Сердце бьется все чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
С.Есенин Белгородские ветры метут по безлюдной Сумской*,
собирают билеты прошедшего лета в охапки.
Свет исходит на нет. Ну а если и светит покой,
то царапает взгляд концентратом сухого остатка.
Отозвались Клочки* разухабистым стуком колёс.
Растревожила тень барельефы Бурсацкого спуска*
и растаяла робко. Лишь группка косматых берёз
изучает забытый конспект во дворе институтском.
Заплутал в небесах колокольный заутренний звон.
Мимо храма дорога петляет стежками к вокзалу.
На углу Маяковского* дремлет раскидистый клён,
золотой головой по-есенински свесясь устало.
В сером мареве улиц, похоже, сам чёрт не поймёт,
что тебя занесло в эту зыбкую даль спозаранку?..
А в пивной за углом разливаются солод и мёд,
и в бокале заблещет души болевая огранка.
Позывными прорвётся в хмельной замутнённый эфир
время утренних зорек и вусмерть прокуренных кухонь -
то, где юность межстрочно пускала ростки в новый мир,
ну а мир благосклонно её принимал на поруки.
Прорастёт меж камней непокорным залётным зерном
сорняковое время форосов, манежей, майданов -
время выбора между родной оскудевшей землёй
или горстью её в белом шёлке на дне чемодана.
Время выборов жёстких и время сердечных реформ,
перемены престолов и бурных застолий гламурных,
время глянцевых дней... Не мигая, скептичным глазком
дотлевает окурок на дне белокаменной урны...
И рукой до Сокольников** можно отсюда подать,
и рукой - до Госпрома***, хотя здесь давно не столица.
Только мрачно глядят, лицемерному веку под стать,
из-под мраморных век у парадных застывшие лица.
Этот город пустил в тебя корни - уже не уйти.
Из сетей этих улиц уже никуда не подеться.
И по руслам артерий проложены к центру пути,
и пульсирует эхо шагов в его каменном сердце.
Пылью стелется время уже на другом рубеже,
азиатская тьма наползает на город с востока...
И отсюда - рукой до небес. Но заблудшей душе
очень нужно, на цыпочки встав, заглянуть в его окна.
_________________________________________________________
*Сумская, Клочковская (сленг: Клочки), Бурсацкий спуск, Маяковского - улицы Харькова
**Сокольники - историческая местность и ботанический памятник природы местного значения в Харькове
***Госпром - дом государственной промышленности, построенный в 1928 г., когда Харьков был столицей УССР.
Изображение: Харьков. Дом с химерами.
Стихотворение классное и Харьков классный.
Спасибо, Женя Махно!
Сейчас...совсем иначе воспринимается Ваш стих,
и без "сейчас" прекрасный.
Но сегодня - боль, слёзы...
Выживи, Харьков!
Из сетей этих улиц уже никуда не подеться.
И по руслам артерий проложены к центру пути,
и пульсирует эхо шагов в его каменном сердце.
И отсюда - рукой до небес. Но заблудшей душе
очень нужно, на цыпочки встав, заглянуть в его окна.
!!!
Твои стихи пью по капельке - наслаждаюсь, впитываю послевкусие строк и мыслей.
Спасибо тебе, родинка-бусинка... )
Женя_Махно (12/11/15 16:46) •
Очень давно нравится, и заметила, что отдельные части здесь даже помню наизусть...
Субъективно - по-моему, в первом варианте 7й строки "серьёзных" больше соответствовало настроению стиха... и там получалась ассоциация со студентками, изучающими конспекты, а они обычно вот именно серьёзные)
Откровенно говоря, меня не очень устраивали и "серьёзные берёзы", и не намного больше - "косматые". Просто показалось, что эпитет "косматые" больше подходит в качестве характеристики и к студентам, и к деревьям одновременно... Вот и поменяла)
Рада, что Вам понравилось!
Но согласитесь, что если убрать городские наименования, то город из конкретного превратится в абстрактный, и все ощущения - тоже...)
А приём Вы верно подметили... Я вообще люблю играть словами в поисках новых созвучий, новых оттенков смысла... Правда, с сумками и клочками я ничего подобного ввиду не имела. Но если считалось так - то значит и замечательно!)А вот Маяковскому с Есениным встречу посреди ночного умиротворения я намеренно организовала... И ещё кое-какие подобные "штучки" здесь имеются)