Глузского беспокоили сны. И то, что в сон клонило сразу, как только он выходил из корпусного блока. Так что вот уже шесть лет, после работы садясь в машину, он знал – лучше пока никуда не ехать. Опасно, чёрт возьми: заснёт. Поэтому он даже не заводил мотор, а садился – и покорно засыпал. И только через час ехал домой. А сны свои помнил.
Сны были прекрасны. Все, как один – цветные. В них счастливые люди занимались самыми различными делами, иногда повседневными, когда готовили что-то или разговаривали… а иногда они романтично собирали цветы на лужайках… Но порой их занятия были очень необычными: например Глузский помнил, как один из ему приснившихся героев прыгал с парашютом… тот раскрылся ярким многоцветным крылом и герой летел над землёй, а внизу проплывали реки, леса… Лепота!
Но Глузскому было страшно. Боялся он этих снов. И никому о них не рассказывал, кроме одного-единственного раза, когда, немного запинаясь, поделился своими чувствами с Витькой Машковым, однокурсником, одногруппником, а на тот момент собутыльником. Витька работал психиатром в третьей городской и подрабатывал частной психотерапией. С кем, как не с ним на эту тему? Витька выслушал, посмотрел на Глузского как-то странно и сказал: "Ты ещё радуйся…" И всё. И заговорил о другом. А Глузский уже и сам пожалел, что рассказал.
Да и что рассказывать?
Вот например, сегодня… Всё как обычно: обычный осенний день, обычная листва, желтая и красная, лежит на тропинке. Ничем не примечательная обычная дверь приземистого здания в дальнем уголке больничного парка.
Это морг.
В ваннах, как обычно, лежат тела и фрагменты тел. На рабочем столе – труп немолодой женщины со светлыми и жидкими волосами на голове и деформированным разрезом от паха до грудины, грубо и редко зашитым после вчерашнего вскрытия. Родинка на шее. Серый цвет и желтизна кожи вперемешку. Давно привычный запах формальдегида. Инструменты блестят на хромированной стойке… Два санитара, два Семёна, быстро сворачивают свой перекус.
Сегодня на лечфак нужна рука, кисть и предплечье, до локтя. А Глузский в морге и патологоанатом, и прозектор – всё в одном лице. Ему и платят, и доплачивают.
Переодеваясь, Глузский привычно думает: "Да неужто в поликлинику, участковым терапевтом? А жить тогда на что? И хорошо, что Таня не против – не брезглива, сама когда-то лечила, а сейчас, вон, с Мишкой и Сашкой сидит. И этому рада, нравится… А что? – работа её теперь дома… Да и вообще – нормальная у меня здесь работа! И на моё место желающие есть… и ох как немало! А сны… да уж как-нибудь переживу…"
В общем – всё нормально, всё обычно. Не о чем рассказывать.
Но вот только сны… Глузский точно знает, кто ему приснится сегодня, после работы. Точно знает, что приснится ему белокурая девочка с родинкой на шее, счастливая и смеющаяся. Вчера она бегала по опушке леса с сачком, кузнечиков и бабочек ловила. Её мама и папа – их лиц было не разглядеть – стояли на пороге небольшого домика, махали ей руками. А сама она – то подкрадывалась к очередному кузнечику, сидевшему на листе осоки, то к крапивнице… В общем – счастливое детство Глузскому снилось, во всей его красе… Только вот лицо девочки иногда становилось взрослым.
А чем она займётся сегодня – Глузский пока не знает. И эта загадка привычно будет преследовать его до конца рабочего дня.
Но вечером ответ будет получен. Всё будет как всегда. Как всегда…
"Ты ещё радуйся…" – вдруг вспомнилось Глузскому.
И стало ему как-то совсем уж по-настоящему страшно…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Так ведь хорошие сны, гораздо лучше того, что герой переживает на работе. Они - о жизни, а не о смерти, возможно, даже о бессмертии души и закольцованности времени. О том, что девочка с сачком - никуда не исчезает, даже если в данный момент лежит, уже взрослая и неживая на прозекторском столе. Так что зря герой пугается.
