.................... В таких местах полезно просыпаться... ..........................................Владимир Вишневский
Когда Иван Петрович занемог – никто не мог помыслить то, что в морг его свезут примерно через месяц. Врачи проверят, скажут, что кранты… отмаялся, Иван Петрович, ты – отныне ничего тебя не бесит.
А ведь бесило многое: жена, тупой начальник, новости, цена на топливо, на колбасу, на шмотки. Цена росла, бюджет трещал по швам. Спасали отпуск, дочка и сто грамм… вот только отпуск больно уж короткий.
Ну ничего. Сейчас ты налегке пойдёшь к воспетой греками реке, к парому по нахоженной дороге… Но ты ещё не видывал Париж – и наверху решили, что ты спишь, и что пора проснуться в этом морге.
И ты проснёшься. Как сказал поэт: "Полезно просыпаться…"! В списке мест, куда мечтал попасть и где ты не был – Париж тебя единственный и спас. А так бы ты навек ушёл от нас. И знаешь что скажу?.. – не пожалел бы.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
То есть... Иванпетровичу и по воскресении Париж не светит:))) Эх... жизааааа:))) А я так хочу в Лондон, ну и в Париж, кстати, бы не отказалась, может и меня вернут:))) Классный стих, Андрей! На фоне, казалось бы, забавной иронии, такой сарказм горький. Но буду хотеть дальше:)))
Приветствую, Таня! ) Но тут ведь как: традиция-то говорит, что "Париж увидеть - и умереть". Так что лучше сначала в Лондон и Нью-Йорк, а Париж - оставить на потом. На всякий пожарный случай... )))
Да, Андрей, ты прав! Я конечно помню это выражение. Я просто желаю твоему ЛГ не умирать, даже после того, как он увидит Париж. Хотя я конечно понимаю грустную нотку в конце. Иногда жизнь ТАК достанет...
И правильно! Париж вообще город-убийца. Поскольку по прибытию туда, для смерти дверь к тебе открыта нараспашку. Поэтому - мечтать-то - мечтай, но соваться - не суйся... ))) Там вон крысы - прям на Елисейских полях живут... спутники смерти, кстати (ну и старухи Шапокляк, конечно). ))
О, теперь я понимаю, как Андрюша оскоромился!:-)) Аж, на три стихотворения! Классно! Мне вся троица понравилась. Проголосила и за "Соломона", а уж "Трамвай" мне ваще очень-очень приглянулся!) Хотела сначала и за "Париж" проголосить, потому что стихотворение хорошее. Трагикомедия нашей жизни ... Но всё тки финал меня остановил...из-за двойственности лексической, которая, как мне видится, возникла из-за вводного оборота "И знаешь что скажу?" От первого лица.
Потому я задумалась, что хотел сказать Автор... - или то, что если бы Иван Петрович помер, то не пожалел бы о нашем рутинном мире - или то, что Автор ничуть не пожалеет об уходе Петровича - или и то, и другое:-)
Потомушта, если брать за жабры, например, Анну Каренину, - возможно, она не и не пожалела в "тотсветной" биографии , что покинула этот свет - но трудно предположить, чтобы Лев Николаевич сказал: "Мне не жалко, ей одна дорожка - под поезд!"
В общем, обычному, где-то сентиментальному, читателю всегда бывает жалко героя, если он ничего жестокого не совершил, и хочется разделять эти чувства с Автором.))
Потому, если бы в "доморговском" периоде Петровича было что-такое ужасное, что вызывало негодование читателя, тогда бы я ещё смирилась с декларацией автора о том, что ему не жаль своего героя....
Тань, во-первых, спасибо. Очень приятно (и полезно!) получать такие отзывы, как твой, где позиция читателя изложена столь аргументировано. А во-вторых - попробую ответить.
