Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Лирика [8621]
Философская поэзия [3963]
Любовная поэзия [4041]
Психологическая поэзия [1850]
Городская поэзия [1515]
Пейзажная поэзия [1850]
Мистическая поэзия [1314]
Гражданская поэзия [1207]
Историческая поэзия [284]
Мифологическая поэзия [201]
Медитативная поэзия [207]
Религиозная поэзия [161]
Альбомная поэзия [108]
Твердые формы (запад) [260]
Твердые формы (восток) [106]
Экспериментальная поэзия [254]
Юмористические стихи [2065]
Иронические стихи [2301]
Сатирические стихи [144]
Пародии [1153]
Травести [66]
Подражания и экспромты [503]
Стихи для детей [854]
Белые стихи [87]
Вольные стихи [151]
Верлибры [298]
Стихотворения в прозе [22]
Одностишия и двустишия [135]
Частушки и гарики [37]
Басни [86]
Сказки в стихах [76]
Эпиграммы [22]
Эпитафии [36]
Авторские песни [494]
Переделки песен [61]
Стихи на иностранных языках [93]
Поэтические переводы [299]
Циклы стихов [297]
Поэмы [44]
Декламации [495]
Подборки стихов [139]
Белиберда [827]
Поэзия без рубрики [7941]
Стихи пользователей [1168]
Декламации пользователей [20]
Пёс
Поэзия без рубрики
Автор: ОлеgЖук
С неба падает злой снег...

И. Царёв

Раз виляет хвостом дым —
кормит печи углём люд.
И не кажется снег злым,
хоть мороз за окном лют.
Пастью ловит седых мух
у порога цепной пес,
обращаясь чуть что в слух,
ну, и нюх, коли есть нос.
Ровно снежный лежит слой
перед будкою и за...

Тишину рвёт глухой вой
стерегущего ночь пса:
друг-хозяин закрыл дом,
и в глазах погасил свет,
чтобы рухнуть в такой сон,
у которого дна нет.
Всё сильней и сильней снег.
Пёс тревожно глядит вдаль.
Память крови хранит бег,
загоняющих дичь, стай.
Коротка и крепка цепь
на собачий его век.
И на спящую в нём степь
с неба падает злой снег.
Опубликовано: 29/07/25, 06:24 | Последнее редактирование: ОлеgЖук 29/07/25, 10:56 | Просмотров: 319 | Комментариев: 49
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Это мне понравилось. Прочлось нормально (с паузами в нужных местах).
Одна фонетическая блошка кусает (это не ошибка вообще, чистая фонетика): раз виляет читается, как расвиляет.
Я бы предложила вместо "раз" хоть и устаревшее малость, но по смыслу подходящее "коль" , тем более, оно бы сочеталось с "коли есть нос" ниже, но после дискуссии внизу уже и предлагать боюся biggrin
Елена_Лерак_Маркелова  (02/08/25 20:59)    


Вот совсем не хочу "резать" его сейчас. Оставлю как есть пока.
Рад, что Вам понравилось.
Хотя, по чесноку если, то мне вариант "развилялся" норм:)
ОлеgЖук  (05/08/25 14:50)    


А зачем резать? Резать не надо biggrin Тут каждая строчка на своём месте.
Развилялся - да, хороший вариант
Елена_Лерак_Маркелова  (05/08/25 19:29)    


Раз виляет хвостом дым —
А может не стоит уходить далеко и написать просто

Развилялся хвостом дым — вот и всё на месте а блоха сбежала )

перед будкою и за... Но вот здесь блоха покусачкй. Нет здесь ударения на предпоследнем слоге, не выдаёт его союзик, как ни три его меж зубами. Строка сбоит, и никакая теория меня не переубедит ))

Не хочется терять рифму? А попробовать заменить на ДА? Эта пара букв звучит увесистей, нмв.

перед будкою, да за... Нууу.. как бы...

В смысловой меня напрягло то, что если это со стороны пса картина - ну, дым из трубы же он видит с улицы? то откуда тут взялось "за окном2? У пса в будке есть окно? )

А в целом стих увлекающий, да )

Да ещё вот...

ну, и нюх, коли есть нос.

А может его не быть? )

Может
ну, и нюх, ведь на то нос.
?
Hellin  (31/07/25 11:20)    


Здравствуйте, Hellin! С окном это Вы точно подметили, спасибо! По остальным пунктам я уже решил — оставлю как есть.

