Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Клинопись
Любовная поэзия
Автор: Анна_Лисицина
- Рукописи не горят.
(М. Булгаков, "Мастер и Маргарита")
*************************************

Птица Симург возвращается в горы Каф,
небо над ними – малиновая парча.
Выторгуй ночь у персидского городка
и постарайся прогнать из неё печаль.
Звёздную клинопись учит придворный врач –
пересказать прекраснейшей из принцесс...

Глина готова – раскатана и сыра.
Жгучие розы цветут на его лице.

Утром взойдёт уникальный волшебный стих
с подписью: "Доброй пери моей души" –
юной принцессе она, несомненно, льстит...
Жаль, медициной историю не свершишь:
глядя с улыбкой на горстку больших затей,
шах предпочтёт порастратиться на декор…

Мысли о принцах-соперниках всё острей
ранят сознание тысячью мантикор.

Ниточка к ниточке, алые к золотым
стянутся в пальцах умелых – держи ковёр!
Чувствам под клином не спрятаться, не остыв...
Кто же кого за собой в первый раз повёл?
Страсть нападала безумней, чем каркаданн,
делаясь нежной, словно пушистый кот...

Верили – свыше им кубок безвинья дан.
Знали – на плаху выведут этот год.

...Выстроен в книжицах заново древний мир,
Древняя Персия дышит в листках бута.
– "Знаешь, а звёзды – рассеянны и немы.
Я за их ширмой таиться уже устал.
Кроме дощечки, свидетелей больше нет,
хочешь – разбей, а хочешь – подай мне знак", –
так археолог читает своей жене,
так просыпаются хрупкие письмена.
– "Где бы Творец ни украсил зарёй простор,
ярче тебя не светить ни одной заре"...
– Ну ты придумаешь тоже... Иди за стол.
Надо же, ты на работе совсем сгорел!
Добрая пери заварит зелёный чай, –
милым кокетством щебечет жена в ответ...

Снова стихами звёзды при них молчат,
птица Симург их дом бережёт от бед.
_________________________________________________

Мантикора – полулев-полускорпион.
Каркаданн – свирепый зверь, очень похожий на носорога.
Бута – древний листообразный узор, известный в т.ч. как "персидский кипарис".


2016-2017
***
Межпортальный конкурс на Литсети (2016), стих на цитату.
Опубликовано: 11/04/16, 19:37 | Просмотров: 1464 | Комментариев: 33
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии: 1 2 »

Когда стих хорош - не хочется разбираться в размерах - зачем? Все прекрасно! По моему второй стих, который действительно достоин рекомендации, как написано в этом блоке.
Анирия  (16/06/16 12:34)    


Очень-очень запоздалое, но большое спасибо:)
Анна_Лисицина  (05/09/16 20:14)    


Аня, да нет никакой всемирной несправедливости. И я, и моя команда далеко не идеальны, и никогда себя таковыми не считали. А Ваша команда мне нравятся хотя бы потому, что в ней замечательный человек - Наташа Бугарэ. Просто нам всем есть, чему учиться...А вообще молодцы, что победили! Значит, борцы! Успехов и с искренним теплом! biggrin
Елена_Севрюгина  (18/04/16 07:12)    


Анна, здравствуйте smile
Нарушение ритма по всему тексту стихотворения, действительно, присутствует. Мне лень рисовать все строчки, поэтому просто скажу, а посмотреть Вы можете сами, если захотите.
Начало идёт такое: 1--1--1--1-1
с девятой строки 1--1-1--1-1
и потом то одно, то другое.

Удачи в совершенствовании smile
Татьяна_Смирновская  (18/04/16 06:20)    


Здравствуйте, Татьяна:)
Ну что ж, раз Вы решили присоединиться в этом к долго вынашивающей своё мнение Елене (которая держала всё в себе как минимум с 12-го апреля - Стихира всё помнит)) - а высказаться решила именно здесь аккурат под вечер моего ДР), то и Вам скажу то же самое: 1) я не считаю свой стих эталоном и совершенством, но о сильных и слабых его сторонах имею представление; 2) ритм - это не его слабая сторона. Меня вообще удивляет, что на конкурсах подобного уровня вполне обычный поэтический приём - укорачивание интервалов между иктами, свойственное дольнику, о котором Елена всё-таки вспомнила, - кто-то из участвующих авторов может называть "нарушениями ритма". Странно это, не чистой силлабо-тоникой единой. И потом: я не хочу строить ненужных подозрений (ввиду ситуации по итогам 3-го тура) и была очень рада Вашему комментарию к "Клинописи" в "читалке", но, опять же, немного странно, что Вы, написав в "читалке":

Эксперимент Лиса - 8
С первого прочтения не поняла, как вторая часть связана с первой. Со второго — техника 5, впечатление 3.

