Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Школа критики. Первая дуэль критиков. Люся Мокко - Алексей Абашин (Леший)
Обзоры
Автор: ШПМ
Месяц назад в Школе критиков начался новый проект под условным названием "Дуэль критиков".

Критики были разделены на пары. Каждой паре я послал два стихотворения на разбор. Я старался выбирать стихотворения новых авторов (недавно пришедших на сайт). По одному из этих стихотворений первый критик делает "разбор плюс" (т.е. концентрируется на достоинствах произведения), а второй, соответственно, "разбор минус" (т.е. концентрируется на недостатках произведения). А по другому стихотворению – роли меняются.

Слово "дуэль" здесь, возможно, не совсем хорошо подходит... но звучит красиво;) А не подходит, потому что "дуэлянты" даже не знали с кем они, собственно, "сражаются", т.е. не знали второго критика из своей пары.

Ну что ж, а теперь пришло время опубликовать разборы каждой пары критиков. Не все сразу, а постепенно:)
А вы можете оценить работу критиков, высказывая мнения... или даже определяя – кто из критиков и по какому стихотворению "победил", на ваш взгляд:)

Алексей Лис





Стихотворение: "Точка невозврата" (Геннадий Акимов)



Люся Мокко в роли "Критик плюс"

Признаюсь, как на духу! ) Когда я получила стихотворения для критики-плюс и для критики-минус, я слегка расстроилась… Потому что, мне гораздо проще было бы написать о достоинствах моего «минусового задания» и недостатках «плюсового». Но что поделаешь? Как говорится: работа такая! )) Перечитала я стихи еще разок, вздохнула и… отложила задание. Так и протянула с ним почти до крайнего срока ))

Почему я все это рассказываю? А потому, что один персонаж из стиха для положительной критики все эти десять или даже больше дней так и витал вокруг меня! Эффект этот был совершенно неожиданным, но я будто краем глаза ловила это странное существо в тусклом зеркале на даче, вспоминала о нем, когда выметала паука из кладовки, а один раз он мне даже приснился! Ужос, в общем-то… Речь-то я веду о крабочеловеке, и образ этот получился у автора по-настоящему зримым )) А это, на мой взгляд, признак того, что стих цепляет, что стих удался! Итак, поговорим о достоинствах стихотворения Геннадия Акимова «Точка невозврата».

Начнем с названия. Интригует! Сразу настраивает на серьезный лад, ибо хорошего от точек невозврата ждать обычно не приходится )) И ожидание это текст вполне оправдывает: начинается история не с веселой ноты, а заканчивается и того хуже… Пока читаешь вводные два катрена, успеваешь проникнуться сочувствием к ЛГ, заражаешься его настроением. Кому ж из нас не приходилось испытывать таких чувств? Все очень понятно и узнаваемо: усталость, одиночество, потерянность, возможно, и бессмысленность существования. И средства для того, чтобы пережить все это, у ЛГ просты, хоть и не чудодейственны. Но! Чудеса все-таки начинаются )) И даже если душа ЛГ ссыхается «обезлюдевшей планетой», есть во вселенной и такое, что способно раздвинуть границы и планет, и сознания, и смысла самых простых вещей. Нас приглашают в Путешествие! Хочется верить, что это именно путешествие, а не последний путь ) Хочется сохранить эту позицию наблюдателя, чтобы не потерять свою сущность и не стать одной из этих «теней искаженных лиц»… И спасибо автору, что он эту возможность читателю великодушно предоставляет )) Во всяком случае, я финал восприняла, скорее, как развернутую перед ЛГ картинку, а не как происходящее с ним самим. Хотя… как знать, как знать…

Словом, текст довольно-таки многозначный, многоассоциативный. Эмоции умело нагнетаются к финалу, картинки для этого рисуются масштабные, даже апокалиптичные, заставляют работать воображение, подпитываются красочными деталями. Так и видишь эти «нити звездных рек», сверкающий стратостат и, конечно, гигантского крабочеловека с его раздвинутыми (мама дарагая…) жвалами! Но по мне, так еще страшнее время, которое складывается «в тонкий лист с краями-бритвами...» Просто жуткий образ. Время, способное разрезать своими краями все. Жизнь, вселенную, даже этот неумолимо движущийся неизвестно куда эскалатор… И эта точка невозврата, поставленная в финале как окончательная, неумолимая точка. И точка эта, если я правильно поняла, находится в воле крабочеловека. И все это происходит на наших глазах!

