Нет, я не равняю иктовое ударение со стихотворным метром (тут - ямб) А эта схемка была бы верной только в случае абсолютного ямба, то есть - без пиррихиев.
Я представляю, что иктовое ударение может объединять несколько стоп под своим крылом.
Равнять иктовое ударение с метром в принципе невозможно, это как сравнивать зефирку с паровозом)
Цитата
Я представляю, что иктовое ударение может объединять несколько стоп под своим крылом.
Не, тут я вообще пас, я такого даже близко не могу представить)) Икт - это один слог, без вариантов)) Сильная доля стопы) Не надо настолько усложнять)))
Метр (стихосложение) Метр (др.-греч. μέτρον мера, мерило; нем. Versmaß) в стиховедении — мера стиха, его структурная единица. В античной метрике (науке о стихе) метр соответствует стопе или группе стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).В послеантичные времена содержание термина «метр» потеряло устойчивое значение — под метром стали понимать также стихотворный размер[1] (например, гекзаметр), строфические образования («горацианские метры») и, наконец, «самую общую схему звукового ритма стиха» (М. Л. Гаспаров)[2].
Здесь ключевые слова - "в античной метрике"))) А мы говорим о родной нашей силлаботонике)) Можно, конечно, в порядке извращения ее хоть в морах измерить, но это уже никто не делает) Понятия меняются... Нынче и гекзаметр метром считают, к примеру, и логаэд) И где в них главное ударение?))
изменилось понятие метра, оно расширилось. Но кто сказал, что икт перестал быть главным, объединяющим, ударением? А почему нет в логаэде и прочих - икта? Очень даже есть.
Есть, но не один на строку) Он в каждой силлабо-тонической стопе присутствует) Ага, понятие расширилось настолько, что даже сами маститые теоретики с ним запутались)))
Икт - это один слог, но икт не обязан быть в каждой стопе. Иначе это трактовать невозможно, как мне кажется. Иначе понятие икта становится бессмысленным: стопное ударение - ну и что?
Пиррихий в силлаботонике возникает из двусложного метра, когда в стопе не оказывается словесного ударения) Не икт, а именно словесное (или синтагменное) ударение не обязано быть в каждой стопе.
ща пример приведу)) например, есть такая штука, как хореямб - тоже производная, и тоже якобы стопа) Однако если первую стопу, например, пятистопного ямба заменить на хорей - чтобы образовался этот самый хореямб, размер ведь не изменяется? хотя казалось бы, количество _стоп_ уменьшилось до 4?)))
Какое такое производное? Пиррихий это пропуск ударения. Но не объединение двух стоп в одну. Но именно присутствие пиррихиев, но и не только этого, делает возможныи выделить главные (иктовые) ударения в строке (стихотворении), не всегда совпадающие с метрическим рисунком, но именно пропуск словесного ударения на которых явно нарушает ритм.
Короче, приношу свои извинения автору за многобукв, и оставляю за ним право разобраться в этих иктоударах на своё усмотрение. Спасибо за внимание :))
Мммм... я бы сказал, что это стопа, в которой необходимость ударения ощущается сильнее. Работает как бы второй уровень ритмичности: первый - это чередование ударных и безударных слогов, а второй - чередование опорных и свободных стоп, причем наиболее явно ощущается пропуск ударения на последней стопе, а далее к началу строки - стопы по значимости чередуются. Для 5-стопного ямба опорные стопы - 5, 3 и 1. Для четырехстопного - 4 и 2. Ну вот, теперь мы, кажется, друг друга поняли)) Вы на слух это все воспринимаете, подтверждая правило, только термины используете неподходящие)
Хи-хи, а я про термины то же самое могу сказать. Дайте мне теоретическое определение опорной стопы, а не "я бы сказал" :) Я -то, худо бедно, с определением икта справилась
Я такого определения даже у Шенгели не помню))))) а ведь, если не ошибаюсь, именно им введено это понятие. Более того... я даже адекватного определения просто стопы не только дать не могу, но и даже не видел никогда))))
Ну наконец-то дело дошло до опорных!))) Гуля, это очень легко: последняя стопа всегда опорная. От неё считаем назад через одну стопу - они и будут опорными. Например 6-стопный ямб: 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 01 Опорные стопы - 2, 4, 6 Если словесное ударение не попадает на них, то мы слышим сбой.
ПыСы:у тёти Тани всё доступно изложено, это факт!)))
