Июльский вечер тих, нетороплив, Ленивый ветер гладит косы ив И шепчет что-то нежное рябинам. За шторой притаился рыжий кот: Как будто спит, но ухо выдаёт Охотника за парой голубиной. Под фонарём роится мошкара И радуется жизни до утра Другой судьбы не ждущая подёнка. Вплывает дом в разливы резеды, Но горькое предчувствие беды Не отступает и летит вдогонку. Та женщина, застывшая в окне, Сама себе спешит ответить: «Нет!» — На мысли беспощадные, больные. Трясёт в испуге русой головой И крестится, и шепчет: «Он живой!» И Бог кивает: «Он придёт, Мария...»
Наташа, привет! Мне стихотворение однозначно понравилось. Прочитал три верхних отзыва и рассуждения о диссонансе персонажей текста. По-моему, персонажи стихов и не должны гармонировать друг с другом, иначе всё будет чистенько-гладенько-не интересненько)
Виктор, спасибо огромное! Ну... я с трудом пишу чистую лирику, мне всегда нужна история:))) А это было написано в 22 году, сам понимаешь - все истории начинались и заканчивались горько. Мы тогда ещё и не верили, и не привыкали к горю, надеялись... Может потому и отзывы такие - не хотелось верить, что так бывает. Мира нам всем, чтобы истории наши стали счастливыми! И обнимаю тебя, друг:)))
У меня диссонанс рыжих котов, ленивого ветра и мошкары с библейским образом. Немного не отсюда финал. Но это мои глюки. Вообще ты Котик, молодец, очень люблю тебя читать.
Добрый день, Наталья! Начитался отзывов. Пока читал воспринял близко точку зрения каждого откликнувшегося на стихотворение. У каждого своя аргументация в меру понимания стихотворения. Моя точка зрения такая. Певучее, неторопливое начало задает потенциальную дельту для будущего контраста. Без второй части стиха, он бы был просто красивым, но не глубоким. Требовога, вползающая в благостную идилию здесь элемент необходимый. А вот что касается имени Мария, у меня такие мысли. Просто ради рифмы какое попало имя в произведение не вставляется. Там каждое слово, а уж тем более имя должно обязательно нести смысл. Следоватьтельно, имя должно с кем-то ассоциироваться. Имя Мария, упомянутое без иных подробностей, ассоциируется исключительно с Пресятой Девой Марией. Но здесь упомянается ещё и русая голова... Вряд ли у Пресвятой Богородицы были волосы русого цвета, скорее чёрного. Следовательно это другой чловек, а само имя - образ. В этом контексте, в состоянии тревоги, в ожидании беды у меня всплывает одна ассоциация. Это что-то связанное с кресной жертвой, своебразным путём на Голгофу. Словно это тоска по ближнему, который вероятнее всего в данный момент стоит на грани событий, раскрываемых фразой "Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15: 13). Может бють война. Может иная опасность. Хорошее стихотворние!
Спасибо огромное, Grek! Вы правы, это не Богородица. Это другая Мария - Мария Магдалина. Если верить картине (практически Вашего тёзки) Эль Греко, она русоволосая. И ей Иисус, после воскресения, явился первой. Вам удачи и мира нам всем!