Ну, и нюх, ведь на то нос...нет, так уничтожается народный колорит выражения, кмк. Всегда рад, когда стихи отзываются, спасибо!
ОлеgЖук  (31/07/25 13:03)    


Ну разумеется, только автор решает, менять или не менять ) и не обязательно на предложенные кем--о варианты )

Всего доброго! ))
Hellin  (31/07/25 13:16)    


«Предложенных кем-то вариантов» (то есть, предлагать другим свои варианты) вообще лучше избегать, как бы хороши ни казались свои строки. cool
Птица-Сова  (31/07/25 14:22)    


Я исхожу из того, что главное - хороший стих чтоб родился. Командные игры многому научили. В том числе и тому, что не все предложенные кем-то варианты лучше авторского. Предлагаю, в основном, чтобы обратить внимание на недочёт и в сравнении стимулировать автора искать лучшее и соответствующее именно его задумке. Нет, я не считаю свои варианты лучшими,по крайней мере большинство здесь предложенное мне тоже не нравится, точнее, только одно из них нравится ) Но если не обсуждать такие моменты, то... а зачем тогда всё это? cool
Hellin  (31/07/25 15:10)    


)))

Представила себе: вот сижу сочиняю симфонию... вокруг стоят десятка два сочинителей и обсуждают каждый такт))).

Творчество, как и любовь(простите!)) не командный вид спорта. Спортивные разминки наподобие буриме или состязания в остроумии на заданную тему в рамках экспромта, имхо, носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО прикладной характер.
Читая комментарии участников различных конкурсов, я замечаю, что им нравится вовлечённость в процесс игры в творчество, но не всякая тема может быть воплощена в рамках игры - далеко не всякая. И написанные на заказ стихи проигрывают живорождённым не только в подаче темы, но зачастую и в технике - имхо, я сделала этот вывод в процессе наблюдений за авторами ЛС, запредельно, с моей точки зрения, увлечённых спортивным азартом побед.

Серьёзные стихи рождаются без родовспоможения команды воспреемников, и не для них они рождались. Неужели следует напоминать о чувстве такта в отношении чужого текста? Текста настоящего, а не конкурсного. Неужели непременно нужно перебрать все до одной кишки и выдать справку о химическом анализе?

Я счастлива, что мои стихи не препарируют. А выплёскивать вместе с водой ребёнка желающих тьма. Хочется намекнуть рецензирующим о чувстве меры, иначе сайт может потерять интересного автора и воспитанного собеседника - не каждому дан донецкий порог терпения и донецкая закалка огнём и прочим. И... кому не нравится моя "симфония", просто не слушайте, но переписывать, исчеркать не дам. Глупости - советуют, ничего дельного по сути не слышала ни разу(что касается моих работ).
Вывод: избыточное внимание хуже... незваного гостя))).
Лаундж  (31/07/25 15:49)    


Останемся каждый при своём, не вижу смысла развивать тему.
Hellin  (31/07/25 15:53)    


Привет, Ло! Знаешь, что я думаю: строчка-виновница всего этого обсуждения есть ключевой момент стихотворения —
читатель вынужден "притормозить"
перед резким сюжетным поворотом. Так что всё норм, спасибо тебе!
ОлеgЖук  (31/07/25 19:40)    


smile
Лаундж  (31/07/25 20:50)    


Цитата
Но если не обсуждать такие моменты, то... а зачем тогда всё это?
Обсуждать можно и без предложения вариантов.

Лично мне очень мешает «спотыкание» (а не замедление) на пресловутой строке. На мой взгляд, пробела перед продолжением более чем достаточно.
Птица-Сова  (01/08/25 14:15)    


Разрешено всё, что не запрещено. У нас разные подходы к выражению своего восприятия текстов. никто не мешает автору просто проигнорировать предложения, но мне так легче выражать то, что нмв неудачно выражено или составлено. просто показать разницу звучания или смысла. Развилялся - это разве мот меня, например? Это звучание создал сам автор.
Я не предлагаю вставлять в текст мои варианты, и я даже не задумываюсь глубоко в поисках самого лучшего. Это дело автора. Я лишь объясняю на примерах что именно меня спотыкает.

Прошу прощения у автора за то, что занимаю его страницу не по теме стиха. Я больше не вернусь сюда.
Hellin  (01/08/25 14:47)    


Спасибо за развёрнутый комментарий и за то, что обозначили свою позицию. Ваше мнение ценно, даже если оно отличается от авторского. Желаю творческих успехов!
ОлеgЖук  (01/08/25 17:54)    


Здравствуйте. С удовольствием прочла все, что вы опубликовали здесь. Всегда приятно видеть хорошие стихи. Спасибо.
Лариса_Логинова  (31/07/25 09:17)    


Здравствуйте, Лариса! Мне очень приятно, что стихи понравились. Спасибо!
ОлеgЖук  (31/07/25 13:04)    


