Это модно сейчас – толерантно искать снисхожденья даже к тем, кто в крови перепачкан с хвоста до рогов. Это модно… но вот, выбирая зачем я и с кем я? – к этой моде иметь отношение – я не готов.
Это модно сейчас, – даже если кому не по нраву, – называть наименьшее зло гибким словом "добро"… Никого не сужу – не дано дозволенья и права. Но вот выбрать могу, мне прощенья просить у кого.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Интересно. В Библии сказано, что в землю обетованную войдут те, кто не ведает что такое добро и зло. А всё потому, что в эти два понятия люди вкладывают то, к чему с рождения привычны. Перекраиваем понятия под себя, втискиваем их в рамки уже привитого. Вот вспомни Маяковского, который пытался научить "что такое хорошо, а что такое плохо". Не всех научил))) Даже устоявшиеся дефиниции понимаем по-разному. Кто во что горазд. Просто думать каждый раз надо, потому что, мне кажется, эти понятие ситуационны.
Привет, Марин. Знаешь, ситуационными они может и являются, но в той же мере, в которой ситуационна совесть, на мой взгляд. В итоге приходим к вопросу: "Обладает ли понятие "совесть" чёткостью определения?" Как ответишь на этот вопрос - так и подойдёшь к этике. То есть если счесть, что "совесть" - категория, то есть некое базовое понятие, не поддающееся определению, то добро и зло, определяемые как понятийные проекции совести - они вполне уже определимы. Разве нет? Другое дело, что что для человека часто выгодно в разряд базовых категорий, то есть неопределимых понятий, отнести "добро" и "зло", а потом показать ущербность чёткости их дифференциации. Но правильно ли это?
Понятие "совесть" - очень расплывчатое. Наверное, именно потому, что каждый в него вкладывает то, что пожелает и как левая задняя нога прикажет, эвтаназию приняли только в одной стране (кажется, в Голландии). Ну там вообще многие вольности привычны)) А так - нет веры людскому детёнышу)Вроде бы даже разумному, говорят)Кстати, часто смотрю про дикую природу. Однажды там прозвучала фраза о том, что человек - самое агрессивное, порой неадекватное животное. К счастью, мне попадались вполне нормальные. Но по ТВ насмотрелась, да. Совесть надо развивать. Не все это делают, не все хотят и понимают. Я ж говорю, довлеет груз привычных понятий. Привет, Андрюша)
А ты не путаешь понятия "совесть" и базирующееся на нём понятие "нравственность", и "обычай" с базирующимся на нём понятием "мораль"? Совесть субъективна, не спорю. Но именно она первична в связке "совесть <=> добро/зло". Или нет, полагаешь?
Нет, ничего не путаю. Если не развивать совесть, то она останется на уровне инстинктов - добыть еду, согреться и т.д. Любыми средствами. В том числе неприемлимыми для цивилизованного общества. О понятиях добра и зла речь не идёт. их не существует при таком раскладе, потому что всё, что заблажится - хорошо, добро, а всё, что против, - зло.
Андрюша, ну не скажешь же ты, что совесть остаётся в том достаточно примитивном состоянии,с тем образом добра и зла, который был в 7-8 лет)) Или на уровне пубертатного возраста, когда бесятся гормоны, а любые ограничеиия, запреты и вполне разумные правила принимаются в штыки)) У некоторых всё же заметны изменения в формировании префронтальной части мозга, отвечающей за анализ и выводы))) Ребёнок взрослеет, вырастает из «коротких штанишек», получает опыт, добавляет новое или перечёркивает предыдущее. И развивает совесть, навыки, интеллект. Ну... это в идеале)) Судя по разной инфе, сам понимаешь, какие бывают)) Чур меня))))
Думаю, что со временем человек социализируется - и получает возможность оценивать и примерять на себя всё более сложные нормы поведения. Однако - это постижение морали. А вот совесть как-бы свыше даётся. И воспринимается интуитивно и всегда актуально. Я часто приводил в пример в обсуждении этой темы такого персонажа, как Робин Гуд. Ведь аморальный тип. Грабитель и убийца. Но его вела совесть, то бишь он обладал нравственностью, сделавшей его "положительным героем". И люди, оценивавшие деяния Робина Гуда - принимали его поступки как пример высоконравственного поведения. Я к тому, что совесть - она как бы "не от мира сего". И говорить о её "развитии" можно лишь условно.
