Месяц назад в Школе критиков начался новый проект под условным названием "Дуэль критиков".
Критики были разделены на пары. Каждой паре я послал два стихотворения на разбор. Я старался выбирать стихотворения новых авторов (недавно пришедших на сайт). По одному из этих стихотворений первый критик делает "разбор плюс" (т.е. концентрируется на достоинствах произведения), а второй, соответственно, "разбор минус" (т.е. концентрируется на недостатках произведения). А по другому стихотворению – роли меняются.
Слово "дуэль" здесь, возможно, не совсем хорошо подходит... но звучит красиво;) А не подходит, потому что "дуэлянты" даже не знали с кем они, собственно, "сражаются", т.е. не знали второго критика из своей пары.
Ну что ж, а теперь пришло время опубликовать разборы каждой пары критиков. Не все сразу, а постепенно:) А вы можете оценить работу критиков, высказывая мнения... или даже определяя – кто из критиков и по какому стихотворению "победил", на ваш взгляд:)
Вот устроить бы всем холокост, Кто талдычит опять и опять: «Разрешите ПОДНЯТЬ этот тост...» Или «Можешь мне денег ЗАНЯТЬ?» Я б таких в нечистоты макал, Чтобы прочно вдолбили в умы: Поднимают не тост, а БОКАЛ! И берут не занять, а ВЗАЙМЫ! И ещё чтоб запомнили впрок, Навсегда, до доски гробовой, Что не жмут при стрельбе на КУРОК, Нажимают КРЮЧОК спусковой. Ну такую подчас ерунду Изрекут, что звереешь нутром: Не в ДВУХТЫСЯЧ каком-то году! А в ДВЕ ТЫСЯЧИ первом, втором... Чтоб невежества сгладить печать, Привыкайте к нормальным словам... Что за фраза «ЗА ВАМИ скучать...»? Не «за вами»! (убил бы!) ПО ВАМ! Ну и раз уж у нас всё равно Разговор получился прямой, То запомните, так, заодно – Не МОЁ день рожденья, а МОЙ! Я про звОнишь-звонИшь и молчу, Про цепОчки и цЕпочки тож... Кто не ведает правил - к врачу! Что к врачу... В хирургию! Под нож! Не коверкайте, люди, язык, Не вносите в него диссонанс, Ибо снова скатиться на рык У потомков появится шанс...
Татьяна Погодина в роли "Критик плюс"
В первую очередь хочется отметить злободневность темы и подкупающую эмоциональность монолога – возможно, какой-нибудь безграмотный товарищ, ознакомившись с данным стихотворением, убоится и примется соблюдать нормы языка, на котором глаголет. Следом – выбор слов и выражений, оставляющий явное впечатление, что автор сего не изнеженный эстет, падающий в обморок от любого неверно поставленного ударения, а самый обыкновенный человек, у которого, что называется, накипело. И в завершение скажу: нарушений ритма не обнаружила, и рифмы все – точные.
***
Алекс Фо в роли "Критик минус"
На эту же больную тему разрешите процитировать Габриэля:
У нас с тобой не то, что было встарь. Любовь ушла, настало время прений. Ты говоришь: "УглУбить". "КиновАрь". Как больно. Ты не знаешь ударений.
Меж нами истончилась счастья нить; былого не вернуть, как ни пытайся... Я "дОговор" ещё могу простить, но в горле ком от слова "ходатАйство".
Не говори, что это лишь слова. Ведь люди мы. И не пришли со свалок. От слова "квАртал" я дышу едва, и убивает начисто "катАлог".