Катерина, в строке Не суждено им, расцарапав плед, читается не сУждено, а смысл в последних двух катренах для меня выглядит противоречиво. Ваще, а какой дурах будет прыгать с высоких этажей? Худые и не гордые тоже ведь жить хотят :)) Потом, прыгать как чёрт - окей, но тут же - плавать как топор - ну, это как килограммы с километрами равнять Дальше - ага, плавать как топор им просто, а вот шайбу гонять или мяч - непросто? Да ладно! Котяры очень даже любят погонять не по полю, так по полу, а за отсутствием шайбы и мячика - и клубки бабушкиных ниток. Ну, насчёт того, что им по синтаксису вполне приписывается к топору, я уже намекала в эксе. В финальной строке затесалась лишка. А оно Вам надо? :)) Ну, разумеется, всё сказанное выше чисто личное впечатление, и на истину в п.и. не претендует
Почему читается "не сУждено"? на мой взгляд, там обычный пиррихий, и это ударение легко пропускается. Во всяком случае, я не слышу неправильное или двойное ударение в этом слове)
ага, некоторая противоречивость в последних катренах есть)) И смысл вашего экспа - что непросто гонять мяч и шайбу топором - поняла, конечно) Но все же по логике - в тексте постоянно упоминаются "они", поэтому "им" по инерции прочитывается тоже как относящееся к котам, имхо)
Прыжки это тоже типа как спорт) Но вообще тут все довольно условно, конечно, и я бы не относилась слишком серьёзно к содержанию))
Наверное,я не так выразилась. ) Я слышу сбой, который пропадает, если прочитать не сУждено. Это иктовый слог, Катерина, Лично мне кажется, что вся эта строка не дружит с иктом Не суждено им, расцарапав плед, но Вам решать, конечно
Почему? В пятистопном ямбе обычно легко пропускается первое размерное ударение. Могу привести много примеров, но загляните хотя бы здесь в статью "теории литературы" - там приведен совершенно аналогичный пример с пиррихиями в пятистопном ямбе)) http://litset.ru/stuff/2-1-0-19
Ну, Катя))) Гулим права - там сбоит. А про статью... И мы когда-то пользовались такой отмазкой, пока нас Люся и другие на рифмеркоме не вразумили. Соррь за влаз)
снова старая песня))) Танюша..ну если вам с Гулим какие то классики..не указ))) то может быть обратитесь к своим произведениям...вот таки они Написаны без единого пиррихия..и вы смело взяли на себя на эту непосильную ношу писать стихи исключительно двусложными словами, чтобы четко попадать в нужные ударения? Нет тут никакого сбоя, и каждый здравомыслящий человек ударит где надо.. только тот, которому хочется сделать веское критическое замечание, не углубляясь в технические подробности, не откажет себе в таком удовольствии и обязательно оттянется на чужом пиррихии)))
…ЗапрЕтен плОд, но тЯнетс(я) рукА СорвАть опЯть и п(е)редАть другОму, ГлазА в глазА, как бУдто н(е)знакОмы, И (о)щущЕнье хрУпкост(и) вискА…
Вот схемка иктов:
…ЗапретенплОд, нотЯнется рукА СорватьопЯть и передАть другОму, ГлазавглазА, какбУдто незнакОмы, И ощущЕ ньехрУпкости вискА…
4 6 10 4 (8) 10 4 6 10 4 6 10 Вторая строка имеет сдвиг по икту, но! На мой взгляд, она компенсирует этот сдвиг своим звучанием - (сорвать опять передать)
А у Вас - прямое и неоднократное расхождение строки со всеми другими катренами.
ДиктАторы с повАдками бродЯг,
Не сужденО им, расцарАпав плЕд,
Не прЫгают с высОких этажЕй
СкакАть как ч(ё)рт и плАвать как топОр.
2 6 10 4 8 10 2 6 10 2 (4) 6 10
Не, ну если Вы с Эсме считаете, что сдвиги иктовых ударений не являются сбоем, то это Ваше право, конечно, а теорию про икты найдёте сами, если пожелаете
Добавлю только, что пиррихии - это вполне нормальное явление и для меня, но где-то они ложатся ладненько, а где-то - не очень, и в этом всё и дело. А дальше уже автору решать. За сим разрешите откланяться
"не откажет себе в таком удовольствии и обязательно оттянется на чужом пиррихии)))"
Здорово... Даже захотелось этот сбой почувствовать. Но не получилось, хотя я уже всяко перечитываю :(. Придётся лезть в теорию выяснять, почему одни слышат сбой, а другие нет. Ещё перечла. Вот хоть убейте, не слышу сбоя. Ау! Теоретики! Караул, тут непонятно!
Вопрос фразового ударения. Меня Мурр за него бьёт :( Говорит, я сбой слышу, потому что не так ударение во фразе ставлю :( Ну, что делать, мы все немного пр-разному говорим. Нету сбоя.... :)))))
Знаете, тут ещё вопрос доверия автору. Иди за ним, и ты услышишь его мысль (что он выделил ударением). Если не совпадает с твоим мироощущением, то ни за что не сможешь:) Тогда, зная, что вы с автором обычно со-чувствуете, начинаешь ругать его и требовать убрать сбой :))))) Правда, в учебник это не запишешь:))))
А я знаю, что вы всё можете объяснить, поэтому и не понимаю, чего Вы не понимаете Вы об этом:
"Икт и словесное ударение
Ударения в словах, входящих в состав стиха, не всегда соответствуют распределению ударений в метрической схеме стихотворения. Строка ямбического пентаметра (пятистопного ямба) содержит от 2 до 9 ритмических ударений, хотя метром установлено 5 ударных слогов. Это обусловлено принципом относительного ударения: безударный слог между двумя безударными, но более слабыми слогами воспринимается как ударный; также как ударный слог между двумя ударными, но более сильными слогами ощущается как безударный"?
В моей схемке я ориентировалась на то, как я разбиваю фразы, подгоняя к основному ритму.
