Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Юлия Мигита. "Игра разумов". Полуфиналы 5-6. Комментарии и оценки
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
Всех приветствую!
Принцип моего оценивания подробно изложен в начальных обзорах, не повторяюсь.

1. Морской круиз

– Только выйдешь из каюты,
как толкаются бараны,
пристают козлы – что дьяволы, черны.

Тут ревут, а там смеются,
корчат рожи обезьяны,
сверху топают несносные слоны.

Кто с когтями, кто с рогами,
кто на голову калеки –
это просто зоопарк во всей красе...

– Не ругайся, дорогая,
мы на ноевом ковчеге,
и животные такие же, как все.


А хорошо! И общий шутливый тон, и само исполнение))) Ничего лишнего, вполне гармонично. Очень интересная и достаточно сложная рифма (почти вся) говорит о том, что автор не новичок в поэзии, и простота стихотворения, подчеркнутая разговорными интонациями и ритмом частушечного хорея – прием умышленный.
Оценка 5

======================================

2. Веточка

«Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот,
свежий масличный лист во рту у него,
и Ной узнал, что вода сошла с земли».
Бытие 8:11


Небо сизое ливнями плавится,
Боль черна – ни просвета, ни зги...

Белый голубь, одной мне не справиться.
Защити ты меня, сбереги.
Если тихую бухту не выискать
Там, где небо сомкнулось с землёй,
Если звёзды угасли под брызгами
И луна захлебнулась волной,
А ковчег мой беспомощно мечется
На погибшей без солнца заре, –

Голубь мой, принеси ты мне веточку
С тополей в нашем старом дворе.


Красиво, напевно, лирично. Мне понравилось, причем, со второго и третьего прочтения больше, чем с первого (редкий случай, кстати: обычно повтор высвечивает недостатки, на которые поначалу не обратили внимания).

Небо сизое ливнями плавится,
Боль черна – ни просвета, ни зги...

Всё хорошо, особенно про плавящееся небо.

Белый голубь, одной мне не справиться.
Защити ты меня, сбереги.

Обращение к ангелу, богу, ещё какой-то силе с просьбой о «сбережении» неново, конечно. Но контекстно обоснованно, тем не менее.

Если тихую бухту не выискать
Там, где небо сомкнулось с землёй,
Если звёзды угасли под брызгами
И луна захлебнулась волной,

Ощущение тревоги и безнадёги передаётся, да. Немного царапает грамматическая рифма и штамп про схождение неба и земли.

А ковчег мой беспомощно мечется
Ковчег – огромное неповоротливое судно (этакий «Титаник» древности), не очень представляю, как он будет «метаться» с прытью моторной лодки.

На погибшей без солнца заре, –
Погибает то, что было некогда «живо», а заря даже зародиться не могла при отсутствии солнца. Но мысль хорошо понятна, мои придирки в данном случае не столь принципиальны.

Голубь мой, принеси ты мне веточку
С тополей в нашем старом дворе.

Ностальгия такая сразу… Даже что-то философски-психологическое звучит в этих строках. Психологическое, потому что ощущается состояние человека, который в непроходимых трудностях дня настоящего ищет себе духовную опору в светлом прошлом. Вполне правдоподобно. А философское, потому что утверждает вечные ценности, не тускнеющие с годами (воспоминание о юности и малой Родине). Трогательное, стихо, я его почувствовала.
Оценка 5.

======================================

3. Покаяние феминистки.

Всякой твари - по паре, всякой паре - свой угол.
Ветер дует над морем, волны плещут о борт...

Хорошо было в баре, - Чивас, ноут и Гугл, -
Но в бессмысленном споре чувствам вышел abort.
Ах, унылое право - не сдаваться на милость,
Хоть на самую малость быть сильнее в словах.
Поиграла на славу, от души порезвилась
И с победой осталась. То-то радость - права!
И лелею украдкой в тишине и покое
Всё, за что так держалась, - мой триумф и... побег
От покорности кроткой, от признанья - нас двое...

Так и вымру, пожалуй.
Время строить ковчег.


Здесь прямо дух (у-ух!) захватило. Есть в стихотворении эмоция, которая резонирует с моим читательским «нервом». ЛГ сознает свою силу, она по жизни победительница, однако это её, увы, не радует: от самой себя и своих триумфов ей иногда хочется бежать за тридевять земель. Иногда даже кажется, что её «конец света» уже близок, пора спасаться... Жизненно.
Всё бы хорошо, но написано «рывками»: много недомолвок, намеков, тумана, незаконченных формулировок. Почти каждую строку можно трактовать на разные лады (выдвигая даже противоположные версии о сути происходящего).