Нормально прочлось. И нет никакого акцента на "перед" - слово читается безударно, как в "кормит пЕчи","хоть морОз", " у порОга", "ну и нЮх" и т.д.
СерЖ  (30/07/25 19:27)    


Я его сегодня как только не читал. Странно, но никто не обратил внимание на амфиболию:)
Доброго вечера!
ОлеgЖук  (30/07/25 20:26)    


память крови хранит бег... стай? Ну там запятые (ненужные) скрадывают.
СерЖ  (30/07/25 21:36)    


Да нет, скорее, наоборот, подчёркивают. Ибо строка про «память крови» выглядит практически законченным предложением в составе сложного. wink А вообще, когда смысл предложения соответствует прямому порядку слов, это именно та «мелкая незаражённая блошка». Ведь явно не бег хранит память крови. smile
Птица-Сова  (30/07/25 22:01)    


Цитата
Ведь явно не бег хранит память крови.

Ну да, кто-то другой хранит её. biggrin
СерЖ  (30/07/25 22:39)    


А меня так заморочило авторское об амфиболии... в том значении(равенстве разных смыслов), как я её понимаю, я её не нашла, зато поразмыслила вот над чем.
1. Память крови - загонять дичь, убегать, чтить свободу.
2. Обретённое чувство долга - собачья верность, верность как абсолют нравственный.
3. Выбор между свободой и преданностью определён и закреплён так давно... в той же "крови", что ту самую "прапамять зверя" перекрывает, без вариантов.Но если допустить равенство этих обеих "памятей крови", тогда амфиболия.
4. Нравственное чувство не допускает решения в "пользу крови", этот Пёс тому ещё одно доказательство.

А что имел в виду автор, знает только он сам.
Лаундж  (31/07/25 08:04)    


Допустим, она, память, хранит его, бег. wink
Птица-Сова  (31/07/25 14:15)    


Память крови хранит бег,
загоняющих дичь, стай.

У меня вопросы только к лишним запятым. Зачем они? Это единое смысловое выражение, разве нет?
А двойного смысла вообще не вижу. память и хранит - близнецы братья, их нельзя разлучать )
А что может хранить бег? Он даже себя сохранить в покое не может ))
Hellin  (31/07/25 15:17)    


О самом стише, возможно, как-нибудь потом. wink
В строке «Перед будкою и за…» что-то пропущено? Она слишком выбивается.
Ну и про запятые вокруг «загоняющих дичь» и другое разное Вам уже сказали.
Птица-Сова  (29/07/25 21:33)    


Нет, Птица, там ударение(условное) на "и", и количество слогов чёткое... признаться, этот момент меня тоже чуть сбил, я перечитала дважды и удивилась находчивости автора: имхо, пахнет мастерством. По крайней мере, остроумием. Это выражается в манере работы со словом - какой-то такой, на грани свободы и бесшабашности... когда это оправдано и не вызывает желания наморщить носик).
Автор вызывает ожидания и, не сомневаюсь, оправдает их!

Добрый путь).
Лаундж  (29/07/25 21:44)    


О, тогда это ляп в ляпах… Ударение на «и» (правда, на «за» — в любом случае)! Двоякая возможность прочтения (несмотря на то, что строка в середине стиша) очень сильно портит впечатление. Кстати, при таком прочтении выпячивается ещё один ляп, зияние: оюи. Натужное какое-то «остроумие» выходит. Сырой стиш, к сожалению. sad
Птица-Сова  (29/07/25 23:25)    


Добрый час, Птица-Сова!
Вы правы, действительно, строка «перЕд бУдкою и зА» звучит немного тяжеловато, что вынуждает читателя делать небольшую паузу, чтобы смягчить ритм:
перЕд бУдкою | и зА. Ляп он и есть ляп. Спасибо, что обратили внимание!
ОлеgЖук  (30/07/25 06:48)    


не согласна, перЕд мне не читается никак! ритм выдержан без сбоев. Я не знаю, как называется такой размер и его версия в ритмическом рисунке в теории стихосложения, насколько он распространён или уникален, но я спела его вот так:

тата-Тарата ТА Та (два безударных слога, ударный, два безударных и два ударных с цезурой между ними).
Сейчас ещё раз просмотрю, есть ли нарушения этой формулы...

нет, сбоев ритма нет.
Лаундж  (30/07/25 11:29)    


Конечно пЕред! С утра впопыхах всё перепутал:)
ОлеgЖук  (30/07/25 13:21)    


Ворот! А тут ритм чёткий, с ударением на последний и предпоследний слог, и не должно быть паузы перед «и». Поторопились. А стихотворение, на самом деле, могло бы быть очень хорошим. wink Даже как-то не обращаешь внимания, что пёс в нём одновременно и слушает, и принюхивается, и воет (возможно, эти действия просто чередуются, так что всё в порядке).