Я мог бы, видно, стать и глух, и нем, и притворяться долго и умело... Я в целом терпеливый, но зачем, скажи, зачем ты забеременЕла?! (с)
И, как говорится, почувствуйте разницу! Легкость и ирония Габриэля, вызывающая улыбку и сочувствие – и жесткое растянутое менторство в данном случае, удручающее своей натянутостью и искусственностью в подборе слов. По сути – можно долго рассуждать о метонимиях, поэтических переносах, просторечиях, диалектизмах, солецизмах и прочих интересных штуках, которыми запросто можно оперировать как в разговорной, так и литературной речи. Здесь же крест инквизиции поставлен на всех отступлениях от нормы без исключений и оправданий) Но не это главное… с идеей спорить не стоит – конечно, автор в целом прав, к речи надо относиться бережнее. Но если учишь других ею пользоваться правильно – то «урок» сам должен быть безупречен в речевом отношении. А если еще и в стихах – то это эквилибристика вдвойне. А здесь – набор мыслей-фраз, кое-как связанных друг с другом не по смыслу, композиционно и логически, а абы как, для рифмы и ритма, в итоге получается болезненно-многословное и довольно примитивное, иногда очень спорное в плане построения предложений капание на мозг. Фактически, почти половина слов – костыли-втычки, не несущие значимой смысловой нагрузки. О единстве образного ряда и стилистической однородности даже речи не идет. Графическое акцентирование капсом – это вообще визитная карточка начинающих сочинителей, меня лично морщит давно и сразу. В общем, не вдаваясь в подробности и без ловли блох – агрессивная, простая и плоская, как блин (с), поэтически косноязычная дидактика. ЗЫ. Если что, это не я вносил его в рекомендуемое редакцией)))))))
Плутал автобус долго, бестолков, ломая лед, разбрызгивая грязь, в тени вечерних сумрачных домов, и вдруг навстречу выбежал, кружась, закатом подожженный, алый клен, звенящий, и танцующий, и даже унизанный граненым хрусталем, как люстра из гостиной Эрмитажа…
О этот свет, ворвавшийся как вскрик, стекло и сталь пронзающий насквозь! Он был внезапен. В нем звучал вопрос. Был слышен голос солнца в этот миг.
В корнях деревьев растворялось солнце бесследно, как кристаллик марганцовки, закат висел лиловыми слоями, высокие просветы меж домами он заполнял, как лаборант мензурки, кружился сквер, скамья играла в жмурки, в колдобинах, в осколках луж глазастых смежал глаза и засыпал пустырь, ресницами теней скользя по насту…
И воробей был розов, как снегирь.
Алекс Фо в роли "Критик плюс"
Ох, не умею я хвалить, когда не хочу) В качестве стеба – можно было бы поизвращаться, но хочется ведь более-менее адекватно отозваться, и поругал бы я здесь гораздо больше)) Впрочем, стихотворение не без плюсов, даже без натяжек. Хорошая (порой даже чрезмерно реалистичная) визуализация, интересные эпитеты, небанальные сравнения… Финал приятное впечатление производит, запоминается – причем запоминается именно сочная картинка, это обилие красок и образов. Вполне уверенное владение словом, свободное воображение без оглядки на эклектику и образную связность… В общем, неплохо, и потенциально автор вызывает интерес)
***
Татьяна Погодина в роли "Критик минус"
«Плутал автобус долго, бестолков, ломая лед, разбрызгивая грязь, в тени вечерних сумрачных домов, и вдруг навстречу выбежал, кружась, закатом подожженный, алый клен, звенящий, и танцующий, и даже…»
Насколько я понимаю, на «клён» мы смотрим глазами «автобуса», ну… или ЛГ, в данном автобусе едущего. И вот тут меня смутило деепричастие «кружась». Получается, что автобус заплутал настолько, что объехал этот клён вокруг, да ещё и не один раз, по всей видимости? Да и само по себе сочетание «вдруг навстречу выбежал, кружась, закатом подожженный, алый клен» немедленно породило ассоциацию с субъектом, который таким образом (выбежал – кружась – подожжённый) пытается сбить с себя пламя. То есть, «клён» – практически в панике и ищет помощи у автобуса, которому выбежал навстречу. Дальнейшее «танцующий» проясняет ситуацию, – клён кружился, потому что танцевал, – но, на мой взгляд, не снимает вопроса о кружении клёна, как таковом.
«В тени вечерних сумрачных домов» – и при отсутствии запятой, и при моём понимании, что «сумрачных» здесь, скорее всего, происходит не от «сумрака», а от «мрачности», – нелюдимости, нахохленности этакой строений, – мне всё же кажется, что рядом с «тенью вечерних» это самое «сумрачных» вполне имеет шанс быть принятым за тавтологию. И, следовательно, напрашивается на замену каким-либо более выигрышным определением.
К тому же: Плутал автобус долго, бестолков, ломая лед, разбрызгивая грязь, в тени вечерних сумрачных домов, и вдруг навстречу выбежал, кружась… по инерции строку «и вдруг навстречу выбежал, кружась…» относишь к автобусу, не подозревая пока о том, что появилось второе действующее лицо – клён. Мне кажется, здесь просится пауза, дабы отделить одно от другого: Плутал автобус долго, бестолков, ломая лед, разбрызгивая грязь, в тени вечерних сумрачных домов, | и вдруг навстречу выбежал, кружась, закатом подожженный, алый клен, звенящий, и танцующий, и даже…
«И ВДРУГ навстречу выбежал, кружась, закатом подожженный…», «О этот свет, ворвавшийся как вскрик, стекло и сталь пронзающий насквозь! Он был ВНЕЗАПЕН» показалось, что двукратное упоминание внезапности – перебор. И вдруг, а потом ещё раз, по сути, вдруг… Мне кажется, такое смысловое повторение несколько подтачивает веру читателя во внезапность происходящего, создаёт ощущение, что нас стараются в оной внезапности настойчиво убедить. И та же картина с повторением слова «солнце» в соседних строках: «Он был внезапен. В нем звучал вопрос. Был слышен голос СОЛНЦА в этот миг.
