Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Пусть это чушь, каприз и блажь, Принцесса ехала на пляж. Вдали пылал кумач зари, Горели тускло фонари, Всю ночь катился экипаж. Ещё один крутой вираж — И утреннего солнца луч В глаза ударит из-за туч. Здесь наконец-то тишь да глушь, Где не нужны ни блеск, ни тушь. Ей надоел подхалимаж, Тугой корсаж и макияж, Подобострастный робкий паж И весь придворный антураж. Забыть хотелось щи и борщ, Ей виделся на гриле ёрш, Огромный, жирный чебурек, А не со спаржей постный хек. Упёрся в море горный кряж, А вот и долгожданный пляж! По телу пробежала дрожь: Какой-то сумасшедший «морж» Купался в море штормовом, Волна свалила его с ног, Спустив трусы – какой пассаж! И брал прибой на абордаж На цепь посаженный баркас. Она стояла целый час, Всей кожей ощущая мощь, Зажав в руке невольно брошь. Гнал ветер рябь по глади луж, Трепал на блузке легкий рюш, На шляпке ворошил плюмаж, Но как же радовал пейзаж! Манили надписи: «Люля, Шашлык, купаты», «Шаурма». Лаваш, копчёный лещ с дымком — Меню на досочке мелком. Говяжий фарш рубил усач, Лук чистил в феске бородач, Девчонка, на него точь-в-точь Похожая, наверно, дочь В графины наливала пунш Из яблок, персиков и груш. В сторонке нож точил крепыш, Бросал собачке мяч малыш. Кивал цветками бульденеж. В беседке шторы цвета беж Не прятали внутри уют, Шептали: «Стоит заглянуть!», Синел диванов мягкий плюш, Со сквозняком игрался плющ, Всё безусловно в стиле китч, Но это ж не Майами-бич! На «плазме» шёл без звука матч, И, предвкушая вкусный ланч, Принцесса села в уголке, Проверив мелочь в кошельке. Шло время, закипала жёлчь, Уже бежать хотелось прочь... Пришёл, нахмуренный, как сыч, Хлестнула фраза, словно бич: «Вы слишком рано подошли, Но со вчера остались щи». Она спросила со слезой: «А есть хоть сэндвич с колбасой?»
Казалось бы, правило простое, как мычание: если существительное женского рода, пиши мягкий знак, а если мужского — не надо. Однако есть подвох: правило относится лишь к существительным в именительном падеже. Такие слова, как «груш», «луж» или «туч» пишутся без мягкого знака. Да, они женского рода, но во множественном числе и родительном падеже. Есть целый отряд несклоняемых существительных (например, Майами-бич), род которых очень трудно определить, нужно просто запомнить. Что касается наречий, заканчивающихся на -ч и -ш (прочь, точь-в-точь), то мягкий знак здесь присутствует всегда, без исключений. А в кратких прилагательных наоборот отсутствует: беж, колюч, хорош.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Бульденеж меня изрядно озадачил, аж гуглить пришлось. Пассаж про моржа я бы вообще убрала, честно говоря. Там и содержание не слишком детское, и рифма "штормовом/с ног" откровенно выбивается из перечня четких и точных, где действительно удачно обыграны шипящие с мягким знаком/без. "Люля/шаурма" аналогично.
Лена, у наших соседей по даче растёт этот бульденеж — смотрится шикарно во время цветения. Я бы поменяла рубрику. Стихотворение явно не для детей, а для не очень грамотных взрослых, которых сейчас пруд пруди.
Эпизод с моржом - обычная картина на пляже во время шторма. Неужели вы ни разу не видели? И дети там присутствуют. Мое мнение - не стоит идеализировать картину мира для детей. Мы же не выбрасываем пушкинские строки про то, как он мёд, пиво пил?
Не читаю обычно детские стихи, поэтому не знаю, как они оцениваются. Эклектичненькое такое: смешались принцессы, «Плазмы», щи и шаурма. Укоротить бы его или на части разбить, чтобы ребёнок смысл уловил. Или такой задачи не было и оно написано исключительно в учебных целях, как пособие к правилам русского языка? По принципу: чем больше примеров, тем лучше?
Именно так. Как пособие. Как материал для выборочного диктанта. С целью обогатить лексикон и закрепить правило. Под каждым из таких стихотворений я пишу пояснение. Буду это делать в следующих публикациях. Спасибо за Вашу оценку.
Пассаж про моржа я бы вообще убрала, честно говоря. Там и содержание не слишком детское, и рифма "штормовом/с ног" откровенно выбивается из перечня четких и точных, где действительно удачно обыграны шипящие с мягким знаком/без. "Люля/шаурма" аналогично.
Я бы поменяла рубрику. Стихотворение явно не для детей, а для не очень грамотных взрослых, которых сейчас пруд пруди.
Эклектичненькое такое: смешались принцессы, «Плазмы», щи и шаурма.
Укоротить бы его или на части разбить, чтобы ребёнок смысл уловил. Или такой задачи не было и оно написано исключительно в учебных целях, как пособие к правилам русского языка? По принципу: чем больше примеров, тем лучше?
Спасибо за Вашу оценку.