Лаундж, цезура между последним и предпоследним слогом, как раз, и выявляет зияние. Пауза перед «и» его скрадывает.
Птица-Сова  (30/07/25 13:28)    


Ой, тут есть мелкие блошки, которых у любого классика полным-полно, но без легкой сыр-ости самый распрекрасный стиш -это высушенная вобла.

Оставьте сыр пёселю, я вас умоляю!)
Татьяна_Василевская  (30/07/25 15:02)    


Норм всë читается, нинада маршировать, хорооошее wacko
Ветровоск  (30/07/25 16:48)    


Увы, зияние — не мелкая блошка и не лёгкая сырость. А если читать, чтобы его не было (как я и прочитала сначала), ломается весь ритм строки.
Впрочем, решать автору.
Птица-Сова  (30/07/25 17:02)    


И у меня нормально читается, никакой ритм не ломается, это уже поиск инсектов с левенгуковской лупой, понимаете ли.
Дворовый пёс злым может и не быть, но хоть одну блоху иметь обязан. :))
Татьяна_Василевская  (30/07/25 17:37)    


Мелкие блошки, не разносящие инфекцию, в стише и так есть (хотя бы то же «развиляет» и ударение на союз в третьей строке; ну вот, раззадорили Сову! redface ).

Я понимаю, что, возможно, потребуются годы, чтобы пришёл удачный вариант. Торопиться, раз уж опубликовано, и даже нравится талантливым авторам, не надо. Но время от времени возвращаться стоит. wink
Птица-Сова  (30/07/25 18:39)    


На том и остановимся. Всем спасибо!
ОлеgЖук  (30/07/25 19:02)    


Отлично))
Dssntr  (29/07/25 20:32)    


Благодарю, Dssntr)
ОлеgЖук  (30/07/25 07:10)    


И человек, как пёс, и пёс, как человек...
А у меня тут ещё ассоциации не только с текстом Царёва, но и с вот этой песней.
"Почему так жесток снег, оставляет твои следы,
И по кругу зачем бег, и бежишь от меня ты.
Не даёт до утра спать, снег растаявший — он вода,
Ты одно лишь должна знать — я люблю тебя навсегда".
Впрочем, это скорее сон человека.

Выразительная ритмика и текст, так и чувствуешь себя в шкуре этого пса.
Спасибо, Олег!

По поводу слипаемости на слух "развиляет", думаю, что исправить сложновато, ибо аллитерации "з" и "л" дают
не слиоком большой простор для выбора слов.
Например, "если машет хвостом дым" звучит без слипания, но "злые буковки" отсутствуют.
Автору всегда виднее.
Татьяна_Василевская  (29/07/25 14:15)    


По поводу аллитераций — действительно, иногда звуковая организация текста требует определённых компромиссов.
Спасибо за содержательный комментарий! Такие наблюдения помогают лучше понять не только текст, но и самого себя)
ОлеgЖук  (29/07/25 18:10)    


Привет, Ол. Нормально всё. Чуть что не требует дефиса и ещё я не стала бы отделять запятыми загоняющих дичь. А ещё, имхо, каждый читающий читает в разбивке такой:

Раз виляет хвостом
дым —
кормит печи углём
люд.
И не кажется снег
злым,
хоть мороз за окном
лют.

Про "развиляет" тебе скажут ещё).

С Жорой не согласная я: На заре ты её не буди - после затакта четыре такта в размере три четверти, и чтобы Пса спеть на эфту мелодию, придётся растянуть что-нибудь:
Раз вилЯет хвостО-том-том дЫм; или РазвилЯляляЕтхвостом дЫм))) и т.д.

Разве что Жора читал и слушал романс из внешнего источника.

Спасибо, понравились стихи. Мужские.

Хорошего дня, Ол!
Лаундж  (29/07/25 10:37)    


Привет, Ло! Спасибо за помощь со знаками. Я, как настоящий доморощенный графоман, постоянно откладываю изучение пунктуации на потом) Да и вообще много чего откладываю...
Но это уже личное) Рад, что стихи пришлись!
ОлеgЖук  (29/07/25 17:58)    


"развиляет" можно заменить на "коль виляет" - мягкий знак фонетически разделит слова.
СерЖ  (30/07/25 19:34)    


На зареее иеня не будии...Читаю, а слышу это
Георгий_Волжанин  (29/07/25 08:50)    


Прекрасный фон!
:)
ОлеgЖук  (29/07/25 17:58)    


Сильно.

wacko
Кот-Неучёный  (29/07/25 07:58)    


Благодарю! Рад, что Вам понравилось.
ОлеgЖук  (29/07/25 08:14)