Дома размыты... ...тьма живая. Никола Фурнаджиев "Одной тебе"
Дома размыты, улицы в дыму. Загромыхали вопли, стоны, всхлипы. И смерть, к плечу прижавшись моему, пьёт страх, как мёд – и приторный, и липкий. Под громкие стенания сирен май мечется, взъерошен и взволнован. От ужаса качается сирень в безветрие на Поле Куликовом. Сейчас, в пятиэтажной западне, почувствовав себя мишенью в тире, я думаю о крохотной войне в ладони пофигического мира. «Беги!» – во мне поскуливает зверь. Считаю этажи до небосвода: …четыре… пять. А снизу, выбив дверь, сам дьявол ждёт с коктейлями у входа. День – в пепел. Закрываются глаза, багровый воздух глотку обжигает, стихают стоны, всхлипы, голоса; и стрелки не пульсируют в часах, и мёртвый свет вокруг… и тьма живая.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
замечательные стихи!!!
мой экспромт Посвящается 16.03.19, Крайстчерч, Новая Зеландия мы тут все в тихом шоке
«И мертвый свет вокруг, и тьма живая»@Тень ветра
Устало солнце опустилось на колени, Стрекочет белый шум пронзительной цикадой, И мертвый свет вокруг, и тени, тени, тени, Их миллионы у ступеней Ада. Они дробятся, рассыпаясь на осколки, Под автоматных пуль речитатив, Толпа бездушная без цели и без толку Затягивает сплиновский мотив, Что выхода, мол, нет. Постукивает тростью Знакомый господин в берете сером. Смердит закатный воздух жженой серой На площади у запертого Рая. В нем места нет озлобленным и падшим, Беззубо скалится от предвкушения живая, Приветливая Тьма, затапливая печи. Молиться поздно. Приглашая в вечность, Она здоровается поимённо с каждым. Клокочет и уже дымится масло, Разлитое однажды второпях На Патриарших.
Я считаю терроризм - человеческой слабостью и глупостью, рождающей жертв. Рада, Наташ, что вдохновила. Спасибо и за эксп и за отклик!!! Будем надеяться, что здравый смысл и доброта все-таки победят на Земле.
У меня большая просьба ко всем участникам дискуссии под произведением.
Я хочу ещё раз напомнить, что Литсеть - не политический сайт. Обсуждения политической ситуации, кто там прав или виноват, что там ждёт какую-то страну и её правительство - пожалуйста, в личке или на других сайтах. В противном случае - комментарии под произведением будут отключены.
Не надо слушать комментаторов, до которых не доходит смысл стихотворения. Наверное, это и есть что-то определяющее, как маркер, культурный код и т.д., когда говоришь кому-то "Дом Профсоюзов, Одесса", "Куликово поле", "коктейль", "огонь" и мн.др. и сразу считываешь по глазам, что человек по эту сторону. Не потусторонний. Не посторонний. А разжевывать, растаскивать не надо. Все в вашем стихотворении разложено по полочкам. С первых слов оно считывается.
Я не люблю гражданскую лирику (писала об этом многократно). И не люблю спекуляций на разных темах, которые в культурном коде нации или поколения (нескольких поколений) считываются определенным образом, оставляя определенные чувства и реакции. Поэтому особенно ценно, когда у поэта получается пройти по этой тонкой грани - без пафоса и экспрессии, без поводов и "госзказов", без всякого лишнего и наносного. У вас получилось. Это слишком болезненная тема и, более того, это еще длящееся событие, оно еще не закончилось и не пережито. О таком всегда стократ сложнее писать и получить что-то достойное.
"Не надо слушать комментаторов, до которых не доходит смысл стихотворения. Наверное, это и есть что-то определяющее, как маркер, культурный код и т.д., когда говоришь кому-то "Дом Профсоюзов, Одесса", "Куликово поле", "коктейль", "огонь" и мн.др. и сразу считываешь по глазам, что человек по эту сторону. Не потусторонний. Не посторонний. А разжевывать, растаскивать не надо. Все в вашем стихотворении разложено по полочкам. С первых слов оно считывается". Не считывается. Особенно - в конкурсе, без названия и прочих доп. информаций. И разница между "Куликовым полем" и "Куликовскими полями" для большинства читателей - очевидна. "Я не люблю гражданскую лирику (писала об этом многократно). И не люблю спекуляций на разных темах, которые в культурном коде нации или поколения (нескольких поколений) считываются определенным образом, оставляя определенные чувства и реакции". А я, например, не люблю стихов-сэлфи, интересных только их автору, и - в крайнем случае - паре-тройке его близких друзей. И не считаю, что авторы, пишущие, например, о войне - поголовно спекулируют на теме. Напротив, очень хорошо видно в таких стихах, когда автор спекулирует на теме, а когда знает, о чем и по какому поводу пишет. И лирических "соплей в сахаре" в стиле "Ах, миленький меня покинул, поеду на болото, застрелюсь и удавлюсь" - тоже не люблю. Ну и что? Каждому - свое... Hellin: А вот здесь вы правы. Автор, желающий сделать читателя сопричастным идее, делает текст близким и понятным читателю. Иначе это и есть спекуляция на теме.
