Его такого тихого с рыбалки принесли, Он ни словечка не сказал ей. Умер, как уснул. Она родного прибрала, прикрыла зеркала, И тихо-тихо плакала, когда осталась с ним.
Соседка очень помогла во всём, давай ей Бог, И документы выправить, и в церковь, и в сельпо... Она сидела с ним, ждала, - а вдруг проснётся? Вдруг... Соседи заходили в дом, шептали - вот, судьба...
Она и не заметила, как третий день пришёл, Его на кладбище снесли, зарыли глубоко. Потом вернулись помянуть, сидели допоздна... Она посуду убрала, все стулья - по местам.
Как натоптали мужики... Да что же это, Бог?! Как натоптали мужики! - кричала, что есть сил. Как натоптали мужики, - и билась головой Об этот грязный, грязный пол. Он не придёт домой. . . . 19/11/2011 г.
Пронзительное и очень верное стихотворение, написанное с немыслимой горечью и поразительной точностью. Можно написать "горе" - и это будет понятно всем, но можно написать так, как это сделала ты, Мурр, и горе почувствовать, глотнуть и захлебнуться в нём. Можно... если сумеете.
Я даже не знаю, как ответить на твой отзыв. Три раза начинала и удалила все попытки. Прости меня, если я скажу банально, что не нашла достойных слов. Спасибо.
Знаете, Мурр… у кого-то, возможно, ваше стихотворение действительно отзовётся «больной мозолью». А кому-то, наоборот, поможет осознать, что почти любая реакция на горе естественна. И необходимость выкричаться, выплакаться — пусть даже на грязный пол — тоже естественна. Слишком многие не знают, не могут «отреагировать горе»… Негативные отзывы возможны всегда, но это действительно не причина для удаления стихотворения.
Я вот припомнила - это было на БЛК, на стихире. Всякие были отзывы, это нормально, но - кажется двое - называли его жестоким и прямо требовали удалить его. Так что про удаление я не сама выдумала. Но я такая плохая, не удалила)) И помнится, мы были на ты, Мурр и Сова)))
У меня на почве Мужиков развивается комплекс неполноценности. Как бы я - автор одного стихотворения.:) Как будто и не написала больше ничего никогда:))
Рита, писала длинную рецензию, а потом стёрла. Скажу только, что давно знаю это стихотворение, и оно каждый раз будит у меня одно и то же воспоминание. Тяжёлое. Тут всё правда, что ты пишешь.
Но ты не считаешь, что я не смела писать такой стих? Мне несколько раз на стихире (оно там давно на моей странице) писали, что я жестокая, что никто не смеет так писать об этом - ну, и тому подобное.
Рита, привет) Подумала: дай-ка из своего давешнего обзора перенесу к тебе отзыв на это стихотворение. Здесь ему надо находиться, а не скитаться по чужим страницам) ================================================ "Автор нам представил замечательный образец психологической лирики: через внешние поведенческие проявления героини отчетливо раскрыл её эмоциональное состояние. Рассказ состоит из двух контрастных частей. Первая – тихая, медленная, как вступительная часть реквиема (и слова какие «мирные» подобрались: «прибрала», «уснул», «ни словечка», «шептали», «церковь»). Читатель привыкает к монотонной описательности рассказа и начинает невольно проецировать внешнее спокойствие героини на её внутренние ощущения: кажется, что супруга покойного как бы спит наяву, она выбита из колеи, но не убита: слишком правильны её действия. Нет ничего, что бы выдало в ней сверхъестественное горе: без истерик принято тяжкое известие, организованы похороны и поминки… И так продолжается до последнего ответственного момента, когда можно убрать пустые тарелки со стола и расставить «стулья по местам».
И вот тут происходит внезапный переход, я бы даже сказала, скачок во вторую часть. Как будто разом грянули все инструменты огромного оркестра: ЛГ вышла из состояния ступора, «автопилот», на котором она держалась несколько дней, отключился…
Героиня увидела следы на полу… мужские следы, которых больше не будет в этом доме. Могла быть оброненная кем-то сигарета или опрокинутая стопка водки - предлог не важен. Сдавленная пружина копила силы для отскока, боль требовала выхода. И момент наступил. Человек, на протяжении нескольких дней демонстрировавший одну реакцию, вдруг (вдруг?) проявился перед нами в ином свете. Он сорвался - причем, в момент, когда всё самое страшное, казалось бы, уже позади. Сорвался на ничтожную мелочь, в то время как стоически перенес большую моральную пытку. Это психологический парадокс, тонко подмеченный Маргаритой. Сильно травмированная психика имеет неконтролируемую способность самопроизвольно "разряжаться" - в любой момент и по любому поводу, иногда спустя несколько дней после того, как произошло травмирующее событие. И только теперь мы начинаем понимать смысл стихотворения. Если такова «разрядка», то каким же был изначальный заряд? Что стояло за тихим спокойствием мирно сидящей у гроба женщины? Чем было само это спокойствие - не временным ли «помешательством», не тем ли самым «пограничным состоянием», в котором активизируются механизмы «защитного торможения», в результате чего человек плохо осознаёт, что происходит с ним и вокруг него, а впоследствии мало что может восстановить в памяти. (Недаром же подчеркнуто, что соседка, а не сама ЛГ оформляла нужные документы…)
Вот такое стихотворение-«перевертыш»: вторая часть не просто удивила, шокировала и напугала, она заставила полностью пересмотреть первую часть. ЛГ «очнулась». И читатель вместе с ней".
