В туманной мути слепли фонари у тёплых стен терентьевской пекарни, где мама от заката до зари месила тесто сильными руками. Она казалась старой в тридцать лет: седые пряди, острые ключицы. В тревожном взгляде – тяжесть прошлых бед, так смотрят из силков на волю птицы, когда огромный мир предельно мал – как ни вертись, он жмёт с любого бока. Мне было шесть, и я не понимал, что старость выдаётся здесь до срока.
Отец носил рубахи до колен, любил смотреть на тихий свет лампады. Он был убит жандармами у стен разбуженного залпом Петрограда. Сосед мне говорил: «Никчёмна жизнь. А смерть – велика, в ней таится сила. Но ты, сынок, не бойся и держись». …А мама ничего не говорила. Она всё время плакала тайком, вздыхала и молилась то и дело. Мне чудилось, что боль вползает в дом, как червь могильный в умершее тело. Сосед кричал: «Страна пошла вразнос! Свершилась революция! Ликуйте! Что дальше?» И висел его вопрос, как висельник, пугающий до жути.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Мама, значит, от заката до зари месила тесто сильными руками, а отец носил рубахи до колен, любил смотреть на тихий свет лампады, да? Коли так, то отец - вылитый Васисуалий Лоханкин, которого застрелил жандарм Птибурдуков из ревности к Варваре.
Я извиняюсь, Артем, что включаюсь в разговор без приглашения, но я считаю важным поделиться мнением на счет вашего замечания. Мне кажется, что в этом произведении все очень гармонично и взвешенно, образы замечательно прорисованы и отлично читаются. Ведь это не документальная хроника. Хотя воспринимается все именно с документальной четкостью. И в этом огромная заслуга Лены, которую не я один отмечаю. Прописано мастерски. Но все же, это, в первую очередь, художественное произведение. Здесь не может быть изложения: "мама много работала, но при этом она была верующей, а папа тоже был верующим, но еще и тоже рабочим человеком". Картина рисуется штрихами. Упоминаются самые важные детали воспоминаний ребенка. Из этой мозаики складывается общее впечатление. Ему так запомнилось. Мама была всегда в трудах, молчалива и выглядела старше своих лет. А отец запомнился одухотворенностью, светом, домашним теплом, что передается через постановку на первый план образа веры - лампады и длинной холщовой домашней рубахи. Но ведь по сюжету произведения отец погиб, был убит жандармами у стен охваченного революцией города. Мы знаем как это происходило. Здесь всего несколькими штрихами (например, "разбуженный залпом Петроград"), без специального и совершенно ненужного длительного расписывания во всех красках повествования, рисуется картина охваченного восстанием города, бунтов рабочих, баррикад, жестокого подавления этих восстаний. Это все есть в наших головах. Легкий штрих. И все это всплывает. Рисуется воображением. Кто был лидером таких выступлений, кому больше всех "доставалось"? Да самым активным рабочим, которые и дело свое знали, и были неравнодушны к судьбе страны, погрязшей в неразрешимых идейных и сословных противоречиях, в ужасающем неравенстве и бесперспективности для простых людей. Это читается. Раз нет отдельных уточнений и упоминаний о какой-нибудь там случайной, дурной пуле, значит "действует" основная линия наших восприятий. Мы домысливаем, достраиваем картину так, как это бывало в реальной жизни, как правило. И вот, теперь самое главное. То, что нельзя было сказать в художественном произведении документальным языком: "мама много работала, но при этом она была верующей, а папа тоже был верующим, но еще и тоже рабочим человеком", сказано языком художественным. И отец был явно человеком рабочим, не нарциссом и не бездельником - глубоко верующие люди такими вообще не бывают и, тем более, не запоминаются ребенку в "свете", на фоне мамы, рано стареющей в тяжких трудах. И мама описана как человек трудолюбивый и верующий ("плакала тайком, вздыхала и молилась"). А есть еще несколько параллельных линий повествования - сама обстановка (слепнущие в туманной мути фонари), образ соседа и его слова, ликование на фоне смерти... Все это находится в удивительной гармонии и взаимосвязи. Это замечательное произведение. И хотя у Лены не мало стихов очень высокого уровня, это - одно из лучших. Прошу прощения за многословие. Но трудно сказать короче. И еще, я прошу понять меня верно. Я не учу тому, как нужно воспринимать произведение. У каждого может быть свой взгляд. Я поделился своим.
Лена, твои новые стихи ощутимо отличаются от стихов даже недавнего прошлого. Хотя те тоже прекрасны. Сейчас краски еще концентрированнее и ярче, образы вывереннее и точнее. Ты так быстро и заметно прогрессируешь. Это очень впечатляет. А вот слово "год" в названии стихотворения, по моему мнению, лишнее.
Приветик, Костя. Мысль назвать просто "Семнадцатый" была. Думаешь, так будет лучше? Давай попробую. Если есть рост, значит я правильно "питаюсь" )). А это радует. И ты меня всегда радуешь! Спасибо огромное тебе!
Это стихотворение написалось очень легко. Я болела и боялась, что на конкурс не напишу ничего, а оно так легко получилось. И девчонкам в команде понравилось. Но сейчас я сомневаюсь, что народу оно зашло. Странное чувство.
С Рождеством!
А вот слово "год" в названии стихотворения, по моему мнению, лишнее.
Если есть рост, значит я правильно "питаюсь" )). А это радует. И ты меня всегда радуешь! Спасибо огромное тебе!
Большое спасибо, девочки!