Он не заслужил света, он заслужил покой.
М. Булгаков
…………………
На далёком краю земли,
Где есть солнце, но нет закатов,
Остановятся корабли
В бухте между холмов покатых.
Там в лощинах висит туман –
Сахаристo-спокоен, розов…
Там настаивают океан
В изумрудных глазах стреко́зы.
На далёком краю земли
Всё, что было – не в счёт – забыто.
В синевато-густой дали
Только тени – и те размыты –
Не клокочет тоска в груди,
Не подтачивает тревога,
Там хоть целую жизнь броди
Под всевидящим оком Бога.
Там плывут облака рекой
Над вершиной горы высокой,
Там стекает с небес покой
Сонной дымкой, тугой осокой,
Там ветров золотистых нить
В голубые поляны вдета…
Там бы вечные гнёзда вить
В тишине у границы света.
05.16
Опубликовано: 20/05/16, 13:35 | Последнее редактирование: Василий_Тюренков 13/02/22, 12:30
| Просмотров: 1315 | Комментариев: 81
Рада была и перечитать его, и видеть в рекомендованном)
Про ритмический скачок в строке про настойку из океана уже наверняка писали, да? Я вот пытался несколько раз прожевать эту ритмику и не получилось.
И ещё что прикольно получилось - текст живёт и без эпиграфа, но при этом он становится абсолютно о другом. И о земном, которое вполне можно отыскать, если не брать на вооружение следующее "Я вот, например, хотел объехать весь земной шар. Ну, что же, оказывается, это не суждено. Я вижу только незначительный кусок этого шара. Думаю, что это не самое лучшее, что есть на нем, но, повторяю, это не так уж худо" (с) закольцовано с эпиграфом
С этим сбоем в строке про настой… Ага, писали, но то ли меня переклинило, то ли мыло в глаз попало, но мне никак не удаётся его услышать. Да, формально там слогов больше, чем в других нечётных строках, но это как если половинную длительность ноты заменить двумя четвертями. Ритм сохраняется.
Да понимаешь… в принципе, суть и там, и там одна: “Хорошо там, где нас нет.” и “Мечтать не вредно.”)
А в строке “Там настаивают океан” на каждый слог, в том числе и на шестой – по одному биту. Здесь получается уже девять слогов, но всё те же девять битов. Просто в ней шестой слог не растягивается на два бита, а произносится как и остальные слоги – на один удар.
хотя обосновать было бы сложно)
Но вот почему-то совсем не спотыкает при чтении.
Не, я не против, пусть будет - тем более что я этот момент с очередного прочтения тоже прожевал. Но это была разновидность мазохизма - читать много раз текст с таким содержанием при закрытых границах-то;)
Но иногда автор сознательно использует такие ритмические неровности - например, неравносложные рифмы или укороченный финал)) и в итоге часто получается интересный акцент)
Катя, ага, это приёмчик эффектный – как синкопа в муз. произведении)
А теперь внимательно прочитала, пробежалась по комментам - и работа мне очень понравилась. Могу даже объяснить как бы странноватое "Там стекает с небес покой... тугой осокой". Осоки этой, тугой, в Подмосковье, например, по берегам прудов полнехонько. И если лежать на бережке, глядя в небо, расчерченное по краю этой самой осокой, вполне может по ней и покой с небес струиться - почему нет?
А откуда там, в комментах, полярный круг вообще появился, ни за что не пойму.
В общем, Василий, стих получился (пусть и четыре года назад), - с чем я Вас и поздравляю.
Зацепочка же к Вашим работам у меня остается одна: нестандартная выключка - по центру. Но с этим, как Вы уже говорили, ничего не поделаешь. ))
Замечательно, Василий, легко читается, так и просится на музыку.)
Меня только одна строка смущает:
Там настаивают океан - один лишний слог сбивает с ритма, при прочтении вслух напевно это особенно заметно.
И вот здесь:
Остановятся корабли - сразу куча ненужных вопросов возникает - зачем? почему?
А вот вариант:
Там на рейде стоят корабли - все вопросы снимает. И исчезает ненужная рассогласованность временных глаголов.)
А корабли остановятся потому, что – всё, приплыли.
А остановятся в будущем времени потому, что пока они плывут, и не известно, доплывут ли.
