Всех приветствую!
Принцип моего оценивания подробно изложен в начальных обзорах, не повторяюсь.
1. Морской круиз
– Только выйдешь из каюты,
как толкаются бараны,
пристают козлы – что дьяволы, черны.
Тут ревут, а там смеются,
корчат рожи обезьяны,
сверху топают несносные слоны.
Кто с когтями, кто с рогами,
кто на голову калеки –
это просто зоопарк во всей красе...
– Не ругайся, дорогая,
мы на ноевом ковчеге,
и животные такие же, как все.
А хорошо! И общий шутливый тон, и само исполнение))) Ничего лишнего, вполне гармонично. Очень интересная и достаточно сложная рифма (почти вся) говорит о том, что автор не новичок в поэзии, и простота стихотворения, подчеркнутая разговорными интонациями и ритмом частушечного хорея – прием умышленный.
Оценка 5
======================================
2. Веточка
«Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот,
свежий масличный лист во рту у него,
и Ной узнал, что вода сошла с земли».
Бытие 8:11
Небо сизое ливнями плавится,
Боль черна – ни просвета, ни зги...
Белый голубь, одной мне не справиться.
Защити ты меня, сбереги.
Если тихую бухту не выискать
Там, где небо сомкнулось с землёй,
Если звёзды угасли под брызгами
И луна захлебнулась волной,
А ковчег мой беспомощно мечется
На погибшей без солнца заре, –
Голубь мой, принеси ты мне веточку
С тополей в нашем старом дворе.
Красиво, напевно, лирично. Мне понравилось, причем, со второго и третьего прочтения больше, чем с первого (редкий случай, кстати: обычно повтор высвечивает недостатки, на которые поначалу не обратили внимания).
Небо сизое ливнями плавится,
Боль черна – ни просвета, ни зги...
Всё хорошо, особенно про плавящееся небо.
Белый голубь, одной мне не справиться.
Защити ты меня, сбереги.
Обращение к ангелу, богу, ещё какой-то силе с просьбой о «сбережении» неново, конечно. Но контекстно обоснованно, тем не менее.
Если тихую бухту не выискать
Там, где небо сомкнулось с землёй,
Если звёзды угасли под брызгами
И луна захлебнулась волной,
Ощущение тревоги и безнадёги передаётся, да. Немного царапает грамматическая рифма и штамп про схождение неба и земли.
А ковчег мой беспомощно мечется
Ковчег – огромное неповоротливое судно (этакий «Титаник» древности), не очень представляю, как он будет «метаться» с прытью моторной лодки.
На погибшей без солнца заре, –
Погибает то, что было некогда «живо», а заря даже зародиться не могла при отсутствии солнца. Но мысль хорошо понятна, мои придирки в данном случае не столь принципиальны.
Голубь мой, принеси ты мне веточку
С тополей в нашем старом дворе.
Ностальгия такая сразу… Даже что-то философски-психологическое звучит в этих строках. Психологическое, потому что ощущается состояние человека, который в непроходимых трудностях дня настоящего ищет себе духовную опору в светлом прошлом. Вполне правдоподобно. А философское, потому что утверждает вечные ценности, не тускнеющие с годами (воспоминание о юности и малой Родине). Трогательное, стихо, я его почувствовала.
Оценка 5.
======================================
3. Покаяние феминистки.
Всякой твари - по паре, всякой паре - свой угол.
Ветер дует над морем, волны плещут о борт...
Хорошо было в баре, - Чивас, ноут и Гугл, -
Но в бессмысленном споре чувствам вышел abort.
Ах, унылое право - не сдаваться на милость,
Хоть на самую малость быть сильнее в словах.
Поиграла на славу, от души порезвилась
И с победой осталась. То-то радость - права!
И лелею украдкой в тишине и покое
Всё, за что так держалась, - мой триумф и... побег
От покорности кроткой, от признанья - нас двое...
Так и вымру, пожалуй.
Время строить ковчег.
