Кура задорно дразнится в рачули, Поспорив с ветром в пляске озорной – Искрится в брызгах радужное чудо, Волна спешит вприпрыжку за волной. Подмигивая дерзко сонным скалам, Река вскипает. Что за дерзкий нрав? Поддержат гордой лихостью забаву Притоки, в танец ринувшись стремглав. Напористы под рокот барабанов, Под пандури и звонкий зов зурны – Манит она, стремительна, желанна Прекрасной бойкой свежестью весны. Красотку перехватит грозный Каспий. Волнуясь, словно робкий новичок, На миг прижмёт к груди в порыве страстном И в картули победно увлечёт.
Объясняла, потому что в песне на видео – ударения правильно звучат, ну ещё бы... "Рустави" – очень знаменитый музыкально-танцевальный коллектив, около сотни человек с музыкантами и руководством. Естественно, они соблюдают традиции и очень точно воспроизводят народные танцы и песни. А в уроках на видео в интернете, где грузины преподают на русском, что касается танца рачули, при произношении используют ударение, привычное нам. В пандури ударение может смещаться (редко), в картули – нет.
Ой, Светлана... Теперь читаю ваш вариант первой строчки и по звучанию слышится, что курица лечит весело кого-то и смеётся. Не... надо что-то с этим делать. Мне нужно хорошенько всё обдумать, и потом вернусь к вам, может что-то более существенное найдётся, что и вам понравится, и станет наилучшим вариантом.
О, я вижу, что даже сегодня правили... Молодцы! Мне бы такую активность в правках)))
Бурлит в порогах, как кипящий чай – есть творческая уловка, чтобы раз и навсегда избавиться от "как" в строке, заоодно от звукового слипания; можно развернуть глаголы в форму деепричастия.
К примеру, ваша цель – сказать, что река бурная, особенно в порогах, и похожа на кипящий чай, так? Пороги – трёхсложное слово, на него придётся потратить три ударения, не сказав ничего нового при этом. Все знают, что пороги – каменистая часть реки, где бешеное течение, для этого нужна википедия, а не поэзия. Нужно ли это слово здесь, как таковое? Того, что река бурная – вполне достаточно, ведь пороги не главное в данном контексте. Превращаем глаголы в деепричастия, оставляем образность, чай – удивительный образ в данном случае, неожиданный и в тему.
Подмигивая дерзко (эпитет) скалам Вскипая, превращаясь в (эпитет) чай
Всё! Происходит главное действие – река танцует, и это главный глагол (вбегает, в данном случае, и это лучше поменять после), а дальше в ход идут добавочные действия при основном действии, т.е. деепричастия (играя, подмигивая, бурля, вскипая, веселясь, превращаясь) и это будет смотреться гармонично, в одном временном измерении. Вовремя обрывайте вспомогательные действия, не усложняя общую конструкцию. При необходимости можно ввести новое главное слово. И "плясать" далее от него. А самое важное, нет вынужденного обращения читателя на образ с помощью как или будто, как будто, похожее на. Позвольте читателю самому разобраться, где, как и что на что похоже. Стихотворение от этого только выигрывает.
Люблю стихи, над которыми работали/ют. Жду
Это так вы всё поняли, Светлана?
И быстренько перекроили, перешили.
А спойлеры открывали?
рачули – с ударением на 2-слог, несмотря на условное правило и топонимику Рачи и Урави.
пандури, картули – вы верно переделали, да
зурна– cлово персидского происхождения
Ну, для кого поясняла, ума не приложу)
Не торопитесь, пожалуйста.
У вас, кстати, текст намного лучше стал, но с ударениями разберитесь, самой пригодится.
В пандури ударение может смещаться (редко), в картули – нет.
Ещё раз спасибо, поправила.
Теперь читаю ваш вариант первой строчки и по звучанию слышится, что курица лечит весело кого-то и смеётся.
Не... надо что-то с этим делать.
Мне нужно хорошенько всё обдумать, и потом вернусь к вам, может что-то более существенное найдётся, что и вам понравится, и станет наилучшим вариантом.
Молодцы!
Мне бы такую активность в правках)))
Бурлит в порогах, как кипящий чай – есть творческая уловка, чтобы раз и навсегда избавиться от "как" в строке, заоодно от звукового слипания; можно развернуть глаголы в форму деепричастия.
К примеру, ваша цель – сказать, что река бурная, особенно в порогах, и похожа на кипящий чай, так?
Пороги – трёхсложное слово, на него придётся потратить три ударения, не сказав ничего нового при этом. Все знают, что пороги – каменистая часть реки, где бешеное течение, для этого нужна википедия, а не поэзия. Нужно ли это слово здесь, как таковое? Того, что река бурная – вполне достаточно, ведь пороги не главное в данном контексте.
Превращаем глаголы в деепричастия, оставляем образность, чай – удивительный образ в данном случае, неожиданный и в тему.
Подмигивая дерзко (эпитет) скалам
Вскипая, превращаясь в (эпитет) чай
Всё! Происходит главное действие – река танцует, и это главный глагол (вбегает, в данном случае, и это лучше поменять после), а дальше в ход идут добавочные действия при основном действии, т.е. деепричастия (играя, подмигивая, бурля, вскипая, веселясь, превращаясь) и это будет смотреться гармонично, в одном временном измерении.
Вовремя обрывайте вспомогательные действия, не усложняя общую конструкцию. При необходимости можно ввести новое главное слово. И "плясать" далее от него.
А самое важное, нет вынужденного обращения читателя на образ с помощью как или будто, как будто, похожее на.
Позвольте читателю самому разобраться, где, как и что на что похоже. Стихотворение от этого только выигрывает.