Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
По следам «Избитой темы»
Литературные манифесты
Автор: Гладких
              «Избитая тема» – сама статья, мнение, опрос и диспут и т.п. (увы, на сегодняшний день существует лишь в сильно урезанном виде): http://litset.ru/publ/54-1-0-66526
              «Как это делается» – краткий обзор дискуссии под «Избитой темой»: http://litset.ru/publ/74-1-0-66550


Совсем недавно, в мае, на Литсети разгорелось сражение разразился срач в штатном режиме прошла небольшая (комментариев на триста, наверное) дискуссия. Автор baken предложил интереснейшую тему: метафора или прямой текст? И в качестве примера привел следующее стихотворение (двустишие):

Три дня высокой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.


О нем я и хочу говорить, об этом стихотворении. И о реакции на него. Конечно, интересно было бы обсудить и саму дискуссию, и – особенно – то, чем она закончилась и почему, но это, как говорится, не мое собачье дело в моей компетенции, хотя мнение свое я на этот счет имею. Так вот. В качестве затравки приведу один из комментариев, наиболее полно отражающий общую точку зрения собравшихся бойцов участников дискуссии:

Можно заменить эпитет "высокая" на "маленькая", – это как-то изменит смысл фразы в отношении главного героя? Это не стихи, baken – тут я согласен с Эризн, и "высокая" портит фразу своим излишеством, – уберите это слово, и смысл не пострадает.
СерЖ


И тогда и сейчас скажу главное: «высокая» – гвоздь, на котором держится вся картина. Не на фразе «полчаса из трех дней я уже прожил» (хотя она как бы и является главной), а на слове «высокая». И да, если убрать гвоздь – картина пострадает. Она просто упадет. Почему?.. (Да, и по ходу, как говорится, чтобы дважды не вставать: это – стихи! Причем изумительные.) Понятно, объяснять образ так же нелепо, как и объяснять суть анекдота: т.е., или вы понимаете это, или нет. И никакими объяснениями делу тут не поможешь. Тем не менее. Попробую рассмотреть варианты, вдруг да получится объяснение. Возможные нарушения ритма в вариантах сейчас не рассматриваем. Итак.

Три дня маленькой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.


Девушка должна быть очень маленькой, чтобы попасть в стишок, попасть в поле зрения героя, потому что обычных маленьких (не совсем маленьких, средних) девушек много, а эта должна быть особенной, совсем маленькой. Т.е., герой увидел где-то в просвете между людьми совсем маленькую девушку, можно сказать карлицу, и она его так заинтересовала, что он готов ждать ее три дня (никуда не уходя), только чтобы снова ее увидеть. Возможно? Возможно! – жизнь полна сюрпризов. Кому-то это интересно? Мне – нет. Фантоцци какой-то.

Три дня кудрявой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.


Уже повеселей. Так и представляется этакая хохотушка с ямочками на щеках. Возможно, даже сидели они в общей компании за одним столом – герой и хохотушка. Потом она поднялась и ушла на три дня (обещала вернуться), и сразу стало как-то невесело, скучно герою, обыденно без нее. Полчаса прошли, а кажется – вечность.

Три дня любимой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.


Популярный вариант. Совсем плоский. Совсем никакого образа. Так привык герой, что они с любимой все время вместе, что вот, случилось любимой отлучиться на три дня (аппендицит, кхе-кхе, например, а в больничке ковид, посторонних не пускают) – и все, время для него остановилось.

Три дня сутулой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.

Три дня скандальной девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.

Три дня порочной девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.

Три дня блондинки девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.

Три дня афроамериканской девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.


Каждый из вариантов несет свой оттенок, свой образ. Вопрос – насколько этот «оттенок» кому интересен?.. И наконец:

Три дня высокой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.