Теперь можно немного успокоиться и сказать пару слов о технике стихотворения. Читается текст легко, ритм четкий, звучание почти везде довольно мелодичное (неудачен жесткий стык в плыЛСТРатостат). Рифмы, скорее, радуют (устои-пустое, дрожала-жвалы, эскалатор-невозврата), хотя есть, на мой вкус, и простенькие (сигаретой-планетой, огня-клешня). Недочетов в грамматике почти нет: единственная претензия к лишним запятым при однородных сказуемых в предложениях «Он тупо дверь в каморку открывал, И понимал: пустое» и «Висел в пространстве крабочеловек, И стягивал клешнёй пространство в точку». Композиция текста работает на то, чтобы увести читателя в пространства, откуда можно и не вернуться. ЛГ-то, к финалу не появляется, так и остается в первых двух катренах, и это наверняка продуманный ход автора.

Словом, работа из тех, что через три минуты после прочтения не забудешь! Допускаю однако, что это у меня такая яркая реакция, потому что темы подобные очень люблю, стилистика мне близка )) Автору – спасибо! Но богомола своего, Геннадий, отзовите, пожалуйста ))) Я ж, в отличие от вашего ЛГ, не курю и практически не пью, но психику имею весьма подвижную, впечатлительную )) А теперь у меня порталы по всему дому, которые пялятся из тусклых рябей… ну, вы понимаете )

***

Алексей Абашин (Леший) в роли "Критик минус"

Здравствуйте!
Скажу сразу, что данное задание оказалось для меня очень сложным. Не знаю почему. То ли звёзды так встали, то ли период такой: «труднописания». В общем, пришлось мне много раз начинать, бросать, переписывать... Не обессудьте, но буду достаточно краток. Как всегда, напомню, что всё нижесказанное является лишь частным мнением и не претендует на истину в последней инстанции.
Итак, стихотворение для «критики -»:

Название с претензией. Текст с претензией. Но нет финала. Автор не оправдывает ожидания читателя. Ведёт, ведёт к чему-то, а в итоге остаётся разочарование. Такое впечатление, что это стихотворение «по мотивам» какого-то другого произведения, но нет даже намёка на него.
В остальном, всё ровно и аккуратно. Но, повторюсь, стихотворение из разряда «только о своём». У читателя не возникает сопереживания, нет отклика. В итоге, произведение становится «проходным»... вряд ли кто-то его запомнит.




Стихотворение: "Астролябия" (Елена Бородина)



Алексей Абашин (Леший) в роли "Критик плюс"

Стихотворение для «критики +»:

Главное, что мне понравилось — это «смелость автора» в интерпретации значения слова «астролябия». В процессе чтения мне действительно становится абсолютно всё равно, что данный прибор не предназначен для «разглядывания гейш»...))) Хотя акцент на этом слове сделан нешуточный (название стихотворения), воспринимаешь это, как необходимое условие для подчёркивания ироничности, лёгкости, несерьёзности произведения. Кстати, название в данном случае играет ещё роль «яркого пятна», которое заставляет обратить внимание на стихотворение, из-за редкости употребления слова.
На самом деле, интересный эффект у данного стихотворения. При том, что сюжет нельзя назвать оригинальным, оно запоминается. Можно, конечно, порассуждать ещё о рифмах, размере, инверсиях... и т.д., и т.п. Но мне кажется, что это необязательно. Стихотворение получилось удачным именно из-за «фишки» с «астролябией».

***

Люся Мокко в роли "Критик минус"

Как критик-минус я должна поработать со стихом Елены Бородиной «Астролябия». Я уже пыталась по зову души, так сказать, чуток «погрызть» Лену за слишком вольное обращение ЛГ с этим астрономическим прибором, а теперь придется догрызать текст с пристрастием ))) Что ж, за дело!