Здесь прямо дух (у-ух!) захватило. Есть в стихотворении эмоция, которая резонирует с моим читательским «нервом». ЛГ сознает свою силу, она по жизни победительница, однако это её, увы, не радует: от самой себя и своих триумфов ей иногда хочется бежать за тридевять земель. Иногда даже кажется, что её «конец света» уже близок, пора спасаться... Жизненно.
Всё бы хорошо, но написано «рывками»: много недомолвок, намеков, тумана, незаконченных формулировок. Почти каждую строку можно трактовать на разные лады (выдвигая даже противоположные версии о сути происходящего).
Что понравилось – так это неожиданность. Читаешь и не знаешь, какой поворот авторской мысли тебя ждет впереди.
Оценка 6
======================================
4. Жертвоприношение Ноя
Это был год такой, что вся жизнь не в счёт. Был океан вокруг бесконечно нем.
Скоро с дорог и пашен вода стечёт. Будет ли всё, как прежде? Я знаю - нет.
Страшно найти тела на полях в траве. Страшно, что их в колодцы водой снесло...
Знаешь, я тут придумал простую вещь - надо людей в уме заменять числом.
Скажем, Ифтах - на западе, в дне пути. Сколько же мы знакомы? Да лет пятьсот.
Весь его род - не стало двухсот шести. Просто число. Забыть бы ещё лицо...
Впрочем, Тебе спасибо за виноград - сок, утоляющий горечи сладким сном:
выпьешь - и возвращаешься в райский сад, чисел там нет... Назвал я его - вино:
нет в нем отрады, только вину поить... Числа пишу в золе, их опять сложив.
Знаю, я трус - я всегда вычитал своих...
Ты подарил нам жизнь - значит, будем жить.
Воды отступят, бросим в горах ковчег - пусть его ветер скорее источит в прах.
Для разговоров хватит ещё ночей, ну а сейчас - прости, мне уже пора.
Числа смывает дождь - это их вина. Ты доказал ещё раз, что Ты сильней.
Я для Тебя добавлю в огонь вина:
если Тебе не забыть эти числа - пей.
Бальзам на душу, а не стих (ктоавтор, ктоавтор???) Ощущение, что писал человек с большущим потенциалом, хотя и с не таким же большущим опытом стихосложения. Но второе – только дело времени. (В предположениях я могу ошибаться).
Понравилась мысль, хоть и не новая, но интересно обыгранная: для того, чтобы легче было пережить потери, не надо думать о каждой жертве как о личности, а держать в уме лишь голую статистику. (Здоровская находка в этой связи - «забыть бы ещё лицо»).
Но - ближе к тексту.
Был океан вокруг бесконечно нем.
Скоро с дорог и пашен вода стечёт.
Если вокруг целый океан, то как-то не представляется СКОРОЕ стекание воды с дорог и пашен. Это ж не весенний паводок. Хотя, автор может возразить, что речь идет о промысле божьем, а значит, почему не быть чуду?
Страшно найти тела на полях в траве. Страшно, что их в колодцы водой снесло...
Вот это те самые подробности, которые делают картину зримой, а значит, доступной для эмоций. Смутило только прошедшее время в разговоре о будущем.
Знаешь, я тут придумал простую вещь - надо людей в уме заменять числом. Скажем, Ифтах - на западе, в дне пути.
В дне пути бывает город, посёлок… Я подумала, что Ифтах здесь – долина.
Сколько же мы знакомы? Да лет пятьсот.
Знакомы с долиной? Нет... чо-то не то… Возникла заминка. Ифтах – человек? Тот самый, военачальник, который дочь принес в жертву? Но вроде, стих о жертве Ноя?
Весь его род - не стало двухсот шести. Просто число. Забыть бы ещё лицо...
Обрывочно, но здесь этот стиль уместен: мысли ЛГ путаются, он говорит на нервах.
Впрочем, Тебе спасибо за виноград - сок, утоляющий горечи сладким сном:
выпьешь - и возвращаешься в райский сад, чисел там нет... Назвал я его - вино:
Он дал название виноградному напитку? Тогда закавычить надо – «вино».