Потому и не понимаю, что я же не могу читать мысли и знать, что подразумеваете под этим термином именно вы и как именно вы ориентируетесь и разбиваете фразы) Не знаю, откуда вы цитируете, но там тоже автор путает понятие икта (там, видимо, - "ритмического ударения") с обычным ударением) Иктовая схема Катиного стихотворения едина (обычный пятистопный ямб): -1-1-1-1-1(-) А вот дальше уже можно рассуждать о правомерности расстановки словесных, фразовых, смысловых и прочих ударений)
Эсме, То же, что нарисовано в первом примере. Это буквальные ударения. Но подгон под последнюю строку даёт такой вариант моего прочтения. Но, это не суть важно, это всего лишь один из примеров. :)
Алекс, я тоде встречала понятие иктов как основных ударений во фразе. Гле-то, где тонику разбирали, там показывали, что равное количество иктов при безумном расхождение в количестве ударений. Но давно, не вспомню.
На тонику в этом плане лучше даже не ссылаться, ибо там такой завал, что даже академики сами еще не определились с понятиями)))) Сверсхемные в тонике - это вообще на уровне ереси)) здесь же все намного проще, давно изученная классика
Насчёт тоники - это да, я помню, как мы только с Эсме кончили препираться на этот счёт, как пришёл АС Пупкин и ушиб нам головы третьей версией толкования загадочной сущности "икт в тонике"
думаю, Пупкина слушать можно)) я тоже, кстати, сторонник вышеупомянутой ереси - однако единых теорий насчет соотношения иктов и ударений в тонике я пока не встречал, поэтому предпочитаю применять там понятие сверсхемных строго с учетом конкретного текста.
Hellin, да помилуйте) Есть Шенгели, Томашевский, Гаспаров, Лотман.... и есть те, кто пишет всякую отсебятину на многочисленных сайтах (навроде меня)) Поэтому я всегда говорю - не стоит верить википедиям и всему прочему, что пишут в интернетах)
То, что касается классической силлабо-тоники, уже разжевано и разложено по полочкам) Вот я Шенгели назвал - не такая большая книжка (Техника стиха), прочтите - там неимоверное количество очень доступного материала, в том числе по ритмике, с подробными разборами)
АСа можно не только слушать, но даже понять что он хотел сказать :))))но надо приложить некоторые усилия и пройти по всем зубодробительным ссылкам :)))
Я не великий теоретик, я ваще не теоретик. И можете меня хоть как уличать с цитатами наперевес (читала, читала я справочники), но икт ближе к фразовому ударению, чем к метрическому. И здесь я сошлюсь на бритву Оккама: зачем без нужды множить сущности, зачем втягивать в теорию силлабо-тоники понятие икта, если там (на современном уровне) и так всё чётко определяется?
Икт не имеет отношения к фразовому ударению, он вообще никаким боком не соотносится с семантикой, это чисто "технический" термин) И насчет умножения сущностей в силлабо-тонике вы не правы: существует голая ритмическая схема метра (стопы, если хотите), которая включает икт и междуиктовый интервал, и существует слово со своим ударением, которое может укладываться или не укладываться в эту схему. Т.е. ударение в слове - это совершенно не то, что сильное место стопы (т.е. икт). Если убрать из теории силлаботоники последнее понятие - то как тогда называть формальное метрическое ударение?)
А, может быть, вы путаете понятие арсиса (в "архаичном" метрическом стихосложении) и икта - вполне современного понятия, свойственного именно силлаботонике?
Многие справочники утверждают, что икт и есть арсис, а междуиктовый интервал - тезис. Но есть понятие стопного ударения и метрического ритма. Чего же ещё?
А впрочем, не буду спорить, поскольку ни разу не считаю себя теоретиком стихосложения. А что там как я буду называть внутри себя, никому ведь не мешает?
Многие справочники утверждают, что икт и есть арсис, а междуиктовый интервал - тезис. Но есть понятие стопного ударения и метрического ритма. Чего же ещё?
Ну и кто же тут умножает сущности?))))) Да, их часто отождествляют, хотя происхождение и область применения терминов все же различаются. Стопное ударение? Икт - короче)) А что такое метрический ритм?))))
А что там как я буду называть внутри себя, никому ведь не мешает?
Само собой)) правда, иногда в теоретических спорах понадобятся вот такие долгие вступления перед основной частью, чтобы сопоставить терминологию дискурсантов))
Алекс, да это я когда хочу что-то выразить грамотно, а у самой не получается, да и времени нет, начинаю шарить где ни попадя. Не могу я изъяснить по-научному, но кто понял, тот поймёт
"ритмическое (метрическое) - это и есть икт"
Ну вот же! Так вот тут я и вижу нарушение ритмического ударения. Можно ли так? Да конечно - можно. Можно и вообще без ритма. Но есть то, что есть. Повторюсь
прямое и неоднократное расхождение строки со всеми другими катренами.
ДиктАторы с повАдками бродЯг,
Не сужденО им, расцарАпав плЕд,
Не прЫгают с высОких этажЕй
СкакАть как ч(ё)рт и плАвать как топОр.
2 6 10 4 8 10 2 6 10 2(4) 6 10
Отмечаю ритмические ударения :) Три строки - аналогичны, а вторая - со сдвигом ритмических ударений. Там только последний слог совпадает. То есть - это другой ритмический рисунок. сужденО - здесь в других строках пиррихии.
Наличие у метра одного (как правило) ударения и нескольких безударных слогов мне как-то сложно обозвать системой) Просто я такого понятия (метрический ритм) не встречал, а логически непонятно: ритм подразумевает повторяемость, а у метра она отсутствует)) Либо те, кто дают такое определение, путают метр и размер) А что у Шенгели за термин вместо икта? не помню уже)
Короч, если с иктами и прочей неоднозначной теоретичесой хренью покончено - то объяснять причины возможных сбойных прочтений я буду уже после обеда, видимо)) ускакал
Не, ну я уж так быстро книгу не прочитала, а Содержания в этом pdf нет. Поэтому я его просто редакторским поиском искала. Но если он не использует понятие икта, или использует вместо него другое, это символично, не правда ли?