И я даже уже написал ответ, но злой интернет его затёр. Поэтому я отвечать тебе буду с учётом этого опыта, по частям, несколькими постами. Потерпишь? )
Итак, первое что хочу сказать: о лексической двойственности. На мой взгляд, её нет. Посмотри: "А так бы ты навек ушёл от нас. И знаешь что скажу?.. – не пожалел бы." Откуда здесь может взяться "Я" (я не пожалел бы)? Я к чему: если оторвать последнее предложение от предыдущего, то "я" может появиться, не спорю. Но в связке этих предложений - для "я" места нет. Чтобы оно всё-таки появилось - его нужно чётко указать (типа "...и знаешь что?.. - а я не сожалел бы") Заметь - при этом не "пожалел" проявляется, а "сожалел". И эллипсис, о неудачности которого ты, по сути, говоришь - всё-таки относится к "ты". Я более того скажу: исторически было так - было одно предложение: "В списке мест, куда мечтал попасть и где ты не был – Париж тебя единственный и спас, а так бы ты навек ушёл от нас... и знаешь что скажу?.. – не пожалел бы." Я его разбил на три, поскольку решил, что сложновата конструкция для восприятия. И никак не ожидал возникновения неоднозначности. На мой взгляд, повторюсь, эта неоднозначность - следствие фрагментации текста при анализе.
Конечно, потерплю..:-) Кстати, я тоже этот коммент сегодня несколько раз пыталась послать, сайт глючил что-ли, всё пропадало. Видно, Толстой рассердился.))
О Толстом. Да, я тоже не могу представить себе "Мне не жалко" Толстого, применительно к Анне. Но вот с "...ей одна дорожка - под поезд!" - сложнее. На мой взгляд, Анна бросилась под поезд, как следствие всей совокупности внешних обстоятельств и собственного менталитета. В этом смысле, её самоубийство - закономерно и обусловлено психологически точно. Толстой жалеет Анну, однако ей действительно, по факту её жизневосприятия, оставалось только под поезд. Либо наплевать - и стать "как все", стать лживой ханжой. Анна этого сделать не смогла. Вернёмся ко мне и к Ивану Петровичу. Я тоже не написал, что его "мне не жалко". Мне жалко! Жалко, что у Петровича жизнь такая, что просвета нет и не предвидится... что умереть для него - в каком-то смысле выход. Мало ли что там его ждёт... а здесь его не ждёт ничего. Но это не всё. Петрович - не Анна. Он умер не по собственной инициативе. И его вернули. Как думаешь, вернули бы его, если бы он сознательно ушёл бы из жизни в силу её беспросветности? Выше Ольга (Laura_Li) уже сказала - вернули, чтобы попробовал... может получится изменить жизнь. Я не спорю с ней, возможно. Но ведь поговорка "увидеть Париж и умереть" - в контексте моего стихотворения обретает жутковатый смысл: вот приедет Петрович в Париж - и умрёт. И не будет оснований его возвращать. В итоге, чтобы Петрович долго жил - ему нужно ничего не менять... и никакого Парижа ему нельзя посещать. Прикинь теперь, как это ужасно. Для Петровича нет выхода. Совсем. Потому и не пожалел бы он. А мне его - жалко. Он не виноват.
"...но всё-таки некое торможение при прочтении возникает." - результат излишнего фрагментирования (ненужной семантической разбивки) текста при анализе. ИМХО, конечно.
Ну вот, вроде бы ответил... Возможно, не убедительно, но как могу... Однако, мне было интересно формулировать своё понимание написанного мной, пусть и так многословно, и честно говоря, всё равно не полно, не исчерпывающе... но это был бы уже вообще трактат какой-то... ))) Я благодарен тебе за эту возможность высказаться. Очень благодарен, Тань. )
В случае, если бы Петрович не пожалел о своём уходе, увидев Париж...мне скорее жалко дочь Петровича. Ведь именно она спасала его в этой жизни. А он не пожалел бы, оставив её? Зато Париж увидел. Париж, разумеется, стоит мессы, но не страданий любящего человека..Все- таки есть о ком жалеть Петровичу.
Про Анну согласна, что выбора у неё не было. Но Серёжу Каренина мне тоже всегда было жальче.
Браво, Андрей! Не стих, а великолепный манифест о своевременных воплощениях человеческих желаний, как же бездумно люди тратят время порой, да? ) Удивительно мощный концентрат иронии, ни одной лишней буквы – отточенность великолепная!
