- Рукописи не горят. (М. Булгаков, "Мастер и Маргарита") *************************************
Птица Симург возвращается в горы Каф, небо над ними – малиновая парча. Выторгуй ночь у персидского городка и постарайся прогнать из неё печаль. Звёздную клинопись учит придворный врач – пересказать прекраснейшей из принцесс...
Глина готова – раскатана и сыра. Жгучие розы цветут на его лице.
Утром взойдёт уникальный волшебный стих с подписью: "Доброй пери моей души" – юной принцессе она, несомненно, льстит... Жаль, медициной историю не свершишь: глядя с улыбкой на горстку больших затей, шах предпочтёт порастратиться на декор…
Мысли о принцах-соперниках всё острей ранят сознание тысячью мантикор.
Ниточка к ниточке, алые к золотым стянутся в пальцах умелых – держи ковёр! Чувствам под клином не спрятаться, не остыв... Кто же кого за собой в первый раз повёл? Страсть нападала безумней, чем каркаданн, делаясь нежной, словно пушистый кот...
Верили – свыше им кубок безвинья дан. Знали – на плаху выведут этот год.
...Выстроен в книжицах заново древний мир, Древняя Персия дышит в листках бута. – "Знаешь, а звёзды – рассеянны и немы. Я за их ширмой таиться уже устал. Кроме дощечки, свидетелей больше нет, хочешь – разбей, а хочешь – подай мне знак", – так археолог читает своей жене, так просыпаются хрупкие письмена. – "Где бы Творец ни украсил зарёй простор, ярче тебя не светить ни одной заре"... – Ну ты придумаешь тоже... Иди за стол. Надо же, ты на работе совсем сгорел! Добрая пери заварит зелёный чай, – милым кокетством щебечет жена в ответ...
Снова стихами звёзды при них молчат, птица Симург их дом бережёт от бед. _________________________________________________
Мантикора – полулев-полускорпион. Каркаданн – свирепый зверь, очень похожий на носорога. Бута – древний листообразный узор, известный в т.ч. как "персидский кипарис".
2016-2017 *** Межпортальный конкурс на Литсети (2016), стих на цитату.
Когда стих хорош - не хочется разбираться в размерах - зачем? Все прекрасно! По моему второй стих, который действительно достоин рекомендации, как написано в этом блоке.
Аня, да нет никакой всемирной несправедливости. И я, и моя команда далеко не идеальны, и никогда себя таковыми не считали. А Ваша команда мне нравятся хотя бы потому, что в ней замечательный человек - Наташа Бугарэ. Просто нам всем есть, чему учиться...А вообще молодцы, что победили! Значит, борцы! Успехов и с искренним теплом!
Анна, здравствуйте Нарушение ритма по всему тексту стихотворения, действительно, присутствует. Мне лень рисовать все строчки, поэтому просто скажу, а посмотреть Вы можете сами, если захотите. Начало идёт такое: 1--1--1--1-1 с девятой строки 1--1-1--1-1 и потом то одно, то другое.
Здравствуйте, Татьяна:) Ну что ж, раз Вы решили присоединиться в этом к долго вынашивающей своё мнение Елене (которая держала всё в себе как минимум с 12-го апреля - Стихира всё помнит)) - а высказаться решила именно здесь аккурат под вечер моего ДР), то и Вам скажу то же самое: 1) я не считаю свой стих эталоном и совершенством, но о сильных и слабых его сторонах имею представление; 2) ритм - это не его слабая сторона. Меня вообще удивляет, что на конкурсах подобного уровня вполне обычный поэтический приём - укорачивание интервалов между иктами, свойственное дольнику, о котором Елена всё-таки вспомнила, - кто-то из участвующих авторов может называть "нарушениями ритма". Странно это, не чистой силлабо-тоникой единой. И потом: я не хочу строить ненужных подозрений (ввиду ситуации по итогам 3-го тура) и была очень рада Вашему комментарию к "Клинописи" в "читалке", но, опять же, немного странно, что Вы, написав в "читалке":
Эксперимент Лиса - 8 С первого прочтения не поняла, как вторая часть связана с первой. Со второго — техника 5, впечатление 3.