Алекс, я не равняю иктовое ударение со стихотворным метром. Как я понимаю, иктовое ударение может объединять несколько стоп, а ритмический рисунок пятистопного ямба, нарисованный вами, Иктовая схема Катиного стихотворения едина (обычный пятистопный ямб): -1-1-1-1-1(-) это только в идеале, а фактически пиррихии его изменяют.
Знаете ,Гуля..посмотрела я на себя в зеркало..и не заметила ничего такого особенного))) почему все так торопятся быстренько мне поклониться? Щас я на работе .вечером мы обязательно вернёмся к моему вопросу))))
О..и что это не так с поворотами...это вы мне угрожаете?)))
На том конце эфира? Такое может только померещиться в собственном отражении на мониторе ))) А, если Вы не откажет(е) себе в таком удовольствии , то и вопросы могут появиться, разумеется.
Но если он не использует понятие икта, или использует вместо него другое, это символично, не правда ли?
Ну, он дядька мудрый, вполне может и не усложнять жизнь лишними терминами)) потом посмотрю как-нибудь, что он использует. А в чем символизм?) Я, собственно, этот левый разговор про икты завел, поскольку увидел непонятную мне "схему иктов", которая никоим образом не соответствует действительности, какой термин не применяй) Кстати, и у Шенгели - пусть термины могут различаться или вообще не использоваться, но он подробнейшим образом на примерах буквально для каждого размера описывает восприятие ритма в зависимости от множества факторов, и уже ради этого его стоит читать. Это - живая практика) Так что щас перейду к собственно предмету вашего спора))
На мой взгляд, тут работают два эффекта\правила. Во-первых, ритмическая инерция:
Диктаторы с повадками бродяг, Пушистые домашние сатрапы, В диванную нирвану уходя, Мечтают побеждать мышей и тапки.
Во всех строчках схемное ударение на втором слоге имеется, и немудрено, что по инерции хочется видеть его и в пятой строке, а его нет. Усугубляется тем, что три первые строки - фактически, пеон. Во-вторых, кроме этого, в пятой строке целых два пиррихия, причем два из них на опорных (третьей и первой) стопах. Естественно, динамика меняется, и это может ощущается как перелом схемы. Причем, даже больше ощутим пиррихий в "расцарапав", чем в "суждено". Потому что в пятистопном ямбе при замещении пиррихием ощутимость сбоя возрастает обычно в следующем порядке: 4/2 - 1 - 3 - 5.
Лично на мой вкус - не настолько там сбоит, чтоб сильно придираться) я логаэда от ямбов не жду, так что разнообразие ритма вполне нормально воспринимаю. А серьезных ляпов нет.
Такое может показаться только при выключенном мониторе))) а кода он включен...то речь о вас, Гуличка идёт ..вы не отказываете себе в удовольствии долбануть местное народонаселение..иктами..и доказать нам , что белое это чёрное.. Как-то по диагонали вы прочли мой первый комент..невнимательность -явно ваш конек..я предложила вам на вашем идеальном стихотворении пример показать..и это было бы уместно и показательно))) сухая теория без практики на вашем стихотворении..ведь ничто..согласитесь)))
ну, кагбэ замечание про невнимательно прочитанный коммент - это одно, а вот приписать невнимательность как постоянное качество - это пусть автор сам себе приписывает)
хорошо...тогда я исправлюсь, чтобы быть максимально точной в формулировках... конек невнимательности случился при прочтении Гулей моего первого коммента...и прошу его не считать постоянным качеством моей собеседницы)))
Гм... И частенько вы так у выключенного монитора сидите и себе кланяетесь? (: Вы, Евгения, как-то сумбурно выражаете свои мысли. То я вам поклоняюсь, то население долбаю иктами . И вот тут вопрос возник, ага: а вы-то вообще тут причём? Разве я вашу строку долбаю? Таки вот, зачем тут вы, это намного загадочней, хотя и ясно, как божий день. Но ежели вы не можете прочесть то, что чёрным по белому, то это же не мои проблемы, правда же? В разбираемом стихотворении полно пиррихиев, но разве во всех строках я слышу сбой? Разве все пиррихии считаю неуместными? Ну если вы не слышите, так и слава богу, радуйтесь совершенству, но с чего вы кинулись убеждать меня, что чёрное это белое? Ну и это - "сам дурак". Такой солидный автор, и такие детские штучки. :( И даже при сверхвнимательном прочтении не нашла я в вашем первом комменте предложения показать что-то на примере. Там чёрным по белому сказано - обратиться к своим стихам, то бишь, обратить на них своё внимание. Это раз. А два - с чего вы взяли, что я бегом побегу выполнять ваше предложение? Тем более - риторическое. Я же не китайский болванчик у вашего монитора. Если вы не смогли внимательно прочитать то, что я писала о пиррихиях, то идите сами по моим страницам и ищите там сбои, вызванные пиррихиями или спондеями, укажите мне на них, и я обязательно вникну в ваши замечания и исправлю сбои, если таковые будут, что вполне вероятно. И последнее. Может хватит эту страницу теребить? Право слово, мне очень неудобно перед автором. Приходите уж ко мне, копайте, раз уж вам о моих пиррихиях поговорить охота. PS Про повороты - нет, не угрожала. Предупреждала. Ваши повороты проходят вплотную с переходом на личность. А то ж и я туда скатиться могу, а не хотелось бы.