Я так не думаю. Точно так же можно считать условным преступные деяния Робина Гуда. Или условно принимать его совестливость. Смотря с чьей точки зрения)) Хорошо. Если ты считаешь, что совесть дана свыше (внутренний голос Бога - так?)и отрицаешь её развитие, то почему некоторые этот голос слышат до несущественных мелочей,возводя свои и чужие грехи в разы (по-польски это называется skrupuljacija), другие - нормально с точки зрения обычного, не приближенного к Богу, человека, а третьи вообще не слышат? В чем тут соль?)) Ладно, мы все от рождения имеем совесть. Априори. Понимаю, тут не все так совершенны, как Тимур и его команда. Не помню, как звали "плохиша", который полюблял тырить яблоки. Так вот - знаю многих достойных людей, тогдашних "плохишей", которые в детстве обчищали соседские сады или городские клумбы под носом у милиции. Считалось, баловство. И что? У них не было совести или не прошла еще социализация?)) А может, все-таки со временем незаметно развивалась совесть, принимались или отвергались какие-то пункты, шло формирование личности? Мы же не говорим о страхе наказания за плохие поступки? Это же не совесть))
Его звали Мишка Квакин. ))) Но вопрос хочу задать: ты думаешь, Квакин не понимал, что обчищать сады - не хорошо? Думаю, понимал. Просто для него компромисс с совестью в этом аспекте был допустим. Но не более того. Так может и у других людей, совершающих бессовестные поступки, есть понимание их бессовестности, но вот только компромисс их не пугает. Так сказать, всё понимают, но делают своё, ради выгоды того или иного рода.
Точно - Квакин))). Вот не знаю, чувствовал ли он, что это нехорошо. В таком возрасте, мне кажется, не очень задумываются о правильности поступка, просто весело провели время. Как мы в школе не любили правильных!! И скучных. Чесслово, кондуита им не хватало)) А может, и докладывали. Вот скажи: а у таких все в порядке с совестью?
Марин, совесть - это одно. А вот готовность поступать против совести - это другое. Всегда весы. Например: поступлю по совести - и стану изгоем в классе, где "не любят правильных", или поступлю так, как "надо" поступить, чтобы не быть изгоем. Мы все идём на компромиссы с совестью. У всех их полно в жизни. И маленьких, и больших. Но, делая что-то против совести, потом иногда хочется извиниться. Важно понимать перед кем.
Ну не знаю... Я против совести не поступала и при этом не была изгоем в классе. А стучать - это по совести?)) Скажи, ты считаешь, Павлик Морозов правильно оступил? Если да, то, наверное, мы о разных совестях говорим - не думаю, что ему такое нашептал Бог)))
Думаю, Павлик против совести поступил. Но в соответствии с моралью, которая диктовала примат общественных ценностей над общечеловеческими. И, думаю, знал, что идёт против совести, но мораль возобладала над нравственностью.
Сложную и вечную тему затронули Вы, Андрей. Выбор субьективен и относителен, конечно, в мире людей. И в каждом из нас есть свои свет и тьма. Но все же лично для меня важны высшие духовные принципы, общие для всех религий и для всех наций. То, что объединяет, и есть истина. Быть толерантной к тем, кто их нарушает, я не способна...
Спасибо, Онега! ) Да, тема не простая... Пожалуй, это одна из самых сложных из этических проблем. Она очень обширна... Но, как сказал Левитанский "Каждый выбирает для себя..." И это не просто. Даже в мелочах... Например, решить, подписать или не подписать т.н. "Письмо 42-х"? Левитанский его подписал... Но кто имеет право его осудить, кроме его самого? И в то же время... все всё понимали и понимают... У каждого есть за что просить прощения. Важно - у кого. Вот это я и хотел сказать.