- вдруг через столько дней замечаете такой серьёзный недочёт, как нарушение ритма (которого на самом деле нет, т.к. у него в поэзии есть легитимное название:)) Сомневаюсь, что столь требовательный автор и читатель, как Вы (да, я читала не только Ваши стихи, но и Ваши рецензии, поэтому имела возможность убедиться, что разборы Вы если уж даёте, то подробные и толковые), поставил бы 5 за технику при таком обстоятельстве, если бы обнаружил его, или мне несказанно повезло? ))) И укорачивание размера в моём стихе начинается не с 9-й, а уже с 6-й строки. Схемки с "адын-нол-нол-адын" мы уже проходили, знаем:))
Спасибо, буду рада видеть Вас у себя чаще:) Если будет возможность и желание, помогайте мне хотя бы по чуть-чуть и дальше.
Не надо удивляться моему «отказу» от пятёрки: я тоже ошибаюсь и довольно часто :). В данном случае подвела лень: я чувствовала некий дискомфорт при чтении, но, нарисовав схему для первых трёх строчек и случайной строчки из середины, решила, что мне чудится в связи с давлением и дурным характером . Кроме того, сознаюсь, это - и моя частая ошибка (не слышу этого стяжения в середине — спасибо всем моим командам, которые носом меня в него тычут ). Так что, можно сказать, что Вам повезло Хотя если бы я вовремя поняла, что меня смущает, выше была бы вторая оценка :))). Ведь на моё восприятие (отдельно от техники) повлияла бы только не нравящаяся мне концовка. То есть, я бы поставила 4+4=8 . Всё, что я напишу дальше, является моим частным мнением, основанным на сегодняшнем уровне знания теории. Фамилие наше не Квятковский и не Скоренко, так что, вполне возможно, что через пару лет я пойму, какую прекрасную чушь сегодня несла . Кстати, Вы напрасно, как мне думается, так презрительно отзываетесь о «схемках»: очень полезная вещь, в том числе для тоники. Итак
Птица Симург возвращается в горы Каф, 1--1--1--1-1 Небо над ними – малиновая парча. 1—1--1--!-1 Выторгуй ночь у персидского городка 1—1--1--!-1 И постарайся прогнать из неё печаль. !--1--1--1-1 Звёздную клинопись учит придворный врач 1--1--1--1-1 Пересказать прекраснейшей из принцесс... !--1-1--1-1
Глина готова – раскатана и сыра. 1--1--1--!-1 Робкие розы цветут на его лице. 1--1--1--1-1
Каждое утро – новый волшебный стих 1--1-1--1-1 С подписью: "Доброй пери моей души". 1--1-1--1-1
Начинается всё с четырёхстопного дактиля со стяжением последней стопы (1--1--1--1-1 ). Силлабо-тоника . Стяжение одной стопы, как я выяснила не так давно, не превращает классический трёхсложник даже в логаэд. Второй используемый размер ( 1--1-1--1-1) уже можно, вероятно, с натяжкой назвать логаэдом, но мне кажется, здесь просто двустопный дактиль со стяжением (1—1-\\1—1-), потому что в большинстве строк вполне логичная цезура (а там, где нелогичная, возникает ощущение дискомфорта при чтении: «С подписью: "Доброй\\ пери моей души"». В любом случае, мы имеем дело с чистой силлабо-тоникой. С «нарушением ритма» .
О дольнике в данном случае речь вообще не идёт (на всякий случай напомню «ДОЛЬНИК - стихотворный метр, являющийся промежуточной формой между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; это стих, в котором число безударных слогов между ударными колеблется в пределах 1-2, причем расположение ударений в строках не упорядоченное на протяжении всего стихотворения.»).
Так что позволю себе посоветовать над стихотворением ещё подумать: оно того стоит .