Начну в этот раз не с астрономии, а с географии. Я задумалась: если ЛГ попивает ситро на балконе, а Япония располагается у него «ЗА Курилами», то он должен находиться где-то в районе Камчатки или что там у нас севернее Камчатки и еще суровее? Чукотка? Хорошо, пусть даже Чукотка ) ЛГ на балконе, в дождь и грозу, попивает ситро. Весной дело происходит, сакура в Японии цветет. Надеюсь, что балкон у ЛГ застеклен. А вот какое это время суток? Ведь если примерно в это же время просыпается томная Франция, то с учетом часовых поясов (разница будет часов 11, я полагаю, если не 12, Франция-то томная! Такие рано не просыпаются), то в Японии должно быть уже темно! Или еще темно? )) Значит, астролябия плавным движением руки превращается в прибор ночного видения? ) Ну, в иронических стихах, наверное, все бывает… Автору виднее ))

А теперь все-таки про астрономию. Точнее, про астролябию. Прибор этот, как ни крути его настройки, предназначен (в общем случае) для определения широты, а также времени и продолжительности дня и ночи, но никак не для наблюдений за объектами, находящимися, как я понимаю, далеко за линией горизонта по отношению к ЛГ-наблюдателю. Конечно, можно считать это расширение функций астролябии художественным преувеличением, «игрой слов и смыслов» (С), но в голову приходят куда более простые причины, связанные с поэтической кухней и поиском красивых, нестандартных рифм. А рифмы, что и говорить, хороши! Но снова вопрос: что за ветер напевает романсы Алябьева? Ведь если он «вьется в цветении сакур», то либо Алябьев популярен в Японии, либо сакуры цветут на «суровом Севере». Кстати, о корректности формулировки «виться в цветении» каких-либо деревьев. Можно говорить о ветре, который вьется в цветах, в листве, вьется среди цветущих ветвей, но виться в цветении? Это почти то же самое, что виться в созревании вишен или в распускании почек.

Еще один вопрос о словоупотреблении. Хляби. В тексте это существительное встречается дважды: «Поливают небесные хляби» и «Стали хляби сурового Севера барабанить, как будто, нежнее». В обоих случаях хляби употреблены практически как синонимы дождя, ливня: хляби поливают, хляби стали барабанить. Но верно ли это? Обратимся к словарям.

Толковый словарь Ожегова: ХЛЯБЬ, и, мн. (в одном знач. с ед.) хляби, ей, жен. (стар.). Бездна, глубина. Хляби морские. • Разверзлись хляби небесные (обычно ирон.) о сильном дожде, ливне

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова: хлябь 1. ж. разг.-сниж. 1) Непогода с дождем и слякотью. 2) Жидкая грязь, топь. 2. ж. устар. 1) а) Бездна. б) Водная глубина. 2) Потоки бурлящей воды; стремнина.

Большой Энциклопедический словарь: ХЛЯБЬ — (устаревшее выражение) бездна, водные глубины. Выражение разверзлись хляби небесные о непогоде с дождем и слякотью …

Итак, хлябь – это, по сути, бездна, водная глубина, топь. И только идиома «разверзлись хляби небесные» якобы приравнивает это существительное к ливню, сильному дождю. Приравнивает образно, по смыслу, но никак не по грамматике. И говорить, что хляби поливают, а тем более барабанят, на мой взгляд, некорректно.

Но вернемся к смыслу происходящего в стихотворении. Хляби барабанят нежнее и молнии приглушеннее сверкают отчего? На первый взгляд, это перестраивается восприятие ЛГ: наблюдая прелестные картины в кабинке велорикши, ЛГ иначе воспринимает и непогоду вокруг себя. Но оказывается, в астролябию «смотрят» и молнии! Как же иначе можно понять вот этот фрагмент текста:

Стали хляби сурового Севера
барабанить, как будто, нежнее,

и сверкать приглушеннее молнии,
углядев мимолетную сказку:
уроженку вишневой Японии,
белолицую Джун-синеглазку.