Татьяна_Смирновская · «Ирмалита Че-S» · [04.04.2016, 20:21] · шорт-лист ·


- вдруг через столько дней замечаете такой серьёзный недочёт, как нарушение ритма (которого на самом деле нет, т.к. у него в поэзии есть легитимное название:)) Сомневаюсь, что столь требовательный автор и читатель, как Вы (да, я читала не только Ваши стихи, но и Ваши рецензии, поэтому имела возможность убедиться, что разборы Вы если уж даёте, то подробные и толковые), поставил бы 5 за технику при таком обстоятельстве, если бы обнаружил его, или мне несказанно повезло? wink ))) И укорачивание размера в моём стихе начинается не с 9-й, а уже с 6-й строки. Схемки с "адын-нол-нол-адын" мы уже проходили, знаем:))

Спасибо, буду рада видеть Вас у себя чаще:) Если будет возможность и желание, помогайте мне хотя бы по чуть-чуть и дальше.
Анна_Лисицина  (18/04/16 15:29)    


Здравствуйте ещё раз, Анна smile

Не надо удивляться моему «отказу» от пятёрки: я тоже ошибаюсь и довольно часто :). В данном случае подвела лень: я чувствовала некий дискомфорт при чтении, но, нарисовав схему для первых трёх строчек и случайной строчки из середины, решила, что мне чудится в связи с давлением и дурным характером wacko . Кроме того, сознаюсь, это - и моя частая ошибка (не слышу этого стяжения в середине — спасибо всем моим командам, которые носом меня в него тычут wacko ).
Так что, можно сказать, что Вам повезло smile Хотя если бы я вовремя поняла, что меня смущает, выше была бы вторая оценка :))). Ведь на моё восприятие (отдельно от техники) повлияла бы только не нравящаяся мне концовка. То есть, я бы поставила 4+4=8 smile .
Всё, что я напишу дальше, является моим частным мнением, основанным на сегодняшнем уровне знания теории. Фамилие наше не Квятковский и не Скоренко, так что, вполне возможно, что через пару лет я пойму, какую прекрасную чушь сегодня несла wacko .
Кстати, Вы напрасно, как мне думается, так презрительно отзываетесь о «схемках»: очень полезная вещь, в том числе для тоники.
Итак smile

Птица Симург возвращается в горы Каф, 1--1--1--1-1
Небо над ними – малиновая парча. 1—1--1--!-1
Выторгуй ночь у персидского городка 1—1--1--!-1
И постарайся прогнать из неё печаль. !--1--1--1-1
Звёздную клинопись учит придворный врач 1--1--1--1-1
Пересказать прекраснейшей из принцесс... !--1-1--1-1

Глина готова – раскатана и сыра. 1--1--1--!-1
Робкие розы цветут на его лице. 1--1--1--1-1

Каждое утро – новый волшебный стих 1--1-1--1-1
С подписью: "Доброй пери моей души". 1--1-1--1-1

Начинается всё с четырёхстопного дактиля со стяжением последней стопы (1--1--1--1-1 ). Силлабо-тоника smile . Стяжение одной стопы, как я выяснила не так давно, не превращает классический трёхсложник даже в логаэд.
Второй используемый размер ( 1--1-1--1-1) уже можно, вероятно, с натяжкой назвать логаэдом, но мне кажется, здесь просто двустопный дактиль со стяжением (1—1-\\1—1-), потому что в большинстве строк вполне логичная цезура (а там, где нелогичная, возникает ощущение дискомфорта при чтении: «С подписью: "Доброй\\ пери моей души"». В любом случае, мы имеем дело с чистой силлабо-тоникой. С «нарушением ритма» wacko .

О дольнике в данном случае речь вообще не идёт (на всякий случай напомню «ДОЛЬНИК - стихотворный метр, являющийся промежуточной формой между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; это стих, в котором число безударных слогов между ударными колеблется в пределах 1-2, причем расположение ударений в строках не упорядоченное на протяжении всего стихотворения.»).

