Раз виляет хвостом дым — кормит печи углём люд. И не кажется снег злым, хоть мороз за окном лют. Пастью ловит седых мух у порога цепной пес, обращаясь чуть что в слух, ну, и нюх, коли есть нос. Ровно снежный лежит слой перед будкою и за...
Тишину рвёт глухой вой стерегущего ночь пса: друг-хозяин закрыл дом, и в глазах погасил свет, чтобы рухнуть в такой сон, у которого дна нет. Всё сильней и сильней снег. Пёс тревожно глядит вдаль. Память крови хранит бег, загоняющих дичь, стай. Коротка и крепка цепь на собачий его век. И на спящую в нём степь с неба падает злой снег.
Да нет, скорее, наоборот, подчёркивают. Ибо строка про «память крови» выглядит практически законченным предложением в составе сложного. А вообще, когда смысл предложения соответствует прямому порядку слов, это именно та «мелкая незаражённая блошка». Ведь явно не бег хранит память крови.
О самом стише, возможно, как-нибудь потом. В строке «Перед будкою и за…» что-то пропущено? Она слишком выбивается. Ну и про запятые вокруг «загоняющих дичь» и другое разное Вам уже сказали.
Нет, Птица, там ударение(условное) на "и", и количество слогов чёткое... признаться, этот момент меня тоже чуть сбил, я перечитала дважды и удивилась находчивости автора: имхо, пахнет мастерством. По крайней мере, остроумием. Это выражается в манере работы со словом - какой-то такой, на грани свободы и бесшабашности... когда это оправдано и не вызывает желания наморщить носик). Автор вызывает ожидания и, не сомневаюсь, оправдает их!
О, тогда это ляп в ляпах… Ударение на «и» (правда, на «за» — в любом случае)! Двоякая возможность прочтения (несмотря на то, что строка в середине стиша) очень сильно портит впечатление. Кстати, при таком прочтении выпячивается ещё один ляп, зияние: оюи. Натужное какое-то «остроумие» выходит. Сырой стиш, к сожалению.
Добрый час, Птица-Сова! Вы правы, действительно, строка «перЕд бУдкою и зА» звучит немного тяжеловато, что вынуждает читателя делать небольшую паузу, чтобы смягчить ритм: перЕд бУдкою | и зА. Ляп он и есть ляп. Спасибо, что обратили внимание!
не согласна, перЕд мне не читается никак! ритм выдержан без сбоев. Я не знаю, как называется такой размер и его версия в ритмическом рисунке в теории стихосложения, насколько он распространён или уникален, но я спела его вот так:
тата-Тарата ТА Та (два безударных слога, ударный, два безударных и два ударных с цезурой между ними). Сейчас ещё раз просмотрю, есть ли нарушения этой формулы...
Ворот! А тут ритм чёткий, с ударением на последний и предпоследний слог, и не должно быть паузы перед «и». Поторопились. А стихотворение, на самом деле, могло бы быть очень хорошим. Даже как-то не обращаешь внимания, что пёс в нём одновременно и слушает, и принюхивается, и воет (возможно, эти действия просто чередуются, так что всё в порядке).
Лаундж, цезура между последним и предпоследним слогом, как раз, и выявляет зияние. Пауза перед «и» его скрадывает.
Увы, зияние — не мелкая блошка и не лёгкая сырость. А если читать, чтобы его не было (как я и прочитала сначала), ломается весь ритм строки. Впрочем, решать автору.
И у меня нормально читается, никакой ритм не ломается, это уже поиск инсектов с левенгуковской лупой, понимаете ли. Дворовый пёс злым может и не быть, но хоть одну блоху иметь обязан. :))
Мелкие блошки, не разносящие инфекцию, в стише и так есть (хотя бы то же «развиляет» и ударение на союз в третьей строке; ну вот, раззадорили Сову! ).
Я понимаю, что, возможно, потребуются годы, чтобы пришёл удачный вариант. Торопиться, раз уж опубликовано, и даже нравится талантливым авторам, не надо. Но время от времени возвращаться стоит.
И человек, как пёс, и пёс, как человек... А у меня тут ещё ассоциации не только с текстом Царёва, но и с вот этой песней. "Почему так жесток снег, оставляет твои следы, И по кругу зачем бег, и бежишь от меня ты. Не даёт до утра спать, снег растаявший — он вода, Ты одно лишь должна знать — я люблю тебя навсегда". Впрочем, это скорее сон человека.