Не то что бы "нашла здесь свой", но увиделось в планетарном масштабе, что миллионы Иванов Петровичей существуют именно так: от получки до получки, от пятницы до пятницы, от отпуска до отпуска, от рюмочки до рюмочки, от сигаретки до сигаретки... и прочие пустовременные дистанции) От др до др. У тебя другой смысл?
Да нет, этот. Просто почему "манифест"? И... существуют ли они так по собственному желанию? Это скорее им вменено в обстоятельства жизни обществом, государством. Они же мечтают о Париже. Но не могут туда выбраться. Они бы и рады иной жизни - но её нет. И не предвидится. И Иван Петрович, проснувшись - ничего нового в этой жизни не получит, всё будет по-прежнему. Для него жизнь - и так схожа с пребыванием в Аиде... скучно, пусто, бессмысленно... и не по его вине. И потому, когда ты сказала про иронию - я это не совсем понял. Горечь - да. Ирония... ну не знаю... Но я не думаю, что правильно с моей стороны что-то расшифровывать. Потому я и написал что-то, типа "каждый видит своё". Я не отрицаю твоё видение... но, видимо, я плохо написал, раз смысл, заложенный мной, скорее не понят, чем понят. (( Значит - чего-то не умею, что-то не учёл... и, наверное, тем самым, это не удачные стихи. ((
Я не знаю, было бы лучше или нет. Но это жестоко :((( Когда, как бы ни была прожита жизнь, приходит тот, кто ещё нее допрожил и такое говорит... Мне так кажется...
А манифест, потому что стих-призыв, именно призыв - задуматься, встряхнуться и делать вещи, которые вечно откладываются на потом! Об этом подумалось в первые секунды после прочтения, именно об этом) И нет для меня здесь горечи, есть правда жизни, ирония господина Случая, второй шанс! Горько, когда выхода нет. Из морга. И не прибедняйся, Андрей, стихи удачные, крепкие, лично мне очень понравились.
Нет. Я полагаю, что менять концовку - ошибка. Изменится смысл всего, о чём я написано. Что касается "...Когда, как бы ни была прожита жизнь, приходит тот, кто ещё нее допрожил и такое говорит..." - то вся мировая литература наполнена примерами того, как "приходит автор, который ещё не допрожил жизнь - и такое говорит...". Я даже примеры приводить не стану. Я даже усилю: "...приходит автор, который никогда не совершал того, о чём пишет, например не убивал, как Раскольников, не был ни одним из братьев Карамазовых... под поезд не бросался, как Анна Каренина... и не умирал, как Иван Ильич - и пишет об этом... и веришь ему." Таня, Вера, я так понял, что вы мне поверили? Может это и есть главное? И "не та концовка" - не та только потому, что некомфортно стало? Но я не столяр, делающий уютное кресло, чтобы у камина сидеть.
Такие случаи достоверно известны, стоит хотя бы набрать в поисковике "10 случаев очнувшихся после смерти" на bugaga.ru есть, и ещё можно найти задокументированные шокирующие факты. Как не верить?))) Вот оно если...
Оль... да даже не в этом дело. Я о том, что фактура жизни у меня в стихотворении не из пальца высосана (на мой взгляд, конечно). И рутина, которая даже после второго рождения никуда не девается - на мой взгляд не менее правдивое утверждение и это (опять же на мой взгляд) не менее, а даже более типично, чем описание ситуации, когда второе рождение что-то меняет в жизни. У меня есть и противоположное по смыслу произведение. Вот оно: http://litset.ru/publ/29-1-0-22812 . Так стоило ли мне повторятся? Жизнь разная. И задуматься об одном и том же можно прочитав произведения и с разными концовками. Да и совсем ли разными? Но хотя аспекты различны, однако же тебя "пробило" на те мысли, к которым я вёл читателя "Степана..."