Ага. Как мне кажется, я поняла, в чём суть разногласий, не поняла только, почему речь идёт не о дольнике. Объясню, на какие основания опираюсь я, полагая, что речь идёт о дольнике и нарушения ритма таковыми не являются. О логаэде речи не веду, т.к. если верить некоторым источникам, это "стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме. " (с) http://www.listos.biz/%D1%84%....1%D0%BD %D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D 0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D0 %BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85/ Конечно, Алкора отметила по поводу "Клинописи", что имеет место быть "часто встречающийся логаэд", и логику в этом утверждении я вижу, однако стих можно считать и дольником, т.к., во-первых, он не предполагает пресловутой строгости и, во-вторых, то, что Вы называете "вторым размером", т.е. "двустопный дактиль со стяжением" - это как раз то самое колебание безударных в интервале 1-2 между вторым и третьим иктом. Камень нашего преткновения я вижу именно в "на протяжении всего стихотворения" и тут позволю себе сослаться на чужой обзор дольников - в частности, на примере Ахматовой:
"При внимательном чтении «Поэмы без героя» обнаруживается еще одна интересная особенность: среди преобладающих «дольниковых» строк встречаются отдельные строки «чистого» анапеста:
И, царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый, Город в свой уходил туман
--+ --+ --+ - --+ -+ --+ - +-+ --+ -+
Первая строка примера – анапест, вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала. Таким образом, в дольнике допустимо укорочение разных интервалов в пределах разных строк, использование строк без укороченных интервалов (соответствующих силлабо-тоническим трехсложникам) и использование сверхсхемных ударений на слабых интервалах. Этим обеспечивается высокое ритмическое разнообразие и гибкость дольника, в силу чего данные метры стали в русской поэзии много популярнее родственных им логаэдов." https://stihi.ru/2007/06/23-2281
Т.е. вкрапления силлабо-тоники в дольник и наоборот на этом основании мне казались вполне допустимыми. И то, что я не встретила замечаний по этому поводу ни во втором туре (а мой стих о Мюнхгаузене был написан почти в таком же ритме и тоже с вкраплениями), ни в третьем (кроме, конечно, текущей дискуссии), утверждало меня в мысли, что такой приём вроде как очевиден, понятен и осуждению не подлежит. Поэтому, в принципе, я и начала удивляться внезапно начавшимся разговорам о "нарушениях ритма":) А почему концовка не понравилась?
Ога, я, кажется, тоже поняла, почему вдруг речь зашла о дольнике В отрывке, который Вы привели, есть неточное высказывание, которое сбило Вас с толку: "... вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала." Нельзя говорить об одной строке, написанной дольником. В данном примере следовало бы сформулировать как-то так: "Это стихотворение из трёх строк написано дольником, причём первая строка - чистый анапест, вторая получена из анапеста укорочением второго интервала, а третья получена из анапеста бла-бла-бла" То есть дольник мы видим, только рассматривая ВСЕ строки стихотворения и они ВСЕ разные. Например (я беру вторую строчку этого же примера), вот такая схема стихотворения: --+ -+ --+ - --+ -+ --+ - --+ -+ --+ - --+ -+ --+ - или такая (беру третью строку) +-+ --+ -+ +-+ --+ -+ +-+ --+ -+ +-+ --+ -+ дольниками не являются. Первая - трёхстопный анапест с одной укороченной стопой, вторая - четырёхстопный хорей с одной стопой дактиля. То есть и то и другое - жёсткая силлабо-тоника. Если вы хотите превратить в дольник своё стихотворение (прошу прощения, что на нём экспериментирую), то это должно выглядеть как-то так:
Птица Симург возвращается в горы Каф, 1--1--1--1-1 Над ними небо – красная, но - парча. -1-1-1--1-1 Ночь ты выторгуй вечного (пам) городка 1-1--1--1--1 постарайся прогнать её ты печаль. --1--1-1--1
Ой, ещё забыла. По поводу концовки Ну, это уже можно отнести к чистой вкусовщине: я люблю яркие концовки, а тут для меня получилось некое снижение относительно первой истории любви.
Стопный логаэд с ритмическими ошибками. Дольника здесь нет. Читается достаточно гладко из-за нестандартной строфы. Криминала не вижу, но спорить о "чистоте" размера не стал бы. Ритмическая основа задаётся первыми двумя-четырьмя стихами. Если не ломать капитально, то ничего не докажешь... дольник ты писал, или вообще тонику... Кстати, у дольников не бывает иктов... Дольник - не тоника. Дольник - переходная форма, которую чаще относят к силлабо-тонике. В данном стихотворении нет ничего от тоники. Очень организованный текст.... с мелкими ошибками.
Я задумалась))) т.е. получается, что в нынешней версии "Клинописи" имеют место быть часто встречающееся произвольное укорачивание (или стяжение, или спондей) и свободная цезура, при этом ни дольником, ни логаэдом, ни канонической силлабо-тоникой её обозвать нельзя, т.к. для дольника и логаэда маловато спондеев и они слишком похожи по месту проживания, а для канонической силлабо-тоники их, наоборот, "понаехало")) Куды бечь, кому верить, на какой термин всё валить?))) Паузы-то были допущены специально, со смыслом и с умыслом, и видела же я подобную манеру неоднократно, как же так - прям как в анекдоте: "...а слова нет?" :D
Татьяна, спасибо Вам большое за уделённое время, подробное корректное разъяснение и примеры! (за экспериментирование даже извиняться не стоило и не стоит, обычное дело)
Неправильно поняли, Анна!-))) Не буду больше вклиниваться сюда!-))) Это место для восхищенных читателей, которые должны возлагать цветы к Вашему "живому" пьедесталу!-))) Продолжайте Господа! Злая ведьма удаляется!
