Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Лубочные рецензии. "Мышь" (Алексей Абашин)
Критика
Автор: Демьян_Писарев
"Мышь [сюрмульт для взрослых]" (Леший)

На берегу реки сидела мышь.
Жевала сыр, добытый в мышеловке.
Погладил мышку ветер по головке,
шепнул: «Привет!» - и спрятался в камыш.
На берегу реки сидела мышь.

Малютка наслаждалась тишиной.
Купала в речке розовые пятки,
искала в жизни мышьей опечатки,
глазела вверх на звёздное пшено.
Малютка наслаждалась тишиной.

А в это время где-то далеко
разбил котёнок крынку с молоком…

На берег выполз утренний туман.
Слизнул пейзаж, оставив только звуки:
уключин скрип и песню о разлуке,
своей тоской сводящую с ума…
На берег выполз утренний туман.

Когда вернулся ветер в этот мир
и разорвал угрюмый морок в клочья,
эстетствующей точкой летней ночи
на берегу реки валялся сыр…
Когда вернулся ветер в этот мир…

А в это время где-то далеко
стряхнул котёнок с лапки молоко…

Рецензия:

Безусловно, перед нами яркий пример суггестивной лирики, многопланово раскрывающий глубокую трагическую сущность персонажей этой вечной драмы под названием жизнь! Трактовка её целиком и полностью зависит от испорченного воображения читателей. Одно остаётся неизменным: герой (героиня) в момент небывалого триумфа (добыча сыра из мышеловки) становится марионеткой, жалкой игрушкой в руках судьбы! Стихотворение насквозь пронизано духом фатализма. И безусловно, главным персонажем этой драмы является мышь – серый и незаметный по первости герой, достигший небывалых вершин и потерявший всё в одно мгновение!
Это Гай Юлий Цезарь, греющий розовые пяточки на берегу Рубикона под размеренный лязг наступающих центурий. Кусок сыра - иллюзорная власть. И вот уже на сцене появляется котёнок в лице Марка Юния Брута... Но и его судьба трагична и предопределена битвой при Филиппах, на что в стихотворении даётся явный намёк...
"В общем, все умерли!" ©
Это Остап Бендер, в момент триумфа покоцаный бритвой по горлу: чик, и Киса Воробьянинов (прямой отсыл к котёнку!) рушит все планы великого комбинатора!
Но наиболее полно криптограмма стихотворения расшифровывается при соотнесении его с персонажами сказки графа Алексея Николаевича Толстого – «Буратино».
Тесная взаимосвязь между котёнком и котом Базилио вполне понятна и легко считывается. Это та сила, которая постоянно противодействует главному герою на пути достижения светлой и незамутнённой цели. Авантюрист Буратино, казалось бы, мог претендовать на роль мыши, но нет, образ не монтируется. Судьба Буратино складывается вполне благополучно. Но не стоит забывать, что, во-первых, в стихотворении присутствует некая третья таинственная сила – утренний туман. А во-вторых, на роль жертвы вполне подходит нытик Пьеро. Посудите сами: Мальвина – это роковая женщина, во власть которой попадает Пьеро. Кроме того, являясь символом пережитка буржуазной эпохи, помещица Мальвина всячески препятствует Буратино в осуществлении его великой миссии – спасении угнетённого пролетариата (воспитывая и загоняя под каблук). Позарившийся на неё Пьеро, чистой воды «рафинированный интеллигент», приносится в жертву, отвлекая внимание от главного персонажа. Таким образом Мальвина становится в один ряд с пережитками эпохи – котом Базилио, лисой Алисой, Карабасом Барабасом и прочими мелкобуржуазными прихвостнями. Подразумеваемая свадьба Мальвины и Пьеро – это логичная и справедливая жертва, позволяющая достигнуть равновесия системы.
Вот тут и появляется эта загадочная третья сила (утренний туман), нарушающая равновесие и позволяющая Буратино победить в лютой схватке.
Помощь приходит совершенно неожиданно… от сил тьмы! Конечно, вы догадались, что речь идёт о чёрном пуделе Артемоне, сером кардинале всей этой драмы. Да, Артемон, согласно Гёте, «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
Ведь именно чёрный пудель всегда ассоциировался с силами зла. Но сила эта совершенно ненавязчиво в самые решительные моменты жестокого Mortal Kombat подталкивает нашего Буратино к победе! Именно на это и намекает автор стихотворения: не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд! Глубокая и неожиданная мысль! Таким образом, по задумке автора, главные действующие лица (такие, как Артемон) всегда остаются в тени, но именно они оказывают решающее влияние на ход событий! Именно их зачастую называют фатумом, судьбой, ибо они не вписываются ни в один сценарий, являясь по сути «Deus ex machina», «роялем в кустах», который совершенно неожиданно может заиграть и «Мурку» и «Марсельезу»!
Опубликовано: 04/01/15, 02:40 | Просмотров: 1383 | Комментариев: 2
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Ржуть...)))))))
Демьян, вы забыли про ещё одного важного персонажа. Ветер совсем не прост и вторичен, как кажется...))))
Спасибо огромное!)))
Леший  (04/01/15 11:12)    


Спасибо, Алексей!
Да, чего-то мы вчерася с сельским поэтом Дикобразовым забрались в винный погребок агронома Ботвинника и так наклюкались до состояния полного вдохновения, что самим теперь страшно перечитывать. wacko
Демьян_Писарев  (04/01/15 11:52)