Из глубины осенних холодов всё тянутся ростки былого лета. Так у давно отплакавшихся вдов фантомной болью пыхнет сигарета в зубах совсем чужого мужика на волглом полустанке возле дачи...
Уже черна по-зимнему река, тиха, нема, а водомерка скачет, высматривает в сумерках воды клочок небес – портал в другое лето. Всё помнит, как кувшинки золоты, дрожит ивняк и плюхают хвосты среди камней и солнечного света.
Но будто выцвел к осени рогоз. Скрипят протяжно ели-перестарки, и свечи догорающих берёз средь сосняка беспомощны и жарки...
Пускай мне и отпущено лет сто, идёт любая осень за две всё же. Лампадно в пальцах теплится листок. Лети, хороший.
Я приношу извинения за столь короткое сообщение. Просто, набирая код сбился и всё, что я написал, анализируя это произведение, естественно пропало. Сейчас некогда повторять этот анализ. Немного погодя, как появиться чуток времени, я постараюсь снова это сделать. Тут ляпов очень много.
Как и обещал, пишу пояснение к своему резко отрицательному отклику. 1. Хотелось бы сначала извиниться. С досады от того, что пропал анализ этого стиха, сразу написал о полной негодности произведения. Исправить нельзя, ибо мне по статусу этого не положено. И хоть это проблемы не мои, но всё же… Надо было бы написать, что стих не понравился мне лично, что он никудышный с моей, дилетантской, точки зрения. 2. Теперь по существу вопроса. «Из глубины осенних холодов всё тянутся ростки былого лета» - из глубины холодной может тянуться чего, но только не «ростки былого лета» - «ростки» и «былого» не сочетаются вообще, а может быть и в принципе. На мой взгляд. Можно посмотреть словари сочетаемости слов. Далее, идёт сравнение, и бог с ним, что коряво, да ради бога…но «тянутся» и «пыхнет». По сути дела, приравнивается протяжённое явление и мгновенное. Ну, нельзя сравнивать сено с соломой. Нельзя сравнивать мгновение со столетием. А тут, пожалуйста. Далее идёт описание, по всему видно, картины поздней осени. И здесь «Уже черна по-зимнему река, тиха, нема, а водомерка скачет,»….почему «а», почему противопоставление. Если бы было просто без «а», например «и», тогда бы и дальнейший текст строфы был хоть как-то согласован по интонации с первыми строками. Это первое. Второе. Само выражение практически оксюморон – водомерки с наступлением холодов, т.е. поздней осенью, когда вода действительно чернеет, уходят во мхи, под кору деревьев. Их быть не должно на воде вообще... Ну, пусть это очередная «стрекоза». Но далее по тексту «высматривает в сумерках воды клочок небес – портал в другое лето.» - какое другое? В тексте есть только «былое лето». Какое «другое лето» имеет в виду герой, наблюдающий эту картину. Совершенно непонятно. Лето, которое было до былого, или пропропрошлогоднее лето??? Вопрос без ответа. Помнит ли водомерка о том, что её приписывают? Сомневаюсь. Вообще, можно ли судить о том, что ищет, о чём думает водомерка. Да она решает диалектическую задачу – найти пищу с одной стороны, и не стать пищей, с другой стороны. Вот и всё. Точно также как можно восхищаться пением соловья, но делать попытки записать на его счёт какие-то чувства совершенно неуместно. Он отбивает своим пением свою территорию. И всё. Уф-ф-ф. Дальше. Начинается новая строфа. «Но будто выцвел к осени рогоз.» это к чему? Осень давно в пейзаже наступила. Фраза построена так, как будто осень вот-вот наступит. И плевать на всё то, о чём говорилось раньше. «Скрипят протяжно ели-перестарки,» - перестарок, это значит совсем старое дерево, неспособное ни на что, не годное ни на что. Трухлявое дерево. Высохшее дерево. А высохшие деревья в лесу не скрипят. Только ветер, слышно, как гуляет в их высохших ветках. Скрипят здоровый деревья, сосны, ели таким характерным чистым скрипом. «и свечи догорающих берёз» - поздней осенью, когда вода действительно темнеет в реках берёзы уже отгорают своё, и стоят голыми совершенно. «средь сосняка беспомощны и жарки...» - почему «жарки»??? Догорающее не может быть жарким. Не сочетаются эти два слова в этом контексте. Жарким бывает пылающее, полыхающее и т.