Я двигаюсь в сером пространстве.
Мне звуки стучатся в череп.
Мосты, переулки, башни,
Дороги, дворы, тоннель.
Двигаясь в сером пространстве,
Легко открываю двери.
Однажды за новой дверью
Пойму, что забыла цель.
Куда я иду, не помню.
И кто я вообще такая?
Я имя своё забыла,
И даже во сне темно.
И кто я была, не знаю,
И кто я теперь, не знаю,
И что же мне делать дальше,
Я тоже не знаю. Но!
Я двигаюсь в сером пространстве.
Мне в череп стучится топот.
Здесь точно таких же толпы,
Я тоже теперь толпа.
Ах, как же легко и просто,
Не зная, какой и кто ты,
Шагать никуда без цели,
Не путаясь в сложных па.
Но время – искусный шулер.
Я вспомню себя однажды.
Однажды вернутся мысли
И прошлая жизнь моя.
И лишь бы мне в ту минуту
Не стало смертельно страшно,
Да так, что уже не страшно
Забыть, кто такая я.
* Конкурсное. 5ЛАП-2015: суточный блиц
Прочитал беседу о том что такое поэзия. Я поддержу Вас Полина. С моей точки зрения ваше понимание верное. Но теоретизировать не стану, хотя сказать есть чего. Так что просто резюме.
Что мне показалось не совсем удачным:
1. "Череп - тоннель" при первом прочтении был воспринят мной как укороченная ассонансная рифма. Потом я разобрался, конечно, но пришлось перечитать.
2. Оборот "лишь бы мне". Здесь, мне кажется, инверсия неудачна. Более правильное "мне бы лишь" звучит не хуже, хотя я понимаю, как "прикипаешь" к уже сформировавшемуся внутри звучанию и кажется, что любое исправление - только ухудшает. Это не так на самом деле.
Больше замечаний нет.
ЗЫ. Вы решили поработать с другой формалистикой и системой образности? Или мне показалось? )
Да я все время что-то разное выдумываю)
Вроде неплохо получается... хоть и непривычно для Вас, мне кажется... )
Потом прочитал текущее, в котором, действительно, на первое место встал "целостный образ", а не набор образов фрагментарных. Думаю, понимаете о чём я. Мне лично очень импонирует такой подход.
Что я здесь вижу? Здесь я вижу набор образов. Каждый в отдельности - очень хорош. И, тем самым, стих завораживает. Общая картинка формируется как мозаика. Но вот этой своей образной раздробленностью - в каждом месте замечательной, повторюсь - этот стих, ИМХО слабее, чем обсуждаемый сейчас. Тот, что обсуждается - нужно держать в голове весь... без изъятий. И, тем самым, здесь картинка получается насыщенней.
извини По. ))) доброе утро!
Что для автора обычно не характерно.
Хотя технические инструкции обычно пишутся в прозе.)
В этом стихотворении я не вижу авторских изюминок (за исключением, пожалуй, предпоследней части).
Возможно, я чего-то не уловила.
Нет, в затяжную дискуссию вступать не хочу. Поделилась собственным восприятием - и довольно. Если оно для Вас лишнее - извините.
Почему не работает обогреватель? - Плохой контакт выключателя.
Можете также конкретно описать того, чего не хватает стихотворению?
Берг, я ярко выраженный интуит, порой долго не могу вытащить на вербальный уровень то, что чувствую интуитивно.
----
Профессиональной критикой не занимаюсь, этого вполне достаточно.
-----
И что дальше?
В последнее время не получаю удовольствия от словесных перетягиваний каната - это два. Дискуссии - это спорт, а не поиск истины. Многое (да почти всё) зависит от натренированности и спортивной формы его участников. Да и сам спортивный азарт мне чужд.
Предпочту конфиденциальную беседу с интуицией.)
---
Знаете, мне нравятся многие Ваши стихотворения и Ваше творчество в целом...возможно, именно поэтому стиш показался не дотягивающим до ожидаемого уровня...
