Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Herzlich Willkommen in Sobibor
Гражданская поэзия
Автор: Тень_Ветра
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, полустаночки.
В эшелоне едут Мирочки и Ханочки,
Соломоны, Михаэли да Иосефы…
Мимо них бегут леса и дышат осенью.

За лесами Буг течёт, деревни ёжатся.
Над лесами лунный череп корчит рожицы
и следит с ухмылкой адской за евреями,
мол, когда они доедут? Поскорее бы.

А в вагонах люди счастливы как будто бы,
вспоминают по пути слова Йеудовы:
там, вас ждут покой и сытость, жизнь отрадная,
будет цимес, будет хала с мармеладами.

Впереди – тупик. Ну, слава Богу, прибыли.
Кто-то радостный, а кто-то чует фибрами,
что приветствия елейные обманчивы,
что не шнапсом, а бедой разит от банщика.

Звёзды падают с небес шестиконечные.
Собирает их старуха остроплечая
и уносит в мир забвения и хаоса
под убийственные звуки вальса Штрауса.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, полустаночки.
В эшелоне едут Диночки и Сарочки,
Беньямины, Исраэли да Цефании…

Франц поигрывает плетью,
в ожидании…

10.2021
Опубликовано: 19/01/22, 15:26 | Последнее редактирование: Тень_Ветра 31/01/22, 16:42 | Просмотров: 850 | Комментариев: 17
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

под убийственные звуки вальса Штрауса

Почему музыка Штрауса убийственная? В чём виновата музыка Штрауса и сам Штраус? Убивали, пытали, издевались и насиловали под всевозможную музыку. И под Бетховена, и под фокстроты, и под танго, и под вальсы, и под всё, что нравилось начальнику лагеря. Зачем акцентировать на музыке одного композитора в данном, обобщённом по всем остальным параметрам, описании? Зачем называть музыку убийственной, когда она являлась триггером, условным рефлексом, сигналом, но не инструментом убийства, а сопровождением к нему. Не музыка убивала, и Штраус писал музыку не для убийств. И не музыка была смертоносной, а то, что её звуки сопровождали, то, что под неё происходило.
Музыка ненавистная, пугающая, предшествующая, сопровождающая, используемая, фоновая, разная... нагнетаюшая, но это не она несла узникам смерть.
Понятно что ты хотела сказать, Тая, но образ убийственной музыки не вписывается, как таковой, на мой взгляд, он расплывается на смысловые связи и привязки к определённым эпизодам, конкретика среди масштабного.


вспоминают по пути слова Йеудовы:
там, вас ждут покой и сытость, жизнь отрадная.
будет цимес, будет хала с мармеладами.


И, если не секрет, кто такой Йеуда? Когда, где и кому он говорил подобные слова, которые вспоминали "как будто бы счастливые" люди в пути?
Laura_Li  (25/01/22 12:17)    


Привет, Оль!)
Соглашусь, что "убийственные" в данном контексте выглядит гротескно что-ли, "обманчивые" все же точнее. Но если не видеть в "убийственных" подтекст, а читать (считывать) прямолинейно. Возможно, в будущем мне придет на ум более точный эпитет, чтобы не повторяться, но пока так.
В отношении "кто такой Йеуда". Да никто конкретно). Это еврейское имя, которое в нашей адаптации "Иуда" - просто собирательный образ предателя. Возможно, понятнее было бы написать с маленькой "иудовы", но было бы слишком "в лоб" не находишь? Подразумеваются те евреи, которые работали на СС и предавали своих же братьев по вере, спасая свои шкуры. Ой, у меня есть еще один стиш - верлибр о такой же "иуде", но он пока в доработке...
А насчет "убийственных" буду думать еще. Просто пока в ритм не укладывается, то, что пришло).
ПыСы: в фильме "Побег из Собибора" жертв встречали с музыкой Штрауса. Однако это нисколько не умаляет гениальности самого композитора, музыку которого я считаю шедевральной.
Тень_Ветра  (29/01/22 20:05)    


Это вечный побег.
Эмоционально очень понимаю.
Маруся  (20/01/22 15:12)    


Спасибо, Маруся)
Тень_Ветра  (20/01/22 16:26)    


оу, буквально на днях посмотрел "Собибор"
честно говоря, стихотворение на этом фоне читается либо как часть поэмы (вступительная), либо очень слабенькая тень, отражающая происходившее)
Алекс_Фо  (20/01/22 10:34)    