Конечно-конечно, забыла добавить - "только Вы и Ваша команда и никто кроме вас":) Что ж вы нас, бесталанных, обделили так да в жюри не выдвинулись? Ну почему же, смотрите - обиженных всемирной несправедливостью тоже никто не удаляет. Всё согласно известному принципу Петра I Только организаторов Межпортального жаль - им-то подобное тысячами видеть каждый тур. Зато все истинные мастера выходят из своих скромных обителей на свет Божий, и выискивать-то не надо, а то обычно столько перелопатить надо, столько перелопатить от забора и до обеда, чтоб хоть одного выискать... А тут прям как подснежники по весне.
Анна, Вы, видимо, просто ещё не очень умело и последовательно пользуетесь этими дольниками, пиррихиями и спондеями. Ничего, это придёт - с опытом! На жюри не обращайтесь внимания - многие из них точно ничего не понимают в поэзии!-)))
Да знаю я Ваши дольники (паузники).Сама преподаю литературоведение и стиховедение много лет!-))) Но стих при голосовании просто не заметила, прошла мимо - просто не зацепило нигде! Одни красивости - и все! Но это только моё мнение! Не принимайте близко к сердцу (другим же нравится). Хорошо, что Вы так любите свои "творения" - я вот вечно в себе сомневаюсь! Но истинный мастер всегда стремится к совершенству, а Вы, видимо, считаете, что своего "потолка" уже достигли!-))) удачи вам, и более совершенных творений!
Ничего подобного, я пределов совершенству не устанавливаю. Но не могу пройти мимо, когда человек "стих просто не заметил" (с), но считает своим долгом прийти и покричать под этим как бы незамеченным трудом во всеуслышание - особенно подозрительно и не к чести комментирующего это выглядит после того, как стих, собственно, победил на конкурсе, к которому этот человек тоже причастен. Что-то по отношению к предыдущим моим конкурсным такого рвения не наблюдалось. А тут вдруг появляется скромный "истинный мастер" (с) и всё объясняет как оно есть на самом деле:))) И да, свои стихи я люблю, так же, как и своих читателей. Может, не в последнюю очередь именно поэтому они показывают всё высший и высший результат.
Елена, работать в данном случае нужно не со стихом, а с восприятием:) Уже одно то, что Вы видите здесь "по всему тексту нарушения ритма" (с), говорит о том, что Вы не понимаете, о чём говорите. Никаких нарушений нет, а если Вам неизвестны термины, которыми в поэзии называют то, что Вы считаете нарушениями - тут я не виновата. Ну а по собственно клинописи, страсти и эпохам у меня вообще no comments Воспринять подобные как бы замечания всерьёз я не могу, а если сама начну их комментировать - Вы наверняка обидитесь)))
Нарушение ритма по всему тексту стихотворения, действительно, присутствует. Мне лень рисовать все строчки, поэтому просто скажу, а посмотреть Вы можете сами, если захотите.
Начало идёт такое: 1--1--1--1-1
с девятой строки 1--1-1--1-1
и потом то одно, то другое.
Удачи в совершенствовании
Ну что ж, раз Вы решили присоединиться в этом к долго вынашивающей своё мнение Елене (которая держала всё в себе как минимум с 12-го апреля - Стихира всё помнит)) - а высказаться решила именно здесь аккурат под вечер моего ДР), то и Вам скажу то же самое: 1) я не считаю свой стих эталоном и совершенством, но о сильных и слабых его сторонах имею представление; 2) ритм - это не его слабая сторона. Меня вообще удивляет, что на конкурсах подобного уровня вполне обычный поэтический приём - укорачивание интервалов между иктами, свойственное дольнику, о котором Елена всё-таки вспомнила, - кто-то из участвующих авторов может называть "нарушениями ритма". Странно это, не чистой силлабо-тоникой единой. И потом: я не хочу строить ненужных подозрений (ввиду ситуации по итогам 3-го тура) и была очень рада Вашему комментарию к "Клинописи" в "читалке", но, опять же, немного странно, что Вы, написав в "читалке":
Эксперимент Лиса - 8
С первого прочтения не поняла, как вторая часть связана с первой. Со второго — техника 5, впечатление 3.
