Затонул в антресолях футляр от её флейты,
Винтовка больно оттягивает и саднит плечо,
В порывах ветра каждый первый нынче отпет и…
Эльза ветер берет в расчёт.
Чёрным солнцем восходит на рейде стоящий крейсер.
Океан Эльзы вышел из берегов и затих.
На Васильевский не будет привычных воздушных рейсов.
Ничего не будет. Ни нас. Ни их.
Развелись мосты, пути разошлись в одночасье.
Питер-FM молчит, молчит и её волна.
Счастье сошло на нет — бросилось счастье
Брюхом на камни, на скалы, нах…
Эльза смотрит в небо оттенка гжели,
Методично считает. Крейсер дает залп.
«Отче, прошу, не дай разглядеть в прицеле
Его глаза».
Второй тур КГП-2024 Декламация
Опубликовано: 10/06/24, 12:48 | Последнее редактирование: Talya_Na 30/06/24, 14:56
| Просмотров: 2659 | Комментариев: 47
На Пристани, где проходит конкурс, я уделила много времени этому стихотворению и разборе его. Разумеется, автор вправе считать, что написал шедевр, освободив себя от оков стихосложения.)) Но по факту читатель видит стихотворение с очень слабой композицией и довольно расхлябанной сюжетной линией.
Свой разбор скопирую и выложу здесь. Надеюсь, что Наташа, остыв, и взглянув критически на свое стихотворение, хотя бы со временем сделает из него достойную вещь. Пока что это только набросок по сути.
Ветром здесь каждый первый нынче отпет и…
Эльза ветер берет в расчёт.
Здесь - это где? До третьей строки второй строфы автор не собирается указывать место, поэтому "здесь" провисает в тексте.
Если ветром отпет каждый первый, то это место мертво? Почему Эльза тогда жива?
Чёрным солнцем восходит на рейде стоящий крейсер.
Океан Эльзы вышел из берегов и затих.
"Крейсер" на рейде в океане Эльзы стоял?) Ну, и само по себе восходить то, что стоит на рейде - как-то не по-русски звучит.
На Васильевский больше не будет привычных рейсов.
Рейсы крейсер совершал? Не, я просто не в курсе, обычно пароходы, теплоходы подразумеваются.
Ничего не будет — ни нас, ни их.
Тогда уж никого.
Развелись мосты, пути разошлись в одночасье.
Питер-FM молчит, молчит и её волна.
Наконец-то по мостам и Питер-эфэм становится понятно место дислокации окена Эльзы)). Позабавило "её волна" в контексте мостов и радио.
Счастье сошло на нет — бросилось счастье
Брюхом на камни, на скалы, нах…
Брюхатое счастье - это сильно, конечно. Я понимаю отчего оно сошло на нет - мосты развелись, рейсы без крейсера, радио сменило род со среднего на женский. Как тут брюхом на камни и скалы не броситься? Правда, нужно таки определиться - на камни лучше или на скалы, чтоб конкретно нах.)))
А, "её" - это волна Эльзы, вы мне скажете? Нет, об Эльзе автор забыл ещё две строфы назад.
Эльза смотрит в небо оттенка гжели,
Методично считает: «Три, два...». Скоро залп.
Эльза любит слушать залпы крейсера (Авроры)?)) Стоит в Питере, где, судя по тексту "каждый первый" отпет ветром, и отсчитывает секунды до залпа. Автор, вы серьёзно?)
«Отче, прошу, не дай розглядiти в прицеле
Его глаза».
Откуда прицел взялся? Чьи глаза - счастья, которое брюхом навернулось? И зачем Эльзе не нужно разглядывать чьи-то глаза в прицеле, чтобы в нос попасть, а не промеж глаз, если предположить, что Эльза снайпер? Ах, точно, первые две строки там что-то о винтовке нам сказали. А я уже и забыла, пока до финала дошла).
Автор, розгледіти, розглянути, роздивитись, но никак не то, что вы придумали)). - этот коммент оставила, если вдуг Наталья захочет вернуть украинизм, чтобы правильно написала)
Итого. Эльза сменила флейту на винтовку и пошла гулять по Питеру, чтобы свести счеты с ветром, который всех поотпевал. Она стала рядом с крейсером Аврора, чтобы его залп и её выстрел ветру в лицо слились воедино. Ко всему прочему, душевное состояние девушки было нарушено смертью брюхатого счастья, упавшего перед её носом на камни, кажущиеся ей скалами, до такой степени, что она мысленно заговорила "суржиком".
Ну, вполне такой себе сюр получился).
ПыСы: чтобы не выглядело сюром, над стихотворением желательно хорошо поработать.
Знаю, Наташа, ты работать не будешь со словом, вполне красноречиво ответила Косте четверостишием про корону. Но... мало ли. Может, со временем)
Я конечно подумаю над всеми замечаниями, когда настанет замечательное время пока не готова, вымотал тур и реал. А так, да, никого не пропущу.
Но в целом я тоже очень довольна этим стихотворением, несмотря ни на что.
Поздравляю и вашу команду с классными стихами!
это, безусловно, удача))
спасибо
Нравится)
1. Не совсем понял насчет Эльзы. Это женское имя вызывает несколько ассоциаций. Они смешиваются и берет сомнение насчет того что именно автор имел ввиду. Ведь имя в стихо появляется не случайно. Украинская группа "Океан Эльзы". Эльза Кунгаева. Группа "Крематорий" и их "Безобразная Эльза". И еще Санкт-Петербург... В какую сторону думать?