нет в нем отрады, только вину поить...
Не совсем поняла этот фрагмент. В вине нет отрады? А как же перенос духа в райский сад? Кого нужно «вину поить», и зачем, если нет в том отрады? Или «вину» - это не дательный падеж слова «вино», а винительный слова «винА»? Путано.
Числа пишу в золе, их опять сложив.
Так ведь в райском саду, куда ЛГ отправился, выпив вино, нет чисел (как сказано выше), что он складывает? Да и зола там откуда? Или это уже не о райском саде речь?
Скок-скок без логического перехода…
Знаю, я трус - я всегда вычитал своих...
Ну как же так, он ведь сидит и складывает цифры в золе. И одновременно вычитает, что ли? Картинка рассыпается.
Ты подарил нам жизнь - значит, будем жить.
Не уверена, что между строками здесь нужно давать интервал. Рифма теряется от столь дальнего переброса. Да и по смыслу – зачем? Обращение всё к тому же богу: ему «спасибо за виноград», он же «подарил жизнь».
А вот дальше можно и паузу:
Воды отступят, бросим в горах ковчег - пусть его ветер скорее источит в прах.
Пропуск логического ударения в «его» чуть коробит звучание.
Для разговоров хватит ещё ночей, ну а сейчас - прости, мне уже пора.
Куда пора?
Числа смывает дождь - это их вина.
Эта строка для меня – подгон под последующую рифму.
Снег тает - это его вина. Цветы отцветают – это их вина. Немного странное утверждение, да и вина сомнительная…
Я для Тебя добавлю в огонь вина:
если Тебе не забыть эти числа - пей.
Финал яркий, огнем горящий, но не совсем внятный. ЛГ богу предлагает напиток из огня и вина, чтобы он выпил в память о тех, кого сам же убил потопом? «Если тебе не забыть эти числа» - вроде бы, это сам Ной забыть чисел не может, а не бог - о его страданиях ничего не сказано.
Но всё равно выразительно.
ПС А какова жертва Ноя, заявленная в названии? Не поняла, увы мне. Предположения есть, но не озвучиваю из-за малой уверенности в их точности.
Да не огорчится автор из-за моих придирок: стихотворение считаю самым сильным на данном этапе конкурса. Доработать бы – и вообще здорово будет.
Оценка 7
Всем спасибо!
Опубликовано: 07/06/14, 03:10
| Просмотров: 1098 | Комментариев: 6
Но если быть честной, то это я с исправлениями от команды Так что всё наоборот: стаж большой, а потенциала нетути... :))))
Ну, тут дело в названии - Ной принёс жертву уже после того, как вода ушла, когда причалил, так сказать Но земля долго сохнет, я так думаю... А жертву приносят, сжигая
О долине не подумала. Буду думать о замене. по поводу дня пути тоже подумаю, хотя пока не чувствую: для меня-то там просто пропущены слова
Ы-ы-ы-ы... Это для меня почти самая главная строчка... Не знаю, что делать
Эта строка для меня – подгон под последующую рифму.
Самое интересное, что с этого всё и началось... В смысле идея :))) Нет, это не подгонка, это скрытая ирония, типа
Жертва Ноя - кроме известных чистых зверушек, ещё и придуманное им вино
Остальное буду править потихоньку, спасибище, Юля!
Ну, Таня, этого можно было ожидать)
И не надо про отсутствие потенциала (уж Вам ли быть в печали!)
Хорошо, если мои заметки навели на какие-то нужные мысли. Рада стараться
И спасибо за коммент)
Ты считаешь, что "Феминистку" стоит дописать? Сделать, тысызыть, более развёрнутой?
Обязательно Такая классная концовка - требует
Правда, переход к ковчегу мне кажется и так обоснованным, зачем разжевывать очевидное. А вот общую связность рассказа увеличить бы стоило (имхо).