Так что позволю себе посоветовать над стихотворением ещё подумать: оно того стоит smile .

P.S. Спасибо за тёплые слова в мой адрес smile .
Татьяна_Смирновская  (18/04/16 18:32)    


Ага. Как мне кажется, я поняла, в чём суть разногласий, не поняла только, почему речь идёт не о дольнике. Объясню, на какие основания опираюсь я, полагая, что речь идёт о дольнике и нарушения ритма таковыми не являются. О логаэде речи не веду, т.к. если верить некоторым источникам, это "стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме. " (с) http://www.listos.biz/%D1%84%....1%D0%BD %D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D 0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D0 %BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85/ Конечно, Алкора отметила по поводу "Клинописи", что имеет место быть "часто встречающийся логаэд", и логику в этом утверждении я вижу, однако стих можно считать и дольником, т.к., во-первых, он не предполагает пресловутой строгости и, во-вторых, то, что Вы называете "вторым размером", т.е. "двустопный дактиль со стяжением" - это как раз то самое колебание безударных в интервале 1-2 между вторым и третьим иктом. Камень нашего преткновения я вижу именно в "на протяжении всего стихотворения" и тут позволю себе сослаться на чужой обзор дольников - в частности, на примере Ахматовой:

"При внимательном чтении «Поэмы без героя» обнаруживается еще одна интересная особенность: среди преобладающих «дольниковых» строк встречаются отдельные строки «чистого» анапеста:

И, царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман

--+ --+ --+ -
--+ -+ --+ -
+-+ --+ -+

Первая строка примера – анапест, вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала. Таким образом, в дольнике допустимо укорочение разных интервалов в пределах разных строк, использование строк без укороченных интервалов (соответствующих силлабо-тоническим трехсложникам) и использование сверхсхемных ударений на слабых интервалах. Этим обеспечивается высокое ритмическое разнообразие и гибкость дольника, в силу чего данные метры стали в русской поэзии много популярнее родственных им логаэдов."

https://stihi.ru/2007/06/23-2281

Т.е. вкрапления силлабо-тоники в дольник и наоборот на этом основании мне казались вполне допустимыми. И то, что я не встретила замечаний по этому поводу ни во втором туре (а мой стих о Мюнхгаузене был написан почти в таком же ритме и тоже с вкраплениями), ни в третьем (кроме, конечно, текущей дискуссии), утверждало меня в мысли, что такой приём вроде как очевиден, понятен и осуждению не подлежит. Поэтому, в принципе, я и начала удивляться внезапно начавшимся разговорам о "нарушениях ритма":)
А почему концовка не понравилась?
Анна_Лисицина  (18/04/16 20:42)    


Ога, я, кажется, тоже поняла, почему вдруг речь зашла о дольнике smile
В отрывке, который Вы привели, есть неточное высказывание, которое сбило Вас с толку: "... вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала."
Нельзя говорить об одной строке, написанной дольником. В данном примере следовало бы сформулировать как-то так: "Это стихотворение из трёх строк написано дольником, причём первая строка - чистый анапест, вторая получена из анапеста укорочением второго интервала, а третья получена из анапеста бла-бла-бла" wacko То есть дольник мы видим, только рассматривая ВСЕ строки стихотворения и они ВСЕ разные. Например (я беру вторую строчку этого же примера), вот такая схема стихотворения:
--+ -+ --+ -
--+ -+ --+ -
--+ -+ --+ -
--+ -+ --+ -
или такая (беру третью строку)
+-+ --+ -+
+-+ --+ -+
+-+ --+ -+
+-+ --+ -+
дольниками не являются.
Первая - трёхстопный анапест с одной укороченной стопой, вторая - четырёхстопный хорей с одной стопой дактиля. То есть и то и другое - жёсткая силлабо-тоника.
Если вы хотите превратить в дольник своё стихотворение (прошу прощения, что на нём экспериментирую), то это должно выглядеть как-то так:

Птица Симург возвращается в горы Каф, 1--1--1--1-1
Над ними небо – красная, но - парча. -1-1-1--1-1
Ночь ты выторгуй вечного (пам) городка 1-1--1--1--1
постарайся прогнать её ты печаль. --1--1-1--1

Вот теперь это дольник smile
Татьяна_Смирновская  (18/04/16 22:45)    


