Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Школа критики. Первая дуэль критиков. Татьяна Погодина - Алекс Фо
Обзоры
Автор: ШПМ
Месяц назад в Школе критиков начался новый проект под условным названием "Дуэль критиков".

Критики были разделены на пары. Каждой паре я послал два стихотворения на разбор. Я старался выбирать стихотворения новых авторов (недавно пришедших на сайт). По одному из этих стихотворений первый критик делает "разбор плюс" (т.е. концентрируется на достоинствах произведения), а второй, соответственно, "разбор минус" (т.е. концентрируется на недостатках произведения). А по другому стихотворению – роли меняются.

Слово "дуэль" здесь, возможно, не совсем хорошо подходит... но звучит красиво;) А не подходит, потому что "дуэлянты" даже не знали с кем они, собственно, "сражаются", т.е. не знали второго критика из своей пары.

Ну что ж, а теперь пришло время опубликовать разборы каждой пары критиков. Не все сразу, а постепенно:)
А вы можете оценить работу критиков, высказывая мнения... или даже определяя – кто из критиков и по какому стихотворению "победил", на ваш взгляд:)

Алексей Лис





Стихотворение: "Злобный ликбез" (Igor Alekseev)



Татьяна Погодина в роли "Критик плюс"

В первую очередь хочется отметить злободневность темы и подкупающую эмоциональность монолога – возможно, какой-нибудь безграмотный товарищ, ознакомившись с данным стихотворением, убоится и примется соблюдать нормы языка, на котором глаголет.
Следом – выбор слов и выражений, оставляющий явное впечатление, что автор сего не изнеженный эстет, падающий в обморок от любого неверно поставленного ударения, а самый обыкновенный человек, у которого, что называется, накипело.
И в завершение скажу: нарушений ритма не обнаружила, и рифмы все – точные.

***

Алекс Фо в роли "Критик минус"

На эту же больную тему разрешите процитировать Габриэля:

У нас с тобой не то, что было встарь.
Любовь ушла, настало время прений.
Ты говоришь: "УглУбить". "КиновАрь".
Как больно. Ты не знаешь ударений.

Меж нами истончилась счастья нить;
былого не вернуть, как ни пытайся...
Я "дОговор" ещё могу простить,
но в горле ком от слова "ходатАйство".

Не говори, что это лишь слова.
Ведь люди мы. И не пришли со свалок.
От слова "квАртал" я дышу едва,
и убивает начисто "катАлог".

Я мог бы, видно, стать и глух, и нем,
и притворяться долго и умело...
Я в целом терпеливый, но зачем,
скажи, зачем ты забеременЕла?! (с)

И, как говорится, почувствуйте разницу! Легкость и ирония Габриэля, вызывающая улыбку и сочувствие – и жесткое растянутое менторство в данном случае, удручающее своей натянутостью и искусственностью в подборе слов. По сути – можно долго рассуждать о метонимиях, поэтических переносах, просторечиях, диалектизмах, солецизмах и прочих интересных штуках, которыми запросто можно оперировать как в разговорной, так и литературной речи. Здесь же крест инквизиции поставлен на всех отступлениях от нормы без исключений и оправданий) Но не это главное… с идеей спорить не стоит – конечно, автор в целом прав, к речи надо относиться бережнее. Но если учишь других ею пользоваться правильно – то «урок» сам должен быть безупречен в речевом отношении. А если еще и в стихах – то это эквилибристика вдвойне. А здесь – набор мыслей-фраз, кое-как связанных друг с другом не по смыслу, композиционно и логически, а абы как, для рифмы и ритма, в итоге получается болезненно-многословное и довольно примитивное, иногда очень спорное в плане построения предложений капание на мозг. Фактически, почти половина слов – костыли-втычки, не несущие значимой смысловой нагрузки. О единстве образного ряда и стилистической однородности даже речи не идет. Графическое акцентирование капсом – это вообще визитная карточка начинающих сочинителей, меня лично морщит давно и сразу. В общем, не вдаваясь в подробности и без ловли блох – агрессивная, простая и плоская, как блин (с), поэтически косноязычная дидактика.
ЗЫ. Если что, это не я вносил его в рекомендуемое редакцией)))))))




Стихотворение: " Плутал автобус..." (Михаил Матренин)



Алекс Фо в роли "Критик плюс"

Ох, не умею я хвалить, когда не хочу) В качестве стеба – можно было бы поизвращаться, но хочется ведь более-менее адекватно отозваться, и поругал бы я здесь гораздо больше)) Впрочем, стихотворение не без плюсов, даже без натяжек. Хорошая (порой даже чрезмерно реалистичная) визуализация, интересные эпитеты, небанальные сравнения… Финал приятное впечатление производит, запоминается – причем запоминается именно сочная картинка, это обилие красок и образов. Вполне уверенное владение словом, свободное воображение без оглядки на эклектику и образную связность… В общем, неплохо, и потенциально автор вызывает интерес)