Вы поймите, Ирга, мне очень важно Ваше мнение. Как и мнение любого другого читателя. Но понять, что читатель имел в виду, написав: не, ну это как-то... а вот то напротив, хотя всё относительно... -- я не могу. А хотелось бы. Пожалуйста, подумайте, что для Вас оказалось не так с формой этого стихотворения, и сформулируйте. Буду очень признательна.
А хотите, давайте Вам помогу.
Итак, форма.
Что показалось Вам в ней недотягивающим? Выбранный размер? Строфика? Достаточно простые рифмы? Всё это каким-то образом диссонирует с содержанием?
Встречный анекдот: "И смех и грех говорил поп попадье, затягиваясь папиросой с коноплёй"
"Задам встречный вопрос: а откуда Вы узнали, что аскетичность текста не работает на идею?" (с)
А вот не скажу! Вы же не говорите откуда вы узнали что работает?)
Хотя... почему бы и ни сказать. Вот слушайте, Полина.
Я прочитал ваш текст. Прочитал второй раз, потом третий. Смотрю, аскетичненько всё так оформлено... но, блин! на идею всё таки не работает, не ассоциирует у меня ваш текст с толпой, с растворением "я" в толпе, ну и т.д. Прочитал четвёртый раз, и наконец-то понял почему сей казус приключился - вы придумали идею, вы придумали для идеи форму, вы подобрали нужные слова для этой формы, но вы забыли одно, сочинить стих. Здесь я остановлюсь. Потому что я могу быть не правым для вас. Люди разные, и наверняка найдутся другие которые посчитают ваш текст вершиной вашего творчества. И конечно же только вам выбирать чьё мнение вам ближе.
---
Перевожу на язык логики: слишком однородная и незамысловатая по построению (простые рифмы, да... короткие предложения...повторяющиеся слова и отсутствие прилагательных) затянутая вводная часть...не хватает стоп-акцентов для предотвращения монотонности. Просто скучно читать бесконечные отрывистые и лишённые картинок перечисления - внимание не удерживается. Можно сказать так: нет развития действия.
Да ещё и ритм пионерский.....Георгий прав...не даёт остановиться и оглядеться.
Ядра какого-то не хватает в стихотворении. И мне - декораций, изобразительного ряда. Трудно представить процесс в отрыве от фона.
Это то, что на данный момент выловлено в колодце интуиции.
В мою задачу входило передать монотонное отупляющее движение толпы. Толпы, пожалуй, как поршня. Вы смотрели Стену Алана Паркера? Помните, однородная масса людей движется рядами в мясорубку? Это происходит на монохромном фоне. Никаких пейзан и акварельных березок. И не потому, что бюджет картины подкачал. Потому, что каждое произведение имеет свое так называемое художественное пространство, и с ним приходится считаться автору.
В движении толпы как явлении нет ни стопов, ни акцентов. Она создает монотонность, а не предотвращает ее. Движение в толпе не позволяет остановиться и оглядеться. Толпа сама по себе суть ядро, стенобойный таран.
Монтонность и аскетичность стихотворения работают именно на эту идею. Это не беспомощность автора (Вы говорите, что отчасти знакомы с моим творчеством). Это художественный прием, позволяющий вогнать читателя в шкуру единицы движущейся однородной массы.
Да я на большее и не претендовала, кстати.
да......ещё.........про толпу, как ядро......её нет в Вашем стихотворении...этой плотности, монолитности - не ощущается....есть легко и даже играючи движущаяся героиня крупным планом. Как бы вырезанная из среды. Я даже чувствую простор вокруг неё, как на городских улицах...
Не сочетается лёгкий ритм с монолитностью.
---------
----
А вообще, чёрт дёрнул влезть со своей рецензией....)))
Наверное, нам пора расходиться и заниматься повседневными делами? )
К доминированию не призывает никто. Перекос происходит сам собой.
Гармония - это цельность, когда форма и смысл вместе работают на идею. В этом моем стихотворении всё именно так. Другой вопрос, что идея может быть не близка или не актуальна. Что могут различаться мировоззрения и философия читающих и пишущего.