Да, Наталья, в библейских событиях помимо Пресвятой Богородицы присутствуют несколько женщин по имени Мария - и Мария Магдалина, и Мария Египетская, и Мария - сестра Лазаря. Но меня почему-то перенесло уже в наши дни. Знаете, Наталья, я сам не очень-то люблю такие советы, которые пусть по своей сути и верные, но малореализуемые, поэтому скажу лишь для объяснения своего представления, а не как руководство к действию. Мне представляется, что обратно, из нашего времени во времена библейских событий меня вернуло бы упомянанние о Боге-отце. Потому что в наше время когда мы произносим слово "Бог", то в первую очередь оно ассоциируется со вторым лицом, второй ипостасью Бога-Троицы - Сыном. А вот указание на Бога-отца возможно подтолкнуло бы к тому, чтобы увидеть в сюжете стихотворения именно Голгофу. А русый цвет волос, да, не позволил бы переключиться на ассоциации, связанные с Пресвятой Богородицей и, возможно, дал бы намёк на Марию Магдалину. Хотя я не знал о том её образе, который выразил Эль Греко. Но это так, просто мои пояснения. Не принимайте их близко. Знаете, бытует такая точка зрения, что стихотвороение должно быть самодостаточным, когда не требуются пояснения автора о том, что он имел ввиду. Я не придерживаюсь такой точки зрения. Я - за умеренное присутсвие тайны, ощущения многозначности, двусмысленности. Так красивее, интереснее. Люблю стихи не доконца понятные, когда можно домыслить что-то свое. Это будет выглядеть как хвастовство, но всё-же скажу, что уже ни раз и ни два сами авторы говорили мне, что не вкладывали в произведение имено тот смысл, впечатления от которого описаны мной в отзыве, что моё понимание глубже. Но я ведь не льстил. Зачем? Я даже не знаю этих людей. Просто описываю, что увидел, какие картины представились. Вот в этом и преимущество стихов, где образы, иностазания, завуалированые мысли дают простор для восприятия, когда читатели могут вжиться в стихо соразмерно смоему мировозрению, уровню развития, особенностям восприятия. Такое стихотворение становится "полезно" всем. Не только тем, кому близко исключительно мнение самого автора. В таком призведении каждый увидит что-то близкое и нужное именно в эту минуту, то, в чём нужнается человек сегодня. А возможно, когда проёдет время и читатель повзрослеет, он увидит в том же произведении что-то новое. Есть большая разница между плохими стихами, где ничего не понятно по бездарности автора и хорошими стихами, где не всё лежит на поверхности по задумке автора. Да и с самим автором в этом случае найдётся повод поговорить, вот как нам сейчас :)
Привет, Grek! Пожалуй, с Вашей точкой зрения соглашусь. С единственной оговоркой: стихи - это, всё-таки, чувство, мысль, ощущение, воспроизведённое в образах. Здесь - мне хотелось, на фоне июльского благодатного вечера, нарисовать тревогу, предчувствие, боль и надежду. И поднять эти чувства до Библейской трагедии. Я - агностик (хотя и Кот:))), но мы все воспитаны в христианской парадигме. Спасибо Вам огромное за комментарий и за умный содержательный разговор.
прочитала отзыв Маргариты... у каждого свой вкус. Мне очень понравились именно последние строчки - они подняли стихотворение. А Марией может быть любая из нас, к сожалению...
Прочитала отзыв Веры и Наташи. Считаю нужным уточнить. Это поминание Марии добавило хорошему стиху ненужный пафос, причём в самом финале, и этот пафос (на мой, естественно, взгляд) портит прекрасный, тёплый тон стиха, как неожиданный, ничем не спровоцированный выкрик.
Имхо, не вижу пафоса, вижу приём - поворот, после которого стихотворение уходит в другую плоскость. Он добавляет глубину незатейливой зарисовке. Отделение от основного текста, в финале... по мне, так очень интересный ход и изюминка стиха. Но о вкусах не спорят.
А мне тоже понравилась Мария в конце. И не согласна с тем, что стихотворение такое вот тёплое, спокойное, нежное и вдруг в конце выкрик: там явно напряжение нарастает с каждой строчкой и закономерно приходит к пафосу в конце.
Я же не спорю и не настаиваю, я только объяснила своё восприятие стиха. В обзоре я, если Наташа помнит, тоже писала о нарастании тревоги в финалу. Но мне кажется, без привлечения библейских мотивов стих был бы человечнее. Но мало ли что кажется мне. Автор - хозяйка своего стиха. Тем более, как Котя написала, она изначально задумывала именно библейскую аллюзию. А вот этого я и не поняла, не почувствовала...
Спасибо Вам, всем-всем! Более всего мне удивительно и радостно, что мой стих вызывает обсуждение, во время которого я, как будто начинаю видеть его разными (Вашими) глазами. Основной (скрытой) идей стиха было моё восприятие Библии, как концентрации всех возможных сюжетных линий в жизни человечества (вот, так пафосно:)))
Но, в поддержку Мурр, должна сказать, что муж мой (католик) сразу же указал на те же моменты,с связанные с библейским именем. Возможно, моё восприятие Книги несколько... ну, непочтительно что-ли, но, вот такое оно восприятие. И прекрасно, что у всех нас оно своё, разное. Поэтому - спасибо! С любовью и нежностью
"Эта женщина в окне, в платье розового цвета, Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слёз..." - люблю эту песню Окуджавы. )) И другие его песни люблю.)) И твои стихи люблю.)) И этот стих тоже.)))