Я себе ваще никогда не кланяюсь, мне это незачем))) Обычно это делают другие… вот вы например… и Марго пару тройку раз))) потому я и поинтересовалась..зачем?))) а вы все стрелки неловко перевести пытаетесь, чтоб на прямой вопрос не отвечать)))) Нету в стихотворении Котерины никаких сбоев… это вы пытаетесь очернить белое… применяя тяжелую артиллерию разных инетных источников)))) хотите контузить неподготовленного читателя этим околознанием…. И в состоянии его аффекта получить расписку с его согласием, что белое это черное))) та не хочу я вас ни в чем убеждать, потому что понимаю, что это бессмысленно… но поговорить жеж надо… только давайте о чем-нить более веселеньком поговорим… глубокое изучение теории стихосложения - дело конечно увлекательное и полезное для расширения общего кругозора))) но ни в таких жеж масштабах… а не хотите ли для разнообразия переключиться на концептосферу поэзии Котерины в ее лексическом представлении… внимательно рассмотреть специфику когнитивного подхода к анализу языковых явлений. затем обратить внимание на Концепт как объект лингвистического анализа, быстренько выявить Гештальт и тут же произвести гештальтный анализ художественного концепта. И потом смело подобрать Когнитивные аналоги текста {модели ситуации, фреймы, сценарии), подытожив их мощным концептуальным анализом? Если конечно Котерина будет не против)))
Самое большее, что я могу себе позволить.. это перейти с одной стороны проезжей части на другую...по зебре и на зеленый свет светофора))) на личности я не перехожу никада...даже и не уговаривайте)))
Админ пришёл...))) Давайте заканчивать все эти "А вы"... Хорошо? А то разгуляетесь до неприятностей... Я, конечно, очень многое почерпнул из данной беседы... Икты у нас теперь в силлабо-тонике рулят, оказывается...))) Ритмика с метрикой теперь...))) Хорошо, что хоть кто-то об опорных стопах вспомнил...))) В общем, бардак заканчиваем и идём учить мат. часть... Алекс зовёт...)))
Ответ: Ну, это ты Гаспарову расскажи, что икты в силлаботонике не рулят)))) Все дружно топаем учить матчасть.. а Леший - еще и оную писать))) АФ
Ответ: А ты мне Гаспаровым здесь не размахивай...))) Я имел к нему много вопросов (в процессе чтения). Кстати, впихивать невпихуемое туда куда не надо - это одна из его тем...))) И вообще, все эти отсылки к античным метрам (я не только о Гаспарове) только добавляют бардака. Есть "русская силлабо-тоника"... Зачем мне знать чему равен ямб в античной метрике, если я не знаю языка, и всех этих "доооолгих" слогов?))) По-русски объясни... и всё... Леший
По-русски длинно))) Вот и пользуются - для удобства) И не только Гаспаров) Но вот про его невпихуемое - это ты в точку)))))) АФ
ленивцах (любимцах)! Использую они нас по своему усмотрению)
Любви и мира!
Пы.Сы.: до тебе дошло моё ЛС, посланное в понедельник?
Да, сообщение получила, ответила.
Тут тема была вдохновляющая) Когда-то оно сочинялось на блиц.
здорово)
Да, наверное, звучит как гимн)
Сочинялось на блиц, а тема была, кажется, "коты не любят спорт")
Иктовая схема Катиного стихотворения едина (обычный пятистопный ямб):
-1-1-1-1-1(-)
Нет, я не равняю иктовое ударение со стихотворным метром (тут - ямб) А эта схемка была бы верной только в случае абсолютного ямба, то есть - без пиррихиев.
Я представляю, что иктовое ударение может объединять несколько стоп под своим крылом.
Не, тут я вообще пас, я такого даже близко не могу представить)) Икт - это один слог, без вариантов)) Сильная доля стопы) Не надо настолько усложнять)))
Метр (др.-греч. μέτρον мера, мерило; нем. Versmaß) в стиховедении — мера стиха, его структурная единица. В античной метрике (науке о стихе) метр соответствует стопе или группе стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).В послеантичные времена содержание термина «метр» потеряло устойчивое значение — под метром стали понимать также стихотворный размер[1] (например, гекзаметр), строфические образования («горацианские метры») и, наконец, «самую общую схему звукового ритма стиха» (М. Л. Гаспаров)[2].
А почему нет в логаэде и прочих - икта? Очень даже есть.
Ага, понятие расширилось настолько, что даже сами маститые теоретики с ним запутались)))
Короче, приношу свои извинения автору за многобукв, и оставляю за ним право разобраться в этих иктоударах на своё усмотрение.
Спасибо за внимание :))
А вы, случайно, не имеете в виду под главными ударениями опорные стопы?))
Но скажите мне тогда уж, а что такое, эта опорная стопа?
Ну вот, теперь мы, кажется, друг друга поняли)) Вы на слух это все воспринимаете, подтверждая правило, только термины используете неподходящие)
Дайте мне теоретическое определение опорной стопы, а не "я бы сказал" :)
Я -то, худо бедно, с определением икта справилась
Более того... я даже адекватного определения просто стопы не только дать не могу, но и даже не видел никогда))))
правда, она же иногда может быть и первой
Повторить словами не могу, но почитать советую.
