Скользит по внуковской глиссаде Ночной бесшумный самолётик. На шпилях башенных в тревоге Мерцают алые огни. И шёпот в тишине – надсаден, И гулки лестницы пролёты, Но всё стихает понемногу. Москва уснет, и ты усни.
Фонарики чужого быта Как угли – теплятся и гаснут, И в этой суете оконной Почти не различим уже Затерянный и позабытый, Размытый, сумрачный, неясный Квадрат окна, немой и сонный, На предпоследнем этаже.
Из темноты выходит вьюга И вьется за стеклом оконным Той комнаты, пустой и тесной, Где мне привиделось в тоске, Что мы не обрели друг друга, Что пропасть подо мной – бездонна, Что дом над полусонной бездной Повис на тонком волоске.
Но через время, сквозь пространство, Всю ночь, горя и не сгорая, Плывет к непостижимой цели Лампадки крохотной огонь. Согреты этим постоянством, Мы ощущаем, засыпая, Как мир - огромной колыбелью - Качает тёплая ладонь.
Слышится Тем не менее, ударение на месте, на последнем слоге. Остальные два, соответственно, безударные. Стопа двусложного метра, состоящая из двух безударных слогов, называется "пиррихий", и возникает из-за того, что русский язык преимущественно трехсложный. Встречается так же "спондей" - два ударных слога в стопе. Но значительно реже.
Опорные стопы. В четырёхстопном ямбе основные опорные стопы вторая и четвёртая. Поэтому, очень хочется поставить ударение в пиррихий...))) Лечится только неоднократным прочтением.
Не, я разве против? Ежели хочется - таки надо ставить. В поэзии вообще допустимы чудеса расстановки авторского ударения, чо уж там, ха-ха-ха, например - у Жуковского, которого Пушкин очень полюбил и по-товарищески называл просто Жуковым: "Во всех природы красотах Твой образ милый я встречаю; Прелестных вижу — и в чертах Одну тебя воображаю". Пиррихии несколько ломают стройность и выверенность двусложных метров, зато делают язык стиха более естественным и менее пафосным. Это уж кому что.
А я так и понял. Это у меня игривое настроение - потрепаццо. Надо сказать, что даже если кто вдруг и наезжает, я не вижу в этом ничего страшного и оскорбительного, особенно, если получается сместить собственный угол зрения и что-то заметить и поправить. Нормально, когда есть несколько точек зрения, если даже некоторые из них леворадикальные. Ненормально, когда сплошные муси-пуси и чмоки-чмоки.
сорри, "не вижу ничего страшного" до тех пор, пока мне не начинают агрессивно навязывать какое-либо представление о том, "как должно быть". Особенно, если это представление не имеет какой-либо серьезной реально существующей основы. Тады - ой, конечно, это раздражает. А так - да запросто. Всегда рад исправить косяк, который сам не заметил.
- "И вьется за стеклом оконным //Того окна..." - "оконное стекло окна" - мягко говоря, не очень; - и вообще, что-то с этим окном не то: вроде горит, не сгорая, лампадка, и теплая ладонь... а надо же - привиделось нехорошее; может, это таки два разных окна?..
"Во всех природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу — и в чертах
Одну тебя воображаю".
Пиррихии несколько ломают стройность и выверенность двусложных метров, зато делают язык стиха более естественным и менее пафосным. Это уж кому что.
- и вообще, что-то с этим окном не то: вроде горит, не сгорая, лампадка, и теплая ладонь... а надо же - привиделось нехорошее; может, это таки два разных окна?..
Ты ощущаешь, засыпая,
Как мир - огромной колыбелью -
Качает тёплая ладонь." --- Замечательно!
Не часто светло на душе от прочтенного стихотворения. А тебе удалось. Спасибо.