Что понравилось – так это неожиданность. Читаешь и не знаешь, какой поворот авторской мысли тебя ждет впереди.
Оценка 6

======================================

4. Жертвоприношение Ноя

Это был год такой, что вся жизнь не в счёт. Был океан вокруг бесконечно нем.
Скоро с дорог и пашен вода стечёт. Будет ли всё, как прежде? Я знаю - нет.
Страшно найти тела на полях в траве. Страшно, что их в колодцы водой снесло...
Знаешь, я тут придумал простую вещь - надо людей в уме заменять числом.
Скажем, Ифтах - на западе, в дне пути. Сколько же мы знакомы? Да лет пятьсот.
Весь его род - не стало двухсот шести. Просто число. Забыть бы ещё лицо...
Впрочем, Тебе спасибо за виноград - сок, утоляющий горечи сладким сном:
выпьешь - и возвращаешься в райский сад, чисел там нет... Назвал я его - вино:
нет в нем отрады, только вину поить... Числа пишу в золе, их опять сложив.
Знаю, я трус - я всегда вычитал своих...

Ты подарил нам жизнь - значит, будем жить.
Воды отступят, бросим в горах ковчег - пусть его ветер скорее источит в прах.
Для разговоров хватит ещё ночей, ну а сейчас - прости, мне уже пора.
Числа смывает дождь - это их вина. Ты доказал ещё раз, что Ты сильней.
Я для Тебя добавлю в огонь вина:
если Тебе не забыть эти числа - пей.


Бальзам на душу, а не стих (ктоавтор, ктоавтор???) Ощущение, что писал человек с большущим потенциалом, хотя и с не таким же большущим опытом стихосложения. Но второе – только дело времени. (В предположениях я могу ошибаться).
Понравилась мысль, хоть и не новая, но интересно обыгранная: для того, чтобы легче было пережить потери, не надо думать о каждой жертве как о личности, а держать в уме лишь голую статистику. (Здоровская находка в этой связи - «забыть бы ещё лицо»).
Но - ближе к тексту.

Был океан вокруг бесконечно нем.
Скоро с дорог и пашен вода стечёт.

Если вокруг целый океан, то как-то не представляется СКОРОЕ стекание воды с дорог и пашен. Это ж не весенний паводок. Хотя, автор может возразить, что речь идет о промысле божьем, а значит, почему не быть чуду?

Страшно найти тела на полях в траве. Страшно, что их в колодцы водой снесло...
Вот это те самые подробности, которые делают картину зримой, а значит, доступной для эмоций. Смутило только прошедшее время в разговоре о будущем.

Знаешь, я тут придумал простую вещь - надо людей в уме заменять числом. Скажем, Ифтах - на западе, в дне пути.
В дне пути бывает город, посёлок… Я подумала, что Ифтах здесь – долина.

Сколько же мы знакомы? Да лет пятьсот.
Знакомы с долиной? Нет... чо-то не то… Возникла заминка. Ифтах – человек? Тот самый, военачальник, который дочь принес в жертву? Но вроде, стих о жертве Ноя?

Весь его род - не стало двухсот шести. Просто число. Забыть бы ещё лицо...
Обрывочно, но здесь этот стиль уместен: мысли ЛГ путаются, он говорит на нервах.

Впрочем, Тебе спасибо за виноград - сок, утоляющий горечи сладким сном:
выпьешь - и возвращаешься в райский сад, чисел там нет... Назвал я его - вино:

Он дал название виноградному напитку? Тогда закавычить надо – «вино».

нет в нем отрады, только вину поить...
Не совсем поняла этот фрагмент. В вине нет отрады? А как же перенос духа в райский сад? Кого нужно «вину поить», и зачем, если нет в том отрады? Или «вину» - это не дательный падеж слова «вино», а винительный слова «винА»? Путано.

Числа пишу в золе, их опять сложив.
Так ведь в райском саду, куда ЛГ отправился, выпив вино, нет чисел (как сказано выше), что он складывает? Да и зола там откуда? Или это уже не о райском саде речь?
Скок-скок без логического перехода…

Знаю, я трус - я всегда вычитал своих...
Ну как же так, он ведь сидит и складывает цифры в золе. И одновременно вычитает, что ли? Картинка рассыпается.