2. Понимаю, что футляр от флейты и чехол винтовки это взаимосвязанные для стихо предметы, цель которых в совокупности родить определенный образ. Но тут проблема. Сам по себе чехол винтовки легкий. Он никак не может оттянуть плечо. Указание именно на чехол уводит в сторону. Кто-то идет с чехлом от винтовки. А чехол еще и плохой. Неудобный. Тяжелый. Оттягивать плечо может сама винтовка. Своим винтовочным весом. А здесь ее нет. Она появилась бы при замене слова "чехол" на слово "ремень". Но ведь для стиха важна связка предметов - футляр от флейты и чехол винтовки... Мне кажется здесь ты становишься заложником образа, который размазывает смысл.
3. Вот эта фраза: «Отче, прошу, не дай разглядеть в прицеле его глаза» у меня тоже вызывает вопросы. Из того как она сконструирована вытекает смысл, что главное - не суметь разглядеть в прицеле глаза дорогого тебе человека. То есть стрелять то я все равно буду, но хреновато мне будет, если все-таки перед этим глаза любимые разгляжу...
4. Да, еще можно вернуться к чехлу от флейты. Он один. В единственном числе. А слово "антресолях" использовано во множественном числе в предложном падеже. Как может один чехол затонуть во множестве антресолей? Здесь нет образа, который позволил бы вольность в числах (какие-нибудь там закоулки юности), здесь конкретная полка...
« Когда внутри погибает нытик
И не волнует, что скажет стая
Когда сама себе — первый критик
Корона держится, как влитая.»
— Златенция Золотова
Это стихотворение- откровение для меня. Я вдруг поняла, как и о чем я хочу писать. Классные ощущения. Словно из леса вышла. А царапки… повисит, потом может что и поверчу, пока все так, как хочется. Ну и если выбирать - непринятие или равнодушие, то мне непринятие дороже (это даже скорее не тебе, а Саше ниже) :)
Относительно имени женщины - Эльза, у меня возникает ассоциация как отсылка к украинскому конфликту в связи с музыкальной группой "Океан Эльзы". Когда воды Невы, Финского залива (откуда родом девушка) разливаются в океан ее трагедии. Но если тебе не совсем удобно говорить на эту тему, ввиду действующих на сайте правил, оставим ее. Я спросил, потому что для меня имя Эльза еще пересекается с историей Эльзы Кунгаевой. Ее ведь взяли, обвинив именно в том, что она снайпер. Но она чеченка. Причем тогда здесь Питер? Получается приличная такая путаница образов... Поэтому я и спросил. Просто понять хотел.
Жаль, Наташа, что ты не захотела озвучить преамбулу этого стихотворения, Костя очень корректно спросил без всяких наездов…Мне бы тоже было интересно узнать…почему именно Эльза, а не Тамара Михаловна какая-нибудь, и связь ее именно с Санкт-Петербургом, а не Сан-Франциско каким-нибудь. Но видимо это военная тайна.
И теперь читатели разделятся на два лагеря:
1.Те, для кого детали не важны. И стихотворение сильное и трагическое.
2. Те, которые ничего не поняли в перипетиях этих событий. И на всякий случай промолчат.
А Костя пусть точит карандаши, там еще в паратуре вот-вот снимут анонимность.
а чего ты править не будешь, и сетаки Эльза жахнула залпом, чтобы трагичней было...и все в периметре видимости выжгло вместе с глазами любимого?
Бабайка, может хоть вы знаете что такое паратура и зачем мне в связи с этой напастью, что там скоро снимут какую-то анонимность, наточенные карандаши? А то у Натальи, что стихи, что комментарии столько вопросов в себе таят...
а мне не прилетит…. поэтому, вот смотрите, “скоро обед” ( где-то в 12:00) фраза звучит прекрасно и обнадеживающе, если “скоро залп” в петропавловской крепости и связан с обедом это тоже нормально.
в случае стихотворения Эльза, наведя свои артиллерийские орудия и рсзо досчитала до двух…
остался “один” и залп случится сейчас.
Паратур в поэзии, это как паралимпийсие игры в спорте? Конкурс для поэтов-инвалидов в творческом плане?
Паратуры на лит.сайтах проходят параллельно основным командным турам. На Графской пристани как раз начался третий. В нем можно участвовать одиночным игрокам.
Заметь, не я к тебе пришла. Ты здесь под моим стихотворением…
страшный сюжет и, наверное, честное в своей отчаянности отражение в стихах.
Не сомневаюсь, что такая лирика кому-то понравится: вот и Маруся об этом отписала.
Мне -- не понравилось: ни выбранный сюжет, ни эмоциональный вектор.
Однако поэт не обязан нравиться.
Поэзия имеет некоторую иррациональную правоту -- писать то, что пришло, так, как пришло, по принципу "и так бывает".
Тем не менее, согласна с Ларисой: эпиграф Исаковского некорректно притянут. Наверное, это тоже влияет на восприятие.
Да, люди по-разному смотрят на стихотворения, на жизнь...
И молодец, что финал изменила, нафиг не нужно оно тут было.
А то, что в стихе эмоции - это бесспорно, и, как я понимаю, это ещё и можно рассматривать как взгляд в такое очень нежелательное, но возможное будущее (это я про конкретную строчку, где "ничего не будет...")
Бывают появляются стихи мертворожденные, а бывают живые. Это было живым.
Эмоционально - очень моё!
Прошу прощение за влаз в беседу :-)
О вкусах не спорят. Кому Бах, кому Вакарчук, только с прекращением этих ЛГ мир не прекратится, я вас уверяю, как говорят в Одессе.("Ничего не будет"). Всё будет. Фальши станет меньше. Имхо.