Джон, приветствую. Я там, на страничке конкурса ответил Коту-Неучёному на вопрос, в котором есть ответ и на Ваш вопрос. Но чтобы не искать тот ответ, продублирую: "...на самом деле не важно, что он (герой) видит - воспоминания, прежнюю жизнь или что-то иное. Важно, что он видит их самих, причём в прекрасных снах. Что они тем самым становятся для него близки, становятся "своими". Что они формируют его впечатления и запоминаются этими впечатлениями. А теперь представь: он их расчленяет, копается во внутренностях, в мозгу... готовит из них учебные препараты. Из уже близких ему людей - готовит. Что это, если не ужас?"
Как по мне, так сама работа прозектора - ужас ужасный. А близкие люди или нет... не уверен, что это как-то влияет. Может, наоборот, есть в этих снах что-то жизнеутверждающее, дающее понять, что на столе - пустая оболочка, а душа жива, человек жив? Сложный вопрос.
Я согласен с тем, что любые рассуждения на текущую тему - модельные. И выстраиваемые психологические модели восприятия ситуации у разных читателей могут не совпадать. Но ведь есть ещё и герой. У него-то не модель. И описано его восприятие. И с ним не поспоришь. Можно сказать "я бы (наверное!!!) иначе эти сны воспринял, а максимум, что можно сказать "не верю!". Так Вы не верите герою, Джон? Или только лишь полагаете, что иначе бы восприняли эти сны? ;)
Наверное, так тоже бывает. Психика у всех по-разному работает, кто-то закаляется, а кто и наоборот, смотришь - и сдал с возрастом. Написали очень, эээ... проникновенно)) Мне стало немножко жаль этих людей. Причем и тех и других, кроме третьих, которые уже по лужайкам не ходят. Им уже и так лучше, чем первым.)))
Думаю, что у Глузского начали-таки сдавать нервы.) И связано это с его профессией... Пока это только мало беспокоящие знаки - сны, думки о своих "покойниках", которых он "видит" живыми и смеющимися, и даже представляет какими они были в детстве. Мысли о смене деятельности... Разве это не признаки того, что человеческая психика начинает "сдавать"? Можно на это посмотреть с другого ракурса. Например, что человек, наоборот, становится мудрее и понимает наконец, что жизнь организма - это пшик! Вчера этот организм цвёл, радовался своему существованию, а сегодня, искромсанный, расчленённый и совершенно не чувствующий этих "неудобств", валяется в ванне, потом гниёт в могиле, и герою от этого становится жутко или... ему всё равно! И от этого - жутко. Возможно, я неправильно рассмотрела Вашу мысль и Вы совсем не то хотели сказать. Прошу прощения тогда. Над этим рассказом можно долго рассуждать и всякий вывод, по-моему, будет абсолютно в точку.))) У Вас в рассказе, возможно никто пока не сдал, и возраст ещё не настолько велик, чтобы начать это делать. Но если рассмотреть проблему на предмет возможного её развития, то я решила, что именно так оно и будет.)))
Знаете, Лена, я Вам очень благодарен за этот пост. Очень. И хотя я иначе бы определил то, что происходит с Глузским, но это не важно. Важно то, что Вы всё поняли... Это очень приятно! Благодарю Вас! И мне не хочется даже Ящиком подписываться, насколько мне приятен Ваш пост. ) Так вот: Андрей. )
Андрей, очень приятно и рада познакомиться!!! Всё-таки, обращаться к человеку по имени гораздо приятнее, а то иногда бывает как-то неловко написать слово, заменяющее имя, даже если это и общепринято в сетях.) Но меня очень заинтересовала Ваша глубокомысленная миниатюра, иначе я бы не стала "копаться". И хочется-таки "докопаться", простите уж за занудность. Меня весьма волнует фраза "Ты ещё радуйся..." Ведь можно такооое навообразить... И потом, я никогда "не делаю вид", что до конца понимаю, что хочет сказать автор, поэтому иногда позволяю себе задать вопросик-другой... Ещё раз - извините.)