Да, теория Тёти Тани, это клад.
Гуля, это очень легко: последняя стопа всегда опорная. От неё считаем назад через одну стопу - они и будут опорными.
Например 6-стопный ямб:
01 01 01 01 01 01
01 01 01 01 01 01
01 01 01 01 01 01
Опорные стопы - 2, 4, 6
Если словесное ударение не попадает на них, то мы слышим сбой.
ПыСы: у тёти Тани всё доступно изложено, это факт!)))
Да ёшкинкот:((((
Не, со смарта диалог вести невозможно... Не туда опять :))))
Не суждено им, расцарапав плед,
читается не сУждено,
а смысл в последних двух катренах для меня выглядит противоречиво.
Ваще, а какой дурах будет прыгать с высоких этажей? Худые и не гордые тоже ведь жить хотят :))
Потом, прыгать как чёрт - окей, но тут же - плавать как топор - ну, это как килограммы с километрами равнять Дальше - ага, плавать как топор им просто, а вот шайбу гонять или мяч - непросто? Да ладно! Котяры очень даже любят погонять не по полю, так по полу, а за отсутствием шайбы и мячика - и клубки бабушкиных ниток.
Ну, насчёт того, что им по синтаксису вполне приписывается к топору, я уже намекала в эксе.
В финальной строке затесалась лишка. А оно Вам надо? :))
Ну, разумеется, всё сказанное выше чисто личное впечатление, и на истину в п.и. не претендует
ага, некоторая противоречивость в последних катренах есть)) И смысл вашего экспа - что непросто гонять мяч и шайбу топором - поняла, конечно) Но все же по логике - в тексте постоянно упоминаются "они", поэтому "им" по инерции прочитывается тоже как относящееся к котам, имхо)
Прыжки это тоже типа как спорт) Но вообще тут все довольно условно, конечно, и я бы не относилась слишком серьёзно к содержанию))
Спасибо за развернутый коммент)
Наверное,я не так выразилась. )
Я слышу сбой, который пропадает, если прочитать не сУждено. Это иктовый слог, Катерина,
Лично мне кажется, что вся эта строка не дружит с иктом
Не суждено им, расцарапав плед,
но Вам решать, конечно
В пятистопном ямбе обычно легко пропускается первое размерное ударение. Могу привести много примеров, но загляните хотя бы здесь в статью "теории литературы" - там приведен совершенно аналогичный пример с пиррихиями в пятистопном ямбе))
http://litset.ru/stuff/2-1-0-19
А про статью... И мы когда-то пользовались такой отмазкой, пока нас Люся и другие на рифмеркоме не вразумили.
Соррь за влаз)
Славное стихо :) Гимн, можно сказать
Эсме, пасиб)))
Танюша..ну если вам с Гулим какие то классики..не указ))) то может быть обратитесь к своим произведениям...вот таки они
Написаны без единого пиррихия..и вы смело взяли на себя на эту непосильную ношу писать стихи исключительно двусложными словами, чтобы четко попадать в нужные ударения?
Нет тут никакого сбоя, и каждый здравомыслящий человек ударит где надо.. только тот, которому хочется сделать веское критическое замечание, не углубляясь в технические подробности, не откажет себе в таком удовольствии и обязательно оттянется на чужом пиррихии)))
Разберу Ваш пример на мой лад.
Вот схемка ударений и пиррихиев:
…ЗапрЕтен плОд, но тЯнетс(я) рукА
СорвАть опЯть и п(е)редАть другОму,
ГлазА в глазА, как бУдто н(е)знакОмы,
И (о)щущЕнье хрУпкост(и) вискА…
Вот схемка иктов:
…ЗапретенплОд, нотЯнется рукА
СорватьопЯть и передАть другОму,
ГлазавглазА, какбУдто незнакОмы,
И ощущЕ ньехрУпкости вискА…
4 6 10
4 (8) 10
4 6 10
4 6 10
Вторая строка имеет сдвиг по икту, но! На мой взгляд, она компенсирует этот сдвиг своим звучанием - (сорвать опять передать)
А у Вас - прямое и неоднократное расхождение строки со всеми другими катренами.
ДиктАторы с повАдками бродЯг,
Не сужденО им, расцарАпав плЕд,
Не прЫгают с высОких этажЕй
СкакАть как ч(ё)рт и плАвать как топОр.
2 6 10
4 8 10
2 6 10
2 (4) 6 10
Не, ну если Вы с Эсме считаете, что сдвиги иктовых ударений не являются сбоем, то это Ваше право, конечно, а теорию про икты найдёте сами, если пожелаете
Добавлю только, что пиррихии - это вполне нормальное явление и для меня, но где-то они ложатся ладненько, а где-то - не очень, и в этом всё и дело.
А дальше уже автору решать. За сим разрешите откланяться
"не откажет себе в таком удовольствии и обязательно оттянется на чужом пиррихии)))"
Евгения, осторожнее на поворотах
Ещё перечла.
Вот хоть убейте, не слышу сбоя.