А без рассогласовывания глаголов по временам, думаю, человек просто не может. Бог дал ему способность одновременно думать и о настоящем, и о будущем, мысленно переносясь в него)
Только это летом море пахнет водорослями, с гор веет прохладой, а по вечерам цикады галдят в кронах акаций.) А что там в другое время года, когда герой мечтает? Как ни крути, а время подразумевается будущее. )
А цикады точно галдят и по деревьям лазают?) Пойду Википедию изучать.)
Размер отдельных особей достигает ширины ладони! Если такая живность свалится мне на голову - там, где нормальные люди лечат нервную систему, у меня она окончательно подорвётся.)
На далёком краю земли,
Где есть солнце, но нет закатов,
Очень красиво. Только ведь закатов там (за Полярным кругом) нет только полгода, а вторые полгода наоборот – нет восходов. И солнца тоже нет. Или это сезонное стихо?
Остановятся корабли
В бухте между холмов покатых.
Что здесь делает будущее время глагола? Если дальше везде настоящее. Это что-то должно означать? Или просто потому, что настоящее в ритм не вписывается?
Там настаивают океан
В изумрудных глазах стреко́зы.
Самое красивое место в стихе. Не испорченное интеллектом.*)
Настаивают обычно что-то на чем-то, например, ягоды на спирту. А на чем настаивают океан стрекозы? Рецептик можно?
А ударение здесь проставлено зачем? Чтобы кто-то случайно не прочитал стрЕкозы?
Возникли и некоторые сомнения в отношении правдоподобности наличия стрекоз за Полярным кругом. Быстренько смотаться лично и убедиться воочию не получилось. Поэтому полезли в Гугл, а там вот что написано:
"Северная граница глобального ареала стрекоз приблизительно совпадает с границей распространения безморозных территорий и областей, на которых продолжительность периода с устойчивой температурой воздуха ниже 0 °C не превышает 90 дней в году."
Опять, ничего утверждать не беремся, но сомнения не исчезли, а наоборот.
Не клокочет тоска в груди,
Клокочет обычно гнев или иное сильное чувство. Тоска же для нормальных людей – это нечто невзрачное и тягучее. Хотя чужие груди – потемки. Мало ли…
Там хоть целую жизнь броди
Под всевидящим оком Бога.
А вот это - квинтэссенция красивой пустопорожности. В чем смысл этой фразы? Как брождение под всевидящим оком Бога связано с Заполярьем? Что, в других местах бродить запрещено? Или там божий надзор отсутствует?
Там стекает с небес покой
Сонной дымкой, тугой осокой,
Хорошо бы автору определиться, чем же все ж таки стекает покой – сонной дымкой или тугой осокой. Ибо это два совершенно разных образа. Или это «переменный ток» - до обеда дымкой, а после обеда осокой? *)
Там ветров золотистых нить
В голубые поляны вдета…
Непереводимая игра слов © Наш офигевший мосК представлять такое наотрез отказался. А ваш?
Там бы вечные гнёзда вить
В тишине у границы света.
Ах, вон оно что! Оказывается, повествование ведется от лица ... птицы! Ну, тогда все претензии снимаются. Ибо что с птицы возьмешь? *)
А вообще, это нам очень напоминает творчество незабвенного Павла Голушко. Он тоже любит пудрить мозги «деушкам» вот такой вот псевдо-лиричной туфтой.
Специально для «деушек» наступим на хвост собственной скромности и процитируем самих себя:
"Мы уже неоднократно говорили, что нам импонирует то, что автор ищет и пробует неожиданные образы и их сочетания. Однако ему никак не удается перейти от "пробования" к "использованию по делу".
Он – как тот повар-самоучка. Открывает холодильник и вываливает в кастрюлю все, что там найдет. Видима, исходя из убеждения, что чем больше разных (диковинных) ингредиентов намешать, тем лучше. Получается то, что получается – пестрая мешанина. А когда начинаешь допытываться, что именно хотел сказать автор, тот и сам частенько не знает. Мол, можно и так понять, и сяк, и наперекосяк. И пущай читатель сам чего-нибудь довообразит." © Граф Тимофеев ТТ
До новых встреч*)
А если уж начинать буквоедствовать с первой строки, то при чем тут Полярный круг? У Земли нет края, ибо она шар.
Где есть солнце, но нет закатов,
Очень красиво. Только ведь закатов там (за Полярным кругом) нет только полгода, а вторые полгода наоборот – нет восходов. И солнца тоже нет. Или это сезонное стихо?