В корнях деревьев растворялось СОЛНЦЕ бесследно, как кристаллик марганцовки…» На мой взгляд, вместо одного из «солнц» здесь, всё же, просится синоним.  
Также обращает на себя внимание и скрежещущее обилие согласных на стыках слов: «выбежаЛ КРужась», «каК ВСКрик», «растворялоСЬ Солнце» и т.д. Равно как и в «Был слышен голос солнца в этот миг» – голос солнца, на мой слух, получился несколько сипящим. Из-за двойного «с»: «голоС Солнца». И неблагозвучны весьма словесные комочки: «каклюстра», «каквскрик»…
«О этот свет, ворвавшийся как вскрик, стекло и сталь пронзающий насквозь! Он был внезапен. В нем звучал вопрос. Был слышен голос солнца в этот миг»
После «О» я бы поставила запятую, так как «о» в данном случае – междометие. И, признаться не поняла: что же за вопрос звучал во вскрике, так как дальнейший текст этого не поясняет. Да и на скамью, играющую в жмурки, мне тоже, честно сказать, фантазии не хватило. С кем (чем) она играла? И каким образом? Схлопывалась, прижимая спинку к сиденью, что ли? Или носилась по скверу с завязанными… чем там скамьи глядят? А ежели просто: то пропадала из вида, то появлялась, – в зависимости от падающего на неё света, – это, опять же, не жмурки. Неудачный, на мой взгляд, образ.
Не знаю, право, стоит ли, – после всего сказанного, – придираться к строчке: «высокие просветы меж домами он заполнял, как лаборант мензурки» но ощущение, что «лаборант мензурки» – это нечто сродни «рыцарю круглого стола» или «волонтёру вечности» у меня присутствует. Тире на месте пропуска сказуемого «он заполнял, как лаборант – мензурки», мне думается, расставило бы всё по местам.
А ещё не увидела необходимости в постоянной смене способа рифмовки. На мой взгляд, подобное только озадачивает при чтении.
Вывод: показалось, что автор в погоне за красивыми оригинальными образами и рифмами увлекается, иногда пренебрегая смыслом и звучанием.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Интересно) На Татьянином разборе поулыбалась)))) Особенно понравился автобус, многократно объехавший клён, и вот это место, про скамью: Схлопывалась, прижимая спинку к сиденью. Прелесть какая))) А в целом согласна, критик-минус меня убедил, возражать практически нигде не хотелось) Алекс, мне кажется, был уж очень строг с первым стихотворением. Это ж полушутка, без наворотов и затей, а не высокопарное назидание потомкам, которое хочется судить по всей строгости закона) Хотя, что ещё делать критику-минус, как не махать хлыстом?)
Дуэлянтам -коллегам - привет! Что-то мене показалось, что у Алекса Фо в роли критик+ совсем не было вдохновения. Зато в роли критик- он был на коне, и я с ним здесь полностью согласна. javascript:// А у Татьяны Погодиной в роли "Критик минус" , наряду с интересными дельными замечаниями, придирки зашкалили. Про "выбежавший клён": Люди, которые много ездят, знают этот эффект, когда дерево или какой-нибудь предмет будто выбегает на дорогу(дорога редко бывает абсолютно прямая, а её извилины порождают всякие оптические эффекты.) "в тени вечерних сумрачных домов", - согласна с автором, а не критиком - это разные качества, вечерние - неравно - сумрачные. А вот этого критик - не заметил: кружился сквер, скамья играла в жмурки, в колдобинах, в осколках луж глазастых смежал глаза и засыпал пустырь, ресницами теней скользя по насту… Смотрите, всё играет в лучах вспыхнувшего солнца, такой оживлямс всеобщий, и на фоне этого - смежал глаза и засыпал пустырь,, с чего бы? визуально я понимаю, могу представить, что пустырь остался в тени и сам собою уснул. Но драматургически - это не вовремя, поперёк такта. Мне как читателю этот момент больше всего не понравился, скомкал впечатление, и даже розовый воробей не спас. Хотя в целом стихотворение понравилось.