Ау! Теоретики! Караул, тут непонятно!
http://rifmer.com/vne-konkursa/uroki-stihoslozheniya/90434.html
Есть такая фишка - голосом любой сбой можно сгладить. В песнях - вообще нет сбоев :)
…ЗапретенплОд, нотЯнется рукА
СорватьопЯть и передАть другОму,
ГлазавглазА, какбУдто незнакОмы,
И ощущЕ ньехрУпкости вискА…
честно говоря, не могу понять этой схемки) что вы подразумеваете под иктом?) и не совсем понимаю, что вы имеете в виду под сдвигом по икту)
Нету сбоя.... :)))))
Правда, в учебник это не запишешь:))))
Вы об этом:
"Икт и словесное ударение
Ударения в словах, входящих в состав стиха, не всегда соответствуют распределению ударений в метрической схеме стихотворения. Строка ямбического пентаметра (пятистопного ямба) содержит от 2 до 9 ритмических ударений, хотя метром установлено 5 ударных слогов. Это обусловлено принципом относительного ударения: безударный слог между двумя безударными, но более слабыми слогами воспринимается как ударный; также как ударный слог между двумя ударными, но более сильными слогами ощущается как безударный"?
В моей схемке я ориентировалась на то, как я разбиваю фразы, подгоняя к основному ритму.
Hellin, я уже с первой строки примера не так рисую
запрЕтенплод
Не знаю, откуда вы цитируете, но там тоже автор путает понятие икта (там, видимо, - "ритмического ударения") с обычным ударением)
Иктовая схема Катиного стихотворения едина (обычный пятистопный ямб):
-1-1-1-1-1(-)
А вот дальше уже можно рассуждать о правомерности расстановки словесных, фразовых, смысловых и прочих ударений)
То же, что нарисовано в первом примере. Это буквальные ударения. Но подгон под последнюю строку даёт такой вариант моего прочтения.
Но, это не суть важно, это всего лишь один из примеров. :)
ритмическое (метрическое) - это и есть икт
(уточню на всякий случай - наши обсуждения не выходят за границы силлабо-тоники))
я тоже, кстати, сторонник вышеупомянутой ереси - однако единых теорий насчет соотношения иктов и ударений в тонике я пока не встречал, поэтому предпочитаю применять там понятие сверсхемных строго с учетом конкретного текста.
https://www.litdic.ru/ikt/
Но есть понятие стопного ударения и метрического ритма. Чего же ещё?
А что там как я буду называть внутри себя, никому ведь не мешает?
Но есть понятие стопного ударения и метрического ритма. Чего же ещё?
Ну и кто же тут умножает сущности?)))))
Да, их часто отождествляют, хотя происхождение и область применения терминов все же различаются.
Стопное ударение? Икт - короче))
А что такое метрический ритм?))))
Само собой)) правда, иногда в теоретических спорах понадобятся вот такие долгие вступления перед основной частью, чтобы сопоставить терминологию дискурсантов))
Скачала Шенгели, а там слово икт в тексте ваще отсутствует. Вот зараза!
Алекс, да это я когда хочу что-то выразить грамотно, а у самой не получается, да и времени нет, начинаю шарить где ни попадя.
Не могу я изъяснить по-научному, но кто понял, тот поймёт
"ритмическое (метрическое) - это и есть икт"
Ну вот же!
Так вот тут я и вижу нарушение ритмического ударения. Можно ли так? Да конечно - можно. Можно и вообще без ритма. Но есть то, что есть.
Повторюсь
прямое и неоднократное расхождение строки со всеми другими катренами.
ДиктАторы с повАдками бродЯг,
Не сужденО им, расцарАпав плЕд,
Не прЫгают с высОких этажЕй
СкакАть как ч(ё)рт и плАвать как топОр.
2 6 10
4 8 10
2 6 10
2(4) 6 10
Отмечаю ритмические ударения :)
Три строки - аналогичны, а вторая - со сдвигом ритмических ударений. Там только последний слог совпадает. То есть - это другой ритмический рисунок.
сужденО - здесь в других строках пиррихии.
А что у Шенгели за термин вместо икта? не помню уже)
Но если он не использует понятие икта, или использует вместо него другое, это символично, не правда ли?
Иктовая схема Катиного стихотворения едина (обычный пятистопный ямб):
-1-1-1-1-1(-)
это только в идеале, а фактически пиррихии его изменяют.
О..и что это не так с поворотами...это вы мне угрожаете?)))
Мне не обязательно возвращаться ни к каким вопросам. У меня вопросов по этому вопросу нет.
Когда Нет вопросов...это обычно временное явление.. и у них есть реальная возможность скоро появиться)))
А, если Вы
не откажет(е) себе в таком удовольствии , то и вопросы могут появиться, разумеется.
Ну, он дядька мудрый, вполне может и не усложнять жизнь лишними терминами)) потом посмотрю как-нибудь, что он использует. А в чем символизм?)
Я, собственно, этот левый разговор про икты завел, поскольку увидел непонятную мне "схему иктов", которая никоим образом не соответствует действительности, какой термин не применяй) Кстати, и у Шенгели - пусть термины могут различаться или вообще не использоваться, но он подробнейшим образом на примерах буквально для каждого размера описывает восприятие ритма в зависимости от множества факторов, и уже ради этого его стоит читать. Это - живая практика)
Так что щас перейду к собственно предмету вашего спора))
Диктаторы с повадками бродяг,
Пушистые домашние сатрапы,
В диванную нирвану уходя,
Мечтают побеждать мышей и тапки.
Во всех строчках схемное ударение на втором слоге имеется, и немудрено, что по инерции хочется видеть его и в пятой строке, а его нет. Усугубляется тем, что три первые строки - фактически, пеон.