Ну, для стишка он очень весомый. Давай наречём его полноценным стихом?) Краем уха уловил, что ваш тандем с Эризн в финальном туре попал в призёры. Молодцы!
Не, Мурр, она не может исчезнуть. На ней весь замысел держится, тут отсылка к библейскому сюжету. Иисус, когда воскрес, первой явился Марии Магдалине. Но - зато ты помнишь этот стишок - уже хорошо:))) Спасибо, Murrgarita!
Спасибо, Наташенька!
По-моему, персонажи стихов и не должны гармонировать друг с другом, иначе всё будет чистенько-гладенько-не интересненько)
Любви и мира!
Ну... я с трудом пишу чистую лирику, мне всегда нужна история:)))
А это было написано в 22 году, сам понимаешь - все истории начинались и заканчивались горько.
Мы тогда ещё и не верили, и не привыкали к горю, надеялись... Может потому и отзывы такие - не хотелось верить, что так бывает.
Мира нам всем, чтобы истории наши стали счастливыми! И обнимаю тебя, друг:)))
Начитала:
http://litset.ru/publ/75-1-0-76693
Щас пойду наслаждаться!
Ирина_Ашомко (01/10/23 00:18) •
И мне нравится, особенно в Вашем прочтении!
Вот - да! Именно такие мысли и определили
идею стихотворения.
Спасибо за понимание!
Но это мои глюки.
Вообще ты Котик, молодец, очень люблю тебя читать.
А стих хороший.)
И это не глюки:))), точно нет!
Просто мы все разные.
И ещё раз - это хорошо!
Вы правы, это не Богородица.
Это другая Мария - Мария Магдалина.
Если верить картине (практически Вашего тёзки)
Эль Греко, она русоволосая. И ей Иисус, после воскресения, явился первой.
Вам удачи и мира нам всем!
Пожалуй, с Вашей точкой зрения соглашусь.
С единственной оговоркой:
стихи - это, всё-таки, чувство, мысль, ощущение,
воспроизведённое в образах. Здесь - мне хотелось,
на фоне июльского благодатного вечера, нарисовать тревогу, предчувствие, боль и надежду.
И поднять эти чувства до Библейской трагедии.
Я - агностик (хотя и Кот:))), но мы все воспитаны в
христианской парадигме.
Спасибо Вам огромное за комментарий и за умный содержательный разговор.
Не просто подняли, а ещё и сразу смыслов добавили разных. Люблю стихи, которые заставляют думать и развивать сюжет дальше.
Считаю нужным уточнить.
Это поминание Марии добавило хорошему стиху ненужный пафос, причём в самом финале, и этот пафос (на мой, естественно, взгляд) портит прекрасный, тёплый тон стиха, как неожиданный, ничем не спровоцированный выкрик.
Но мало ли что кажется мне. Автор - хозяйка своего стиха. Тем более, как Котя написала, она изначально задумывала именно библейскую аллюзию. А вот этого я и не поняла, не почувствовала...
Более всего мне удивительно и радостно, что
мой стих вызывает обсуждение, во время которого я, как будто начинаю видеть его разными (Вашими) глазами.
Основной (скрытой) идей стиха было моё восприятие
Библии, как концентрации всех возможных сюжетных
линий в жизни человечества (вот, так пафосно:)))
Но, в поддержку Мурр, должна сказать, что муж мой
(католик) сразу же указал на те же моменты,с связанные с библейским именем. Возможно, моё восприятие Книги несколько... ну, непочтительно что-ли, но, вот такое оно восприятие.
И прекрасно, что у всех нас оно своё, разное.
Поэтому - спасибо!
С любовью и нежностью
Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слёз..." - люблю эту песню Окуджавы. )) И другие его песни люблю.))
И твои стихи люблю.)) И этот стих тоже.)))
Женщина - это бесконечный сюжет........
Ты, я и Окуджава это понимаем:)))
Спасибо тебе!
но окончание даже очень трогательное! И образность на высоте.
Любви и мира!
Это только под руководством Эризн:)))
Стишок с БЛФ-финала.
Спасибо тебе!
Мира и счастья!
уловил, что ваш тандем с Эризн в финальном туре попал в призёры. Молодцы!
На ней весь замысел держится, тут отсылка к библейскому сюжету. Иисус, когда воскрес,
первой явился Марии Магдалине.
Но - зато ты помнишь этот стишок - уже хорошо:)))
Спасибо, Murrgarita!
Так я забуду этот стих, потому что он мне не нравится.