***

Татьяна Погодина в роли "Критик минус"

«Плутал автобус долго, бестолков,
ломая лед, разбрызгивая грязь,
в тени вечерних сумрачных домов,
и вдруг навстречу выбежал, кружась,
закатом подожженный, алый клен,
звенящий, и танцующий, и даже…»


Насколько я понимаю, на «клён» мы смотрим глазами «автобуса», ну… или ЛГ, в данном автобусе едущего. И вот тут меня смутило деепричастие «кружась». Получается, что автобус заплутал настолько, что объехал этот клён вокруг, да ещё и не один раз, по всей видимости?
Да и само по себе сочетание «вдруг навстречу выбежал, кружась, закатом подожженный, алый клен» немедленно породило ассоциацию с субъектом, который таким образом (выбежал – кружась – подожжённый) пытается сбить с себя пламя. То есть, «клён» – практически в панике и ищет помощи у автобуса, которому выбежал навстречу. Дальнейшее «танцующий» проясняет ситуацию, – клён кружился, потому что танцевал, – но, на мой взгляд, не снимает вопроса о кружении клёна, как таковом.

«В тени вечерних сумрачных домов» – и при отсутствии запятой, и при моём понимании, что «сумрачных» здесь, скорее всего, происходит не от «сумрака», а от «мрачности», – нелюдимости, нахохленности этакой строений, – мне всё же кажется, что рядом с «тенью вечерних» это самое «сумрачных» вполне имеет шанс быть принятым за тавтологию. И, следовательно, напрашивается на замену каким-либо более выигрышным определением.

К тому же:
Плутал автобус долго, бестолков,
ломая лед, разбрызгивая грязь,
в тени вечерних сумрачных домов,
и вдруг навстречу выбежал, кружась…

по инерции строку «и вдруг навстречу выбежал, кружась…» относишь к автобусу, не подозревая пока о том, что появилось второе действующее лицо – клён. Мне кажется, здесь просится пауза, дабы отделить одно от другого:
Плутал автобус долго, бестолков,
ломая лед, разбрызгивая грязь,
в тени вечерних сумрачных домов,

|
и вдруг навстречу выбежал, кружась,
закатом подожженный, алый клен,
звенящий, и танцующий, и даже…


«И ВДРУГ навстречу выбежал, кружась, закатом подожженный…», «О этот свет, ворвавшийся как вскрик, стекло и сталь пронзающий насквозь! Он был ВНЕЗАПЕН» показалось, что двукратное упоминание внезапности – перебор. И вдруг, а потом ещё раз, по сути, вдруг… Мне кажется, такое смысловое повторение несколько подтачивает веру читателя во внезапность происходящего, создаёт ощущение, что нас стараются в оной внезапности настойчиво убедить.
И та же картина с повторением слова «солнце» в соседних строках:
«Он был внезапен. В нем звучал вопрос.
Был слышен голос СОЛНЦА в этот миг.

В корнях деревьев растворялось СОЛНЦЕ
бесследно, как кристаллик марганцовки…»

На мой взгляд, вместо одного из «солнц» здесь, всё же, просится синоним.
 

Также обращает на себя внимание и скрежещущее обилие согласных на стыках слов: «выбежаЛ КРужась», «каК ВСКрик», «растворялоСЬ Солнце» и т.д.
Равно как и в «Был слышен голос солнца в этот миг» – голос солнца, на мой слух, получился несколько сипящим. Из-за двойного «с»: «голоС Солнца».
И неблагозвучны весьма словесные комочки: «каклюстра», «каквскрик»…

«О этот свет, ворвавшийся как вскрик,
стекло и сталь пронзающий насквозь!
Он был внезапен. В нем звучал вопрос.
Был слышен голос солнца в этот миг»


После «О» я бы поставила запятую, так как «о» в данном случае – междометие.
И, признаться не поняла: что же за вопрос звучал во вскрике, так как дальнейший текст этого не поясняет.
Да и на скамью, играющую в жмурки, мне тоже, честно сказать, фантазии не хватило. С кем (чем) она играла? И каким образом? Схлопывалась, прижимая спинку к сиденью, что ли? Или носилась по скверу с завязанными… чем там скамьи глядят? А ежели просто: то пропадала из вида, то появлялась, – в зависимости от падающего на неё света, – это, опять же, не жмурки. Неудачный, на мой взгляд, образ.

Не знаю, право, стоит ли, – после всего сказанного, – придираться к строчке:
«высокие просветы меж домами
он заполнял, как лаборант мензурки»

но ощущение, что «лаборант мензурки» – это нечто сродни «рыцарю круглого стола» или «волонтёру вечности» у меня присутствует. Тире на месте пропуска сказуемого «он заполнял, как лаборант – мензурки», мне думается, расставило бы всё по местам.