Татьяна_Смирновская · «Ирмалита Че-S» · [04.04.2016, 20:21] · шорт-лист ·
- вдруг через столько дней замечаете такой серьёзный недочёт, как нарушение ритма (которого на самом деле нет, т.к. у него в поэзии есть легитимное название:)) Сомневаюсь, что столь требовательный автор и читатель, как Вы (да, я читала не только Ваши стихи, но и Ваши рецензии, поэтому имела возможность убедиться, что разборы Вы если уж даёте, то подробные и толковые), поставил бы 5 за технику при таком обстоятельстве, если бы обнаружил его, или мне несказанно повезло? ))) И укорачивание размера в моём стихе начинается не с 9-й, а уже с 6-й строки. Схемки с "адын-нол-нол-адын" мы уже проходили, знаем:))
Спасибо, буду рада видеть Вас у себя чаще:) Если будет возможность и желание, помогайте мне хотя бы по чуть-чуть и дальше.
Не надо удивляться моему «отказу» от пятёрки: я тоже ошибаюсь и довольно часто :). В данном случае подвела лень: я чувствовала некий дискомфорт при чтении, но, нарисовав схему для первых трёх строчек и случайной строчки из середины, решила, что мне чудится в связи с давлением и дурным характером . Кроме того, сознаюсь, это - и моя частая ошибка (не слышу этого стяжения в середине — спасибо всем моим командам, которые носом меня в него тычут ).
Так что, можно сказать, что Вам повезло Хотя если бы я вовремя поняла, что меня смущает, выше была бы вторая оценка :))). Ведь на моё восприятие (отдельно от техники) повлияла бы только не нравящаяся мне концовка. То есть, я бы поставила 4+4=8 .
Всё, что я напишу дальше, является моим частным мнением, основанным на сегодняшнем уровне знания теории. Фамилие наше не Квятковский и не Скоренко, так что, вполне возможно, что через пару лет я пойму, какую прекрасную чушь сегодня несла .
Кстати, Вы напрасно, как мне думается, так презрительно отзываетесь о «схемках»: очень полезная вещь, в том числе для тоники.
Итак
Птица Симург возвращается в горы Каф, 1--1--1--1-1
Небо над ними – малиновая парча. 1—1--1--!-1
Выторгуй ночь у персидского городка 1—1--1--!-1
И постарайся прогнать из неё печаль. !--1--1--1-1
Звёздную клинопись учит придворный врач 1--1--1--1-1
Пересказать прекраснейшей из принцесс... !--1-1--1-1
Глина готова – раскатана и сыра. 1--1--1--!-1
Робкие розы цветут на его лице. 1--1--1--1-1
Каждое утро – новый волшебный стих 1--1-1--1-1
С подписью: "Доброй пери моей души". 1--1-1--1-1
Начинается всё с четырёхстопного дактиля со стяжением последней стопы (1--1--1--1-1 ). Силлабо-тоника . Стяжение одной стопы, как я выяснила не так давно, не превращает классический трёхсложник даже в логаэд.
Второй используемый размер ( 1--1-1--1-1) уже можно, вероятно, с натяжкой назвать логаэдом, но мне кажется, здесь просто двустопный дактиль со стяжением (1—1-\\1—1-), потому что в большинстве строк вполне логичная цезура (а там, где нелогичная, возникает ощущение дискомфорта при чтении: «С подписью: "Доброй\\ пери моей души"». В любом случае, мы имеем дело с чистой силлабо-тоникой. С «нарушением ритма» .
О дольнике в данном случае речь вообще не идёт (на всякий случай напомню «ДОЛЬНИК - стихотворный метр, являющийся промежуточной формой между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; это стих, в котором число безударных слогов между ударными колеблется в пределах 1-2, причем расположение ударений в строках не упорядоченное на протяжении всего стихотворения.»).
Так что позволю себе посоветовать над стихотворением ещё подумать: оно того стоит .
P.S. Спасибо за тёплые слова в мой адрес .