Ты подарил нам жизнь - значит, будем жить.
Не уверена, что между строками здесь нужно давать интервал. Рифма теряется от столь дальнего переброса. Да и по смыслу – зачем? Обращение всё к тому же богу: ему «спасибо за виноград», он же «подарил жизнь».
А вот дальше можно и паузу:

Воды отступят, бросим в горах ковчег - пусть его ветер скорее источит в прах.
Пропуск логического ударения в «его» чуть коробит звучание.

Для разговоров хватит ещё ночей, ну а сейчас - прости, мне уже пора.
Куда пора?

Числа смывает дождь - это их вина.
Эта строка для меня – подгон под последующую рифму.
Снег тает - это его вина. Цветы отцветают – это их вина. Немного странное утверждение, да и вина сомнительная…

Я для Тебя добавлю в огонь вина:
если Тебе не забыть эти числа - пей.

Финал яркий, огнем горящий, но не совсем внятный. ЛГ богу предлагает напиток из огня и вина, чтобы он выпил в память о тех, кого сам же убил потопом? «Если тебе не забыть эти числа» - вроде бы, это сам Ной забыть чисел не может, а не бог - о его страданиях ничего не сказано.
Но всё равно выразительно.
ПС А какова жертва Ноя, заявленная в названии? Не поняла, увы мне. Предположения есть, но не озвучиваю из-за малой уверенности в их точности.

Да не огорчится автор из-за моих придирок: стихотворение считаю самым сильным на данном этапе конкурса. Доработать бы – и вообще здорово будет.
Оценка 7

Всем спасибо!
Опубликовано: 07/06/14, 03:10 | Просмотров: 1136 | Комментариев: 6
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Юля, спасибо, прям, мне тоже бальзам на душу :))) Так и хочется вместе с Ассоль закричать: "Я здесь, я здесь! Это я!" :)))
Но если быть честной, то это я с исправлениями от команды smile Так что всё наоборот: стаж большой, а потенциала нетути... :))))

Цитата
Если вокруг целый океан, то как-то не представляется СКОРОЕ стекание воды с дорог и пашен..... Смутило только прошедшее время в разговоре о будущем..... Так ведь в райском саду, куда ЛГ отправился, выпив вино, нет чисел (как сказано выше), что он складывает? Да и зола там откуда?

Ну, тут дело в названии - Ной принёс жертву уже после того, как вода ушла, когда причалил, так сказать smile Но земля долго сохнет, я так думаю... А жертву приносят, сжигая smile

Цитата
Я подумала, что Ифтах здесь – долина

О долине не подумала. Буду думать о замене. по поводу дня пути тоже подумаю, хотя пока не чувствую: для меня-то там просто пропущены слова wacko

Цитата
Знаю, я трус - я всегда вычитал своих...

Ы-ы-ы-ы... Это для меня почти самая главная строчка... Не знаю, что делать sad

Цитата
Числа смывает дождь - это их вина.
Эта строка для меня – подгон под последующую рифму.

Самое интересное, что с этого всё и началось... В смысле идея :))) Нет, это не подгонка, это скрытая ирония, типа wacko

Жертва Ноя - кроме известных чистых зверушек, ещё и придуманное им вино smile

Остальное буду править потихоньку, спасибище, Юля! smile
Татьяна_Смирновская  (07/06/14 14:19)    


О, вот кто автор!)
Ну, Таня, этого можно было ожидать)
И не надо про отсутствие потенциала (уж Вам ли быть в печали!)
Хорошо, если мои заметки навели на какие-то нужные мысли. Рада стараться smile biggrin
И спасибо за коммент)
Юлия_Мигита  (08/06/14 19:49)    


Юля, привет!
Ты считаешь, что "Феминистку" стоит дописать? Сделать, тысызыть, более развёрнутой?
Murrgarita  (07/06/14 09:23)    


Я тут влезу тоже, ничего, девочки? =)
Обязательно smile Такая классная концовка - требует smile
Татьяна_Смирновская  (07/06/14 14:33)    


Т.е., более обоснованный переход к потребности строить ковчег?
Murrgarita  (07/06/14 14:39)    


Рита, ну конечно, есть смысл доработать!
Правда, переход к ковчегу мне кажется и так обоснованным, зачем разжевывать очевидное. А вот общую связность рассказа увеличить бы стоило (имхо).
Юлия_Мигита  (08/06/14 19:41)