1. Извините, но минимум для 42 миллионов людей "Куликово поле" считывается. Особенно, если прочесть все стихотворение. Я сейчас не о том, кто "за", а кто "против". Но для людей, в стране которых (и не в далеком крохотном Лесото, заметьте, а в стране, которая фигурирует в ежедневных выпусках новостей большинства телеканалов СНГ) идет война, это уже новый, особый культурный код.
2. Я не в курсе, что это за стихотворение. Возможно, на конкурс стоило бы подавать его с примечаниями, но это тоже считаю выбор автора.
3. Вы, может быть, меня не совсем верно поняли. Я писала о том, что смогла оценить произведение вне зависимости от собственных предпочтений. Т.е. тему не уважаю, но не отметить хорошее произведение на нее не могу.
п.с. Если кому-то из читающих это вдруг покажется, что мой спич - это политическая риторика. Вам показалось. Не разжигаю. Не перехожу на личности. Не делаю выводов об участниках дискуссии.
Вот есть данное стихотворение. У него есть название "Одесса 2014". У него есть разбросанные по всему тексту обстоятельства времени, места и действие. Подробное описание чувств и ощущений. Что еще нужно читателю, чтобы понять, о чем идет речь? Автор ведь уже все рассказал. Если подробнее, то случится полицейская сводка с точными датами, временем и следственными подробностями.
Синешкафье, я очень тронута вашим отзывом, спасибо огромное!
Neihardt, пользуясь случаем, благодарю за судейство и оценки! По-поводу "пятиэтажек" в вашем замечании к стихам, отвечу - в ДП 5 этажей, и имелась ввиду всего одна пятиэтажка. Про коктейли Молотова, я ответила ниже. Большинство прекрасно всё поняло по маркерам. Значится, уточнения "в лоб" не нужны, нмв)
Гуль, цель у стихотворения, если и есть, то одна - чтобы помнили. И таких людей вполне достаточно, как показало голосование. Кому интересно собрать пазлы в стихо, тот соберет, кому нет - найдет для себя более ему понятное. Я никому ничего не навязывала. Более того, целей никаких не ставила - стих сам родился. И хороший стих, чему я рада)
Тень Ветра: Хорошее. Но вы могли сделать его еще лучше, если бы тщательно подошли к отработке фактического материала. На Куликовом поле - в отличие от "Куликовских полей" - не росли пятиэтажки. А "коктейль" без запала - это действительно "кровававая Мэри" в соседнем баре. В том-то и отличие гражданской лирики от лирических "стихоселфиков" и "длясобойчиков", что техника должна быть безукоризненна, образы - прозрачны, аллюзии - конкретны. Тогда и "глаголом жечь сердца людей" вполне получится. Синешкафье: Пожалуй, я не советую вам бывать на моей странице. Вы там не найдете ничего интересного для себя - сплошные "спекуляции на теме" :))))
Синешкафье, для меня, например, как для историка, Куликово Поле имеет совершенно конкретную привязку к местности (чуть южнее впадения Непрядвы в Дон - ныне юго-восток Тульской области) и дате (8 сентября 1380 года). Одессу я в стихотворении считала и долго недоумевала, при чём здесь Куликово Поле - сочла неудачным образом противостояния двух мировоззрений.
Мне грустно, что вы меня в который раз не поняли. Повторюсь, что умею оценивать хорошие стихотворения вне зависимости от своих жанровых предпочтений. :)
Neihardt, нет предела совершенству)) Но нужно ли?) Я сказала то, что хотела сказать. Возможно, отсутствие названия (по определенным причинам) в конкурсе ввело в заблуждение знатоков истории, но я попыталась маркерами обозначить то, что не должно вызывать вопросов. По тексту у меня пятиэтажки не растут на Поле Куликовом) Почему они "выросли" в воображении некоторых читателей - я не знаю)) По поводу "кровавой мэри" я ответила в комменте Гуле. Если у вас такие ассоциации, то они тоже имеют место быть, как гротеск. Место определено с учетом современного трактования ( https://ru.wikipedia.org/wiki....1%D0%B0 ) Событие описано путём намёков. Я в стихотворении никого не осуждаю, никаких выводов не делаю. Это, как верно заметил один из судей, страшный эпизод последних минут жизни человека, попавшего под пресс "маленькой войны в ладони пофигического мира) И таких жертв в то время и в том месте было много. Об этом нельзя забывать. Да и прощать такое тоже. Вывод стихотворения за кадром. В кадре - трагедия ЛГ.