Тань, ну значит я не понял, хотя: "А меня финал напряг... Не могу принять, хоть убей..." + "это жестоко ... когда, как бы ни была прожита жизнь, приходит тот, кто ещё нее допрожил и такое говорит..." ; "Я с Таней согласная, Андрюш!". Однако на "до морга" я тоже обратил внимание... и подумал: "Так вот о чём тогда надо писать!". О том, как "жил хороший человек интересной насыщенной жизнью, приболел, его в морг отправили, а он там проснулся - и ещё более счастливый пришёл домой продолжать свою интересную насыщенную жизнь!". Как это свежо, черт возьми! Как интересно было бы читателю! А мне-то как интересно было бы такое писать! Тань, я сейчас рычать начну!!! ((
Эх... жизааааа:)))
А я так хочу в Лондон, ну и в Париж, кстати, бы не отказалась,
может и меня вернут:)))
Классный стих, Андрей!
На фоне, казалось бы, забавной иронии, такой сарказм горький.
Но буду хотеть дальше:)))
Ну почему "не светит"? Светит... теоретически... )
Спасибо, Наташ! )
Но тут ведь как: традиция-то говорит, что "Париж увидеть - и умереть". Так что лучше сначала в Лондон и Нью-Йорк, а Париж - оставить на потом. На всякий пожарный случай... )))
Я конечно помню это выражение. Я просто желаю твоему ЛГ не умирать, даже после того, как он увидит Париж.
Хотя я конечно понимаю грустную нотку в конце. Иногда жизнь ТАК достанет...
Андрей, ты сделал мой вечер.))
Спасибо, Марусь. )
Здоровское!
Поэтому - мечтать-то - мечтай, но соваться - не суйся... )))
Там вон крысы - прям на Елисейских полях живут... спутники смерти, кстати (ну и старухи Шапокляк, конечно). ))
Мне вся троица понравилась. Проголосила и за "Соломона", а уж "Трамвай" мне ваще очень-очень приглянулся!)
Хотела сначала и за "Париж" проголосить, потому что стихотворение хорошее.
Трагикомедия нашей жизни ...
Но всё тки финал меня остановил...из-за двойственности лексической, которая, как мне видится, возникла из-за вводного оборота "И знаешь что скажу?"
От первого лица.
Потому я задумалась, что хотел сказать Автор...
- или то, что если бы Иван Петрович помер, то не пожалел бы о нашем рутинном мире
- или то, что Автор ничуть не пожалеет об уходе Петровича
- или и то, и другое:-)
Потомушта, если брать за жабры, например, Анну Каренину,
- возможно, она не и не пожалела в "тотсветной" биографии , что покинула этот свет
- но трудно предположить, чтобы Лев Николаевич сказал: "Мне не жалко, ей одна дорожка - под поезд!"
В общем, обычному, где-то сентиментальному, читателю всегда бывает жалко героя, если он ничего жестокого не совершил, и хочется разделять эти чувства с Автором.))
Потому, если бы в "доморговском" периоде Петровича было что-такое ужасное, что вызывало негодование читателя, тогда бы я ещё смирилась с декларацией автора о том, что ему не жаль своего героя....
И я даже уже написал ответ, но злой интернет его затёр. Поэтому я отвечать тебе буду с учётом этого опыта, по частям, несколькими постами. Потерпишь? )
Я более того скажу: исторически было так - было одно предложение: "В списке мест, куда мечтал попасть и где ты не был – Париж тебя единственный и спас, а так бы ты навек ушёл от нас... и знаешь что скажу?.. – не пожалел бы." Я его разбил на три, поскольку решил, что сложновата конструкция для восприятия. И никак не ожидал возникновения неоднозначности. На мой взгляд, повторюсь, эта неоднозначность - следствие фрагментации текста при анализе.
Кстати, я тоже этот коммент сегодня несколько раз пыталась послать, сайт глючил что-ли, всё пропадало.
Видно, Толстой рассердился.))
И сейчас я о нём и напишу... )) И о Карениной.
Согласна, что высказывание скорее относится к "ты", но всё-таки некое торможение при прочтении возникает.
Да, я тоже не могу представить себе "Мне не жалко" Толстого, применительно к Анне. Но вот с "...ей одна дорожка - под поезд!" - сложнее. На мой взгляд, Анна бросилась под поезд, как следствие всей совокупности внешних обстоятельств и собственного менталитета. В этом смысле, её самоубийство - закономерно и обусловлено психологически точно. Толстой жалеет Анну, однако ей действительно, по факту её жизневосприятия, оставалось только под поезд. Либо наплевать - и стать "как все", стать лживой ханжой. Анна этого сделать не смогла.