Еще добавлю smile
Если написать вот так:
1--1--1--1-1
1--1-1--1-1
1--1--1--1-1
1--1-1--1-1

всё стихотворение (строго через одну строку), то получится строфный логаэд - опять чистая силлабо-тоника smile
Татьяна_Смирновская  (18/04/16 22:57)    


Ой, ещё забыла. По поводу концовки smile
Ну, это уже можно отнести к чистой вкусовщине: я люблю яркие концовки, а тут для меня получилось некое снижение относительно первой истории любви. smile
Татьяна_Смирновская  (18/04/16 23:20)    


Стопный логаэд с ритмическими ошибками. Дольника здесь нет.
Читается достаточно гладко из-за нестандартной строфы.
Криминала не вижу, но спорить о "чистоте" размера не стал бы.
Ритмическая основа задаётся первыми двумя-четырьмя стихами. Если не ломать капитально, то ничего не докажешь... дольник ты писал, или вообще тонику...
Кстати, у дольников не бывает иктов... Дольник - не тоника. Дольник - переходная форма, которую чаще относят к силлабо-тонике.
В данном стихотворении нет ничего от тоники. Очень организованный текст.... с мелкими ошибками.
Леший  (18/04/16 23:37)    


Алексей, и Вам спасибо за вклад в дискуссию:)
Надо какое-то новое название придумать для подобных случаев, раз такое дело biggrin
Анна_Лисицина  (19/04/16 00:02)    


Я задумалась))) т.е. получается, что в нынешней версии "Клинописи" имеют место быть часто встречающееся произвольное укорачивание (или стяжение, или спондей) и свободная цезура, при этом ни дольником, ни логаэдом, ни канонической силлабо-тоникой её обозвать нельзя, т.к. для дольника и логаэда маловато спондеев и они слишком похожи по месту проживания, а для канонической силлабо-тоники их, наоборот, "понаехало")) Куды бечь, кому верить, на какой термин всё валить?))) Паузы-то были допущены специально, со смыслом и с умыслом, и видела же я подобную манеру неоднократно, как же так - прям как в анекдоте: "...а слова нет?" biggrin :D biggrin

Татьяна, спасибо Вам большое за уделённое время, подробное корректное разъяснение и примеры! (за экспериментирование даже извиняться не стоило и не стоит, обычное дело)
Анна_Лисицина  (18/04/16 23:54)    


Это стопный логаэд...))) Не надо ничего выдумывать...)))
Леший  (19/04/16 00:00)    


Ну, если не надоела ещё, опять скажу wacko

Цитата
... ни канонической силлабо-тоникой её обозвать нельзя

Можно как раз smile Это силлабо-тоника с нарушением ритма wacko
Татьяна_Смирновская  (19/04/16 00:02)    


Неправильно поняли, Анна!-)))
Не буду больше вклиниваться сюда!-)))
Это место для восхищенных читателей, которые должны возлагать цветы к Вашему "живому" пьедесталу!-))) Продолжайте Господа! Злая ведьма удаляется! biggrin
Елена_Севрюгина  (17/04/16 23:21)    


Конечно-конечно, забыла добавить - "только Вы и Ваша команда и никто кроме вас":) Что ж вы нас, бесталанных, обделили так да в жюри не выдвинулись?
Ну почему же, смотрите - обиженных всемирной несправедливостью тоже никто не удаляет. Всё согласно известному принципу Петра I smile Только организаторов Межпортального жаль - им-то подобное тысячами видеть каждый тур. Зато все истинные мастера выходят из своих скромных обителей на свет Божий, и выискивать-то не надо, а то обычно столько перелопатить надо, столько перелопатить от забора и до обеда, чтоб хоть одного выискать... А тут прям как подснежники по весне.
Анна_Лисицина  (17/04/16 23:32)    


Анна, Вы, видимо, просто ещё не очень умело и последовательно пользуетесь этими дольниками, пиррихиями и спондеями. Ничего, это придёт - с опытом! smile На жюри не обращайтесь внимания - многие из них точно ничего не понимают в поэзии!-)))
Елена_Севрюгина  (17/04/16 23:06)    


Да-да, я уже поняла - только Вы и никто кроме Вас))
Анна_Лисицина  (17/04/16 23:13)    