Интересная позиция, Андрей!)Присоединяюсь к размышлениям. На самом деле разделение мира на добро и зло придумали сами люди и эгрегоры. Нет ни того, ни другого. Все едино. Не то, чтобы модно, а так играет с людьми система.У всех людей свой договор на воплощение. Опыт души у каждого человека и существа свой. Не всем быть светлым и добрыми. Вопрос, какую позицию выбираешь ты, это верно.
Лен, на мой взгляд, тезис "...разделение мира на добро и зло придумали сами люди и эгрегоры. Нет ни того, ни другого..." - ложь во имя самооправдания. Фактического или будущего, "соломка" своего рода, которую человек склонен подстелить заранее. Я не утверждаю, что распознать добро и зло легко. Но попытаться сделать это всегда можно... хотя рассуждать об амбивалентности - и легче, и моднее... )
Спорить не буду, так как каждый остается при своем) Для меня это не модные рассуждения, а глубокое понимание мира и бытия. Уважаю позицию и жизнь каждого воплощенного на Земле существа.
Привет, Андрюша)
Но что значит "развивать совесть"?
Я часто приводил в пример в обсуждении этой темы такого персонажа, как Робин Гуд. Ведь аморальный тип. Грабитель и убийца. Но его вела совесть, то бишь он обладал нравственностью, сделавшей его "положительным героем". И люди, оценивавшие деяния Робина Гуда - принимали его поступки как пример высоконравственного поведения. Я к тому, что совесть - она как бы "не от мира сего". И говорить о её "развитии" можно лишь условно.
Хорошо. Если ты считаешь, что совесть дана свыше (внутренний голос Бога - так?)и отрицаешь её развитие, то почему некоторые этот голос слышат до несущественных мелочей,возводя свои и чужие грехи в разы (по-польски это называется skrupuljacija), другие - нормально с точки зрения обычного, не приближенного к Богу, человека, а третьи вообще не слышат? В чем тут соль?)) Ладно, мы все от рождения имеем совесть. Априори. Понимаю, тут не все так совершенны, как Тимур и его команда. Не помню, как звали "плохиша", который полюблял тырить яблоки. Так вот - знаю многих достойных людей, тогдашних "плохишей", которые в детстве обчищали соседские сады или городские клумбы под носом у милиции. Считалось, баловство. И что? У них не было совести или не прошла еще социализация?)) А может, все-таки со временем незаметно развивалась совесть, принимались или отвергались какие-то пункты, шло формирование личности? Мы же не говорим о страхе наказания за плохие поступки? Это же не совесть))
Но вопрос хочу задать: ты думаешь, Квакин не понимал, что обчищать сады - не хорошо? Думаю, понимал. Просто для него компромисс с совестью в этом аспекте был допустим. Но не более того. Так может и у других людей, совершающих бессовестные поступки, есть понимание их бессовестности, но вот только компромисс их не пугает. Так сказать, всё понимают, но делают своё, ради выгоды того или иного рода.
Скажи, ты считаешь, Павлик Морозов правильно оступил? Если да, то, наверное, мы о разных совестях говорим - не думаю, что ему такое нашептал Бог)))
Да, тема не простая... Пожалуй, это одна из самых сложных из этических проблем. Она очень обширна...
Но, как сказал Левитанский "Каждый выбирает для себя..." И это не просто. Даже в мелочах... Например, решить, подписать или не подписать т.н. "Письмо 42-х"? Левитанский его подписал... Но кто имеет право его осудить, кроме его самого? И в то же время... все всё понимали и понимают...
У каждого есть за что просить прощения. Важно - у кого. Вот это я и хотел сказать.
На самом деле разделение мира на добро и зло придумали сами люди и эгрегоры. Нет ни того, ни другого. Все едино.
Не то, чтобы модно, а так играет с людьми система.У всех людей свой договор на воплощение. Опыт души у каждого человека и существа свой. Не всем быть светлым и добрыми. Вопрос, какую позицию выбираешь ты, это верно.
Для меня это не модные рассуждения, а глубокое понимание мира и бытия. Уважаю позицию и жизнь каждого воплощенного на Земле существа.