Если историк считает себя спецом "от восстания Спартака до наших дней" - это плохой историк. Специализация есть специализация. И она у каждого - своя. Роксане следовало указать, что она специализируется на домонгольском периоде Древней Руси, чтобы избежать ернических заявлений в свой адрес? "Повторюсь, что умею оценивать хорошие стихотворения вне зависимости от своих жанровых предпочтений". :))) Ваш Питер "петербургерами" балуется, а мой Ленинград в блокаду голодал. Разность поколений, разность прочитанных книг, разность пережитых событий - в итоге разность мировосприятия. Меня это только радует. А вы уже сделали вывод о том, что большинство авторов, пишущих гражданскую лирику - спекулянты. Я пишу гражданскую лирику. Поэтому и смею полагать, что вам в "лавочке спекулянта" нечего искать.
Уважаемая Тень Ветра! Мое мнение по поводу вашего текста - в судейском протоколе. И пока нет никаких оснований к тому, чтобы это мнение как-то изменилось. А менять ли текст стихотворения - это воля только автора и никого более. Никто не вынуждает вас, и даже не просит, изменять текст. Но на всякий случай подумайте - это ваш покорный слуга такой недалекий человек, или то, что им сказано имеет право на существование. :))) Творческих удач.
Дык, я вас и не уговариваю его менять)) Кроме того, я не говорила, что меня к чему-то вынуждают, не так ли?;) Более того, я судей не считаю недалекими и к их мнению охотно прислушиваюсь. И если они (мнения) меня убеждают, то делаю правки. Но в данном случае, касаемо географических и исторических замечаний, не считаю их убедительными, не более)) В любом случае, если стихотворение вызывает столь оживленную дискуссию, оно несомненно состоялось) Спасибо!)
Я о специализации историков не поняла - кому было отписано? Если мне, то тоже мимо.
Какой такой "Ваш Питер"? Вы к чему это вообще пишете? И откуда вы знаете о моем поколении? Будьте любезны, не переходить на личности.
Насчет гражданской лирики - вижу, вас зацепило и не отпускает мое замечание (не о вас оно было написано изначально и не для вас). Наверное, следовало приписать в моем посте ("из прочитанных мною"), хотя я полагала, что имхо и это подразумеваются сами собой. И уж позвольте мне самой решить, что мне читать следует, а что - нет. )
Ладно, если не поняли, значит, придется сформулировать более конкретно. 1. Историк не обязан подробно погружаться в день сегодняшний - ему, как правило, работы и так хватает. Особенно, если изучаемое время далеко отстоит от дня сегодняшнего. 2. Чтобы меня зацепить, надо писать что-то посущественнее, чем сомнительные обобщения. Я лишь констатирую факт, что здесь у нас с вами разные позиции и советую не тратить свое время. Что касается переходов на личности - здесь их не более, чем в вашем, некогда имевшем место, утверждении, что вы пишете "стихи не для всех". Творческих удач вам (и расширения жанрового диапазона заодно! Вдруг что новое для себя найдете?)
Чтобы подстроить сайт под одного читателя. надо очень напрячь этого читателя по оплате...))) Творческих удач!!! Что-то меня напрягать стало это активное участие в жизни сайта... Неуёмное... И, зачастую, не стопроцентно верное... Чаще, спорное...
Знаешь, (а ты знаешь как никто другой)) эти стихи просто вылились в эту "оправу". Стоило только вспомнить "живую тьму"... А так хотелось лирики) Спасибо, дорогая!
Там погиб брат моего знакомого из Одессы. Попыталась передать его ощущения перед смертью. Не знаю, доколе это будет, но всему рано или поздно приходит конец. Надеюсь, что скоро придет мир. Но эта трагедия саднит у меня до сих пор, хоть я не одесситка. Это история. А историю забывать нельзя. Спасибо вам, что помните! ЗЫ: я была у ДП в сентябре 2014 года. В разбитых окнах явственно ощущалась живая тьма. Наверное потому и стихи написались из подсознания.
Мир туда не придёт, если к нему ни принудят. Думаю, 2019-й будет определяющим. Очень сочувствую Вашему знакомому, как, впрочем, всем незнакомым, кто потерял родных и близких в этой страшной трагедии, которая ещё аукнется зачинщикам.
Таин, ну, во-первых, спасибо за стих. Я тоже считаю, что писать на такие и подобные темы нужно. Это как колокол, который звонит по всем. Напоминать и призывать к осознанию трагедии, это то малое, что можно сделать в память о невинных жертвах всяких и всяческих разборок. А по стиху - постараюсь не касаться темы, чисто техника.