"Про "выбежавший клён": Люди, которые много ездят, знают этот эффект, когда дерево или какой-нибудь предмет будто выбегает на дорогу(дорога редко бывает абсолютно прямая, а её извилины порождают всякие оптические эффекты.)" Знаю такой эффект.)Только, где это я к "выбежавшему клёну" придиралась?)) Я придиралась к вызывавшей у меня весьма неоднозначные ассоциации сцепке "выбежал-кружась-подожжённый".
"А вот этого критик - не заметил... Смотрите, всё играет в лучах вспыхнувшего солнца, такой оживлямс всеобщий, и на фоне этого - смежал глаза и засыпал пустырь " Действительно, вспыхнувшего солнца я не заметила: "В корнях деревьев растворялось солнце бесследно, как кристаллик марганцовки, закат висел лиловыми слоями..." мне показалось, что к моменту засыпания пустыря, оно, - солнце, - уже почти совсем растворилось. Ибо даже "слои" не карминные, не огненные, а лиловые уже...
Если клён может выбежать, то он может и покружиться. ) Он горит - оживлЯет всё вокруг, на этом сконцентрировано внимание читателя. Поэтому засыпающий пустырь желательно как-то обусловить. он оказался сам по себе. Просто образ красивый.(это только моё мнение, никому не навязываю)
На Татьянином разборе поулыбалась))))
Особенно понравился автобус, многократно объехавший клён, и вот это место, про скамью:
Схлопывалась, прижимая спинку к сиденью. Прелесть какая)))
А в целом согласна, критик-минус меня убедил, возражать практически нигде не хотелось)
Алекс, мне кажется, был уж очень строг с первым стихотворением. Это ж полушутка, без наворотов и затей, а не высокопарное назидание потомкам, которое хочется судить по всей строгости закона) Хотя, что ещё делать критику-минус, как не махать хлыстом?)
тут? или есть ниша для данной темы?
Что-то мене показалось, что у Алекса Фо в роли критик+ совсем не было вдохновения.
Зато в роли критик- он был на коне, и я с ним здесь полностью согласна. javascript://
А у Татьяны Погодиной в роли "Критик минус" , наряду с интересными дельными замечаниями, придирки зашкалили.
Про "выбежавший клён":
Люди, которые много ездят, знают этот эффект, когда дерево или какой-нибудь предмет будто выбегает на дорогу(дорога редко бывает абсолютно прямая, а её извилины порождают всякие оптические эффекты.)
"в тени вечерних сумрачных домов", - согласна с автором, а не критиком - это разные качества, вечерние - неравно - сумрачные.
А вот этого критик - не заметил:
кружился сквер, скамья играла в жмурки,
в колдобинах, в осколках луж глазастых
смежал глаза и засыпал пустырь,
ресницами теней скользя по насту…
Смотрите, всё играет в лучах вспыхнувшего солнца, такой оживлямс всеобщий, и на фоне этого -
смежал глаза и засыпал пустырь,,
с чего бы?
визуально я понимаю, могу представить, что пустырь остался в тени и сам собою уснул.
Но драматургически - это не вовремя, поперёк такта.
Мне как читателю этот момент больше всего не понравился, скомкал впечатление, и даже розовый воробей не спас. Хотя в целом стихотворение понравилось.
А достоинства заметить - слабо?!
"Про "выбежавший клён":
Люди, которые много ездят, знают этот эффект, когда дерево или какой-нибудь предмет будто выбегает на дорогу(дорога редко бывает абсолютно прямая, а её извилины порождают всякие оптические эффекты.)"
Знаю такой эффект.)Только, где это я к "выбежавшему клёну" придиралась?)) Я придиралась к вызывавшей у меня весьма неоднозначные ассоциации сцепке "выбежал-кружась-подожжённый".
"А вот этого критик - не заметил... Смотрите, всё играет в лучах вспыхнувшего солнца, такой оживлямс всеобщий, и на фоне этого - смежал глаза и засыпал пустырь "
Действительно, вспыхнувшего солнца я не заметила:
"В корнях деревьев растворялось солнце
бесследно, как кристаллик марганцовки,
закат висел лиловыми слоями..."
мне показалось, что к моменту засыпания пустыря, оно, - солнце, - уже почти совсем растворилось. Ибо даже "слои" не карминные, не огненные, а лиловые уже...
Спасибо!))
Он горит - оживлЯет всё вокруг, на этом сконцентрировано внимание читателя.
Поэтому засыпающий пустырь желательно как-то обусловить. он оказался сам по себе. Просто образ красивый.(это только моё мнение, никому не навязываю)