Отличный рассказ, БЯ!.. Не позавидовал только потому, что не я его написал!.. Вообще-то я - не завистливый, но иногда- можно. Для того лишь только, чтоб подчеркнуть: написанное очень-очень понравилось!.. Спасибо, БЯ!..
Спасибо, Лев! Ваша похвала - очень ценна. Вы сами замечательно пишете, я знаю и всегда с удовольствием Вас читаю, поэтому Ваше суждение - это подарок. Спасибо. )
"...на самом деле не важно, что он (герой) видит - воспоминания, прежнюю жизнь или что-то иное. Важно, что он видит их самих, причём в прекрасных снах. Что они тем самым становятся для него близки, становятся "своими". Что они формируют его впечатления и запоминаются этими впечатлениями. А теперь представь: он их расчленяет, копается во внутренностях, в мозгу... готовит из них учебные препараты. Из уже близких ему людей - готовит.
Что это, если не ужас?"
Так Вы не верите герою, Джон? Или только лишь полагаете, что иначе бы восприняли эти сны? ;)
А рассказ - классный, что тут скажешь.
Спасибо Вам, Satsang. )
Сама жизнь порой куда более иррациональней, чем можно было бы предположить... и чем можно было бы надеяться... (
Спасибо.
Написали очень, эээ... проникновенно)) Мне стало немножко жаль этих людей. Причем и тех и других, кроме третьих, которые уже по лужайкам не ходят. Им уже и так лучше, чем первым.)))
И да, так бывает, это точно... Но кто у меня в рассказе "сдал с возрастом"? Я этого не понял... (((
Разве это не признаки того, что человеческая психика начинает "сдавать"?
Можно на это посмотреть с другого ракурса. Например, что человек, наоборот, становится мудрее и понимает наконец, что жизнь организма - это пшик! Вчера этот организм цвёл, радовался своему существованию, а сегодня, искромсанный, расчленённый и совершенно не чувствующий этих "неудобств", валяется в ванне, потом гниёт в могиле, и герою от этого становится жутко или... ему всё равно! И от этого - жутко.
Возможно, я неправильно рассмотрела Вашу мысль и Вы совсем не то хотели сказать. Прошу прощения тогда. Над этим рассказом можно долго рассуждать и всякий вывод, по-моему, будет абсолютно в точку.)))
У Вас в рассказе, возможно никто пока не сдал, и возраст ещё не настолько велик, чтобы начать это делать. Но если рассмотреть проблему на предмет возможного её развития, то я решила, что именно так оно и будет.)))
И хотя я иначе бы определил то, что происходит с Глузским, но это не важно. Важно то, что Вы всё поняли... Это очень приятно!
Благодарю Вас!
И мне не хочется даже Ящиком подписываться, насколько мне приятен Ваш пост. )
Так вот:
Андрей. )
Всё-таки, обращаться к человеку по имени гораздо приятнее, а то иногда бывает как-то неловко написать слово, заменяющее имя, даже если это и общепринято в сетях.)
Но меня очень заинтересовала Ваша глубокомысленная миниатюра, иначе я бы не стала "копаться". И хочется-таки "докопаться", простите уж за занудность. Меня весьма волнует фраза "Ты ещё радуйся..."
Ведь можно такооое навообразить...
И потом, я никогда "не делаю вид", что до конца понимаю, что хочет сказать автор, поэтому иногда позволяю себе задать вопросик-другой... Ещё раз - извините.)
Спасибо. )
ЗЫ. Вы очень умная девочка! Это очень хорошо. )
Елена (07/11/16 10:58) •
Спасибо. )
Не удивлюсь, если это с чьих-то слов ты написал, потому что реальный психотип.
Да нет, не с чужих...