Почти все вопросы у меня к началу стиха. Во-первых, да, Поле Куликово - это слишком знаковый образ. Естесвенно, он отсылает восприятие к Мамаеву побоищу и мозг натужно пытается понять, а что же этим хотел сказать автор? Куликовские поля, плавно перешедшие в Куликово поле, там не проявляются, прости. То есть, образы рисуются, но совершенно не те. И сразу думаешь- и откуда это сирень на поле Куликовом? Я понимаю, что тебе не хотелось в лоб называть Дом профсозов, но можно просто сказать - на площади, без названия даже, и это будет лучше, на мой взгляд. Теперь о синтаксисе и прочем. Дома размыты, улицы в дыму. Загромыхали вопли, стоны, всхлипы. И смерть, к плечу прижавшись моему, пьёт страх, как мёд – и приторный, и липкий[/i Мне каж, если [i]размыты, и пьёт, то уместней - грохочут Потом, я не очень представляю, как могут загрохотать всхлипы. пьётстрах, какмёдмаймечется - тебе это нравится? :)) май мечется, взъерошен и взволнован. От ужаса качается сирень Вот мне кажется несоответствующим [i]ужас [/i]и взволнован на одной ступени. И даже с взъерошен не контактирует это взволнован. Вообще, это слово - не то, на мой взгляд. Оно слишком мягкое. И тут ещё такое дело... Надеюсь, ты меня поймёшь. Мне вот как-то прислали текст с переставленными слогами, и он прекрасно считывался, потому что мы воспринимаем текст не отдельными буквами, а кусками слов. Особенно, если они знакомы. Так вот, при таком чтении вопли и стоны, стоящие рядом, высвечивают сопли. Ну, возможно, это чисто личное. Так же и коктейли я бы поменяла на запалы, а громкие сирены, - на ломкие. И, плиз, не подумай чего, я хочу только лучшего для твоего стихотворения.
восприятие к Мамаеву побоищу и мозг натужно пытается понять, а что же этим хотел сказать автор? (С) ----------------------- Не знаю чей мозг натужно пытается понять, но мой мозг сразу безоговорочно понял о каком куликовском поле речь. Тем более, что название стиха "Одесса".
И это, я уже к Тени обращаюсь. Ни в коем случае не меняйте "коктейли" на какие-то безликие запалы, ибо именно слово "коктейли" прошибает и сразу соединяет с событиями на майдане, где коктейлями жгли живых людей.
Этого названия не было. И не все знают то, о чём знают не все. И коктейли бывают разные - за стойкой бара тоже коктейли. А у тех самых коктейлей обязательно должны быть запалы. По крайнем мере, даже оставив коктейли, нужно подчеркнуть, что они - горючие. Это моё личное мнение, а автору решать, конечно.
Hellin, в вашем посте прекрасно всё: и то, что стих был без названия, и то, что про Одессу-2014 знают не все(!!!) и что, читая такой(!) стих, конечно же, в голову придут именно коктейли в баре, а, если не в баре, то непременно надо подчеркнуть, что они горючие, а то ведь мало ли кто подумает, что в Одессе "Маргаритой" или "Кровавой Мэри" пулялись.
На одной чаше весов "адреса, по которым плакали вы", а на другой - те, по которым плакали 42 миллиона людей. Не кажется ли вам, что здесь есть некоторое несоответствие?
С чего Вы решили, что я говорю за себя отдельно от моих земляков? Я не знаю вашей географии, Вы не знаете моей. Но это не повод упрекать в безучастности к человеческой трагедии. Масштабные боевые действия происходят и происходили не только в той географии, что знаете Вы. Но я же Вас не упрекаю в этом, не отпотусторонниваю только за то, что Вы не знаете населённых пунктов другой войны, которая, по моим понятиям, была намного масштабней, чем известная Вам. И с чего это Вы совместили себя с 42 миллионами? Не нужно быть шибко догадливым, чтоб понять, в чей огород Вы бросили камень. Да, я плохо знаю географию, но разве это может значить, что я безучастна к человеческой трагедии, и что я не имею понятия о том,что случилось 2 мая 2014 года в Доме Профсоюзов города Одессы? Но Поле Куликово в Одессе, это модернезированное название и оно не укладывается в новые рамки у тех, кто не живёт там. А если Вы не желаете этого понять, то это уже ваше дело.
Ох тут и дискуссия развернулась)) Гуль, щас я пройдусь по твоему комменту, адресованному мне и постараюсь на всё ответить) Итак. Во-первых, да, Поле Куликово - это слишком знаковый образ. Естесвенно, он отсылает восприятие к Мамаеву побоищу и мозг натужно пытается понять, а что же этим хотел сказать автор? Гуль, я не понимаю, как после слов "дома размыты, улицы в дыму" стихи могут отсылать к Мамаеву побоищу. Тогда тоже на Куликовом Поле были дома и улицы? Ну, возможно я не знала о таком факте. но можно просто сказать - на площади,
Да вроде там и площади никакой нет по сути, а вот сирень была рядом. Из-за нее, в частности, стреляли некоторые личности по окнам ДП и не только. Мне каж, если [i]размыты, и пьёт, то уместней - грохочут Потом, я не очень представляю, как могут загрохотать всхлипы. Если ты имеешь ввиду употребление прошедшего времени в настоящем, то в данной ситуации это допустимо (загромыхали в настоящий момент) Я не помню, как точно звучит это правило в грамматике. Касаемо "загромыхали вопли, стоны, всхлипы", ну... считай это либо гиперболой, либо даже оксюмороном таким)) пьётстрах, какмёд маймечется - тебе это нравится? :)) Если честно, то очень!) А вот "ломкие" сирены - не нравится, особенно потому, что фонетически звучит "подломкие" О коктейлях. Мне нравится двоякое видение этой картинки. И чего-чего, а менять коктейли на "запалы" или тем более уточнять (как мне предлагала одна из членов уважаемого жюри) "коктейли Молотова" я не буду. Кто-то сразу считает, что за коктейли держит дьявол. А кто-то увидит в нём бармена. Но, знаешь, дьявол в облике бармена, держащий коктейли в руках с улыбкой на фоне трупов - это еще более ужасное, чем то, что я имела ввиду. Что мне самой пока мешает (хотя, может я придираюсь к себе)) - "от ужаса" - в лоб, пусть и точно передает ощущения находящихся вне ДП граждан, которые не в силах ничем помочь тем, кто оказался в западне, а хотелось бы что-то другое, тоже точное, но другое... пока не нашла. И "загромыхали" - но не в связи с прошедшим временем, а чисто технически - слишком длинное слово с двумя ударными слогами. Если что-то найду, сохраняя гиперболу, то изменю. Спасибо за неравнодушие к стихотворению. Я ценю любое мнение)
как после слов "дома размыты, улицы в дыму" стихи могут отсылать к Мамаеву побоищу. Тогда тоже на Куликовом Поле были дома и улицы Именно поэтому мозг и тужился :)
Пиши как знаешь, я сказала как читатель, тебе решать, как автору. Всего доброго. :) И прости за флуд.