Людмила, спасибо Вам! Как же я так - давным-давно не заходила сюда, не видела Вашего отзыва. Как жаль, что вот так иногда пропускаешь действительно важное.
написанное с немыслимой горечью и поразительной
точностью.
Можно написать "горе" - и это будет понятно всем,
но можно написать так, как это сделала ты, Мурр,
и горе почувствовать, глотнуть и захлебнуться в нём.
Можно... если сумеете.
Ты - молодец! Душа без брони...
Прости меня, если я скажу банально, что не нашла достойных слов.
Спасибо.
Негативные отзывы возможны всегда, но это действительно не причина для удаления стихотворения.
И помнится, мы были на ты, Мурр и Сова)))
И правильно, что не удалила! К сожалению, никогда не знаешь, вдруг нечаянно наступишь на чью-то «больную ногу».
Птица-Сова (13/02/24 21:21) •
У меня на почве Мужиков развивается комплекс неполноценности.
Как бы я - автор одного стихотворения.:)
Как будто и не написала больше ничего никогда:))
Мне несколько раз на стихире (оно там давно на моей странице) писали, что я жестокая, что никто не смеет так писать об этом - ну, и тому подобное.
Подумала: дай-ка из своего давешнего обзора перенесу к тебе отзыв на это стихотворение. Здесь ему надо находиться, а не скитаться по чужим страницам)
================================================
"Автор нам представил замечательный образец психологической лирики: через внешние поведенческие проявления героини отчетливо раскрыл её эмоциональное состояние.
Рассказ состоит из двух контрастных частей. Первая – тихая, медленная, как вступительная часть реквиема (и слова какие «мирные» подобрались: «прибрала», «уснул», «ни словечка», «шептали», «церковь»). Читатель привыкает к монотонной описательности рассказа и начинает невольно проецировать внешнее спокойствие героини на её внутренние ощущения: кажется, что супруга покойного как бы спит наяву, она выбита из колеи, но не убита: слишком правильны её действия. Нет ничего, что бы выдало в ней сверхъестественное горе: без истерик принято тяжкое известие, организованы похороны и поминки… И так продолжается до последнего ответственного момента, когда можно убрать пустые тарелки со стола и расставить «стулья по местам».
И вот тут происходит внезапный переход, я бы даже сказала, скачок во вторую часть. Как будто разом грянули все инструменты огромного оркестра: ЛГ вышла из состояния ступора, «автопилот», на котором она держалась несколько дней, отключился…
Героиня увидела следы на полу… мужские следы, которых больше не будет в этом доме. Могла быть оброненная кем-то сигарета или опрокинутая стопка водки - предлог не важен. Сдавленная пружина копила силы для отскока, боль требовала выхода. И момент наступил. Человек, на протяжении нескольких дней демонстрировавший одну реакцию, вдруг (вдруг?) проявился перед нами в ином свете. Он сорвался - причем, в момент, когда всё самое страшное, казалось бы, уже позади. Сорвался на ничтожную мелочь, в то время как стоически перенес большую моральную пытку. Это психологический парадокс, тонко подмеченный Маргаритой. Сильно травмированная психика имеет неконтролируемую способность самопроизвольно "разряжаться" - в любой момент и по любому поводу, иногда спустя несколько дней после того, как произошло травмирующее событие.
И только теперь мы начинаем понимать смысл стихотворения. Если такова «разрядка», то каким же был изначальный заряд? Что стояло за тихим спокойствием мирно сидящей у гроба женщины? Чем было само это спокойствие - не временным ли «помешательством», не тем ли самым «пограничным состоянием», в котором активизируются механизмы «защитного торможения», в результате чего человек плохо осознаёт, что происходит с ним и вокруг него, а впоследствии мало что может восстановить в памяти. (Недаром же подчеркнуто, что соседка, а не сама ЛГ оформляла нужные документы…)
Вот такое стихотворение-«перевертыш»: вторая часть не просто удивила, шокировала и напугала, она заставила полностью пересмотреть первую часть.
ЛГ «очнулась». И читатель вместе с ней".
Не понимаю, чего это я только сейчас зашла сюда и увидела твой отзыв. Очень совестно.
Тебе спасибо)
Как же я так - давным-давно не заходила сюда, не видела Вашего отзыва. Как жаль, что вот так иногда пропускаешь действительно важное.
Может быть, поэтому так свински ухитрилась целый год не ответить тебе?..