А ещё не увидела необходимости в постоянной смене способа рифмовки. На мой взгляд, подобное только озадачивает при чтении.

Вывод:
показалось, что автор в погоне за красивыми оригинальными образами и рифмами увлекается, иногда пренебрегая смыслом и звучанием.


Опубликовано: 29/07/14, 03:32 | Просмотров: 1272 | Комментариев: 10
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Интересно)
На Татьянином разборе поулыбалась))))
Особенно понравился автобус, многократно объехавший клён, и вот это место, про скамью:
Схлопывалась, прижимая спинку к сиденью. Прелесть какая)))
А в целом согласна, критик-минус меня убедил, возражать практически нигде не хотелось)
Алекс, мне кажется, был уж очень строг с первым стихотворением. Это ж полушутка, без наворотов и затей, а не высокопарное назидание потомкам, которое хочется судить по всей строгости закона) Хотя, что ещё делать критику-минус, как не махать хлыстом?)
Юлия_Мигита  (29/07/14 20:53)    


Юль, спасибо!)) Я сама, признаться, иногда своего воображения побаиваюсь - как разыграется... ;))))
Татьяна_Погодина  (29/07/14 21:58)    


да нам тока дай чем-нибудь помахать))))
Алекс_Фо  (01/08/14 21:07)    


а где высказываться можно?
тут? или есть ниша для данной темы?
Shah-ahmat  (29/07/14 13:36)    


можно здесь, почему бы и нет:)
Алексей_Лис  (29/07/14 14:14)    


Дуэлянтам -коллегам - привет! smile
Что-то мене показалось, что у Алекса Фо в роли критик+ совсем не было вдохновения.
Зато в роли критик- он был на коне, и я с ним здесь полностью согласна. javascript://
А у Татьяны Погодиной в роли "Критик минус" , наряду с интересными дельными замечаниями, придирки зашкалили.
Про "выбежавший клён":
Люди, которые много ездят, знают этот эффект, когда дерево или какой-нибудь предмет будто выбегает на дорогу(дорога редко бывает абсолютно прямая, а её извилины порождают всякие оптические эффекты.)
"в тени вечерних сумрачных домов", - согласна с автором, а не критиком - это разные качества, вечерние - неравно - сумрачные.
А вот этого критик - не заметил:
кружился сквер, скамья играла в жмурки,
в колдобинах, в осколках луж глазастых
смежал глаза и засыпал пустырь,
ресницами теней скользя по насту…

Смотрите, всё играет в лучах вспыхнувшего солнца, такой оживлямс всеобщий, и на фоне этого -
смежал глаза и засыпал пустырь,,
с чего бы?
визуально я понимаю, могу представить, что пустырь остался в тени и сам собою уснул.
Но драматургически - это не вовремя, поперёк такта.
Мне как читателю этот момент больше всего не понравился, скомкал впечатление, и даже розовый воробей не спас. Хотя в целом стихотворение понравилось.
Александра_Одрина  (29/07/14 11:14)    


походу мы оба больше любим минус))) или стихи такие попались..
Алекс_Фо  (29/07/14 11:31)    


Партия любителей минуса.
А достоинства заметить - слабо?! cool
Александра_Одрина  (29/07/14 12:25)    


Приветствую, Александра!)))

"Про "выбежавший клён":
Люди, которые много ездят, знают этот эффект, когда дерево или какой-нибудь предмет будто выбегает на дорогу(дорога редко бывает абсолютно прямая, а её извилины порождают всякие оптические эффекты.)"

Знаю такой эффект.)Только, где это я к "выбежавшему клёну" придиралась?)) Я придиралась к вызывавшей у меня весьма неоднозначные ассоциации сцепке "выбежал-кружась-подожжённый".

"А вот этого критик - не заметил... Смотрите, всё играет в лучах вспыхнувшего солнца, такой оживлямс всеобщий, и на фоне этого - смежал глаза и засыпал пустырь "
Действительно, вспыхнувшего солнца я не заметила:
"В корнях деревьев растворялось солнце
бесследно, как кристаллик марганцовки,
закат висел лиловыми слоями..."

мне показалось, что к моменту засыпания пустыря, оно, - солнце, - уже почти совсем растворилось. Ибо даже "слои" не карминные, не огненные, а лиловые уже...

Спасибо!))
Татьяна_Погодина  (29/07/14 14:59)    


Если клён может выбежать, то он может и покружиться. )
Он горит - оживлЯет всё вокруг, на этом сконцентрировано внимание читателя.
Поэтому засыпающий пустырь желательно как-то обусловить. он оказался сам по себе. Просто образ красивый.(это только моё мнение, никому не навязываю)
Александра_Одрина  (30/07/14 08:18)