Не очень поняла про камни и огороды. Я комментировала вашу фразу, где вы говорили о себе. Упреков нет, было слово о "несоответствии". И других войн или знаковых событий в других странах я как-то не отменяла)Так что - мимо. Будет желание обсудить политическую ситуацию в мире - вэлкам в л.с.
Вопрос лишь в том, что есть вещи, которые знают все или большинство, или достаточно большая группа людей. Есть какие-то единичные вещи. Этот случай не единичный (я о теме стихотворения и ее понимании). О Куликовом Поле вы можете и не знать, но вот Яндекс Карты знают - https://yandex.kz/maps....rp&z=17
Еще раз - я вас ни в чем не обвиняю. Задаю иногда уточняющие вопросы, чтобы понимать собеседника. Ничего личного. Так что, пожалуйста, не приписывайте мне своих эмоций и умозаключений.
1).Я не знаю вашей географии(С) 2).Но это не повод упрекать в безучастности к человеческой трагедии.(С) -------------------- Hellin, ваше первое уверждение, которое я расцениваю как ценичное именно словом "вашей", именно указывает на вашу безучастность к человеческой трагедии, ибо для тех, кто небезучастен, не может быть "вашей" и "нашей" географии. Мне уже даже стало интересно что представляет из себя "ваша" география? Развейте мои подозрения, что она "НЕватная". Просто других объяснений для циничного "вашей" я не нахожу. НУ, a Синешкафью респект. А Тень Ветра молодец, что не исправила стих, ибо сделала бы его безликим.
мой экспромт Посвящается 16.03.19, Крайстчерч, Новая Зеландия
мы тут все в тихом шоке
«И мертвый свет вокруг, и тьма живая»@Тень ветра
Устало солнце опустилось на колени,
Стрекочет белый шум пронзительной цикадой,
И мертвый свет вокруг, и тени, тени, тени,
Их миллионы у ступеней Ада.
Они дробятся, рассыпаясь на осколки,
Под автоматных пуль речитатив,
Толпа бездушная без цели и без толку
Затягивает сплиновский мотив,
Что выхода, мол, нет. Постукивает тростью
Знакомый господин в берете сером.
Смердит закатный воздух жженой серой
На площади у запертого Рая.
В нем места нет озлобленным и падшим,
Беззубо скалится от предвкушения живая,
Приветливая Тьма, затапливая печи.
Молиться поздно. Приглашая в вечность,
Она здоровается поимённо с каждым.
Клокочет и уже дымится масло,
Разлитое однажды второпях
На Патриарших.
спасибо вам за сильные образы
Рада, Наташ, что вдохновила.
Спасибо и за эксп и за отклик!!! Будем надеяться, что здравый смысл и доброта все-таки победят на Земле.
Я хочу ещё раз напомнить, что Литсеть - не политический сайт. Обсуждения политической ситуации, кто там прав или виноват, что там ждёт какую-то страну и её правительство - пожалуйста, в личке или на других сайтах.
В противном случае - комментарии под произведением будут отключены.
Не надо слушать комментаторов, до которых не доходит смысл стихотворения. Наверное, это и есть что-то определяющее, как маркер, культурный код и т.д., когда говоришь кому-то "Дом Профсоюзов, Одесса", "Куликово поле", "коктейль", "огонь" и мн.др. и сразу считываешь по глазам, что человек по эту сторону. Не потусторонний. Не посторонний. А разжевывать, растаскивать не надо. Все в вашем стихотворении разложено по полочкам. С первых слов оно считывается.