п…. Ощущение слова другое . Почему одна осень идёт за две в контексте количества прожитых лет, из стиха непонятно. «Лампадно в пальцах теплится листок» - уфф, вроде как и понятно, что хочет сказать наблюдатель, но настолько криво и сучковато, что в никакие ворота не лезет. И последнее.. Если взглянуть на стих сверху, то сразу видишь рогатину в боку медведя «Так у давно отплакавшихся вдов фантомной болью пыхнет сигарета в зубах совсем чужого мужика на волглом полустанке возле дачи...». – ни к селу, ни к городу…
Тут на сайте прочитал хорошую статью про стихи. Автор в ней говорит о том, что в стихе должна быть гармония. Гармония в сочетании чувства, смысла, образов. В этом стихе этой гармонии нет. Уж простите меня за дилетантский анализ стиха. С удовольствием выслушаю замечания.
да, спасибо, ваш образ мышления и восприятие поэзии понятно) и вполне закономерно) в подробных возражениях я не вижу смысла, скажу только в общем - не согласен ни с одним суждением (кроме того, общего, что в стихах должна быть гармония))) и на мой взгляд, это стихотворение вполне гармонично)
Отличное стихотворение - как почти все стихи Полины.
А Вы, Александр Краснов, кстати, сами себе противоречите.
«Уже черна по-зимнему река, тиха, нема, а водомерка скачет,»….почему «а», почему противопоставление... Само выражение практически оксюморон – водомерки с наступлением холодов, т.е. поздней осенью, когда вода действительно чернеет, уходят во мхи, под кору деревьев. Их быть не должно на воде вообще...
Вот именно! Потому и "а", потому и противоречие, что поздновато водомерке там быть, а она откуда ни возьмись и появилась-заскакала...
Об остальных Ваших замечаниях говорить не буду - но не согласна ни с одним из них. И вообще, очень сожалею, что Полина (Аполло) почти перестала заходить на ЛитСеть - вот у кого надо учиться писать стихи.
Учится буду, жду с нетерпением.
1. Хотелось бы сначала извиниться. С досады от того, что пропал анализ этого стиха, сразу написал о полной негодности произведения. Исправить нельзя, ибо мне по статусу этого не положено. И хоть это проблемы не мои, но всё же… Надо было бы написать, что стих не понравился мне лично, что он никудышный с моей, дилетантской, точки зрения.
2. Теперь по существу вопроса.
«Из глубины осенних холодов
всё тянутся ростки былого лета» - из глубины холодной может тянуться чего, но только не «ростки былого лета» - «ростки» и «былого» не сочетаются вообще, а может быть и в принципе. На мой взгляд. Можно посмотреть словари сочетаемости слов.
Далее, идёт сравнение, и бог с ним, что коряво, да ради бога…но «тянутся» и «пыхнет». По сути дела, приравнивается протяжённое явление и мгновенное. Ну, нельзя сравнивать сено с соломой. Нельзя сравнивать мгновение со столетием. А тут, пожалуйста.
Далее идёт описание, по всему видно, картины поздней осени. И здесь
«Уже черна по-зимнему река,
тиха, нема, а водомерка скачет,»….почему «а», почему противопоставление. Если бы было просто без «а», например «и», тогда бы и дальнейший текст строфы был хоть как-то согласован по интонации с первыми строками. Это первое. Второе. Само выражение практически оксюморон – водомерки с наступлением холодов, т.е. поздней осенью, когда вода действительно чернеет, уходят во мхи, под кору деревьев. Их быть не должно на воде вообще...
