Первоисточник вдохновения:
Сизифов чай
Буря снежная в поле свищет, на морозе крепчает лёд.
Фюрер требует взять Мытищи, ежедневно приказы шлёт.
«Превратить дома в пепелища, а людей согнать под прицел.
Основной удар по Мытищам нанести группой армий «Центр».
В полевом блиндаже из камня, повернувшись на правый бок,
Спит командующий войсками генерал-фельдмаршал фон Бок.
Под протяжный запев метели спит и видит в приятном сне,
Как в парадной своей шинели, с эполетами и в пенсне,
И в надраенных голенищах, в генеральской во всей красе,
Он прокатится по Мытищам, мимо Яузы по шоссе,
Как набатом громоголосым будет «Дойчен зольдат» звучать,
И на жостовском на подносе принесут ему местный чай.
Висли «Юнкерсы», будто осы, ощетинившись роем жал,
Но простой рядовой Матросов оборону Мытищ держал.
Ниву страшную смерть косила, уставал от огня металл,
Уступала любая сила, а Матросов не уступал.
Врос в окопы спиною к дому. И не понял того фон Бок,
Что не мог солдат по-другому, по-другому солдат не мог.
Из-за них, таких, как Матросов, неуступчивых сотен тыщ,
Не случился чай на подносе, не дошёл фон Бок до Мытищ. Душевный отклик:
То не буря ревет и свищет, это гонит поэт пургу.
Знать, приспичило взять Мытищи - через силу и не могу -
И в стишок органично вставить, в текст задорный и заводной,
Начихав на архивов память с географией заодно.
Перепутав Мытищи с Тверью, сорок первый и третий год,
Фактам в рожу он хлопал дверью, и крепчал на
морозе маразме лед.
Под протяжный запев метели на боку расслаблялся Бок.
От припева же - дрожь на теле пронимала аж до кишок.
И, намаявшись не по-детски от телесных страданий, враг
Забывал свой родной немецкий и до ветру ходил в овраг.
И с ошибками лиц и чисел марш военный в башке звучал,
И в прострации маршал писал, где под снегом рос местный чай.
Где-то рядом шоссе бежало - мимо маршала, под откос.
А над ними роились жала, отделившись от поп у ос.
Смерть пугалась своих клиентов, под обычную хворь кося.
И смотрела на дело это исподлобья Россея вся.
Но без страха и без вопросов, в рог бараний крутя металл,
В три окопа один Матросов, словно сказочный змей, врастал...
Настругав пародистам пищи, подуставший поэт затих.
Не желали никак Мытищи органично вставляться в стих.
===
ЗЫ: полный разбор полета
тут.
Опубликовано: 31/12/22, 15:56 | Последнее редактирование: Граф_Тимофеев_ТТ 31/12/22, 19:46
| Просмотров: 1111 | Комментариев: 31
Стих тоже хороший, но... В.О.война - это и моя война тоже. И я очень щепетильно отношусь к тому, что с ней связано. Стих, повторюсь, хороший, но смахивает на комикс, где всё немного натянуто на глобус... А что делать читателю? Ведь кто-то прочтёт и поверит, что Матросов воевал под Мытищами. И т.д.
Если это просто микс из образов, то тоже не понимаю, зачем.(
И снова повторюсь - стих хороший! Но... агитно-плакатный что ли? Я так понимаю, что автор этого и добивался?
Вобщем, эмоционально я в восторге от этого стиха про Мытищи! Но когда начинаю перечитывать и думать... Восторг уходит. (
И
от дедушки ушел, и от бабушки ушел,от нас ушелВы знаете, что биография Матросова туманна и небезупречна. Как туманна и небезупречна биография многих героев и не героев (нет, они все герои). Время такое было.
То, что кто-то прочитает и будет неверно осведомлен, – ну, так это проблема неосведомленного, а не проблема стихотворения, тем более – не проблема автора. Стихотворение – не биографическая справка, у него другая задача.
Как-то так.
Но хотелось бы идеала.
*)
Возможно, я слишком принципиальна в этом вопросе. Но... Ничего не могу с этим поделать. О той войне и без нас много что переврали. Поэтому, да, я за точность.
Ну, и господин граф прав на тему языка. Хотя, если действительно воспринимать стих, как "шутейный", тогда какие-то образы уже не будут казаться огрехами.
требоватьхотеть справку. Повторюсь, стихотворение не справка. Назовите это интерпретацией, «шутейным» текстом, только в Википедию не отправляйте.А дочери лучше рассказать о Матросове раньше, чем она прочтет художественное произведение на тему Мытищ.
Знаете, это лукавство. Если начать разбирать пародию, «корявостей» найдется не меньше, но зато вы всегда можете сказать – это же пародия, оригинал во всем виноват!..
Но, во-первых, никаких таких особых корявостей не заметил (читал ваш разбор полета по ссылке: претензии к корявостям так себе). Во-вторых, кто решил, что корявости это плохо, что это минус, а не плюс? Проедешь по гладкой дороге – и забудешь, а по ямам – надолго маршрут запомнишь.
Не по всему спектру обсуждаемых проблем. Только о Матросове.
Так вот, для меня в стихотворении-источнике Матросов тоже не воспринялся неким собирательным образом героя. По ряду причин, но, в частности потому, что описывается сорок первый год - и Матросов ещё не проявил себя. Он ещё не стал тем героем, которым можно олицетворять "героя вообще". Имхо, нельзя сравнивать индейцев (и Чингачгука, в частности) с Чапаевым, Македонского - с Цезарем, а Цезаря и его легионы - с Наполеоном и его армией. Наоборот - можно. Но формировать собирательный образ человека, опираясь на будущего исторического персонажа - имхо! - более чем странно выглядит.
- Как это здорово, что все мы разные?
Это будет и автору приятно, и у читателя время сэкономит. Можно будет даже не читая констатировать... А смысл вчитываться, думать? Ляпы - уникальность. Не раскрыл образ - индивидуальность. Неграмотно написано - оригинальность... А чё? Идеальная система.
Это очень опасная штука. Постмодернизм неплох как десерт. То есть тот кто знает изначальную ситуацию с Мытищами и Матросовым, может "загурманить" этим произведением безболезненно. Проблема как раз с поколением нынешних едоков. С учётом всем известных соцопросов молодых россиян по типу "Кто такой дедушка Ленин", кормить их одними десертами, дуже вредно для их здоровья.
Конечно, можно сказать, что вероятность прочтения ими данного стихотворения, равна вероятности их серьёзного отношения к урокам истории
Но тем не менее сама тенденция настораживает. Нехилое количество молодых любителей постмодерна вероятно уже вполне серьёзно думает, что Ленин - это гриб. Пример выпуклый, конечно, но всё к этому и идёт. Я не скажу, что постмодернизм это стопроцентная "Обезьяна Господа Бога", но что-то в этом есть ...
И не стоит недооценивать поколение. Мы этот Новый год встречали с молодежью «двадцать минус», я была приятно удивлена, если честно. Нет, их не волнует наша мышиная возня с Лениным и Матросовым, кто прав, кто виноват, это другое, но, спасибо создателю, не все мир познают по инстаграмму.
Talya_Na, Маруся,