Я не люблю гражданскую лирику (писала об этом многократно). И не люблю спекуляций на разных темах, которые в культурном коде нации или поколения (нескольких поколений) считываются определенным образом, оставляя определенные чувства и реакции. Поэтому особенно ценно, когда у поэта получается пройти по этой тонкой грани - без пафоса и экспрессии, без поводов и "госзказов", без всякого лишнего и наносного. У вас получилось. Это слишком болезненная тема и, более того, это еще длящееся событие, оно еще не закончилось и не пережито. О таком всегда стократ сложнее писать и получить что-то достойное.
Жму вам руку. Уважаю.
Если целью стихотворения не является расширить круг непосторонних,то тогда, да, - не надо.
Но предоставьте это решать автору.
Не считывается. Особенно - в конкурсе, без названия и прочих доп. информаций. И разница между "Куликовым полем" и "Куликовскими полями" для большинства читателей - очевидна.
"Я не люблю гражданскую лирику (писала об этом многократно). И не люблю спекуляций на разных темах, которые в культурном коде нации или поколения (нескольких поколений) считываются определенным образом, оставляя определенные чувства и реакции".
А я, например, не люблю стихов-сэлфи, интересных только их автору, и - в крайнем случае - паре-тройке его близких друзей. И не считаю, что авторы, пишущие, например, о войне - поголовно спекулируют на теме.
Напротив, очень хорошо видно в таких стихах, когда автор спекулирует на теме, а когда знает, о чем и по какому поводу пишет.
И лирических "соплей в сахаре" в стиле "Ах, миленький меня покинул, поеду на болото, застрелюсь и удавлюсь" - тоже не люблю. Ну и что? Каждому - свое...
Hellin: А вот здесь вы правы. Автор, желающий сделать читателя сопричастным идее, делает текст близким и понятным читателю. Иначе это и есть спекуляция на теме.
2. Я не в курсе, что это за стихотворение. Возможно, на конкурс стоило бы подавать его с примечаниями, но это тоже считаю выбор автора.
3. Вы, может быть, меня не совсем верно поняли. Я писала о том, что смогла оценить произведение вне зависимости от собственных предпочтений. Т.е. тему не уважаю, но не отметить хорошее произведение на нее не могу.
п.с. Если кому-то из читающих это вдруг покажется, что мой спич - это политическая риторика. Вам показалось. Не разжигаю. Не перехожу на личности. Не делаю выводов об участниках дискуссии.
Вот есть данное стихотворение. У него есть название "Одесса 2014". У него есть разбросанные по всему тексту обстоятельства времени, места и действие. Подробное описание чувств и ощущений. Что еще нужно читателю, чтобы понять, о чем идет речь? Автор ведь уже все рассказал. Если подробнее, то случится полицейская сводка с точными датами, временем и следственными подробностями.
Neihardt, пользуясь случаем, благодарю за судейство и оценки! По-поводу "пятиэтажек" в вашем замечании к стихам, отвечу - в ДП 5 этажей, и имелась ввиду всего одна пятиэтажка. Про коктейли Молотова, я ответила ниже. Большинство прекрасно всё поняло по маркерам. Значится, уточнения "в лоб" не нужны, нмв)
Гуль, цель у стихотворения, если и есть, то одна - чтобы помнили. И таких людей вполне достаточно, как показало голосование. Кому интересно собрать пазлы в стихо, тот соберет, кому нет - найдет для себя более ему понятное. Я никому ничего не навязывала. Более того, целей никаких не ставила - стих сам родился. И хороший стих, чему я рада)
п.с. Давайте не будем развивать, тут, видимо, каждый останется при своих.
В том-то и отличие гражданской лирики от лирических "стихоселфиков" и "длясобойчиков", что техника должна быть безукоризненна, образы - прозрачны, аллюзии - конкретны. Тогда и "глаголом жечь сердца людей" вполне получится.
Синешкафье: Пожалуй, я не советую вам бывать на моей странице. Вы там не найдете ничего интересного для себя - сплошные "спекуляции на теме" :))))
Новейшая история творится на глазах. :)
"Повторюсь, что умею оценивать хорошие стихотворения вне зависимости от своих жанровых предпочтений". :)))
Ваш Питер "петербургерами" балуется, а мой Ленинград в блокаду голодал. Разность поколений, разность прочитанных книг, разность пережитых событий - в итоге разность мировосприятия. Меня это только радует. А вы уже сделали вывод о том, что большинство авторов, пишущих гражданскую лирику - спекулянты. Я пишу гражданскую лирику. Поэтому и смею полагать, что вам в "лавочке спекулянта" нечего искать.
Мое мнение по поводу вашего текста - в судейском протоколе. И пока нет никаких оснований к тому, чтобы это мнение как-то изменилось. А менять ли текст стихотворения - это воля только автора и никого более. Никто не вынуждает вас, и даже не просит, изменять текст. Но на всякий случай подумайте - это ваш покорный слуга такой недалекий человек, или то, что им сказано имеет право на существование. :)))
Творческих удач.
В любом случае, если стихотворение вызывает столь оживленную дискуссию, оно несомненно состоялось)
Спасибо!)
Я о специализации историков не поняла - кому было отписано? Если мне, то тоже мимо.