"При внимательном чтении «Поэмы без героя» обнаруживается еще одна интересная особенность: среди преобладающих «дольниковых» строк встречаются отдельные строки «чистого» анапеста:
И, царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман
--+ --+ --+ -
--+ -+ --+ -
+-+ --+ -+
Первая строка примера – анапест, вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала. Таким образом, в дольнике допустимо укорочение разных интервалов в пределах разных строк, использование строк без укороченных интервалов (соответствующих силлабо-тоническим трехсложникам) и использование сверхсхемных ударений на слабых интервалах. Этим обеспечивается высокое ритмическое разнообразие и гибкость дольника, в силу чего данные метры стали в русской поэзии много популярнее родственных им логаэдов."
https://stihi.ru/2007/06/23-2281
Т.е. вкрапления силлабо-тоники в дольник и наоборот на этом основании мне казались вполне допустимыми. И то, что я не встретила замечаний по этому поводу ни во втором туре (а мой стих о Мюнхгаузене был написан почти в таком же ритме и тоже с вкраплениями), ни в третьем (кроме, конечно, текущей дискуссии), утверждало меня в мысли, что такой приём вроде как очевиден, понятен и осуждению не подлежит. Поэтому, в принципе, я и начала удивляться внезапно начавшимся разговорам о "нарушениях ритма":)
А почему концовка не понравилась?
В отрывке, который Вы привели, есть неточное высказывание, которое сбило Вас с толку: "... вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала."
Нельзя говорить об одной строке, написанной дольником. В данном примере следовало бы сформулировать как-то так: "Это стихотворение из трёх строк написано дольником, причём первая строка - чистый анапест, вторая получена из анапеста укорочением второго интервала, а третья получена из анапеста бла-бла-бла" То есть дольник мы видим, только рассматривая ВСЕ строки стихотворения и они ВСЕ разные. Например (я беру вторую строчку этого же примера), вот такая схема стихотворения:
--+ -+ --+ -
--+ -+ --+ -
--+ -+ --+ -
--+ -+ --+ -
или такая (беру третью строку)
+-+ --+ -+
+-+ --+ -+
+-+ --+ -+
+-+ --+ -+
дольниками не являются.
Первая - трёхстопный анапест с одной укороченной стопой, вторая - четырёхстопный хорей с одной стопой дактиля. То есть и то и другое - жёсткая силлабо-тоника.
Если вы хотите превратить в дольник своё стихотворение (прошу прощения, что на нём экспериментирую), то это должно выглядеть как-то так:
Птица Симург возвращается в горы Каф, 1--1--1--1-1
Над ними небо – красная, но - парча. -1-1-1--1-1
Ночь ты выторгуй вечного (пам) городка 1-1--1--1--1
постарайся прогнать её ты печаль. --1--1-1--1
Вот теперь это дольник
Если написать вот так:
1--1--1--1-1
1--1-1--1-1
1--1--1--1-1
1--1-1--1-1
всё стихотворение (строго через одну строку), то получится строфный логаэд - опять чистая силлабо-тоника
Ну, это уже можно отнести к чистой вкусовщине: я люблю яркие концовки, а тут для меня получилось некое снижение относительно первой истории любви.
Читается достаточно гладко из-за нестандартной строфы.
Криминала не вижу, но спорить о "чистоте" размера не стал бы.
Ритмическая основа задаётся первыми двумя-четырьмя стихами. Если не ломать капитально, то ничего не докажешь... дольник ты писал, или вообще тонику...
Кстати, у дольников не бывает иктов... Дольник - не тоника. Дольник - переходная форма, которую чаще относят к силлабо-тонике.
В данном стихотворении нет ничего от тоники. Очень организованный текст.... с мелкими ошибками.
Надо какое-то новое название придумать для подобных случаев, раз такое дело
Татьяна, спасибо Вам большое за уделённое время, подробное корректное разъяснение и примеры! (за экспериментирование даже извиняться не стоило и не стоит, обычное дело)
Можно как раз Это силлабо-тоника с нарушением ритма
Не буду больше вклиниваться сюда!-)))
Это место для восхищенных читателей, которые должны возлагать цветы к Вашему "живому" пьедесталу!-))) Продолжайте Господа! Злая ведьма удаляется!
Ну почему же, смотрите - обиженных всемирной несправедливостью тоже никто не удаляет. Всё согласно известному принципу Петра I Только организаторов Межпортального жаль - им-то подобное тысячами видеть каждый тур. Зато все истинные мастера выходят из своих скромных обителей на свет Божий, и выискивать-то не надо, а то обычно столько перелопатить надо, столько перелопатить от забора и до обеда, чтоб хоть одного выискать... А тут прям как подснежники по весне.
Слово "будучи" вообще из другой эпохи! По всему тексту нарушения ритма!
Ивиняюсь, но всё это мешает мне воспринимать этот стих вообще как произведение искусства!-((((
Его надо существенно дорабатывать!