Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Лирика [8626]
Философская поэзия [3944]
Любовная поэзия [4032]
Психологическая поэзия [1864]
Городская поэзия [1498]
Пейзажная поэзия [1859]
Мистическая поэзия [1302]
Гражданская поэзия [1254]
Историческая поэзия [296]
Мифологическая поэзия [208]
Медитативная поэзия [208]
Религиозная поэзия [161]
Альбомная поэзия [121]
Твердые формы (запад) [264]
Твердые формы (восток) [105]
Экспериментальная поэзия [259]
Юмористические стихи [2048]
Иронические стихи [2258]
Сатирические стихи [143]
Пародии [1140]
Травести [65]
Подражания и экспромты [508]
Стихи для детей [874]
Белые стихи [86]
Вольные стихи [149]
Верлибры [296]
Стихотворения в прозе [22]
Одностишия и двустишия [132]
Частушки и гарики [38]
Басни [89]
Сказки в стихах [76]
Эпиграммы [23]
Эпитафии [40]
Авторские песни [473]
Переделки песен [59]
Стихи на иностранных языках [85]
Поэтические переводы [290]
Циклы стихов [295]
Поэмы [49]
Декламации [480]
Подборки стихов [126]
Белиберда [761]
Поэзия без рубрики [7810]
Стихи пользователей [1148]
Декламации пользователей [24]
Дереза и деруны. Горе от ума
Стихи для детей
Автор: pigeon
Из кулинарно-лингвистического цикла Светланы Медофф "Застольные стихи для детей"

Буквы Е, И в корнях с чередованием

Коза-дереза ДЕРуны обожала,
Но баба на кухню козу не пускала.
Спасибо, не держит её взаПЕРти,
Под окнами можно – как будто – пастись.

Яйцо, простокваша и соли щепотка,
ЗаЖЁГся огонь, и БЛЕСТит сковородка,
Шух-шух – замелькала с картошкой рука,
А душу козы разДИРАет тоска.

С обидой и завистью смотрит в окно:
Уж если ТЕРеть, то хотя бы ведро!
О дерево слёзы она выТИРАла,
Гора ДЕРунов – это всё равно мало.

К тому же СТЕЛился такой аромат,
Что дрожь проБИРАла от носа до пят.
Вот стол заСТИЛАет скатёркой бабуся,
По центру цветы – не откажешь во вкусе.

В подвал за сметаной идёт наконец.
Козу расПИРАет желание съесть
Хотя бы один ДЕРуночек – и ладно!
В окно заБЕРусь и сейчас же обратно!

Глаза заБЛИСТАли! Восторг! Благодать!
Кизомбу пустилась коза отЖИГАть.
А если съесть два, то никто не заметит.
Где два, там и три – она слопала третий.

Да кто их СЧИТАет – четвёртый БЕРёт,
Двадцатый… А баба ещё напечёт.
Сама виновата – застряла в подвале,
Зачем СОЧЕТАТЬ углеводы с жирами?

К ним зелень прекрасно подходит. И вот
Коза уже лилии в вазе жуёт,
А мысль устремляется в дальние дали:
«Почто ДЕРуны ДЕРунами назвали?»

В раздумье коза заМЕРла у стены:
Ведь если их трут, то они ТЕРуны!
Кичливость и гордость её расПИРАют:
«Да я же лингвист, а никто и не знает!

И драники тоже словечко не то,
Могли бы назвать так, допустим, котов.
С умищем таким я могла быть в поЧЁТе.
Продамся в НИИ – и мы с бабой в расЧЁТе.

А вот и она, оПЕРшись о косяк,
Глаза закатила. Бежать! Дело – швах!»
И, выплюнув скатерть, умчалась в окошко.
За ваЧЕТом вазы, убытков немножко.

Бабуся грозится: «Вот Сидор придёт,
Тебя отЧИТАет и хвост наДЕРёт!»
Вовсю поЧИТАтели козьего сыра
Секли, но любя ПОБИРУШКУ, ЗАДИРУ.
Нет способа лучше её поЧИТАть!
Ну разве что вирши о ней поЧИТАть.

Выбор гласной в корнях с чередованием БИР/БЕР, ТИР/ТЕР, ПИР/ПЕР, МИР/МЕР, СТИЛ/СТЕЛ, ЖИГ/ЖЕГ, ЧИТ/ЧЕТ, БЛИСТ/БЛЕСТ определяется присутствием после корня суффикса -а. Если он есть, пиши И, а нет – Е.
Однако всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, в слове «почитывать» и т.п. нет суффикса -а, но есть -ыва, в слове «задира» вообще нет суффикса. Поэтому правило без вариантов распространяется лишь на безударные гласные Е, И. Под ударением позиция всегда сильная и сомнений не вызывает.

Есть слова (чаще всего это отглагольные существительные), которые вовсе выбиваются из правила: поБИРушка (побираться), вТИРуша (втираться), обЖИГ (обжигать), выЧИТка (вычитывать) и др.

Главное, не путать вышеперечисленные корни с омонимичными или просто похожими. Например, ПИРовать, ТИРаж, ДИРектор, МЕРа, приМИРение и др.

В некоторых учебниках связывают чередование Е/И с изменением вида глагола: совершенный – Е (что сделаю - выберу), несовершенный – И+А (что делаю - выбираю), однако здесь тоже всё не однозначно, например: что делаю - беру (несов. вид).

Часто возникают сложности с корнями ЧИТ/ЧЕТ. Чтобы разобраться, нужно покопаться в их этимологии (происхождении).
1. Корень ЧИТ/ЧЕТ/ЧЕС в значении «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть. Чередование зависит от суффикса –а.
2. Корень ЧИТ/ЧЕТ/ЧЕСТ в значении «уважать»: почитать — почёт – почести. Чередование зависит от суффикса –а.
3. Корень ЧЕТ в значении «пара»: чета, чётный, сочетать, сочетание. В школьных учебниках эти слова даются как исключение. На самом деле этот корень к данному правилу не имеет никакого отношения, потому что не чередуется и не зависит от суффикса -а.

Довольно шаткая позиция у филологов, отказывающихся признавать корень с чередованием СЧИТ/СЧЁТ, где приставка -с давно срослась с корнем. Сравните СЧИТать звёзды, СЧИТать героем и сЧИТать информацию. Мы видим три значения. Нет сомнений, что исторически первым появился корень ЧИТ, а потом возникло чередование в связи со сменой ударения: читать – чтение, считать – счёт. Корень СЧИТ прекрасно выделяется в словах рассчитать, высчитывать и прочих, где всегда удвоенная -с.
Сбивает с толку слово расчёт, в котором выделяют приставку рас- и корень -чёт. В его производных тоже всё ясно: расчётливый, перерасчёт и др. Однако есть масса слов с другими приставками: подсчёт, просчёт, высчет, насчёт, которые образовались от слова счёт. Есть подозрение, что расчёт тоже из них, просто потерял вторую букву С.

Если сомневаешься, сколько букв С в том или ином слове с приставкой РАС-, посмотри на корень. Если СЧИТ, значит две: рассчитывать, если СЧЕТ, значит, одна: расчетный.
Опубликовано: 07/07/21, 14:32 | Просмотров: 435 | Комментариев: 1
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Светлана, здравствуйте, когда читаю ваши стихи, мысль одна и та же: по идее, такие стихи пишутся в помощь запоминанию или проверке. Но ваши стихи никак не помогут в этом случае ((
Татьяна_Вл_Демина  (07/07/21 14:44)