Какой такой "Ваш Питер"? Вы к чему это вообще пишете? И откуда вы знаете о моем поколении? Будьте любезны, не переходить на личности.
Насчет гражданской лирики - вижу, вас зацепило и не отпускает мое замечание (не о вас оно было написано изначально и не для вас). Наверное, следовало приписать в моем посте ("из прочитанных мною"), хотя я полагала, что имхо и это подразумеваются сами собой. И уж позвольте мне самой решить, что мне читать следует, а что - нет. )
1. Историк не обязан подробно погружаться в день сегодняшний - ему, как правило, работы и так хватает. Особенно, если изучаемое время далеко отстоит от дня сегодняшнего.
2. Чтобы меня зацепить, надо писать что-то посущественнее, чем сомнительные обобщения. Я лишь констатирую факт, что здесь у нас с вами разные позиции и советую не тратить свое время. Что касается переходов на личности - здесь их не более, чем в вашем, некогда имевшем место, утверждении, что вы пишете "стихи не для всех".
Творческих удач вам (и расширения жанрового диапазона заодно! Вдруг что новое для себя найдете?)
Отдельная просьба к Neihardt - не провоцировать их. Если очень хочется - продолжайте в личке. Здесь - только о стихотворении.
Творческих удач!!! Что-то меня напрягать стало это активное участие в жизни сайта... Неуёмное... И, зачастую, не стопроцентно верное... Чаще, спорное...
Молодец.
Спасибо, дорогая!
и тьма живая."(С) - уже 5 лет. Хочется спросить: Доколе?
Там был зверски убит поэт со стихиры.
Спасибо Вам за Память.
Там погиб брат моего знакомого из Одессы. Попыталась передать его ощущения перед смертью.
Не знаю, доколе это будет, но всему рано или поздно приходит конец. Надеюсь, что скоро придет мир. Но эта трагедия саднит у меня до сих пор, хоть я не одесситка. Это история. А историю забывать нельзя.
Спасибо вам, что помните!
ЗЫ: я была у ДП в сентябре 2014 года. В разбитых окнах явственно ощущалась живая тьма. Наверное потому и стихи написались из подсознания.
Очень сочувствую Вашему знакомому, как, впрочем, всем незнакомым, кто потерял родных и близких в этой страшной трагедии, которая ещё аукнется зачинщикам.
А по стиху - постараюсь не касаться темы, чисто техника.
Почти все вопросы у меня к началу стиха. Во-первых, да, Поле Куликово - это слишком знаковый образ. Естесвенно, он отсылает восприятие к Мамаеву побоищу и мозг натужно пытается понять, а что же этим хотел сказать автор? Куликовские поля, плавно перешедшие в Куликово поле, там не проявляются, прости. То есть, образы рисуются, но совершенно не те. И сразу думаешь- и откуда это сирень на поле Куликовом? Я понимаю, что тебе не хотелось в лоб называть Дом профсозов, но можно просто сказать - на площади, без названия даже, и это будет лучше, на мой взгляд.
Теперь о синтаксисе и прочем.
Дома размыты, улицы в дыму.
Загромыхали вопли, стоны, всхлипы.
И смерть, к плечу прижавшись моему,
пьёт страх, как мёд – и приторный, и липкий[/i
Мне каж, если [i]размыты, и пьёт, то уместней - грохочут
Потом, я не очень представляю, как могут загрохотать всхлипы.
пьётстрах, какмёд маймечется - тебе это нравится? :))
май мечется, взъерошен и взволнован.
От ужаса качается сирень
Вот мне кажется несоответствующим [i]ужас [/i]и взволнован на одной ступени. И даже с взъерошен не контактирует это взволнован. Вообще, это слово - не то, на мой взгляд. Оно слишком мягкое.
И тут ещё такое дело... Надеюсь, ты меня поймёшь. Мне вот как-то прислали текст с переставленными слогами, и он прекрасно считывался, потому что мы воспринимаем текст не отдельными буквами, а кусками слов. Особенно, если они знакомы. Так вот, при таком чтении вопли и стоны, стоящие рядом, высвечивают сопли. Ну, возможно, это чисто личное. Так же и коктейли я бы поменяла на запалы, а громкие сирены, - на ломкие.
И, плиз, не подумай чего, я хочу только лучшего для твоего стихотворения.
-----------------------
Не знаю чей мозг натужно пытается понять, но мой мозг сразу безоговорочно понял о каком куликовском поле речь. Тем более, что название стиха "Одесса".
И это, я уже к Тени обращаюсь. Ни в коем случае не меняйте "коктейли" на какие-то безликие запалы, ибо именно слово "коктейли" прошибает и сразу соединяет с событиями на майдане, где коктейлями жгли живых людей.
И коктейли бывают разные - за стойкой бара тоже коктейли. А у тех самых коктейлей обязательно должны быть запалы. По крайнем мере, даже оставив коктейли, нужно подчеркнуть, что они - горючие.
Это моё личное мнение, а автору решать, конечно.
Не все знают про второе Куликово Поле. Это факт.
