви сохранился и нам известен. Вот фото этой церкви...Вообще первый раз я увидел репродукцию этой картины лет в семь. И она меня заворожила. Что-то в душе зашевелилось...
Вот ещё вспомнился стих Александра Печёнкина (как говорится - вид с натуры): Шиповник цвел у поворота Поодаль съезда с большака. Была окончена работа- (мы крест поставили пока). На месте будущей часовни Деревня наша собралась..., На джипе прикатила «власть»- Префект был хорошо знаком мне…
В одеждах праздничных Андрей- Его все «батюшкою» звали, Хотя…,помимо постных дней, Церковных праздников не знали- Служил молебен. И в тиши Слова красивые струились..., И даже наши алкаши Вслед за священником крестились…
А после… сделал я «проект»…, И сруб поставили на камни…, Резным причелинам «в ответ» Узорно выпилили ставни… И, завершением венцов, Над тесом крест семиконечный Сработал дед рукой увечной Поверх бутона журавцов…
В деревне храм миниатюрный Ждет отпеваний и крестин- Маяк в судьбе ее не бурной, Чуть-чуть похожий на овин… ………………………………... А может… истово креститься, Как прежде, станут на селе, И перестанет материться Сосед, когда «навеселе»?...
Здравствуй, Саша) Это стихо написано под впечатление "Старого дома" Кати Ладных http://litset.ru/publ/1-1-0-402 Ее ст-ние меня так вдохновило, что и сама решила попробовать написать подобное) Спасиб)
при прочтении в дух того времени и как-будто сам состарился)
Удачи!
титрометрические зарисовки о нравах того или иного поколения)
Лучше, чем архитектура, с подобной задачей всё равно никто не справится.
И яркое подтверждение тому – угловатость любой видавшей виды церкви.
Дальновидная и непреходящая.
Глянешь на такую – и можно поставить диагноз сразу целому этносу)))
А знаешь, старые деревянные церкви мне очень нравятся. Есть в них что-то первобытное, как будто прикасаешься к истории, к предкам. А вот готика вызывает совершенно другие ощущения - просто растворяешься в её великолепии. Взять, к примеру, Миланский или Кёльнский соборы. Другой масштаб, в том числе и мастерства. Но тем не менее, повторюсь - старые церкви тоже хороши какой-то своей непосредственностью, близостью природе.
Спасибо, Виталь)
Александр_Старших (26/08/13 21:43) •
Пошла читать)))
Баллада о цветочном киоске
На площаде этой стояли дома:
Лечебница, школа, театр и тюрьма,
Чиновничий дом, разукрашенный в лоск
И маленький, старый цветочный киоск.
Усталая школа учила детей,
Театр лицедейсвовал не без затей,
Трудился высокий чиновничий дом
На поприще важном бумажном своем,
Лечила больница, карала тюрьма
До пота работали эти дома.
И только цветочный киоск среди них
Был празднично ветрен, беспечен и тих
Один он не звал, не карал, не учил,
Не ведал, не значил -он просто любил.
И ветер души его- запах цветов-
Витал между этих высоких домов.
Но время пришло, и под гомон ворон
Киоск этот был равнодушно снесен.
И с площади той в окруженье домов
Исчез освежающий запах цветов
Запахла тюрьма вдруг тяжелой бедой,
Больница бессильем, страданьем, тоской,
Халтурой театр откровенно запах,
А школа рутиной, скрывающей страх.
И даже высокий чиновничий дом
Вдруг выдал себя, засмердив сургучом.
И стоит ли здесь проповедовать вновь,
Как плохо, когда исчезает любовь...
Автор ст=ния мне неизвестен. Или забыла уже)))
Спасибки еще раз за визит, инфу и картинки))
Вот снова стишок вспомнился:
Паденье — неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?
И деревянной поступью монаха
Мощеный двор когда-то мерил ты:
Булыжники и грубые мечты —
В них жажда смерти и тоска размаха!
Так проклят будь, готический приют,
Где потолком входящий обморочен
И в очаге веселых дров не жгут.
Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен —
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!
Мандельштам
Что-то у меня функция "ответить" не работает приходится рецки писать...
Ну, молодец, хорошие примеры приводишь)) Спасибо))
Над этой картиной Левитан начал работать под Вышним Волочком, близ озера Удомля, где он жил вместе с Кувшинниковой в 1893 году. Оканчивалась картина, очевидно, уже в Москве в декабре 1893 года и в самом начале 1894 года, который и проставлен автором на картине. Кувшинникова в своих воспоминаниях свидетельствовала, что в картине « Над вечным покоем » «местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры... Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плёса». Этюд этой плёсской церкви сохранился и нам известен.
Вот фото этой церкви...Вообще первый раз я увидел репродукцию этой картины лет в семь. И она меня заворожила. Что-то в душе зашевелилось...
http://gidtravel.com/images/1_1271530341.jpg
http://www.peshera.org/khrono/Fotos-18/foto-119.jpg
http://static.diary.ru/userdir/1/0/8/0/1080412/40089746.jpg
Спасибо, Саш, что периодически меня просвещаешь)))
Шиповник цвел у поворота
Поодаль съезда с большака.
Была окончена работа-
(мы крест поставили пока).
На месте будущей часовни
Деревня наша собралась...,
На джипе прикатила «власть»-
Префект был хорошо знаком мне…
В одеждах праздничных Андрей-
Его все «батюшкою» звали,
Хотя…,помимо постных дней,
Церковных праздников не знали-
Служил молебен. И в тиши
Слова красивые струились...,
И даже наши алкаши
Вслед за священником крестились…
А после… сделал я «проект»…,
И сруб поставили на камни…,
Резным причелинам «в ответ»
Узорно выпилили ставни…
И, завершением венцов,
Над тесом крест семиконечный
Сработал дед рукой увечной
Поверх бутона журавцов…
В деревне храм миниатюрный
Ждет отпеваний и крестин-
Маяк в судьбе ее не бурной,
Чуть-чуть похожий на овин…
………………………………...
А может… истово креститься,
Как прежде, станут на селе,
И перестанет материться
Сосед, когда «навеселе»?...
Ее ст-ние меня так вдохновило, что и сама решила попробовать написать подобное)
Спасиб)
Александр_Старших (26/08/13 18:11) •
Спасибо)