Высокая девушка. Что мы узнаём? – Он с ней незнаком, даже близко не подходил, увидел сквозь толпу (в толпе, над толпой, в стороне, издалека). Причем мельком. Но здесь ее знают, раз подсказали про три дня. У кого-то он это спросил, не с плакатом же она прошла: «Буду через три дня». Она его безусловно поразила/заинтересовала, раз он готов ждать ее эти три дня, не сходя с места. Кстати, скорее всего он сидит. Не удивлюсь – если с рюмкой. И поразила она его (девушка, не рюмка) не своей высотой (было бы смешно, конечно), а чем-то, о чем нам не сказано – каждый додумывай сам, в этом и прелесть/интрига. Итак, в общих чертах, что вырисовывается? какой образ, атмосфера и т.п.? – Герой с большой вероятностью сидит где-нибудь в общественном месте, например, в кабаке или в библиотеке (не дома же он у себя увидел высокую девушку и не в телевизоре). Кабак не пустует, народу много (толпа). Видит девушку. Девушка проходит стороной (дыша шелками и туманами) и исчезает, пропадает (уходит). Герой спрашивает, что за девушка такая высокая сейчас прошла? И все сразу понимают, о какой девушке речь. Потому что не он один тут такой – этой девушкой заинтересованный... У вас, возможно, возник другой образ, это не запрещено. Но образ возник из-за слова «высокая».

И для сравнения, чтобы было совсем уж понятно, вариант, предложенный в комментарии: «и "высокая" портит фразу своим излишеством, – уберите это слово, и смысл не пострадает»:

Три дня девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.


Пострадал смысл или не пострадал, как думаете?..

И напоследок, в качестве иллюстрации, некоего примера, приведу слова из известной песенки:

«У ней такая маленькая грудь,
И губы, губы алые как маки...»


Уберите «такая» – и все развалится. Уберите «маленькая» – и все развалится. Уберите повтор «губы, губы» – и все развалится. Уберите «алые как маки» – и все развалится... А не надо ничего убирать. Не надо в своих удобных растоптанных сапогах лезть на чужую постель чтобы вкрутить лампочку в люстре – осветить тьму.
Кстати, где в приведенном отрывке метафоры?..

______________
На конкурс «Я бы в критики пошёл, пусть меня научат» http://litset.ru/publ/15-1-0-67698
Опубликовано: 09/08/21, 08:45 | Последнее редактирование: Гладких 15/08/21, 06:10 | Просмотров: 1126 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Это же не отдельное двустишие, а часть цикла про высокую девушку, видимо, реального персонажа.
Джон_Маверик  (12/08/21 23:37)    


Возможно, не знаю, в Сети ничего не нашел. Но стихотворение выглядит абсолютно самостоятельным, законченным произведением. И прекрасным!.. В общей свалке-перепалке в дискуссии были высказаны замечания/мнения/вопросы: почему высокая, а не какая-нибудь другая, насколько это слово необходимо в тексте и вообще – это все не поэзия. Как смог – попытался на эти замечания ответить. smile
Гладких  (13/08/21 02:21)    


открыл вам дискуссию)) дискутируйте спокойно))
Алекс_Фо  (12/08/21 17:18)    


smile
Гладких  (12/08/21 17:42)    


biggrin Надо же, как у Вас всё складывается стройно. А у меня и мысли не возникло, что она его чисто внешностью настолько зацепила, что он трёх дней без неё прожить не может. Эх, мужчины... biggrin
Эризн  (09/08/21 13:44)    


Дело не во внешности, а в характере. Да мы и не знаем, чем она героя зацепила. Высокая – это просто маркер, примета. smile
Гладких  (09/08/21 14:52)    


Мне кажется, после знакомства/разговора уже никто не сказал бы "высокая девушка" о человеке. Было бы имя или (если не знаешь имени) - какая-нибудь черта характера. "Весёлой девушки" или что-нибудь в этом роде.
Эризн  (09/08/21 15:06)    


Так об этом и речь, что одно только слово может дать практически полную картину происходящего, образ, обстановку, характер. Об этом и пишу: Он с ней незнаком, даже близко не подходил...
Гладких  (09/08/21 15:13)    


Вот почему это слово так важно!..
Гладких  (09/08/21 15:14)    

Рубрики
Рассказы [1065]
Миниатюры [1044]
Обзоры [1395]
Статьи [411]
Эссе [188]
Критика [91]
Сказки [205]
Байки [53]
Сатира [50]
Фельетоны [13]
Юмористическая проза [285]
Мемуары [56]
Документальная проза [87]
Эпистолы [20]
Новеллы [73]
Подражания [10]
Афоризмы [21]
Фантастика [118]
Мистика [38]
Ужасы [8]
Эротическая проза [4]
Галиматья [259]
Повести [242]
Романы [55]
Пьесы [34]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [15]
Литературные игры [37]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1883]
Тесты [13]
Диспуты и опросы [98]
Анонсы и новости [104]
Объявления [96]
Литературные манифесты [251]
Проза без рубрики [434]
Проза пользователей [209]