Немудрёная еда – ломтик хлеба с салом, сенокосная страда – ешь да пей помалу, наедаться не резон, солнышко всё выше, оселковый перезвон справа-слева слышен.
Напоследок бы плеснуть, чтоб заныли зубы, родниковой стыни внутрь, звонкой, словно рубль, и пока роса густа, а трава – как масло, от ближайшего куста отступить с запасом.
Чтоб валить под корешок чистую отаву и укладывать валок на полшага справа – всё, как встарь заведено, как учили смалу. А рука уже давно медлить перестала,
и в замахе, и в косьбе ухватив привычный темп, не тягостный тебе, утверждённый лично, полуоборот, шажок, сочный вж-ж-ик с оттяжкой – подставляй, травинка, бок, и не плачь, бедняжка.
Славно точена коса – сладит всё без боли, а тебе, моя краса, уж такая доля, чтоб потом, под хохот вьюг, в сене на повети иногда напомнить вдруг об ушедшем лете.
Спасибо за отзыв. Но не соглашусь с Вами. Насколько помню слова деда, косарь должен, пока роса, накосить побольше, а на полный желудок движения уже не такие размашистые. Но аналогия с солдатом действительно прослеживается - сытый солдат воюет плохо.
Спасибо за отзывы. Ирга, это всё диалектные произношения. Я родом из костромской глубинки, у нас произносили "поветь". А в соседней Ярославской области уже встречается "повить", южнее - еще несколько вариантов. Даль и Гугл эту информацию подтверждают. Суть везде одна: пристройка к дому или чердачное помещение над хлевом для хранения сена в зиму. Amis, роса летом высыхает часам к восьми утра. Именно тогда косари садятся за настоящий завтрак, который, в зависимости от близости покоса к деревне, либо приносится оттуда членами семьи, не участвующими в сенокосе, либо готовится женщинами прямо на луговине - если покос на дальней деляне.
А пока роса, косари пожуют краюшку наскоро - и снова за косу, чтобы работать "злее". Так мне с детства запомнилось, поскольку до шести лет я тоже выезжал с дедом и бабушкой на покосы, у меня даже коса специальная была, детская, выточенная из обломка взрослой и набитая дедом под левую руку (я по рождению левша). На дальнюю деляну мы даже корову с собой вели, поскольку в доме никого не оставалось и доить было некому. А мой завтрак на рассвете состоял из кружки парного молока и ломтя хлеба - к салу я уже потом пристрастился.
наедаться не резон"
Еда, конечно, немудрёная. Но чтобы хорошо косить, надо косцу хорошо покушать. Это же не от армии.
Это не в минус сочинению, не подумайте. Это тоже мои детские воспоминания.