При чём здесь Полярный круг? Речь идёт о крае земли, а он не только на севере. И вообще, край земли – это понятие условное – даже, можно сказать, философское. Странно, что вы этого не знаете. А ещё аристократ. Стыдно!
.............
В бухте между холмов покатых.
Что здесь делает будущее время глагола? Если дальше везде настоящее. Это что-то должно означать? Или просто потому, что настоящее в ритм не вписывается
Ага, корабли остановятся в будущем, а туман висит и океан настаивается прямо сейчас. А что такого-то? Я допускаю, что вы на себя наложили епитимью и дали обет в каждом тексте использовать исключительно одно время, но при чём тут я?
..................
В изумрудных глазах стреко́зы.
Настаивают обычно что-то на чем-то, например, ягоды на спирту. А на чем настаивают океан стрекозы? Рецептик можно?
За рецептиками обращайтесь в Кулинарную Книгу.
...................
Граф, повторяю, про Полярный круг в тексте нет ни слова. Вы сами его выдумали, поэтому сами и отвечайте.
По поводу клокотания тоски. Уж если она пожирать может, быть вселенской и всепоглощающей, так чего бы ей не поклокотать? По поводу “пожирающей тоски” и “тоски вселенской” обращайтесь к русским и советским классикам, изучаемым в восьмом классе средней школы.
................
Сонной дымкой, тугой осокой,
Хорошо бы автору определиться, чем же все ж таки стекает покой – сонной дымкой или тугой осокой. Ибо это два совершенно разных образа. Или это «переменный ток» - до обеда дымкой, а после обеда осокой? *)
Ага, стекает и сонной дымкой, и тугой осокой, и ещё много чем, чего нет в тексте. И почему я должен выбирать что-нибудь одно? Потому, что вам приспичило? Я слышал, что аристократия – графья да маркизы – народ капризный и взбалмошный, но не до такой же степени.
В общем, Граф, спасибо за высочайшее внимание, но говорить с вами на вашем уровне я пока не могу. Может, лет через тридцать)
Критика предполагает указание на недостатки в тексте, которые следовало бы - по мнению критикующего - устранить. Но при этом все аргументы должны касаться исключительно текста. А у Вас: "Самое красивое место в стихе. Не испорченное интеллектом.*)" - это, полагаю, Вы не про свой интеллект; "Наш офигевший мосК представлять такое наотрез отказался. А ваш? " - этакий рикошет от своего мозга к авторскому; "Оказывается, повествование ведется от лица ... птицы! Ну, тогда все претензии снимаются. Ибо что с птицы возьмешь? *)" - ну да, намекнём, что автор птица, а потом прямо скажем, что с птицы и взять-то нечего (ибо -курица?); ну и цитата себя любимого в том же ключе - "Видима, исходя из убеждения, что чем больше разных (диковинных) ингредиентов намешать, тем лучше." - всё вот это мало общего имеет с критикой текста, но более походит на выпады в персональный адрес. Здесь так не принято. Мне неинтересно, как и в какой манере Вы общались на других сайтах, но есть просьба, - воздержитесь от любого троллинга авторов, чьи тексты Вы критикуете/разбираете/обсуждаете.
Мы больше не будем *)
А "это плохо, потому что не соответствует моим представлениям о..." ничего не даёт ни автору, ни зрителям, я так думаю
Мне нравитсястих:) Есть в нём нечто.. бананово-лимонное :)))
Вот можно же было заценить, скажем, банальные и гоамматические рифмы. А я бы пришла и сообщила, что это стилизация и всё на месте :))) А автор пришёл бы и сообщил, что все неправы... Короче, давайте цепляться за то, что цепляет (если цепляет) по причине нарушения каких-то правил, а не наших ожиданий :))))
Позвольте обратить Ваше Светлейшее внимание, Граф, что на Литсети много других авторов, не менее достойных Вашего внимания. И они так жаждут его получить!)))
Это вы все виноваты! Как можно человеку с тонкой душевной психикой давать такие жестокие советы? Да вы знаете, что у нас Графьев на всех литпорталах единицы? Это же практически вымирающий вид! Его следует занести в Красную Книгу и оберегать!
ждите у аппарата *)
В карман*)
А почему на карибском? Я когда читала, представляла Новую Зеландию, ибо один в один писано с неё, каждая строчка. Волшебное стихотворение.
Но вернусь. Я вернусь туда, где пульсирует сердце живое!
Очень красивое стихотворение, Василий!
Сонной дымкой, тугой осокой" -