Вернёмся ко мне и к Ивану Петровичу. Я тоже не написал, что его "мне не жалко". Мне жалко! Жалко, что у Петровича жизнь такая, что просвета нет и не предвидится... что умереть для него - в каком-то смысле выход. Мало ли что там его ждёт... а здесь его не ждёт ничего.
Но это не всё. Петрович - не Анна. Он умер не по собственной инициативе. И его вернули. Как думаешь, вернули бы его, если бы он сознательно ушёл бы из жизни в силу её беспросветности? Выше Ольга (Laura_Li) уже сказала - вернули, чтобы попробовал... может получится изменить жизнь. Я не спорю с ней, возможно. Но ведь поговорка "увидеть Париж и умереть" - в контексте моего стихотворения обретает жутковатый смысл: вот приедет Петрович в Париж - и умрёт. И не будет оснований его возвращать. В итоге, чтобы Петрович долго жил - ему нужно ничего не менять... и никакого Парижа ему нельзя посещать. Прикинь теперь, как это ужасно. Для Петровича нет выхода. Совсем. Потому и не пожалел бы он. А мне его - жалко. Он не виноват.
Её не было.
Однако, мне было интересно формулировать своё понимание написанного мной, пусть и так многословно, и честно говоря, всё равно не полно, не исчерпывающе... но это был бы уже вообще трактат какой-то... )))
Я благодарен тебе за эту возможность высказаться. Очень благодарен, Тань. )
Ведь именно она спасала его в этой жизни.
А он не пожалел бы, оставив её? Зато Париж увидел.
Париж, разумеется, стоит мессы, но не страданий
любящего человека..Все- таки есть о ком жалеть
Петровичу.
Про Анну согласна, что выбора у неё не было.
Но Серёжу Каренина мне тоже всегда было жальче.
И тебе, Андрюш, Спасибо!
Не стих, а великолепный манифест о своевременных воплощениях человеческих желаний, как же бездумно люди тратят время порой, да? )
Удивительно мощный концентрат иронии, ни одной лишней буквы –
отточенность великолепная!
ps Надо в Париж билеты брать...)))
Ну, каждый ищет свои смыслы... я рад, что ты нашла здесь свой. И билет, конечно - бери! )
У тебя другой смысл?
И потому, когда ты сказала про иронию - я это не совсем понял. Горечь - да. Ирония... ну не знаю...
Но я не думаю, что правильно с моей стороны что-то расшифровывать. Потому я и написал что-то, типа "каждый видит своё". Я не отрицаю твоё видение... но, видимо, я плохо написал, раз смысл, заложенный мной, скорее не понят, чем понят. (( Значит - чего-то не умею, что-то не учёл... и, наверное, тем самым, это не удачные стихи. ((
Но... он не правдив? Что бы ты хотела? Хэппи энд? Он не всегда бывает. (
И нет для меня здесь горечи, есть правда жизни, ирония господина Случая, второй шанс! Горько, когда выхода нет. Из морга. И не прибедняйся, Андрей, стихи удачные, крепкие, лично мне очень понравились.
Что касается "...Когда, как бы ни была прожита жизнь, приходит тот, кто ещё нее допрожил и такое говорит..." - то вся мировая литература наполнена примерами того, как "приходит автор, который ещё не допрожил жизнь - и такое говорит...". Я даже примеры приводить не стану. Я даже усилю: "...приходит автор, который никогда не совершал того, о чём пишет, например не убивал, как Раскольников, не был ни одним из братьев Карамазовых... под поезд не бросался, как Анна Каренина... и не умирал, как Иван Ильич - и пишет об этом... и веришь ему." Таня, Вера, я так понял, что вы мне поверили? Может это и есть главное? И "не та концовка" - не та только потому, что некомфортно стало? Но я не столяр, делающий уютное кресло, чтобы у камина сидеть.
Как не верить?))) Вот оно если...
Тань, я сейчас рычать начну!!! ((
Но ладно, рычать не буду. Я ж люблю вас обеих. )