Выразительная ритмика и текст, так и чувствуешь себя в шкуре этого пса. Спасибо, Олег!
По поводу слипаемости на слух "развиляет", думаю, что исправить сложновато, ибо аллитерации "з" и "л" дают не слиоком большой простор для выбора слов. Например, "если машет хвостом дым" звучит без слипания, но "злые буковки" отсутствуют. Автору всегда виднее.
По поводу аллитераций — действительно, иногда звуковая организация текста требует определённых компромиссов. Спасибо за содержательный комментарий! Такие наблюдения помогают лучше понять не только текст, но и самого себя)
Привет, Ол. Нормально всё. Чуть что не требует дефиса и ещё я не стала бы отделять запятыми загоняющих дичь. А ещё, имхо, каждый читающий читает в разбивке такой:
Раз виляет хвостом дым — кормит печи углём люд. И не кажется снег злым, хоть мороз за окном лют.
Про "развиляет" тебе скажут ещё).
С Жорой не согласная я: На заре ты её не буди - после затакта четыре такта в размере три четверти, и чтобы Пса спеть на эфту мелодию, придётся растянуть что-нибудь: Раз вилЯет хвостО-том-том дЫм; или РазвилЯляляЕтхвостом дЫм))) и т.д.
Разве что Жора читал и слушал романс из внешнего источника.
Привет, Ло! Спасибо за помощь со знаками. Я, как настоящий доморощенный графоман, постоянно откладываю изучение пунктуации на потом) Да и вообще много чего откладываю... Но это уже личное) Рад, что стихи пришлись!
Доброго вечера!
Ну да, кто-то другой хранит её.
В строке «Перед будкою и за…» что-то пропущено? Она слишком выбивается.
Ну и про запятые вокруг «загоняющих дичь» и другое разное Вам уже сказали.
Автор вызывает ожидания и, не сомневаюсь, оправдает их!
Добрый путь).
Вы правы, действительно, строка «перЕд бУдкою и зА» звучит немного тяжеловато, что вынуждает читателя делать небольшую паузу, чтобы смягчить ритм:
перЕд бУдкою | и зА. Ляп он и есть ляп. Спасибо, что обратили внимание!
тата-Тарата ТА Та (два безударных слога, ударный, два безударных и два ударных с цезурой между ними).
Сейчас ещё раз просмотрю, есть ли нарушения этой формулы...
нет, сбоев ритма нет.
Лаундж, цезура между последним и предпоследним слогом, как раз, и выявляет зияние. Пауза перед «и» его скрадывает.
Оставьте сыр пёселю, я вас умоляю!)
Впрочем, решать автору.
Дворовый пёс злым может и не быть, но хоть одну блоху иметь обязан. :))
Я понимаю, что, возможно, потребуются годы, чтобы пришёл удачный вариант. Торопиться, раз уж опубликовано, и даже нравится талантливым авторам, не надо. Но время от времени возвращаться стоит.
А у меня тут ещё ассоциации не только с текстом Царёва, но и с вот этой песней.
"Почему так жесток снег, оставляет твои следы,
И по кругу зачем бег, и бежишь от меня ты.
Не даёт до утра спать, снег растаявший — он вода,
Ты одно лишь должна знать — я люблю тебя навсегда".
Впрочем, это скорее сон человека.
Выразительная ритмика и текст, так и чувствуешь себя в шкуре этого пса.
Спасибо, Олег!
По поводу слипаемости на слух "развиляет", думаю, что исправить сложновато, ибо аллитерации "з" и "л" дают
не слиоком большой простор для выбора слов.
Например, "если машет хвостом дым" звучит без слипания, но "злые буковки" отсутствуют.
Автору всегда виднее.
Спасибо за содержательный комментарий! Такие наблюдения помогают лучше понять не только текст, но и самого себя)
Раз виляет хвостом
дым —
кормит печи углём
люд.
И не кажется снег
злым,
хоть мороз за окном
лют.
Про "развиляет" тебе скажут ещё).
С Жорой не согласная я: На заре ты её не буди - после затакта четыре такта в размере три четверти, и чтобы Пса спеть на эфту мелодию, придётся растянуть что-нибудь:
Раз вилЯет хвостО-том-том дЫм; или РазвилЯляляЕтхвостом дЫм))) и т.д.
Разве что Жора читал и слушал романс из внешнего источника.
Спасибо, понравились стихи. Мужские.
Хорошего дня, Ол!
Но это уже личное) Рад, что стихи пришлись!
:)