Приснился сон - стою перед стеклом.
Как перед зеркалом - перед стеклом оконным.
А за окном - не то чтобы балкон,
но что-то наподобие балкона.
Там под балконом снег лежит... зима.
А на балконе - точно знаю! - лето.
Но только вот не видно ни хрена!
Балкон - мираж, иллюзия поэта.
И на балконе - мгла и тишина.
И в этой темноте и тишине
есть кто-то, кто с холодною улыбкой
внушает мысль: "Memento обо мне.
Разбей стекло и выйди в морок зыбкий.
Ты обретёшь здесь всё: тепло... покой...
Ты здесь постигнешь тайну мирозданья!
Не хочешь бить? Тогда окно открой.
Тебе пора покинуть стены зданья.
Не веришь мне? - взгляни, что за спиной".
Я тотчас оглянулся... Там - стена.
Сплошной кирпич: ни выхода, ни входа.
Как я попал сюда? Я что, сошёл с ума?
Кто он? Где я? И где моя свобода?
Я - Чёрный человек твой, - он в ответ, -
тебе, возможно, хочется традиций?
Прими заказ и напиши сонет,
а лучше - мадригал, чтоб насладиться
я смог, сказав: "Привет, поэт, привет!"
И тут проснулся я. Бьёт полночь. Весь в поту
пишу сейчас я молча эти строки.
Там, за окном - зима. И снег глубокий.
Балкона нет, а в комнате есть дверь.
С какой то жалостью я думаю теперь:
"Мой чёрный человек... какой он одинокий!"
Вот допишу сейчас и снова... в темноту.
У меня есть такая тематика снов - с ощущением , возможно, собственной глубинной сути.
Хорошо "нарисовано" описание сна - его пространство-время, когда ты, во сне, без видимости
"знаешь" - как тут всё устроено. И Чёрный человек... так и не знаю до сих пор - можно ли его
ассоциировать с собой. Или это - некая альтернативная личность, в реальной жизни не присутствующая.
Вот... короче - классно, Андрей!
(и смена рифмовки в последнем катрене - отличный приём для определения границ между сном
и бодрствованием. А уж концовка - лучше не придумать)
Ах как приятно такие развёрнутые отклики получать! )
Сейчас приду учить писать стихи!
Найду, где ляпы прячутся и блохи,
И объясню я, почему плохи́,
И почему, скрывать не буду, пло́хи...
Слыхал названье - "Чёрный человек".
Его поэт придумал - Грибоедов,
И я, стиха поэтова отведав,
Ему сказал, что прошлогодний снег
Читателям во много раз важней,
Во много раз для века актуальней.
И он ушёл, по-моему, печальный,
Писать про кости княжеских коней,
Про леопарда, Мцыри и про сук,
Которым был убит зверюга дикий.
Теперь все знают - он поэт великий...
Названье верно выбрано, мой друг!
А теперь - серьёзно.
Андрей, стихотворение впечатляет, заставляет перечитать, подумать, обратить внимание на находки.
Несколько соображений - под спойлером.
Спасибо, что обратил внимание на это стихотворение, которое я с удовольствием прочитал. И с удовольствием над ним подумал.
Всего доброго, успехов и вдохновения,
Сергей
И сегодня я отвечу и тебе и Марго. Думаю, больше рецек не будет. )
А экс - порадовал, повеселил... отдельное спасибо тебе за него! ))
"Под балконом лежит снег - откуда об этом знает герой?". Ну, во-первых, дело происходит зимой. А во-вторых - он просто это знает. Ему снится - и он знает антураж того, что ему снится. Разве это не так? Как часто мы знаем что-то такое, чего явным образом нет в нашем сне, а тем не менее картинка сна - полноценна...
Сонет - формалистика, не привязанная к тематике. Мадригал - тематика, отвязанная от формы. И это тема любви. Написать о любви по заказу вестника смерти - не формирует ли некую цепочку мыслей? Желание этого вестника увидеть скорее смысл, чем форму - об этом здесь. А то, что традиции - так разве это не так (вспомним гостя Моцарта у Пушкина)?
У каждого свои сны. Чёрный человек моего героя - проецирует его восприятие. И он не судья в его восприятии (он не даёт определений) Он хозяин, и просто приветствует гостя, которого ждал (или ждёт)...
И ещё раз: спасибо, Сергей. И ты, и Марго - очень порадовали меня. )
Схема рифмовки поначалу показалась странноватой: в трех строфах АВ-АВ-СD-CD-C, которая в последней строфе меняется на АВВ-СС-ВА. Честно говоря, не сразу мне удалось ее вычленить, особенно в последней строфе. Но это даже интересно.
К рифмам можно и попридираться (особенно к мирозданья — зданья , кот. уж очень напоминает пресловутый полуботинок ). И ассонансных многовато (к примеру, стеклом — балкон, зима — ни хрена), но я придираться не буду, потому что в целом это стихотворения не портит.
Вот вкратце как-то так — раз уж Вы просили в Клубе конструктивной критики об отклике. ))
Смена рифмовки - следствие смены ситуации. Одна рифмовка для описания видения, и другая - для следствий этого видения, осмысливания его. По-моему, это подчёркивающий суть формализм.
"Второе я"... Ну, я бы так "сильно" не определял. Но то, что этот чёрный человек - следствие подсознательного мироощущения героя - безусловно.
Рифмы. А я люблю ассонансные рифмы. И не боюсь их. И более того, и однокоренных рифм не боюсь. Я готов даже допустить, что возможны стихи, где ботинок и полуботинок будут рифмоваться удачно, и в итоге в читательском восприятии эта рифма сыграет образо-формирующую роль. И это не будет стёб. Главное то, что Вы сказали: "в целом это стихотворения не портит". Это очень важно, на мой взгляд. А значит - у меня что-то получилось. )
Спасибо!
Успехов Вам! ))