Только важное, Господи, только святое положи мне в котомку, когда соберусь я в неведомый край чистоты и покоя – не земной, не похожий на милую Русь. Положи небеса, соловьиные трели, необъятных полей васильковую цветь, я хочу, чтоб в дороге закаты алели, чтоб могла я на них вечерами смотреть. Положи тишину предрассветного Дона, запах ладана, свечи, Псалтырь, образа, чтобы я не познала тоску и бездомность, чтоб неверие душу не смело терзать. И ещё … я возьму - если только позволишь эту блажь - со своими стихами тетрадь, чтоб в разлуке с живыми не чувствовать боли, чтоб могла о любимых стихи почитать…
Наверное, это потому, что А4 редко встретишь без сбоев, а он очень чувствителен к таким вещам. Но хорошо прописанные стихи-размышления, монологи-обращения и описания в стихах, особенно с перебросами, часто сами просятся в А4.
В целом хорошее стихотворение, но есть моменты которые меня настораживают, например однокоренная (или близкородственная)) рифмованная связка "позволишь - волю". Есть и другие замечания, если интересно, можем более подробно поговорить :-)
Здравствуйте, Светлана :-) С Вами приятно иметь дело), я видела, что стих новый, поэтому и пришла поболтать, пока еще свежо желание продолжить с ним работу. Правда, серьезный и подробный разбор - не совсем то, что я могу предложить), скорее - несколько мыслей вслух о некоторых вещах, которые мне показались противоречивыми. Конечно все очень субъективно) Первое, что показалось несколько странным - насколько уместно обращаться с такой прямолинейной просьбой к Господу, а именно - чтобы он сам, непосредственно участвовал в укладке багажа ЛГ, у меня, например сразу подспудно возник вопрос - почему сама она не может этому делу уделить должное внимание или, на худой конец о помощи его попросить, а то получается как-то слишком требовательно. Следующий момент - плохо ассоциируется для меня такое холодное, колючее слово, как чужбина со страной "чистоты и покоя" - для меня практически взаимоисключающие друг друга понятия. Потом, по словам ЛГ закаты должны гореть в котомке и одновременно она ими собирается любоваться в дороге - опять несколько нелогично звучит. В третьей строфе, точнее в двух последних ее строках опять мне мерещится нестыковка с первоначальным посылом - т.е хочу взять все то, что мне дорого, то, что хочется помнить - и здесь же - нежелание лишний раз терзать память и неоправданным, даже несколько тавтологичным, видится повторение в двух строках по сути одной мысли - складывается впечатление, что последняя дописана только для того, чтобы закончить строфу. Хотя "ледяная бездомность" понравилась. Несколько наигранным выглядит и желание ЛГ взять "со своими стихами простую тетрадь", хочется поинтересоватся почему "простую", почему только "со своими")?, неужели ЛГ настолько к ним привязана, что они могут скрасить ей "боль разлуки" с любимыми. Ну и в последнем четверостишии несколько напряг "сердечный кармашек", который, хотя и дает мне представление о том, что автор имеет ввиду, все же толкает меня больше вглубь медицинских ассоциаций, по аналогии с сердечными клапанами, предсердиями и желудочками, впрочем, это скорее издержки профессии)). А также несколько странно звучит перечисление персонажей, которых собирается поминать ЛГ в молитвах , которое заканчивается "и всех, кто томится в аду" - т.е. создается основание полагать, что перечисленные до этого, пребывают где-то в ином месте) Однако, я повторюсь, что при всем при том, стихотворение мне нравится - и смыслом, и образностью и тем, что дорого его героине :-)
ОГО, Ирина! Убили. Все, что я считала самым сокровенным и важным Вы посчитали "несостыковками". Я , конечно, буду думать над Вашими словами. Но я внутренне почувствовала, что я написала этот стих не как поэтка, а как православная христианка. Думаю, этим все и объясняется. Бог - мой отец небесный. И только ему известно, что мне, его дочери, нужно брать с собой на чужбину - в страну чистоты и покоя. Потому и прошу его о невозможном, чтобы Он знал, что мне дорого, что тяжело оставлять. Эх, Ира, это так все просто и понятно, что объяснять лишний раз свои отношения с Богом ( вот такие, какие я здесь описала) мне не следует. Я рада, что технически Вас ничего не напрягло. А по содержанию: это то, что я хотела сказать. Вот КАК сказал, это да, буду думать. Не люблю, когда читатель меня не понимает. Сейчас, эмоции улягутся.:)) Спасибо, Ира!