Мне любопытно человеческое восприятие вообще, разница в восприятии и ее этимология. Я очень рада была поговорить с Вами, спасибо, что нашли время)
Сейчас опять уведёте в терминологические дебри........(
Не пойду туда.)
Вот кто вам сказал, что аскетичность текста работает на идею?) Не, ну по крайней мере для меня ведь не работает? Для Берга видимо работает, а для меня как-то совсем не работает) Мне, кажется, Полина вы не понимаете меня, вот смотрите если вы напишите слово ТОЛПА, в букве О нарисуете или вставите свой портрет или напишите букву я, потом снова напишите слово ТОЛПА и с буквы О будет падать ваш портрет или вываливаться буква я, будет ли это аскетично и понятно? Наверное будет, но будет ли это стихотворением, наверное нет.
Видите ли, сказать "ну и что?" можно на что угодно, не только на стих о толпе.
Знаете, есть такой анекдот. Один гражданин завел в городской квартире лошадь, поставил в ванную. Думает: вот придут гости, увидят лошадь, скажут: О! Лошадь! - а я пожму плечами и скажу: Ну и что?
Приходят гости. Бродят по дому. Хозяину ждать надоело. Он говорит им: а вы знаете, у меня в ванной лошадь! А они ему в ответ: Ну и что?
Задам встречный вопрос: а откуда Вы узнали, что аскетичность текста не работает на идею?
-------
Полина, я начинаю сердиться. Где я говорила именно о красоте образов? Не приписывайте мне то, чего я не говорила и не могла говорить никогда. Художественность - это прежде всего соответствие произведения общепринятым на данный момент эстетическим нормам - раз. Это некий пьедестал, поднимающий художественный объект над обыденностью - два. В произведении обязательно должно ощущаться присутствие автора, трансформирующего действительность по своему замыслу - три.
В Вашем стише эта самая трансформация практически отсутствует, есть простая констатация фактов от первого лица. Нет авторской переработки действительности с целью создания художественного образа. Тот, что получился - плоский и деревянный.
Сорри, но я рассердилась.)
И основной орган, позволяющий диагностировать эту самую художественность - как раз интуиция, накопленный прошлый эстетический опыт. Поэтому тут не сработают никакие "объективные критерии" - они только уведут глубже в лес непонимания.
Мы снова возвращаемся к уже сказанному выше)
Все в стихах, кроме техники, логики и владения русским языком, имеет отношение исключительно к сфере личного опыта читающего, иначе - вкусовщине.
И это всё опять же сохраняется на уровне эстетической памяти, то есть в зоне интуиции.
Поэтому я не очень склонна доверять Вашим критериям формирования художественной ценности как результату общения в некой культурной среде))
Правильно ли я поняла, Валера, что Вы считаете, будто написанная мной работа не имеет отношения к поэзии вообще, что она является набором слов и фраз, не содержащих в себе художественной ценности?
И еще один вопрос: стоит ли мне всерьез относиться к Вашему мнению, если не так давно Вы сделали практически идентичное заявление относительно другого моего стихотворения, которое, простите за запрещенный прием, высоко оценили литературные критики?
---
А вообще...муж сварил уху, пошла дегустировать. Сменим духовную пищу на плотскую.)))
"Правильно ли я поняла, Валера, что Вы считаете, будто написанная мной работа не имеет отношения к поэзии вообще, что она является набором слов и фраз, не содержащих в себе художественной ценности?"(с)
Да, правильно.
"И еще один вопрос: стоит ли мне всерьез относиться к Вашему мнению, если не так давно Вы сделали практически идентичное заявление относительно другого моего стихотворения, которое, простите за запрещенный прием, высоко оценили литературные критики?"
Прощаю. Не стоит, ибо вы сами в своём вопросе уже нашли нужный для себя ответ противопоставив моё мнение мнению литературных критиков)...только это... стесняюсь спросить, почему вы "литературных критиков"не написали так,- ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ, что бы форма соответствовала содержанию полностью?)
А капсом я не пишу, Валер, это невежливо по отношению к собеседнику.