Деепричастие «углядев» здесь относится именно к молниям (а может быть, и к хлябям тоже?). В стихотворении немало чудес, да )) Синеглазые и белолицые японцы – это не чудо, конечно, а малоизвестный факт. Но первая ассоциация, которая возникает у меня при слове «синеглазка» - это популярный у дачников сорт картофеля )) Впрочем, это чисто мои заморочки, я понимаю )) А вот рифма сказку-синеглазку похвалить никак не могу, ибо затерта до дыр. Особенно это портит впечатление на фоне замечательных составных (балконе я – Япония, танце я – Франция).

Извиняюсь за то, что разбор Астролябии получился слегка сумбурным и не структурированным (у меня, видать, тоже нужный ракурс сбился), но все недочеты я могла бы с чистой совестью списать на особенности жанра работы )) Стихотворение заставляет читателя улыбаться! Над приключениями ли ЛГ, над погрешностями ли текста… кому что больше по вкусу! Спасибо за настроение, Лена )) я бы на месте астролябии после такого разбора по винтикам в момент взбунтовалась бы )))


Опубликовано: 12/08/14, 07:03 | Просмотров: 1436 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Сегодня сделала вывод, что я - невероятно везучий человек: уже второй раз попадаю "под дуэль" Что это? Судьба или что?!)))
Прочитала и "хвалительную", и "ругательную" рецензии, осталась... ням-ням... довольна, но! Люся, я Вас загрызу - точу зубы ножовкой) Или, нет! Я на Вас буду по ночам в астролябию смотреть... пристально)
Стихотворение несерьезное, приглашающее взглянуть на мир глазами автора. Использование предметов не по назначению, выкрутасы с временем и географией, нелогичность, сумбур - одним словом, "комедия абсурда"))
Спасибо, господа дуэлянты, тронута, чесслово)
И - вопрос Ведущему. По каким критериям происходит отбор произведений на дуэли?! К чему мне еще готовиться?))) Молоко хоть выдавайте за вредность... критиков)
Елена_Бородина  (12/08/14 22:12)    


Лееена!! на меня? в астролябию?? Ааааа!!! по ночам?? Оооо!!! это ж самая страшная мэсть cool Это вам не жвалы крабочеловека из кладовки ))) я ж так ваще спать перестану! ))

Да понятно, что комедь абсурда ) но я ж на работе, понимаете ли... да еще с партейным заданием ))) Пришлось критиццкие мысли буквально из пальца высасывать biggrin И я была уверена, что вы все поймете правильно )

Может, перейдем на ТЫ? )) ну раз молока за вредность никому не наливают, так мы тут это... брудершафтнем cool У меня вино самодельное есть, подруга недавно угостила ))) вишневое! Астролябию-то настроили? )) видите, какое красиво-вкусное? ))
Люся_Мокко  (12/08/14 22:36)    


здравствуйте, Елена и Люся:)

ну, просто повезло, Елена;) я выбирал стихотворения для критиков у новых (на тот момент) авторов сайта, вот и у Вас взял два;)
а критерии... ну, просто есть что сказать (на мой взгляд);)
правда, с парой стихотворений "Акела промахнулся";) Они слишком... эээ... одноплановые получились для наших целей - либо только хвалить, либо только ругать... но это не с Вашими:)

а готовиться уже не надо, это была последняя дуэль (пара дуэлянтов) из тех, кто захотел поучаствовать в проекте...
ну разве что если повторять будем (вряд ли)... что-нибудь новое придумаем;)

радости вам, Елена и Люся:) и с днём рождения, Елена:) я и не знал, что так попадёт;)
Лис
Алексей_Лис  (13/08/14 07:08)    


Спасибо, Алексей)
Можете брать мои неоднозначные стихи когда Вам вздумается - я не против) Говорю же, везучий человек)
Елена_Бородина  (13/08/14 18:35)    


А все равно буду на вас таращиться, Люся, в астролябию-то... Но - с нежностью теперь уж)))
На "ты"? С удовольствием! Ура!)))
Елена_Бородина  (13/08/14 18:33)