Автор - Grek
Декламация - Grek
http://litset2.pa.infobox.ru/filesafe/audio/2007.ogljanuvshis.mp3 Гроздями рябины прострелена будто
Рубаха холщовая хмурого утра.
И слезы, как тёплые звуки ситара
Роняет дырявое небо нирваны.
Двадцатого века тяжёлая поступь.
О, как же всё просто. И всё же, не просто.
Из дыр на брусчатой спине тротуаров
Рождались стальные глаза комиссаров.
И кто-то с рубином звезды на ушанке
С простреленным телом шагает под танки.
Другой - Гумилёву в бессмертные очи
Швыряет дробящий рубин многоточий.
И оба уверенны свято, что служат
Добру. И решают: Так нужно! Так нужно…
О, давший свободу нам выбора, Боже,
Не дай нам забыть, все, что было, что может
Накрыть отголоском трагедий и фарса,
Когда за коня отдаётся полцарства.
***
Всего через два поколения дети
И знать не желают причины трагедий.
Опубликовано: 11/12/20, 15:52 | Последнее редактирование: Grek 21/01/21, 16:52
| Просмотров: 1135 | Комментариев: 4
На календаре время конца лета или начала осени. Хмурое, туманное утро. Такое же неопределенное, как и сама наша история и оценка (трактовка) происходивших событий.
Сквозь туман еще мало что видно. Только самые яркие предметы. И гроздья рябины висят в этом сером пространстве, на «холщовой рубахе» это утра, словно сами по себе. Они словно следы от выстрела дробовика или ружья. Это образ человека, расстреленного на заре на окраине деревни, за ее последними хатами. Эти кровавые пятна кричат о том ужасе, что творился в период революции, гражданской войны, когда брат шел на брата, сын на отца. И само небо, к которому мы взываем в молитвах, которое ассоциируется у нас с блаженством, покоем, нирваной, плачет капельками дождя и они падают теплыми звуками индийского инструмента ситар, раз уж речь зашла о нирване - образе гармонии и умиротворения.
Эти образы нужны для того, чтобы создать фон той картины о которой пойдет дальнейшее повествование - размышления человека, оглянувшегося назад, бросающего взгляд на судьбу нашей многострадальной Родины. Что видит этот человек?
События двадцатого века. Вроде бы совсем простые… Но их причины глубинны. Их нельзя воспринимать поверхностно. Все просто и одновременно все совсем не просто…
Так что же видит человек? Он видит дыры в мостовой тротуара, откуда вывернуты булыжники - орудия угнетенного рабочего класса (пролетариата). Он видит камни, летящие из-за баррикад в жандармов. Он видит в дырах, остающихся на мостовой, в этих впавших глазницах, черных от голода, непосильного труда и отсутствия перспективы зараждающуюся ненависть - рождение «стальных глаз» - безжалостных глаз людей с непреклонной волей, вчерашних рабочих - сегодня комиссаров. Кто они? Да мы сами. Это мы сами, будучи охвачены слепой верой в необходимость строительства справедливого общества, в непреклонном стремлении к лучшей жизни, способны к самому широкому диапазону поведения - от отказа от Бога, до принесения себя в жертву. Внешне отрицающие Бога (в тот богоборческий период), но чистые душами люди способны поступить по Евангелию, где сказано, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». И вот уже кто-то из нас шагает с гранатой под танк… А другой, возможно, родной брат, ослепленный идеей построения светлого будущего, вершит неправедный суд, расстреливая поэта Гумилева - достояние России, лишь по одному подозрению, причем ошибочному, в причастности к группе, занимавшейся контрреволюционной деятельностью.
Финал стихотворения говорит о том, что даже наши собственные трагедии, реальные события, происходившие в нашем государстве, нас ничему не учат. И вот уже дети (мы) не желаем знать причин, а следовательно обречены на повторение ошибок. И мы их совершим. Ведь в нашей истории вновь происходит «взятие Смольного» - расстрел «Белого дома»…
Я очень благодарен вам, Сергей, за то, что вы проявили интерес к стихотворению.
Вы спросили, как пришить нирвану и ситар к событиям революции... Да не нужно ничего пришивать. События революции и гражданской война остались далеко в прошлом. Здесь современный человек оборачивается в это прошлое и размышляет. Спросите уж лучше как пришить нирвану и ситар к осеннему утру. Но ведь к этому времени уже пали границы. По улицам наших городов уже прошли иноверцы, в том числе и кришнаиты. Рок музыканты уже написали композиции, где звучит, в том числе и ситар. Наши двери открыты любой культуре. Чего только уже не произошло, чтобы человеку почудилось то, что почудилось. Почему это не может произойти с культурным, образованным, эмоциональным человеком? Разве ему должны слышаться исключительно "Ветры враждебные веют над нами" или завывания "Суровые годы уходят" из фильма "Собачье сердце"? Я очень прошу вас не потребуйте у меня в следующем посте справку от нотариуса, подтверждающую, что все так и было на самом деле. Вам не близко это стихотворение. Я это понимаю. Ведь вы ведете речь не об ошибках технического характера, которые, я вполне допускаю, могут присутствовать. Для вас сомнительны образы, сам дух стихотворения. Ну что я тут могу поделать? Так, дак так.