Привет, Света) Ссылаясь на то, что написан стих "не поэткой, а как православной христианкой"(с), говоришь: "Ему известно, что мне, его дочери, нужно брать с собой на чужбину - в страну чистоты и покоя" (цитаты из твоего коммента от 19.05.13 10:45) А давай поговорим на эту тему)) Для христиан любых конфессий Дом нашего Отца - не чужбина. Об этом говорят, к примеру, 1 и 2 Послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Филиппийцам, Послание к Евреям, Евангелие от Иоанна, Откровение и т.д. Может, не так прямо называя родным домом, но из текстов понятно. В частности: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14) Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. (Евр.11,13-16). И ещё хочу привести цитату из размышлений иеромонаха Павла Гумерова, православного священника. Я понимаю, что основное теологическое отличие католической церкви от православной - филиокве, о котором тут речь не идет, но буду придерживаться цитат представителей православия. Итак: "...живя в теле, мы подобны странникам на чужбине. Дом наш, Отечество наше не на земле, а на Небе — там, где Господь. Святой апостол Павел пишет к коринфянам: …водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:6–10). http://www.pravoslavie.ru/answers/6792.htm Так что в этом месте, прости, нестыковка. А что касается молитв за тех, "кто томится в аду", у меня тоже пара вопросов)) Такое возможно? У католиков есть чистилище - за тех, кто там пребывает, молиться можно. А вот за осужденных на вечные муки - сомнительно.
Марина, привет. Да, я это мне известно. Читала. Я не знаю, куда я попаду после смерти. И все, что не здесь, то чужбина. Дом моего Отца - это церковь на земле и рай на небесах. Значит, я писала как обыватель. :(( Спасибо, пойду думать, что делать с этой "чужбиной". Я понимаю, что ты права. Во всяком случае, уже два человека видят противоречия.
Так в том-то и дело, что строчка "на чужбину, в страну чистоты и покоя" не показывает твоих сомнений в отношении "конечной остановки". Она (строчка) вполне конкретна: нет "или", а есть уточнение. Я даже не сомневаюсь, что сумеешь исправить)
Марина, да, за осужденных на вечные муки ( убийц, самоубийц, иноверцев, отлученных, отрекшихся от веры ) молиться нельзя. Но это при жизни. А ТАМ, наверное, можно. Ведь говорят же Св.отцы: поминайте усопших, и они будут молиться за вас. Никто не знает, что ТАМ возможно. Узнаем... А я только предполагаю. Ведь как-то им можно помочь?
Свет, ты уж меня прости, что сейчас напишу то, что фактически не имеет отношения к стихотворению. Просто меня иногда заносит в теологию)) Вот сейчас прочитала про тех, кого ты упомянула в своём комменте как осуждённых. И сразу вспомнила анекдот. Умирает атеист. Его встречает у врат рая святой Пётр и знакомит с устройством места вечной радости: - Здесь у нас православные, здесь - иудеи, здесь - мусульмане, здесь - буддисты, здесь - атеисты и т.д. А здесь - католики. Только тссс! - они думают, что тут они одни) Это касается упомянутых тобой иноверцев. Каждая конфессия считает себя самой верной, самой близкой к Богу, самой правильной в толковании истин. А святой Павел в Послании к Римлянам пишет: "..нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, - потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их" (Рим 2, 11-15) и т.д. по тексту Послания. Короче, не нам судить об этом) Это касается и еретиков. Как по мне, так в учении, к примеру Лютера, много здравых мыслей, а ведь считается отлучённым от церкви. Ну, надеюсь, в этом пункте ты мою позицию поняла. Что же касается молитвы за тех, кто в аду, скажу следующее: по иудейской традиции, откуда, собственно, и произрастает христианство, ада нет, есть Шеол – место забвения. Там не те, кого мы забыли, а те, кого следует забыть.
Света, вот смотрю я на стихотворение и гложут меня два противоречивых чувства - с одной стороны мне жаль, что я доставила Вам несколько неприятных минут - мое стремление показать, как несколько неточно выбранных выражений могут коренным образом повлиять на восприятие авторского замысла и впечатление от всего стихотворения в целом, возможно, не совсем корректно в данном случае. Марина подошла к этому намного более тактично и организованно). Но с другой стороны - читаю новый вариант и радуюсь, теперь стихотворение выглядит совершенно по другому - оно обрело законченную форму, отчетливое значение и стройность, не оставив возможности двусмысленному толкованию - исчезла и противоречивая "чужбина", и на закаты появилась возможность смотреть, и стало понятно почему именно со своими стихами тетрадь необходимо взять, и грешники все на своих местах. Я даже немного завидую ЛГ и ее спокойной уверенности перед последней дорогой.
Но попробовать можно.
Спасибо.
http://litset.ru/publ/16-1-0-3956
Да, конечно, стих новый, поэтому подробный разбор мне очень поможет. Я жду.
Первое, что показалось несколько странным - насколько уместно обращаться с такой прямолинейной просьбой к Господу, а именно - чтобы он сам, непосредственно участвовал в укладке багажа ЛГ, у меня, например сразу подспудно возник вопрос - почему сама она не может этому делу уделить должное внимание или, на худой конец о помощи его попросить, а то получается как-то слишком требовательно. Следующий момент - плохо ассоциируется для меня такое холодное, колючее слово, как чужбина со страной "чистоты и покоя" - для меня практически взаимоисключающие друг друга понятия.