Во-вторых, кроме этого, в пятой строке целых два пиррихия, причем два из них на опорных (третьей и первой) стопах. Естественно, динамика меняется, и это может ощущается как перелом схемы. Причем, даже больше ощутим пиррихий в "расцарапав", чем в "суждено".
Потому что в пятистопном ямбе при замещении пиррихием ощутимость сбоя возрастает обычно в следующем порядке: 4/2 - 1 - 3 - 5.
Лично на мой вкус - не настолько там сбоит, чтоб сильно придираться) я логаэда от ямбов не жду, так что разнообразие ритма вполне нормально воспринимаю. А серьезных ляпов нет.
Спасибо
Как-то по диагонали вы прочли мой
первый комент..невнимательность -явно ваш конек..я предложила вам на вашем идеальном стихотворении пример показать..и это было бы уместно и показательно))) сухая теория без практики на вашем стихотворении..ведь ничто..согласитесь)))
Женя?! это чего такое... а если админ увидит?
Сколько уже пережевано, чтоб авторам диагнозы не ставить - а вдруг бац, и понеслось
Вы, Евгения, как-то сумбурно выражаете свои мысли. То я вам поклоняюсь, то население долбаю иктами . И вот тут вопрос возник, ага: а вы-то вообще тут причём? Разве я вашу строку долбаю? Таки вот, зачем тут вы, это намного загадочней, хотя и ясно, как божий день.
Но ежели вы не можете прочесть то, что чёрным по белому, то это же не мои проблемы, правда же? В разбираемом стихотворении полно пиррихиев, но разве во всех строках я слышу сбой? Разве все пиррихии считаю неуместными? Ну если вы не слышите, так и слава богу, радуйтесь совершенству, но с чего вы кинулись убеждать меня, что чёрное это белое?
Ну и это - "сам дурак". Такой солидный автор, и такие детские штучки. :(
И даже при сверхвнимательном прочтении не нашла я в вашем первом комменте предложения показать что-то на примере. Там чёрным по белому сказано - обратиться к своим стихам, то бишь, обратить на них своё внимание. Это раз. А два - с чего вы взяли, что я бегом побегу выполнять ваше предложение? Тем более - риторическое. Я же не китайский болванчик у вашего монитора.
Если вы не смогли внимательно прочитать то, что я писала о пиррихиях, то идите сами по моим страницам и ищите там сбои, вызванные пиррихиями или спондеями, укажите мне на них, и я обязательно вникну в ваши замечания и исправлю сбои, если таковые будут, что вполне вероятно.
И последнее. Может хватит эту страницу теребить? Право слово, мне очень неудобно перед автором. Приходите уж ко мне, копайте, раз уж вам о моих пиррихиях поговорить охота.
PS Про повороты - нет, не угрожала. Предупреждала. Ваши повороты проходят вплотную с переходом на личность. А то ж и я туда скатиться могу, а не хотелось бы.
Ну, или к Георгию, у него интересно))))
Нету в стихотворении Котерины никаких сбоев…
это вы пытаетесь очернить белое… применяя тяжелую артиллерию разных инетных источников)))) хотите контузить неподготовленного читателя этим околознанием…. И в состоянии его аффекта получить расписку с его согласием, что белое это черное)))
та не хочу я вас ни в чем убеждать, потому что понимаю, что это бессмысленно… но поговорить жеж надо…
только давайте о чем-нить более веселеньком поговорим… глубокое изучение теории стихосложения - дело конечно увлекательное и полезное для расширения общего кругозора))) но ни в таких жеж масштабах…
а не хотите ли для разнообразия переключиться на концептосферу поэзии Котерины в ее лексическом представлении…
внимательно рассмотреть специфику когнитивного подхода к анализу языковых явлений.
затем обратить внимание на Концепт как объект лингвистического анализа,
быстренько выявить Гештальт и тут же произвести гештальтный анализ художественного концепта.
И потом смело подобрать Когнитивные аналоги текста {модели ситуации, фреймы, сценарии), подытожив их мощным концептуальным анализом?
Если конечно Котерина будет не против)))
Самое большее, что я могу себе позволить.. это перейти с одной стороны проезжей части на другую...по зебре и на зеленый свет светофора))) на личности я не перехожу никада...даже и не уговаривайте)))
Я, конечно, очень многое почерпнул из данной беседы... Икты у нас теперь в силлабо-тонике рулят, оказывается...))) Ритмика с метрикой теперь...))) Хорошо, что хоть кто-то об опорных стопах вспомнил...)))
В общем, бардак заканчиваем и идём учить мат. часть...
Алекс зовёт...)))
АФ
Ответ: А ты мне Гаспаровым здесь не размахивай...))) Я имел к нему много вопросов (в процессе чтения). Кстати, впихивать невпихуемое туда куда не надо - это одна из его тем...))) И вообще, все эти отсылки к античным метрам (я не только о Гаспарове) только добавляют бардака. Есть "русская силлабо-тоника"... Зачем мне знать чему равен ямб в античной метрике, если я не знаю языка, и всех этих "доооолгих" слогов?))) По-русски объясни... и всё...
Леший
По-русски длинно))) Вот и пользуются - для удобства) И не только Гаспаров) Но вот про его невпихуемое - это ты в точку))))))
АФ
Спасибо за дискуссию, это было эпично и познавательно)))