И давайте оставим всё автору. Мне незачем с Вами спорить.
--------------
В данном случае то "лучшее",что вы предлагаете автору Тени, враг хорошего.(ИМХО)
Не все знают про второе Куликово Поле. Это факт. (С)
----------------
Мне кажется это ужасно об этом не знать и даже не скрывать этот факт.
Ужасно плохо разбираться в георгафических названиях? Много ли Вы знаете адресов, по которым плакала я?
И с чего это Вы совместили себя с 42 миллионами?
Не нужно быть шибко догадливым, чтоб понять, в чей огород Вы бросили камень. Да, я плохо знаю географию, но разве это может значить, что я безучастна к человеческой трагедии, и что я не имею понятия о том,что случилось 2 мая 2014 года в Доме Профсоюзов города Одессы? Но Поле Куликово в Одессе, это модернезированное название и оно не укладывается в новые рамки у тех, кто не живёт там. А если Вы не желаете этого понять, то это уже ваше дело.
Гуль, щас я пройдусь по твоему комменту, адресованному мне и постараюсь на всё ответить)
Итак.
Во-первых, да, Поле Куликово - это слишком знаковый образ. Естесвенно, он отсылает восприятие к Мамаеву побоищу и мозг натужно пытается понять, а что же этим хотел сказать автор?
Гуль, я не понимаю, как после слов "дома размыты, улицы в дыму" стихи могут отсылать к Мамаеву побоищу. Тогда тоже на Куликовом Поле были дома и улицы? Ну, возможно я не знала о таком факте.
но можно просто сказать - на площади,
Да вроде там и площади никакой нет по сути, а вот сирень была рядом. Из-за нее, в частности, стреляли некоторые личности по окнам ДП и не только.
Мне каж, если [i]размыты, и пьёт, то уместней - грохочут
Потом, я не очень представляю, как могут загрохотать всхлипы.
Если ты имеешь ввиду употребление прошедшего времени в настоящем, то в данной ситуации это допустимо (загромыхали в настоящий момент) Я не помню, как точно звучит это правило в грамматике. Касаемо "загромыхали вопли, стоны, всхлипы", ну... считай это либо гиперболой, либо даже оксюмороном таким))
пьётстрах, какмёд маймечется - тебе это
нравится? :))
Если честно, то очень!) А вот "ломкие" сирены - не нравится, особенно потому, что фонетически звучит "подломкие"
О коктейлях. Мне нравится двоякое видение этой картинки. И чего-чего, а менять коктейли на "запалы" или тем более уточнять (как мне предлагала одна из членов уважаемого жюри) "коктейли Молотова" я не буду. Кто-то сразу считает, что за коктейли держит дьявол. А кто-то увидит в нём бармена. Но, знаешь, дьявол в облике бармена, держащий коктейли в руках с улыбкой на фоне трупов - это еще более ужасное, чем то, что я имела ввиду.
Что мне самой пока мешает (хотя, может я придираюсь к себе)) - "от ужаса" - в лоб, пусть и точно передает ощущения находящихся вне ДП граждан, которые не в силах ничем помочь тем, кто оказался в западне, а хотелось бы что-то другое, тоже точное, но другое... пока не нашла. И "загромыхали" - но не в связи с прошедшим временем, а чисто технически - слишком длинное слово с двумя ударными слогами. Если что-то найду, сохраняя гиперболу, то изменю.
Спасибо за неравнодушие к стихотворению. Я ценю любое мнение)
Именно поэтому мозг и тужился :)
Пиши как знаешь, я сказала как читатель, тебе решать, как автору.
Всего доброго. :)
И прости за флуд.
Это не флуд, очень даже интересная беседа)) Такшта фсё намана!))
И других войн или знаковых событий в других странах я как-то не отменяла)Так что - мимо. Будет желание обсудить политическую ситуацию в мире - вэлкам в л.с.
Вопрос лишь в том, что есть вещи, которые знают все или большинство, или достаточно большая группа людей. Есть какие-то единичные вещи. Этот случай не единичный (я о теме стихотворения и ее понимании). О Куликовом Поле вы можете и не знать, но вот Яндекс Карты знают - https://yandex.kz/maps....rp&z=17
Еще раз - я вас ни в чем не обвиняю. Задаю иногда уточняющие вопросы, чтобы понимать собеседника. Ничего личного. Так что, пожалуйста, не приписывайте мне своих эмоций и умозаключений.
2).Но это не повод упрекать в безучастности к человеческой трагедии.(С)
--------------------
Hellin, ваше первое уверждение, которое я расцениваю как ценичное именно словом "вашей", именно указывает на вашу безучастность к человеческой трагедии, ибо для тех, кто небезучастен, не может быть "вашей" и "нашей" географии. Мне уже даже стало интересно что представляет из себя "ваша" география? Развейте мои подозрения, что она "НЕватная". Просто других объяснений для циничного "вашей" я не нахожу.
НУ, a Синешкафью респект. А Тень Ветра молодец, что не исправила стих, ибо сделала бы его безликим.
Спасибо, Целия!)