Потом, по словам ЛГ закаты должны гореть в котомке и одновременно она ими собирается любоваться в дороге - опять несколько нелогично звучит. В третьей строфе, точнее в двух последних ее строках опять мне мерещится нестыковка с первоначальным посылом - т.е хочу взять все то, что мне дорого, то, что хочется помнить - и здесь же - нежелание лишний раз терзать память и неоправданным, даже несколько тавтологичным, видится повторение в двух строках по сути одной мысли - складывается впечатление, что последняя дописана только для того, чтобы закончить строфу. Хотя "ледяная бездомность" понравилась. Несколько наигранным выглядит и желание ЛГ взять "со своими стихами простую тетрадь", хочется поинтересоватся почему "простую", почему только "со своими")?, неужели ЛГ настолько к ним привязана, что они могут скрасить ей "боль разлуки" с любимыми. Ну и в последнем четверостишии несколько напряг "сердечный кармашек", который, хотя и дает мне представление о том, что автор имеет ввиду, все же толкает меня больше вглубь медицинских ассоциаций, по аналогии с сердечными клапанами, предсердиями и желудочками, впрочем, это скорее издержки профессии)). А также несколько странно звучит перечисление персонажей, которых собирается поминать ЛГ в молитвах , которое заканчивается "и всех, кто томится в аду" - т.е. создается основание полагать, что перечисленные до этого, пребывают где-то в ином месте)
Однако, я повторюсь, что при всем при том, стихотворение мне нравится - и смыслом, и образностью и тем, что дорого его героине :-)
Я , конечно, буду думать над Вашими словами. Но я внутренне почувствовала, что я написала этот стих не как поэтка, а как православная христианка. Думаю, этим все и объясняется. Бог - мой отец небесный. И только ему известно, что мне, его дочери, нужно брать с собой на чужбину - в страну чистоты и покоя. Потому и прошу его о невозможном, чтобы Он знал, что мне дорого, что тяжело оставлять. Эх, Ира, это так все просто и понятно, что объяснять лишний раз свои отношения с Богом ( вот такие, какие я здесь описала) мне не следует.
Я рада, что технически Вас ничего не напрягло. А по содержанию: это то, что я хотела сказать. Вот КАК сказал, это да, буду думать.
Не люблю, когда читатель меня не понимает. Сейчас, эмоции улягутся.:))
Спасибо, Ира!
А давай поговорим на эту тему)) Для христиан любых конфессий Дом нашего Отца - не чужбина. Об этом говорят, к примеру, 1 и 2 Послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Филиппийцам, Послание к Евреям, Евангелие от Иоанна, Откровение и т.д. Может, не так прямо называя родным домом, но из текстов понятно. В частности: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14) Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. (Евр.11,13-16).
И ещё хочу привести цитату из размышлений иеромонаха Павла Гумерова, православного священника. Я понимаю, что основное теологическое отличие католической церкви от православной - филиокве, о котором тут речь не идет, но буду придерживаться цитат представителей православия. Итак:
"...живя в теле, мы подобны странникам на чужбине. Дом наш, Отечество наше не на земле, а на Небе — там, где Господь. Святой апостол Павел пишет к коринфянам: …водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:6–10). http://www.pravoslavie.ru/answers/6792.htm
Так что в этом месте, прости, нестыковка.
А что касается молитв за тех, "кто томится в аду", у меня тоже пара вопросов)) Такое возможно? У католиков есть чистилище - за тех, кто там пребывает, молиться можно. А вот за осужденных на вечные муки - сомнительно.
Я не знаю, куда я попаду после смерти. И все, что не здесь, то чужбина. Дом моего Отца - это церковь на земле и рай на небесах. Значит, я писала как обыватель. :((
Спасибо, пойду думать, что делать с этой "чужбиной". Я понимаю, что ты права. Во всяком случае, уже два человека видят противоречия.
Я даже не сомневаюсь, что сумеешь исправить)
Умирает атеист. Его встречает у врат рая святой Пётр и знакомит с устройством места вечной радости:
- Здесь у нас православные, здесь - иудеи, здесь - мусульмане, здесь - буддисты, здесь - атеисты и т.д. А здесь - католики. Только тссс! - они думают, что тут они одни)
Это касается упомянутых тобой иноверцев. Каждая конфессия считает себя самой верной, самой близкой к Богу, самой правильной в толковании истин. А святой Павел в Послании к Римлянам пишет: "..нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, - потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их" (Рим 2, 11-15) и т.д. по тексту Послания.
Короче, не нам судить об этом) Это касается и еретиков. Как по мне, так в учении, к примеру Лютера, много здравых мыслей, а ведь считается отлучённым от церкви. Ну, надеюсь, в этом пункте ты мою позицию поняла.
Что же касается молитвы за тех, кто в аду, скажу следующее: по иудейской традиции, откуда, собственно, и произрастает христианство, ада нет, есть Шеол – место забвения. Там не те, кого мы забыли, а те, кого следует забыть.