Ну, пусть это очередная «стрекоза». Но далее по тексту
«высматривает в сумерках воды
клочок небес – портал в другое лето.» - какое другое? В тексте есть только «былое лето». Какое «другое лето» имеет в виду герой, наблюдающий эту картину. Совершенно непонятно. Лето, которое было до былого, или пропропрошлогоднее лето??? Вопрос без ответа.
Помнит ли водомерка о том, что её приписывают? Сомневаюсь.
Вообще, можно ли судить о том, что ищет, о чём думает водомерка. Да она решает диалектическую задачу – найти пищу с одной стороны, и не стать пищей, с другой стороны. Вот и всё. Точно также как можно восхищаться пением соловья, но делать попытки записать на его счёт какие-то чувства совершенно неуместно. Он отбивает своим пением свою территорию. И всё.
Уф-ф-ф. Дальше. Начинается новая строфа.
«Но будто выцвел к осени рогоз.» это к чему? Осень давно в пейзаже наступила. Фраза построена так, как будто осень вот-вот наступит. И плевать на всё то, о чём говорилось раньше.
«Скрипят протяжно ели-перестарки,» - перестарок, это значит совсем старое дерево, неспособное ни на что, не годное ни на что. Трухлявое дерево. Высохшее дерево. А высохшие деревья в лесу не скрипят. Только ветер, слышно, как гуляет в их высохших ветках. Скрипят здоровый деревья, сосны, ели таким характерным чистым скрипом.
«и свечи догорающих берёз» - поздней осенью, когда вода действительно темнеет в реках берёзы уже отгорают своё, и стоят голыми совершенно.
«средь сосняка беспомощны и жарки...» - почему «жарки»??? Догорающее не может быть жарким. Не сочетаются эти два слова в этом контексте. Жарким бывает пылающее, полыхающее и т.п…. Ощущение слова другое .
Почему одна осень идёт за две в контексте количества прожитых лет, из стиха непонятно.
«Лампадно в пальцах теплится листок» - уфф, вроде как и понятно, что хочет сказать наблюдатель, но настолько криво и сучковато, что в никакие ворота не лезет.
И последнее.. Если взглянуть на стих сверху, то сразу видишь рогатину в боку медведя
«Так у давно отплакавшихся вдов
фантомной болью пыхнет сигарета
в зубах совсем чужого мужика
на волглом полустанке возле дачи...». – ни к селу, ни к городу…
Тут на сайте прочитал хорошую статью про стихи. Автор в ней говорит о том, что в стихе должна быть гармония. Гармония в сочетании чувства, смысла, образов. В этом стихе этой гармонии нет.
Уж простите меня за дилетантский анализ стиха. С удовольствием выслушаю замечания.
в подробных возражениях я не вижу смысла, скажу только в общем - не согласен ни с одним суждением (кроме того, общего, что в стихах должна быть гармония)))
и на мой взгляд, это стихотворение вполне гармонично)
Ну так да, чего с дилетанта спрашивать, куда ему:))))
А Вы, Александр Краснов, кстати, сами себе противоречите.
«Уже черна по-зимнему река,
тиха, нема, а водомерка скачет,»….почему «а», почему противопоставление... Само выражение практически оксюморон – водомерки с наступлением холодов, т.е. поздней осенью, когда вода действительно чернеет, уходят во мхи, под кору деревьев. Их быть не должно на воде вообще...
Вот именно! Потому и "а", потому и противоречие, что поздновато водомерке там быть, а она откуда ни возьмись и появилась-заскакала...
Об остальных Ваших замечаниях говорить не буду - но не согласна ни с одним из них. И вообще, очень сожалею, что Полина (Аполло) почти перестала заходить на ЛитСеть - вот у кого надо учиться писать стихи.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Пускай мне и отпущено лет сто,
идёт любая осень за две всё же.
Лампадно в пальцах теплится листок.
Лети, хороший.
!!!!!!!!!