Привет, Алекс) Какой именно посмотрел - с Хабенским или Хауэром? ;)
В первом случае в фильме много фальши. "Побег из Собибора" гораздо лучше. Но суть не в том. Я не ставила цели пересказать фильм - это стихотворение-эмоция. Сильное возмущение автора на обстоятельства: как можно бежать от войны к своим палачам? Не понимаю.
Хотелось бы книгу воспоминаний прочитать Печерского на эту тему.
Тень_Ветра  (20/01/22 12:39)    


первый) ну я понимаю, конечно, что там чрезмерно пафоса ради зрелищности, но это тоже художественное произведение, как и стих)) вот и сравнил)
а раз еще есть, я и то посмотрю
Алекс_Фо  (20/01/22 13:00)    


"как можно бежать от войны к своим палачам? Не понимаю", - попытка из двух зол выбрать меньшее? А оно меньшим просто издалека казалось. ((
Маруся  (20/01/22 15:11)    


После хрустальной ночи, погромов, бабьего яра меньшим? Ну, бегите на Кавказ, на Дальний Восток... но работать на палачей своих близких? Нет, Маруся, не понимаю. cry
Конечно, эмоции только в адрес тех, кто по своей воле, в надежде лучшей жизни, так сказать. Именно Собибор был таким местом. О других лагерях обобщенно у меня в "эшелоне обетованном".
Тень_Ветра  (20/01/22 16:13)    


ну, Алекс, в стихо как раз пафосности нет) голая правда, не всем удобная)
А кино с Хабенским в главной роли больше напоминает фарс) тарантиниана).
Тень_Ветра  (20/01/22 16:25)    


Да, "Эшелон..." помню.
Не всё понимается. Но ведь и не надо. Люди они... Они люди.))
Маруся  (20/01/22 17:37)    


!!!
monterrey  (19/01/22 18:18)    


Спасибо, Танюш)
Тень_Ветра  (19/01/22 18:19)    


Тяжелая тема, по которой очень сложно писать. Но, как по мне, вы справились, миновав подводные камни штампов, пафоса и одноногих собачек.
Спасибо за работу.
Единственное, что слегка царапнуло - "обманчивы - обманчивые" слишком близко. С моей кривой колокольни усилением не воспринимается, скорее - тавтологией, как вариант - подобрать другой эпитет к вальсам, но решать вам.
Лариса_Логинова  (19/01/22 17:54)    


Спасибо, Лариса)
Да, рядом два одинаковых эпитета... надо же, а я ведь даже и не заметила. Причем, из моих знакомых тоже никто на этом не запнулся)). К звукам подберу что-нибудь другое. И правда, по смыслу правильно, но слишком близко "обманчивые" в двух строфах - согласна)
Тень_Ветра  (19/01/22 18:19)    


Рада, что коммент оказался полезным) А в упор не замечать подобное - наше все. Сама таким грешу частенько. wink
Лариса_Логинова  (19/01/22 18:40)    


Тенюшка, еще крути эпитет, подубийственные - слилось.
Елена_Тютина  (20/01/22 17:48)    

Рубрики
Лирика [8960]
Философская поэзия [4069]
Любовная поэзия [4125]
Психологическая поэзия [1861]
Городская поэзия [1503]
Пейзажная поэзия [1998]
Мистическая поэзия [1217]
Гражданская поэзия [1289]
Историческая поэзия [248]
Мифологическая поэзия [185]
Медитативная поэзия [250]
Религиозная поэзия [176]
Альбомная поэзия [130]
Твердые формы (запад) [292]
Твердые формы (восток) [95]
Экспериментальная поэзия [258]
Юмористические стихи [2089]
Иронические стихи [2170]
Сатирические стихи [139]
Пародии [1047]
Травести [63]
Подражания и экспромты [513]
Стихи для детей [878]
Белые стихи [75]
Вольные стихи [145]
Верлибры [246]
Стихотворения в прозе [23]
Одностишия и двустишия [120]
Частушки и гарики [36]
Басни [91]
Сказки в стихах [59]
Эпиграммы [23]
Эпитафии [38]
Авторские песни [364]
Переделки песен [55]
Стихи на иностранных языках [75]
Поэтические переводы [268]
Циклы стихов [294]
Поэмы [33]
Декламации [240]
Сборники стихов [123]
Белиберда [355]
Поэзия без рубрики [7545]
Стихи пользователей [1449]
Декламации пользователей [20]