Да знаю я Ваши дольники (паузники).Сама преподаю литературоведение и стиховедение много лет!-))) Но стих при голосовании просто не заметила, прошла мимо - просто не зацепило нигде! Одни красивости - и все! Но это только моё мнение! Не принимайте близко к сердцу (другим же нравится). Хорошо, что Вы так любите свои "творения" - я вот вечно в себе сомневаюсь! Но истинный мастер всегда стремится к совершенству, а Вы, видимо, считаете, что своего "потолка" уже достигли!-))) удачи вам, и более совершенных творений!
Елена_Севрюгина  (17/04/16 23:00)    


Ничего подобного, я пределов совершенству не устанавливаю. Но не могу пройти мимо, когда человек "стих просто не заметил" (с), но считает своим долгом прийти и покричать под этим как бы незамеченным трудом во всеуслышание - особенно подозрительно и не к чести комментирующего это выглядит после того, как стих, собственно, победил на конкурсе, к которому этот человек тоже причастен. Что-то по отношению к предыдущим моим конкурсным такого рвения не наблюдалось. А тут вдруг появляется скромный "истинный мастер" (с) и всё объясняет как оно есть на самом деле:))) И да, свои стихи я люблю, так же, как и своих читателей. Может, не в последнюю очередь именно поэтому они показывают всё высший и высший результат.
Анна_Лисицина  (17/04/16 23:12)    


И ещё: если страсть бушевала, сильнее, чем каркаданн, как она могла быть при этом ещё и нежной, как пушистый кот?

Слово "будучи" вообще из другой эпохи! По всему тексту нарушения ритма!

Ивиняюсь, но всё это мешает мне воспринимать этот стих вообще как произведение искусства!-((((

Его надо существенно дорабатывать!
Елена_Севрюгина  (17/04/16 21:33)    


Елена, работать в данном случае нужно не со стихом, а с восприятием:) Уже одно то, что Вы видите здесь "по всему тексту нарушения ритма" (с), говорит о том, что Вы не понимаете, о чём говорите. Никаких нарушений нет, а если Вам неизвестны термины, которыми в поэзии называют то, что Вы считаете нарушениями - тут я не виновата. Ну а по собственно клинописи, страсти и эпохам у меня вообще no comments biggrin Воспринять подобные как бы замечания всерьёз я не могу, а если сама начну их комментировать - Вы наверняка обидитесь)))
Анна_Лисицина  (17/04/16 22:50)    


Клинопись пересказать невозможно - это форма письма! Пересказать можно историю, написанную клинописью, или передать свои чувства с помощью клинописи!
Елена_Севрюгина  (17/04/16 21:28)    


с ума сойти какая красота... бесподобная вещь. десятый раз перечитываю и каждый раз что-то новое вижу.
Васильева_Инна  (17/04/16 19:00)    


happy happy happy да прям уж, засмущали (хотя несказанно приятно, конечно)))) спасибо, Инна!
Анна_Лисицина  (17/04/16 19:05)    


Молодчинка smile
Ира_Сон  (12/04/16 18:28)    


Спасибо, Ир, аналогично cool happy
Анна_Лисицина  (12/04/16 18:59)    

Продолжение списка комментариев: 1-10 11-12

Рубрики
Лирика [8408]
Философская поэзия [3879]
Любовная поэзия [3963]
Психологическая поэзия [1885]
Городская поэзия [1492]
Пейзажная поэзия [1854]
Мистическая поэзия [1287]
Гражданская поэзия [1266]
Историческая поэзия [303]
Мифологическая поэзия [205]
Медитативная поэзия [209]
Религиозная поэзия [160]
Альбомная поэзия [158]
Твердые формы (запад) [256]
Твердые формы (восток) [101]
Экспериментальная поэзия [254]
Юмористические стихи [2026]
Иронические стихи [2220]
Сатирические стихи [138]
Пародии [1127]
Травести [63]
Подражания и экспромты [510]
Стихи для детей [879]
Белые стихи [86]
Вольные стихи [149]
Верлибры [278]
Стихотворения в прозе [21]
Одностишия и двустишия [128]
Частушки и гарики [38]
Басни [86]
Сказки в стихах [74]
Эпиграммы [20]
Эпитафии [40]
Авторские песни [463]
Переделки песен [58]
Стихи на иностранных языках [85]
Поэтические переводы [306]
Циклы стихов [298]
Поэмы [43]
Декламации [450]
Подборки стихов [132]
Белиберда [709]
Поэзия без рубрики [7651]
Стихи пользователей [1233]
Декламации пользователей [24]